Судья Ботова М.В.
дело № 2-132/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-11888/2021
12 октября 2021 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Мокроусовой Л.Н., Елгиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о взыскании оплаты за сверхурочную работу,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 15 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее – ГУ МВД) о взыскании оплаты за сверхурочную работу за 2017-2020 годы в сумме 205 592 руб.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел, 19 октября 2020 г. уволен и является получателем пенсии по выслуге лет. В период исполнения своих служебных обязанностей он работал сверх установленного времени, режим работы устанавливался графиком сутки через двое. За 2017-2020 годы переработка составила 1002 часа (125 дней), оплату за которую он не получил.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании компенсации за сверхурочную работу за 2017-2019 годы, нарушении истцом установленного порядка получения компенсации за 2020 год.
Суд принял решение о взыскании с ГУ МВД в пользу ФИО1 денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год в размере 29 713 руб. 20 коп., в удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что судом не устанавливалось соблюдение истцом условий для получения денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, предусмотренных Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, и Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65, - наличие волеизъявления, выраженного в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 апреля 2021 г. решение Копейского городского суда Челябинской области от 15 января 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ МВД – без удовлетворения (л.д. 218-227).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 апреля 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (л.д. 252-253).
При новом рассмотрении дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда, в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 1 сентября 1994 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, со 29 марта 2017 г. - в должности <данные изъяты> Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД (л.д.18-20, 150-151 том 1).
19 октября 2020 г. ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел на основании приказа ГУ МВД от 14 октября 2020 г. № по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (л.д.16 том 1).
При увольнении ФИО1 выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, компенсация за 10 неиспользованных дополнительных дней отпуска за выполнение служебных обязанностей по вредных условиях за 2018 год, за 10 неиспользованных дополнительных дней отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях за 2019 год.
Табелями учета служебного времени сотрудников Центра временного содержания подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что в 2017 года истцом исполнялись служебные обязанности сверх нормы служебного времени в количестве 79 часов, в 2018 году - 8 часов, в 2019 году - 130 часов, в 2020 году - 137 часов (л.д.100-142 том 1).
С рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2017 года по 2020 годы ФИО1 в период службы не обращался.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации за сверхурочную работу за период с 2017 год по 2019 год, суд на основании заявления ответчика пришел к выводу о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, поскольку иск направлен им по почте 6 ноября 2020 г., тогда как о нарушении своего права на получение указанной компенсации истец должен был знать по истечении каждого календарного года. В данной части решение суда сторонами не оспаривается и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Частично удовлетворяя исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год, суд первой инстанции пришел к выводу, что он имеет право на получение указанной компенсации за 2020 год в размере 29 713 руб. 20 коп., исходя из предельного количества сверхурочной работы, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, и среднечасового денежного довольствия истца.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) регламентированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4)нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5)нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
В соответствии с частями 6, 10 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в редакции, действующей до увольнения истца, (далее – Порядок от 1 февраля 2018 г. № 50).
В соответствии с пунктами 274, 284, 285 Порядка от 1 февраля 2018 г. №50 в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Пунктом 290 Порядка от 1 февраля 2018 г. №50 предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
В силу пункта 293 Порядка от 1 февраля 2018 г. №50 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно пунктам 56, 58, 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министра внутренних дел России от 31 января 2013г. № 65 и действовавшего до 10 мая 2021 г., сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год. На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. При этом в соответствии с указанным Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка от 19 октября 2012г. №961 и пункта 285 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Как следует из документов, исследованных в суде апелляционной инстанции, ФИО1 обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а именно о предоставлении отгулов за ранее отработанное время: 25 апреля 2020 г., 30 октября 2018 г., (л.д. 204-206 том 1).
ФИО1 обращался с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за 2020 год и дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях труда за 2020 год с 15 марта 2020 г. (л.д.13 том 2). Также истец обращался с рапортом о предоставлении ему основного отпуска за 2020 год с 7 сентября 2020 г. (л.д. 14 том 2). В рапортах о предоставлении отпусков за 2020 год истец не просил предоставить дополнительные дни отдыха за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени.
В соответствии с листом беседы с начальником ОК УРЛС ГУ МВД ФИО1 доведены положения, касающиеся пособий и денежных выплат в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, о чем поставил собственноручную подпись (л.д.147-148 том 1).
При обращении в октябре 2020 г. с рапортом об увольнении со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ, ФИО1 также не указал о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (л.д.15 том 2).
Таким образом, в период службы в органах внутренних дел истец в установленном порядке не обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха или выплате денежной компенсации.
Доказательств уважительности причин, препятствующих обращению истца в период службы в органах внутренних дел с рапортом о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в суд первой и апелляционной инстанции истцом не представлено.
Как следует из объяснений истца в суде апелляционной инстанции, он имеет высшее юридическое образование, ему известен предусмотренный Федеральным законом и приказами МВД России порядок предоставления компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в период службы он не обращался с рапортом о выплате такой компенсации, препятствий и злоупотребления правом со стороны ответчика подать такой рапорт не было.
Указание истца в суде апелляционной инстанции о том, что он не обратился с рапортом о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в связи с тем, что ему не было известно о количестве дней (часов) отработанных им сверхурочно, эти документы получены только по запросу суда, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку истец имел возможность обратиться с рапортом без указания количества часов переработки, доказательств того, что он обращался с таким рапортом и он не был принят ответчиком, в суд не представлено.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что 6 ноября 2020 г., то есть через непродолжительное время после увольнения, ФИО1 направил исковое заявление в суд, в котором указал продолжительность сверхурочной работы за спорный период – 1002 часа (125 дней), следовательно, у него была информация и он мог в период службы обратиться в установленном порядке с рапортом о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Таким образом, истцу было известно о наличии права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде дней отдыха или денежной компенсации, но до увольнения со службы в органах внутренних дел он своим правом не воспользовался, к отпуску дни отдыха присоединить не просил, в рапорте об увольнении о выплате компенсации не указал.
Каких-либо обстоятельств со стороны ответчика, создававших препятствия истцу в реализации своего права на выплату компенсации в установленном порядке, либо свидетельствующих о злоупотреблении им правом, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Учитывая изложенное, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имелось.
На основании изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 15 января 2021 г. отменить в части удовлетворения исковых требований о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о взыскании оплаты за сверхурочную работу за 2020 год.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2021 г.