ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-133/20 от 01.09.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Мучицина Н.О. № 33-1338/2020

дело № 2-133/2020

УИД 60RS0001-01-2019-009474-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2020 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Спесивцевой С.Ю.

судей Игошина В.Е., Дмитриевой Ю.М.

при секретаре Никандровой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Островского городского суда <****> от (дд.мм.гг.),

выслушав доклад судьи ФИО12, объяснения ФИО2 и ее представителя ФИО8, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) ФИО9, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование иска пояснила, что на ее обращение от (дд.мм.гг.) решением пенсионного органа от (дд.мм.гг.) ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от (дд.мм.гг.) №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с непредоставлением документа, удостоверяющего личность и наличие гражданства Российской Федерации. Отказ в назначении пенсии считала незаконным, ограничивающим реализацию права на пенсионное обеспечение по возрасту, поскольку представленный ею паспорт гражданина СССР образца 1974 года, несмотря на отсутствие фотографии по достижении 45 - летнего возраста, в силу действующего законодательства является действительным и подтверждает личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству. Произвести замену паспорта гражданина СССР образца 1974 года она не желает по религиозным убеждениям. Ссылаясь на статьи 7, 17, 19, 39 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», пенсионное законодательство, просила суд признать отказ незаконным и назначить страховую пенсию по старости с 5 сентября 2019 года.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) ФИО7 исковые требования не признала, указала, что представленный ФИО2 паспорт гражданина ФИО1, выданный на ее имя, в силу действующего законодательства является недействительным, как не отвечающий требованиям ранее предусмотренного порядка документирования паспортом гражданина ФИО1, не может быть принят в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина и подтверждающего гражданство Российской Федерации. Иные документы, удостоверяющие личность, ФИО2 в пенсионный орган не представлялись.

Решением Островского городского суда <****> от (дд.мм.гг.) в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО2 просит об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. Анализируя законодательство Российской Федерации о гражданстве, положения Федерального закона «О страховых пенсиях», Указ Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года №1226, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, заявитель считает, что паспорт гражданина СССР, в котором по состоянию на 6 февраля 1992 года имеются сведения о регистрации, подтверждает гражданство Российской Федерации. Полагает, что, поскольку в настоящее время отсутствует Федеральный закон об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, то паспорт гражданина СССР действителен до его замены на паспорт гражданина Российской Федерации или до решения вопроса о прекращении действия паспортов СССР федеральным законом. Указывает на то, что пенсионный орган наделен полномочиями и обязанностью по проверке и истребованию всех документов, необходимых для установления пенсии, а также в случае возникновения сомнений вправе сделать соответствующие запросы в компетентные органы. Ссылаясь на правоприменительную практику судов, указывает на неверный вывод суда о недействительности паспорта гражданина СССР в связи с отсутствием фотографической карточки по достижении возраста 45 лет. Обращает внимание на отсутствие оценки суда объективным причинам невозможности получения паспорта образца 1995-1997 годов по религиозным и гражданским убеждениям; на отсутствие в решении оснований, по которым суд отверг представленные доказательства о принадлежности к гражданству Российской Федерации; на нарушение отказом суда в восстановлении нарушенных пенсионным органом прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В возражения на апелляционную жалобу представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) считает, что решение суда не противоречит требованиям норм материального права.

В суде апелляционной инстанции ФИО2 и ее представитель ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <****> (межрайонное) ФИО9, ссылаясь на законность решения суда, просила оставить его без изменения.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет.

В силу части 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 53 Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство Российской Федерации, предусмотрен паспорт гражданина Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на обращение ФИО2 от (дд.мм.гг.) решением пенсионного органа от (дд.мм.гг.) отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность и наличия гражданства Российской Федерации (л.д. 119-121 том 1).

Из содержания решения усматривается, что для назначения пенсии ФИО2 в качестве документа, удостоверяющего ее личность, представлен паспорт гражданина ФИО1 образца 1974 года, который пенсионным органом не принят в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя ввиду его недействительности по причине отсутствия оформления фотографии по достижении возраста 45 лет.

Постановляя решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Согласно пункту 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 установлено, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.

При этом конкретные сроки замены паспорта гражданина СССР данным Указом не определены.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, паспорт гражданина СССР образца 1974 года был назван в числе документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, если паспорт содержит либо указание на гражданство Российской Федерации, либо вкладыш, свидетельствующий о наличии гражданства, либо штамп прописки по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года (подпункт «д» пункта 45 Положения).

Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года №1226 в пункт 45 названного Положения внесены изменения, которые исключают паспорт гражданина СССР образца 1974 года из числа документов, удостоверяющих гражданство России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет - до достижения 20-летпего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижению 20- летнего и 45- летнего возраста паспорт подлежит замене.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность гражданина и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Судом установлено, что паспорт ФИО2 выдавался в соответствии Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677, когда срок действия паспорта не ограничивался. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел в паспорта вклеивались новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имевшие таких фотографических карточек, являлись недействительными (п. 5 Положения о паспортной системе в СССР).

В силу статьи 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего закона.

Таким образом, если паспорт образца 1974 года выдан в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677, оформлен надлежащим образом, в частности, содержит фотографические карточки гражданина по достижении им 45-летнего возраста на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» - 1 июля 2002 года, вкладыш к паспорту, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации, то он является действительным до даты его фактической замены и может удостоверять личность гражданина Российской Федерации.

Поскольку паспорт гражданина СССР образца 1974 года, предъявленный Пискуновой В.В. в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, не содержит фотографической карточки по достижению истцом 45-летнего возраста, то, исходя из Положения о паспортной системе в СССР, он является недействительным и не может расцениваться как документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации в целях реализации права на пенсионное обеспечение, исходя из требований, предъявляемых к такому документу действующим законодательством.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы со ссылками на сведения похозяйственной книги (л.д. 55 том 1), свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, удостоверенное нотариусом (л.д. 233 том 1), не опровергают вывода суда, основаны на неверном толковании норм материального права.

Указание в апелляционной жалобе на нарушение прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации являются неубедительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 сентября 2019 года №2293-О, установление требования о предоставлении лицом в рамках реализации его пенсионных прав в качестве гражданина Российской Федерации органу, уполномоченному осуществлять назначение страховой пенсии, паспорта гражданина Российской Федерации как документа, введенного в действие в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»), включая право на пенсионное обеспечение, не может, тем более с учетом требований действующего законодательства к содержанию паспорта гражданина Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»), не допускающих возможности наличия в паспорте гражданина символики, оскорбляющей религиозные чувства граждан, рассматриваться как направленное на игнорирование и нарушение права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьи 14, 19 (части 1 и 2) и 28), а также как нарушение иных конституционных прав.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и оснований для отмены его по доводам апелляционной жалобы не находит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Островского городского суда Псковской области от 18 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Третий кассационный суд обшей юрисдикции через Островский городской суд Псковской области.

Председательствующий С.Ю. Спесивцева

Судьи В.Е. Игошин

Ю.М. Дмитриева

Копия верна:

Судья

Псковского областного суда С.Ю. Спесивцева