ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1338/2021 от 11.08.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Тищенко Г.Н.

№ 33-2087-2021

51RS0003-01-2021-001348-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

11 августа 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Брандиной Н.В.

судей

ФИО1

при секретаре

ФИО2

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

№ 2-1338/2021 по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 29 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что 11 декабря 2019 г. она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).

Решением пенсионного органа от 24 марта 2020 г., с учетом дополнительного решения от 22 июля 2020 г. истице отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По подсчетам ГУ - УПФР в г. Мурманске специальный стаж истицы составил 20 лет 10 месяцев 19 дней, при требуемом не менее 25 лет.

Полагая, что при исчислении специального стажа пенсионный орган необоснованно не включил отдельные периоды ее работы, нахождения на курсах повышения квалификации, а также период обучения, ФИО4 просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды:

- обучение в Калязинском филиале Тверского педагогического училища с 1 сентября 1993 г. по 28 июня 1996 г.;

- работа в Клубе Юных Техников в должности руководителя кружка со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г.;

- работа в детском саду-яслях № 14 в должности музыкального руководителя с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г.;

- нахождение на курсах повышения квалификации 25 и 29 апреля 2016 г.

Просила обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11 января 2020 г.

Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 удовлетворены частично.

Суд обязал ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске включить в педагогический стаж ФИО4 периоды нахождения на курсах повышения квалификации 25 апреля 2016 г. и 29 апреля 2016 г., период работы в должности руководителя кружка в Клубе Юных Техников со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г., период работы в детском саду-яслях № 14 в должности музыкального руководителя с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г.

В удовлетворении требований ФИО4 к ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске о включении в педагогический стаж периода учебы в Калязинском филиале Тверского педагогического училища с 1 сентября 1993 г. по 28 июня 1996 г., о назначении досрочной страховой пенсии - отказано.

С ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске в пользу ФИО4 взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске ФИО6 просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о включении в педагогический стаж периодов работы истицы со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г., с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г. и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что период работы истицы со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г. в должности руководителя Кружка Юных Техников Профкома №3 Теркома профсоюзов Краснознаменного Северного флота не может быть включен в специальный стаж, поскольку учреждение и должность не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Указывает, что ни действующим в настоящее время указанным выше Списком работ, профессий…, ни ранее действующими Списками.., утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов работы в должности «руководитель кружка».

Полагая неправомерным включение в специальный стаж периода работы истицы с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г. в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях № 14, указывает, что согласно пункту 5 Правил № 781 периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Однако в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Отмечает, что должность «музыкальный руководитель детского сада» включена в Список профессий и должностей работников народного образования лишь постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067. Ранее действовавшим Списком должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 указанная должность предусмотрена не была.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Поскольку решение суда обжалуется только в части удовлетворения исковых требований ФИО4 о возложении на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности руководителя кружка в Клубе Юных Техников со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г. и в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях № 14 с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г., законность и обоснованность выводов суда в остальной части в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда в оспариваемой части по доводам жалобы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (здесь и далее, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе, применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае - педагогической деятельности в учреждениях для детей).

Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно применил к спорным отношениям приведенные нормативные положения, устанавливающие возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости только тем лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей и правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения настоящего спора.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО4 11 декабря 2019 г., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей), обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ - УПФР в г. Мурманске № * от 24 марта 2020 г., с учетом принятого во изменение решения от 22 июля 2020 г., ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

По расчетам пенсионного органа продолжительность стажа педагогической деятельности ФИО4 составила 20 лет 10 месяцев 19 дней.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, пенсионный орган не засчитал, в том числе:

- период работы со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г. в должности руководителя кружка Клуба Юных Техников Профкома № 3 Теркома профсоюзов Краснознаменного Северного флота, так как учреждение и должность не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781;

- период работы с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г. в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях № 14, так как согласно пункту 5 Правил № 781 периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Документально норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад) не подтверждена.

Разрешая требования ФИО4 о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорного периода работы со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г., суд первой инстанции исходил из того, что нормами действующего в спорный период законодательства работа в должности руководителя кружка Клуба Юных Техников подлежала включению в стаж педагогической деятельности и учитывалась при назначении досрочной пенсии.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и его правовым обоснованием по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 2 сентября 1991 г. ФИО7 принята в Профком № 3 Мурманской области на должность руководителя кружка Клуба Юных техников, работала с детьми дошкольного возраста, уволена 12 марта 1993 г. по собственному желанию.

В спорный период со 2 сентября 1991 г. по 12 марта 1993 г. действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, установленный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Этим же Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно пунктам 1, 2, 4 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятом в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

При этом согласно разделу 1 Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической работы работников просвещения, являющегося приложением N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования, утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 г., в числе "наименования должностей" содержится должность руководитель кружка, в числе "наименования учебных заведений, учреждений, организации" содержится - "внешкольные детские учреждения".

Примерным перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 г. № 280, центр (Дом, клуб) технического творчества; станция (Дом, клуб) юных техников относились к внешкольным учреждениям. Должность руководителя кружка (коллектива) согласно постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 7 января 1977 г. N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" является педагогической.

Согласно пункту 4 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, время работы, указанной в абзаце 2 пункта 2 данного Постановления засчитывается в стаж работы по специальности только в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии, бесспорно включенные ответчиком в педагогический стаж периоды работы составляли 20 лет 10 месяцев 19 дней, вышеуказанные требования пункта 4 Положения соблюдались (2/3 стажа от 25 лет - 16 лет 08 месяцев).

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорный период работы истицы, в связи с чем доводы в апелляционной жалобе, направленные на оспаривание указанных выводов суда, отмену решения не влекут.

Оспаривая правомерность вывода суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода работы истицы с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г. в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях № 14, податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие документального подтверждения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а также ссылается на то, что должность «музыкальный руководитель детского сада» отсутствует в ранее действовавшем Списке должностей, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными ввиду следующего.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, такая должность, как "музыкальный руководитель", не предусмотрена.

Между тем разъяснением Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) от 17 мая 1960 г. N 19, было определено, что по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).

В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренных указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.

Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, не предусматривал музыкальных руководителей (музыкальных работников), однако в соответствии с пунктом 3 указанного постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Указанный пункт постановления утратил силу с 1 октября 1993 г.

Таким образом, работа в качестве музыкального руководителя подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 1 октября 1993 г.

Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 39) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., и в силу пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги..., утвержденных указанным постановлением, подлежала зачету в специальный стаж при условии выполнения установленной нормы педагогической нагрузки.

Таким образом, в период с 1 октября 1993 г. по 1 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Указанный пробел в законодательстве был устранен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение..., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с которыми работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 5). Таким образом, работа в должности музыкального руководителя (музыкального работника) может быть включена в специальный стаж в период после 1 октября 1993 г. только при условии выполнения нормы педагогической нагрузки.

При таком положении выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов работы истицы с 22 марта 1993 г. по 14 июня 1993 г. не противоречат установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод в жалобе о том, что Перечнем должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, должность музыкального руководителя не была предусмотрена, не может быть принят во внимание, так как основан на неправильном толковании норм материального права.

На основании приказа Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 г. N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя. Согласно разъяснению Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г. N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1). Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".

Указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления педагогического стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 1 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Оснований не применять указанные нормативные акты при разрешении настоящего спора в силу положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию заявителя с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, а потому не могут служить поводом к отмене оспариваемого решения.

Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены решения суда в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 29 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: