ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1332/2023 от 03.10.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ 89RS0001-01-2023-001507-08

Дело №2-1332/2023

Апелл. дело №33-2596/2023

Судья Позднякова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В. и Козловой М.В.

при секретаре Бибиковой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Матвейчук Натальи Андреевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Матвейчук Натальи Андреевны к департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании незаконным отказа в выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Матвейчук Н.А. обратилась с иском к Департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании незаконным отказа в выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указала, что ее мать ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) проживала <адрес> УССР, который относится к населенным пунктам, относящимся к территориям радиоактивного загрязнения, и отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

22.11.1988 Ус С.С. выехала из <адрес>ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь (после вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ изменила фамилию на Матвейчук Н.А., далее - Матвейчук Н.А.) Таким образом Матвейчук Н.А. на момент добровольного выезда ее матери из населенного пункта, отнесенного к зоне отселения, находилась в состоянии внутриутробного развития.

04.05.2023 Матвейчук Н.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения ЯНАО с заявлением о выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения (пункт 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Решением Департамента социальной защиты населения ЯНАО от 10.05.2023 Матвейчук Н.А. отказано в выдаче удостоверения, поскольку она не относится к категории граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и не имеет права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.

Полагала отказ Департамента социальной защиты населения ЯНАО в выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, незаконным, поскольку она, являясь ребенком, находившимся в момент добровольного выезда ее матери Ус С.С. по 22.11.1988 из зоны отселения в состоянии внутриутробного развития (Матвейчук Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ), на основании пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и имеет право на получение названного удостоверения.

Матвейчук Н.А. также приводила доводы о том, что 28.05.2020 Департаментом социальной защиты населения ЯНАО принято решение о выдаче ее матери Ус С.С. удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение.

В судебном заседании истец Матвейчук Н.А участия не принимала.

Представитель ответчика Сорочинский А.О. административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Судом принято решение в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением от 11 сентября 2023 года судебная коллегия по административным делам суда ЯНАО перешла к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, передала дело в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное рассмотрение.

Определением судьи суда ЯНАО от 14 сентября 2023 года дело принято к производству суда.

В апелляционной жалобе административный истец Матвейчук Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент социальной защиты населения ЯНАО просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика Сорочинский А.О. в заседании суда апелляционной инстанции просил жалобу отклонить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся сторон на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Обращаясь с исковыми требованиями, истец указала, что ее матери Ус С.С., как добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение из <адрес> с 26 апреля 1986 года по 22 ноября 1988 года выдано удостоверение АО .

В период беременности Ус С.С. состояла на учете в Рокитновской женской консультации Ровненской области с 20 сентября 1988 по 25 декабря 1988 года. Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.Новый Уренгой.

Матвейчук Н.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения ЯНАО с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылькой АЭС.

Решением Департамента социальной защиты населения ЯНАО от 10.05.2023 Матвейчук Н.А. отказано в выдаче удостоверения, поскольку она не относится к категории граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и не имеет права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.

По мнению Матвейчук Н.А., отказ ответчика в выдаче специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является незаконным, поскольку она, будучи ребенком, находившимся в момент переселения ее матери Ус С.С. из зоны отселения в состоянии внутриутробного развития (Матвейчук Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ), на основании пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение указанного удостоверения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришел к выводу, что Матвейчук Н.А. не относится к гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы, как следствие, у нее возникло право на получение удостоверения.

Между тем, коллегия с такими выводами согласиться не может, поскольку основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что мать Матвейчук Н.А. - Ус С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) и впоследствии проживала в населенном пункте - <адрес>, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие данной катастрофы.

Ус С.С., будучи беременной, выехала из зоны отселения - <адрес> на новое место жительства в Российскую Федерацию. ДД.ММ.ГГГГ года у Ус С.С. родилась дочь Матвейчук Н.А.

2 июля 2020 года Департаментом социальной защиты населения ЯНАО Ус С.С. было выдано удостоверение единого образца как лицу, выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселения (л.д. 17).

Матвейчук Н.А. обратилась вДепартамента социальной защиты населения ЯНАО с заявлением о выдаче специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которое получила отказ.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с частью первой статьи 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (статья 49 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 статьи 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

В силу части первой статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие этого закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть вторая статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано (часть первая статьи 8 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Зона отселения в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0,1 Ки/кв. км (часть первая статьи 9 названного закона).

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом (часть вторая статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Является установленным, что <адрес> является населенным пунктом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного закона.

Согласно пункту 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца (часть одиннадцатая статьи 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее также - Порядок).

Пунктом 2 Порядка определено, что удостоверение выдается, в частности, гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В пункте 3 Порядка содержится норма о том, что удостоверение по форме, предусмотренной приложением N 1 к этому порядку, оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Как следует из приведенного выше правового регулирования, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, установлены гарантии как возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, так и гарантии предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства.

Меры социальной поддержки, предусмотренные названным законом, гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся, в частности, с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 6 части первой статьи 13 этого закона отнесены:

- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;

- граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

К гражданам, поименованным в пункте 6 части первой статьи 13 названного закона, относятся и дети, в том числе дети, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 декабря 2017 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" указал, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статьи 9 и 27 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац четвертый пункта 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 г. N 273-О и от 1 марта 2007 г. N 26-О).

Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения - в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного закона (абзацы второй и третий пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, которые подверглись непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения, пункт 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" причисляет к лицам, выехавшим из этих зон, детей, находившихся в момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.

Исходя из того, что моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (часть первая статьи 53 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами (абзацы первый и второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абзац первый пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для граждан, в том числе выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей, находившихся в момент выезда их матерей в состоянии внутриутробного развития, подтверждается специальным удостоверением единого образца, выдаваемым гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд первой инстанции не учел, что пунктом 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к категории подвергшихся воздействию радиации граждан, на которых распространяется действие названного закона, отнесены не только граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, но и выехавшие из этих зон добровольно, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.1 постановления от 13 декабря 2017 г. N 40-П, использование законодателем в пункте 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" термина "эвакуация" для обозначения способа выезда с территории зоны отселения женщины, вынашивавшей ребенка, в целях решения вопроса о признании такого ребенка после его рождения гражданином, выехавшим из зоны отселения, не может исключать присвоения ему указанного статуса и в том случае, если его мать покинула зону отселения не в порядке эвакуации, а в порядке переселения, в том числе добровольного.

Поскольку мать Матвейчук Н.А.- Ус С.С. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) проживала в населенном пункте - с. Сновидловичи Рокитновского района, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие данной катастрофы и отнесенного к соответствующей зоне последующего отселения, и в момент выезда матери с территории этой зоны Матвечук Н.А. находилась в состоянии внутриутробного развития, то в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом радиационное воздействие на организм Матвейчук Н.А. было равным радиационному воздействию на организм ее матери. В связи с этим Матвейчук Н.А. имеет право на получение специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производное от права ее матери.

Суд же первой инстанции, не применив к спорным отношениям положения статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по смыслу которых во взаимосвязи с нормой пункта 6 части первой статьи 13 этого закона равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом, имеют как граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, откуда население подлежит обязательному отселению, так и граждане, выехавшие в добровольном порядке с остальной территории зоны отселения, сделал неправильный вывод о том, что потому как мать Ус С.С. не была эвакуирована, а выехала добровольно из населенного пункта, не относящегося к зоне отчуждения или к зоне отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, то истец не пострадала в равной мере с гражданами, которые проживали на территории зоны отчуждения или тех населенных пунктов зон отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, и подверглись максимальному воздействию радиации, следовательно, Матвейчук Н.А. не относится к гражданам, поименованным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

При этом суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что матери Ус С.С. Департаментом социальной защиты было выдано удостоверение единого образца гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселения, и ввиду того, что в момент выезда матери из зоны отселения истец находилась в состоянии внутриутробного развития, ее статус как ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не может отличаться от статуса матери (Ус С.С.) как гражданина, переселенного из зоны отселения. Иное привело бы к нарушению конституционного принципа равенства, который гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права.

Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 23 мая 2022 года №18-КГ22-26-К4.

Исходя из приведенного является неправомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Матвейчук Н.А. к Департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании незаконным отказа в выдаче специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на выдачу такого удостоверения и об обязании выдать данное удостоверение.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 330 ГПК РФ является основанием для отмены и принятии нового решения об удовлетворение иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 года отменить, принять новое решение.

Признать незаконным отказ департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа в выдаче Матвейчук Наталье Андреевне специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Обязать департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа выдать Матвейчук Наталье Андреевне специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Председательствующий Р.В. Старовойтов

Судьи И.В. Кайгородова

М.В. Козлова