ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-132/2014 от 16.10.2014 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда 1 инстанции

Кольцюк М.А. Дело № 33-163/14

16 октября 2014 года № 2-132/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Калининой Н.Л.,

судей Шепуленко В.В., Поляковой О.А.,

при секретаре Рентот Н.С.,

с участием:

прокурора Талаевой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Анадыре гражданское дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Анадырского районного суда от 24 июня 2014 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления прокурора Анадырского района о признании действия Администрации п.Угольные Копи, выразившегося в издании постановления Главы Администрации п.Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения из указанного списка П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным с момента вынесения решения, и обязании Администрации п.Угольные Копи отменить постановление Главы Администрации п.Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения из данного списка П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказать полностью».

Заслушав доклад судьи Поляковой О.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Анадырского района обратился в Анадырский районный суд с заявлением о признании действия Администрации п.Угольные Копи, выразившегося в издании постановления Главы Администрации п.Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ«Об исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения из указанного списка П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным с момента вынесения решения, и обязании Администрации п.Угольные Копи отменить постановление Главы Администрации п. Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ«Об исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения из данного списка П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование своих требований указал, что постановлением Администрации городского поселения Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ перечисленные выше лица сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи, незаконно, в нарушение пункта 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.02.2013г. № 65, поскольку указанным несовершеннолетним детям не исполнилось 14 лет, и они не включены уполномоченным органом – Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе.

Определением Анадырского районного суда от 27.03.2014г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Департамент социальной политики Чукотского автономного округа, государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» (л.д.10-14 т. 1).

Определением Анадырского районного суда от 03.04.2014г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены законные представители несовершеннолетнего Т.И.В. - С.В.П., С.С.В., несовершеннолетних Г.С.А., Р.С.Ф. - Н.Л.Ф. (л.д.28-32 т. 1).

Определением Анадырского районного суда от 14.04.2014г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены законные представители несовершеннолетнего П.Д.В. - Б.В.В., Б.И.Д., несовершеннолетней Г.В.Д.- О.Н.А. (л.д.64-68 т. 1).

Определением Анадырского районного суда от 05.05.2014г. в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен законный представитель несовершеннолетнего П.Д.В. - Ц.Л.Д. (л.д.88-92 т. 1).

Определением судебного заседания Анадырского районного суда от 02.06.2014г. в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена законный представитель несовершеннолетней В.А.О. - С.Е.П. (л.д.142 т. 1).

По заявленным истцом требованиям судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении на решение суда первой инстанции прокурор, участвующий в деле, указывая на незаконность данного судебного постановления, неправильное применение норм материального права, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора о признании незаконными действий Администрации п.Угольные Копи, выразившихся в издании постановления Главы Администрации п.Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ«Об исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения из указанного списка П.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента вынесения решения, и обязании отменить данное постановление в указанной части.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Талаева О.И. поддержала апелляционное представление по доводам, изложенным в нём, и просила решение суда первой инстанции отменить, а заявление прокурора Анадырского района удовлетворить частично.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (переименованного государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом»), Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, Администрации городского поселения Угольные Копи, заинтересованные лица О.Н.А., С.В.П., С.С.В., С.Е.П., Н.Л.Ф., Ц.Л.Д., П.А.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав прокурора, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционного представления, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Администрации городского поселения Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГиз списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городском поселении Угольные Копи, исключены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконными действий органа местного самоуправления по принятию данного правового акта, суд первой инстанции исходил из того, что федеральным законодателем с 1 января 2013г. право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан исключено, соответственно, у Администрации городского поселения Угольные Копи отсутствует обязанность вести учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Суд указал, что право детей-сирот на постановку в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе, не зависит от факта учета таких граждан в списке граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, а доводы апелляционного представления прокурора об обратном – несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14, п.13 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.ч.1-4 ст.49, ч.ч.1-3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан (ч.1 ст.1 Закона Чукотского автономного округа №15-ОЗ от 17.02.2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления Чукотского автономного округа учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма).

Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года упразднено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма. Следовательно, органы местного самоуправления не обязаны вести учет указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах Администрацией городского поселения Угольные Копи правомерно принято оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключены перечисленные в нем дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Оценивая доводы апелляционного представления прокурора о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не достигших к 1 апреля 2013 года 14 лет, коллегия приходит к следующему.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.1 ч.1, ч.3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013г. № 65 (далее – Порядок), предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до вступления в силу Закона Чукотского автономного округа от 27.12.2012г. № 119-ОЗ (до 1 января 2013 года) вносятся в список в срок до 1 апреля 2013 года с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В список включаются дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет.

Таким образом, действующее федеральное и региональное законодательство не предусматривает включение лиц, не достигших возраста 14 лет, в том числе и ранее состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем данные обстоятельства не являются основаниями для учета органом местного самоуправления перечисленной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку, как указывалось выше в настоящем определении, с 1 января 2013 года упразднено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма.

Не основаны на нормах действующего законодательства и утверждения прокурора в апелляционном представлении о том, что факт учета П.Д.В., Г.С.А., Р.С.Ф., Т.И.В., Г.В.Д. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подтверждает их право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Как правильно указал суд первой инстанции, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Чукотского автономного округа от 27.12.2012г. № 119-ОЗ «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе», Порядок не предусматривают такого условия включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, как факт учета данных лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Невнесение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, не достигших 14 лет, и состоявших до 1 января 2013 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, не лишает их права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с новым порядком, введенным с 1 января 2013 года.

Более того, в силу положений ст.49, 52, 57 ЖК РФ органами местного самоуправления ведется учет граждан в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального, а не специализированного найма.

Обобщая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов апелляционного представления прокурора.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Анадырского районного суда от 24 июня 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Л. Калинина

Судьи В.В.Шепуленко

О.А.Полякова