ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1338/2021 от 05.04.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-1338/2021 председательствующий-судья Мастерова О.Н.

УИД № 32RS0004-01-2021-001754-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1147/2022

гор. Брянск 05 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Апокиной Е.В.,

судей областного суда Бобылевой Л.Н., Кулешовой Е.В.,

при секретаре Смольняковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Управления образования Брянской городской администрации по доверенностям ФИО1 и представителя третьего лица Брянской городской администрации по доверенности ФИО2 на решение Володарского районного суда города Брянска от 20 декабря 2021 года по делу по иску прокурора Володарского района г.Брянска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска, Управлению образования Брянской городской администрации о понуждению к совершении действий.

Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Володарского района г.Брянска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка требований безопасности в образовательных учреждениях Володарского района г.Брянска, в ходе которой, 15 ноября 2021 года установлено, что в здании МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска оконные блоки не оборудованы замками безопасности (отсутствуют замки безопасности на 30 оконных блоках). В связи с чем, с учетом уточнения просил обязать Управление образования Брянской городской администрации профинансировать образовательное учреждение денежными средствами, необходимыми для оборудования в здании образовательного учреждения оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», а также обязать МБДОУ детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска оборудовать в здании образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Володарского района г.Брянска Новикова Н.В. поддержала уточненные исковые требования и доводы в их обоснование, указав, что в соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Представитель ответчиков ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что согласно действующему законодательству требования к безопасной эксплуатации, в том числе к наличию замков безопасности, должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных блоков и отражены в паспорте изделия или в общем документе на эксплуатацию здания, тогда как МБДОУ детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска был введен в эксплуатацию в 2015 году, реконструкция указанных зданий и капитальный ремонт не проводились. Кроме того, требования, указанные в ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», распространяются на изготовителей оконных и балконных блоков, в связи с чем, образовательное учреждение и Управление образования Брянской городской администрации являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу. Актом обследования образовательного учреждения, составленным при участии сотрудников МЧС, полиции, органов ГИБДД, подтверждается факт готовности образовательного учреждения к учебному году, каких-либо нарушений членами комиссии установлено не было. Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 установлены требования для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, однако в соответствии с приказом №161 от 01 сентября 2021 года на воспитателей и младших (помощников) воспитателей МБДОУ детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска возложена ответственность за жизнь и здоровье детей в группах, поэтому дети без присмотра не остаются. Более того, ГОСТ 23166-2021 и ранее действовавший ГОСТ 23166-99 не включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержденный Приказом Госстандарта от 02.04.2020 № 687.

Представитель третьего лица Брянской городской администрации в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.

Решением Фокинского районного суда города Брянска от 14 октября 2021 года исковые требования прокурора Володарского района г.Брянска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. Постановлено: обязать Управление образования Брянской городской администрации в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить образовательному учреждению МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска денежные средства, необходимые для оборудования в здании образовательного учреждения оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия»; Обязать МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска оборудовать в здании образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств.

В апелляционных жалобах представители ответчиков Управления образования Брянской городской администрации по доверенностям ФИО1 и Брянской городской администрации по доверенности ФИО2 просят решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Полагают, что указание на наличие детского замка безопасности на оконных блоках должно содержаться в проектной документации на здание, и отражено в паспорте изделия. Требования к обеспечению безопасности оконных блоков зданий детских учреждений должны быть установлены в нормативных документах на проектирование. Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в п. 11.30 СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», которые введены в действие с 18 февраля 2017 года. Обращают внимание, что применение детских замков безопасности регламентируются п. 6.3.1. ГОСТ 23166-2021, требования которого необходимо соблюдать для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых. Считают, что требование к оконным блокам в зданиях, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г., являются незаконными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска, третьего лица Брянской городской администрации, ответчика Управления образования Брянской городской администрации, прокурор не явились. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Протоколом № 136-П от 29 января 2021 года Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. N 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.

Согласно п. 1 ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей.

В силу п. 6.1.1 ч. 6 ГОСТ 23166-2021 «Требования к безопасной эксплуатации и обслуживанию. Общие требования к безопасной эксплуатации оконных и балконных блоков» оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно п. 6.3.1 ч. 6.3 «Обеспечение безопасности детей при эксплуатации оконных блоков в жилых и общественных зданиях» для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:

применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;

- применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;

- детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;

- детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т. е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

Судом установлено, что прокуратурой Володарского района г.Брянска проведена проверка требований безопасности в образовательных учреждениях Володарского района г.Брянска, в ходе которой установлено, что в здании МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска оконные блоки не оборудованы замками безопасности.

30 апреля 2021 года в адрес начальника Управления образования Брянской городской администрации внесено представления об устранении вышеуказанных нарушений.

Согласно ответу начальника Управления образования Брянской городской администрации от 27 мая 2021 года руководителям всех образовательных учреждение Володарского района г.Брянска дано указание по приведению доукомплектования оконных блоков блокирующими устройствами (замками безопасности) до 01 августа 2021 года. Данные мероприятия будут проведены с привлечением бюджетных и внебюджетных средств, а также за счет средств бюджета, образовавшихся с экономии при проведении торгов за 1 полугодие 2021 года. По факту выявленных нарушений проведена административно-разъяснительная работа с руководителями образовательных учреждений, им указано на недопущение указанных в представлении нарушений. Заместители руководителей по АХР, лица, ответственные за содержание и безопасную эксплуатацию зданий образовательных учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в виде замечания. Инженерной службе ЦБ У Володарского района г.Брянска указано на строгое исполнение требований при осуществлении закупок и монтажа оконных блоков в образовательных учреждениях. Управлением образования Брянской городской администрации осуществляется контроль организации и проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений в образовательных учреждениях Володарского района г.Брянска.

В соответствии с актом обследования МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска от 15 ноября 2021 года на момент проведения проверки пластиковых оконных блоков, обладающих функцией распашного открытия, установлено, что замки безопасности отсутствуют на 30 оконных блоках.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» безопасные условия обучения детей обеспечены не в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении к совершению действий, выразившихся в оборудовании в здании МБДОУ детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиям п. 6.3.1 ГОСТ 23166- 2021.

При этом доводы представителей ответчиков о том, что требования ГОСТ 23166-2021 распространяются на изготовителей оконных блоков, в связи с чем Управление образования Брянской городской администрации и МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд отклонил поскольку пункт 1 ГОСТ 23166-2021 устанавливает общие требований не только к изготовлению оконных блоков, но и к их применению.

Ссылаясь на ст. 206 ГПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 1, 2.4 Положения об Управлении образования Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года N 981, учитывая, что Управление образования Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, обеспечивающим, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, может быть истцом и ответчиком в суде, к задачам Управления относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений города Брянска, обустройство прилегающих к ним территорий, принимая во внимание особенности порядка финансирования образовательных учреждений, финансового положения МБОУ Гимназия № 4 г.Брянска, сроки подготовки и оформления необходимых нормативно-правовых документов для выполнения указанных требований, наличия нарушений безопасности жизни и здоровью детей, которые могут повлечь пагубные последствия, нарушить установленные законом права и интересы неопределенного круга лиц, суд посчитал необходимым установить для Управления образования Брянской городской администрации срок для выделения денежных средств, необходимых для оборудования в здании образовательного учреждения оконных блоков замками безопасности - три месяца, для МБДОУ Детский сад №21 «Десняночка» для оборудования в здании образовательного учреждения оконных блоков замками безопасности - три месяца с момента выделения денежных средств.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

02 декабря 1999 года Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) был принят ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», введенный в действие с 01 января 2001 года, область применения которого – на оконные и балконные дверные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Требования настоящего стандарта являются обязательными (кроме оговоренных в тексте стандарта как рекомендуемые или справочные).

В целях обеспечения детских, дошкольных и школьных учреждений безопасными условиями пребывания детей, в вышеуказанный ГОСТ 23166-99 было внесено изменение № 1, утвержденное Приказом Росстандарта от 17.03.2016 N 168-ст, введенное в действие с 01 сентября 2016 года, согласно которому п. 5.1.8 был изложен в новой редакции:

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Вместо ГОСТ 23166-99, Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации на основании протокола № 136-П от 29 января 2021 года принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Вопреки доводам представителей ответчиков, с учетом вышеприведенных положений закона, оконные блоки в детских, дошкольных и школьных учреждениях должны быть приведены в соответствие с требованиями ГОСТ 23166-2021 независимо от даты ввода здания учреждения в эксплуатацию, а также независимо от проведения реконструкции или капитального ремонта.

Все доводы апелляционных жалоб сводятся к позиции, ранее занятой ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства.

Судом не принят во внимание довод представителя ответчиков о том, что в силу приказа №161 МБДОУ детский сад №21 «Десняночка» г.Брянска на воспитателей и младших (помощников) воспитателей возложена ответственность за жизнь и здоровье детей в группах, в связи с чем, дети не остаются без присмотра воспитателей или помощников воспитателей, так как данное обстоятельство объективно не свидетельствует о невозможности несанкционированного открывания оконного блока ребенком и, как следствие, его выпадения из оконного проема.

Довод представителей ответчиков на отсутствие ГОСТ 23166-2021 в перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815, а также в перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном Приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687 (в редакции от 20.04.2020), также является необоснованным, поскольку на основании приказа Росстандарта от 19.05.2021 № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 ноября 2021 года, то есть до утверждения вышеуказанных перечней.

При таких обстоятельствах, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда города Брянска от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Управления образования Брянской городской администрации по доверенностям ФИО1 и представителя третьего лица Брянской городской администрации по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Володарский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Е.В.Апокина

Судьи Л.Н.Бобылева

Е.В.Кулешова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено

08 апреля 2022 года.