ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1349/20 от 14.10.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья .. дело № 2-1349/2020

дело № 33-3319/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Костиной Л.И.,

судей Егоровой И.В., Лапшиной Л.Б.,

при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

апелляционные жалобы Астраханской таможни, Южного таможенного управления

на решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2020 года

по делу по иску ФИО1 к Южному таможенному управлению ФТС России, Астраханской таможне о признании решений, приказа незаконными, обязании возвратить денежные средства, передать учетное дело,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что являясь сотрудником таможенных органов, был принят на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 17 декабря 2014 года уволен со службы в таможенных органах, на дату увольнения имел специальное звание полковник таможенной службы и выслугу лет 24 года 2 месяца 5 дней. Протоколом заседания комиссии Южного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации № 3 от 24 сентября 2019 года ему определена сумма выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1879058 рублей 02 копейки. С данным протоколом не согласен. Полагает, что при определении суммы комиссией не учтены его специальное звание (полковник таможенной службы), дающее право на дополнительную общую площадь 15 кв.м., и выслуга лет (24 года 2 месяца 5 дней). Учетное дело было направлено в Южное таможенное управление ФТС России в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками таможенных органов единовременной социальной выплаты. Считает, что, поскольку на момент обращения в комиссию Астраханской таможни являлся сотрудником таможни и проходил службу в таможенных органах, а впоследствии был уволен со службы с правом на пенсию, то комиссия ЮТУ должна была учесть вышеуказанные обстоятельства на дату составления расчета и принятия решения по выплате. Кроме этого, расчет и протокол заседания комиссии в его адрес не направлены. Об их наличии ему известно не было. В связи с чем был вынужден обратиться к ответчику с письменными заявлениями, ответы на которые поступили 8 и 13 февраля 2020 года, в этой связи ранее он был лишен возможности обратиться в суд. Просит признать решение комиссии Южного таможенного управления ФТС России от 24 сентября 2019 года, утвержденное протоколом № от 24 сентября 2019 года, в части ФИО1 об отказе применения в расчете права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв.м, сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковник таможенной службы, и выслуги 24 года 2 месяца 5 дней и расчет Астраханской таможни от 2 августа 2019 года размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемое сотруднику ФИО1 в части отказа применения в расчете права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв.м, сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковник таможенной службы, и выслуги лет 24 года 2 месяца 5 дней незаконными. Признать за ним право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв.м, как сотруднику, которому присвоено специальное звание полковник таможенной службы, и выслуги лет 24 года 2 месяца 5 дней, для применения в расчете размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно­-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы ГПС и таможенных органов РФ». Обязать Южное таможенное управление и Астраханскую таможню произвести перерасчет социальной выплаты с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв.м, как сотруднику, которому присвоено специальное звание полковник таможенной службы, и выслуги лет 24 года 2 месяца 5 дней, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно изменял исковые требования и окончательно их сформулировав, просил признать решение комиссии Южного таможенного управления ФТС России от 24 сентября 2019 года, оформленное протоколом № от 24 сентября 2019 года, в части внесения предложения начальнику Южного таможенного управления о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1879058 рублей 02 копейки незаконным; признать решение комиссии Астраханской таможни, оформленное протоколом от 23 июля 2019 года, в части направления в Южное таможенное управление документов на очередника - пенсионера таможенной службы ФИО1 и расчет Астраханской таможни от 2 августа 2019 года размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотруднику (гражданину) ФИО1 в размере 1879058 рублей 02 копейки незаконными; признать приказ начальника ЮТУ от 3 декабря 2019 года № 226-П «О выплате ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотруднику (гражданину) ФИО1, в размере 1879058 рублей 02 копейки» незаконным; признать решение Астраханской таможни, оформленное протоколом от 24 декабря 2019 года № 5 о снятии с учета ФИО1 незаконным; обязать ФИО1 возвратить денежные средства в сумме 1879058 рублей 02 копейки ЮТУ ФТС России; обязать Южное таможенное управление ФТС России и Астраханскую таможню направить документы - учетное жилищное дело ФИО1 по последнему месту службы в Минераловодскую таможню для принятия решения по выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования.

Представитель ответчиков Астраханской таможни, Южного таможенного управления, третьего лица Федеральной таможенной службы ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Минераловодской таможни в судебное заседание не явился.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционных жалобах, содержащих аналогичные доводы, Астраханская таможня, Южное таможенное управление ставят вопрос об отмене принятого решения по основаниям нарушения норм материального и процессуального права. Указывают, что применительно к спорным правоотношениям обстоятельствами имеющими значение для дела является то, что после 11 марта 2014 года истец не являлся сотрудником Астраханской таможни. Пребывание его на учете в Астраханской таможне было возможно только как уволенного с правом на пенсию. На момент увольнения ФИО1 не имел специального звания «полковник таможенной службы» и той выслуги лет, которую он указывает в иске. При расчете размера единовременной социальной выплаты отсутствовали правовые основания для учета права на дополнительную площадь. Размер данной выплаты рассчитан в соответствии с требованиями пункта 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов с учетом последнего места службы (Астраханской таможни). О поступлении на службу в Минераловодскую таможню истец в Астраханскую таможню не сообщил, не предпринял мер, направленных на уведомление комиссии Астраханской таможни о том, что является действующим сотрудником таможенных органов, с заявлением о снятии с учета в комиссию Астраханской таможни не обращался. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты является постоянно действующим коллегиальным органом, а не структурным подразделением таможенного органа, в связи с чем не владеет информацией о трудоустройстве сотрудников. Постановка на учет и снятие с вышеуказанного учета носят заявительный характер. Обязывая Астраханскую таможню направить учетное дело по месту службы истца, суд фактически признает действия Астраханской таможни правомерными. Данные выводы суда вступают в противоречие с отменой судом решения о снятии истца с соответствующего учета в Астраханской таможне. Такое решение влечет необоснованное восстановление истца в очереди на социальную выплату и нарушение прав иных лиц, состоящих на таком учете. Вывод суда о применении пункта 8 Правил не обоснован, в данном случае подлежит применению пункт 17 Правил.

В возражениях на апелляционные жалобы ФИО1 считает доводы апелляционных жалоб несостоятельными, принятое по делу решение – законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционные жалобы Минераловодская таможня полагает доводы жалобы обоснованными, а решение суда - незаконным.

На заседание коллегии представитель Минераловодской таможни не явился, извещен, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Южного таможенного управления, Астраханской таможни, Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО3, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя Астраханской таможни ФИО4, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 октября 2013 года на основании заявления решением комиссии от 30 декабря 2013 года ФИО1, являясь сотрудником таможенных органов, поставлен на учет Астраханской таможней для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

11 марта 2014 года истец уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации на основании приказа Астраханской таможни от 5 марта 2014 года по выслуге срока службы (23 года 7 месяцев 21 день), дающего право на пенсию. Вместе с тем на учете в таможне истец продолжал состоять с 12 марта 2014 на основании пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам таможенных органов для приобретения или строительства жилого помещения Астраханской таможни № от 23 июля 2019 года принято решение о направлении в Южное таможенное управление документов на очередника - пенсионера таможенной службы ФИО1, включая расчет Астраханской таможни от 2 августа 2019 года размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотруднику (гражданину) ФИО1 в размере 1879058 рублей 02 копейки.

На заседании комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам таможенных органов для приобретения или строительства жилого помещения Южного таможенного управления от 24 сентября 2019 года (протокол № 2) принято решение внести начальнику ЮТУ предложение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 в размере 1879058 рублей 02 копейки с учетом звания подполковник и выслуги лет 23 года 7 месяцев 21 день.

Приказом Южного таможенного управления № 226-П от 3 декабря 2019 года истцу предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в вышеуказанном размере.

Протоколом заседания комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № от 24 декабря 2019 года истец снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 обосновывает свои требования тем, что при рассмотрении вопроса о предоставлении ему единовременной социальной выплаты, комиссией не учтены его специальное звание «полковник таможенной службы» и выслуга лет – 24 года 2 месяца 5 дней, что повлияло на размер социальной выплаты.

Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с доводами иска.

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм права, поскольку судом неверно определены юридически значимые обстоятельства.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях грудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв.м. сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание (пункт 19 Правил).

Пунктом 14 упомянутых Правил установлено, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.

На основании подпункта «в» пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами.

Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.

В целях настоящих Правил показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации применяются исходя из места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник (пункт 17 Правил).

Принимая решение о предоставлении единовременной социальной выплаты, Южное таможенное управление исходило из предоставленных на комиссию документов, свидетельствующих о нахождении истца на пенсии по выслуге лет (23 года), звания «подполковник таможенной службы».

Выражая несогласие с указанным решением, истец ссылается на наличие у него выслуги 24 года 2 месяца 5 дней с учетом срока службы в Минераловодской таможне и специального звания «полковник таможенной службы».

Удовлетворяя требования истца, районный суд сослался на необходимость применения пункта 8 упомянутых Правил, согласно которым при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.

Между тем, указанные положения пункта 8 Правил в данном случае не применимы ввиду того, что истец был уволен из Астраханской таможни, а не переведен в иной таможенный орган. Сведения о поступлении истца на службу в Минераловодскую таможню у комиссии Астраханской таможни отсутствовали. На момент увольнения из Астраханской таможни ФИО1 не имел специального звания полковника таможенной службы и выслуги в 24 года 2 месяца 5 дней, в этой связи у таможни отсутствовали правовые основания для учета права на дополнительную площадь, предусмотренную пунктом 19 вышеуказанных Правил.

Размер единовременной социальной выплаты истцу рассчитан с учетом последнего места службы (Астраханская таможня), что соответствует требованиям 14 Правил.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным решений ответчиков в части, касающейся размера выплаты.

В соответствии с пунктом 10 Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФТС России от 18 июня 2013 года № 1111, Комиссия вносит начальнику регионального таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты.

Комиссия ЮТУ рассмотрела документы истца, представленные Астраханской таможней, проверила наличие условий, необходимых для предоставления единовременной социальной выплаты и 24 сентября 2019 года приняла решение внести начальнику ЮТУ предложение о предоставлении единовременной социальной выплаты ФИО1 в размере 1879058 рублей 02 копеек. Указанная сумма истцу была перечислена.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правила, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном Правилами.

Следовательно, снятие лица с учета нуждающихся в жилых помещениях после получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения не противоречит Правилам, а поэтому решение суда в этой части об обратном нельзя признать законным.

Выводы суда об обоснованности иска со ссылкой на тот факт, что Астраханская и Минераловодская таможни входят в единую систему федерального органа исполнительной власти - ФТС России, и финансируются за счет бюджетных средств, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Действительно, главным распорядителем бюджетных средств является ФТС России. Однако этот орган делегирует полномочия по распоряжению выделенных бюджетных средств региональным таможенным управлениям.

Из представленных материалов дела усматривается, что Астраханская и Минераловодская таможни находятся в подчинении различных таможенных управлений, а поэтому выводы суда в этой части являются несостоятельными.

В соответствии с Приложением к приказу ФТС России от 8 октября 2009 года № 1849 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе явному распорядителю средств федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России» Южное таможенное управление является распорядителем средств федерального бюджета, подчиненным ФТС России, а подчиненные ЮТУ таможни являются получателями средств федерального бюджета.

Распределение средств федерального бюджета, выделенных региональному таможенному управлению на предоставление единовременной социальной выплаты, а также между подчиненными управлению таможнями осуществляется в рамках полномочий распорядителя средств федерального бюджета с учетом, как количества лиц, состоящих на учете, так и показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам региона деятельности таможенного органа.

Учитывая требования пункта 17 Правил финансирование и расчет размера и лимита бюджетных обязательств Астраханской таможней осуществляется исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам Российской Федерации и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья - места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник, то есть субъекта Российской Федерации, относящегося к Южному федеральному округу.

Поскольку ФИО1 состоял на учете в Астраханской таможне, то размер единовременной социальной выплаты рассчитывался исходя из рыночной стоимости жилья по Астраханской области.

Таким образом, у комиссии Астраханской таможни не имелось законных оснований для расчета размера единовременной социальной выплаты исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по иному субъекту Российской Федерации.

Проанализировав вышеприведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доказательств наличия законных оснований для удовлетворения иска при установленных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось, в этой связи решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Южному таможенному управлению ФТС России, Астраханской таможне о признании решений, приказа незаконными, обязании возвратить денежные средства, передать учетное дело отказать.