ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-134/19 от 22.10.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Сафронов А.Ю. дело №33-9745/2019 (№2-134/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2019 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего

судей

при секретаре

Вегель А.А.,

ФИО1, ФИО2,

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 13 августа 2019 года по делу

по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчика создать или выделить рабочие места для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников в срок не позднее ДД.ММ.ГГ.

Требования обоснованы не выполнением УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) обязанности по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов, не принятии локальных актов о создании, выделении, резервировании рабочих мест для инвалидов, среднесписочная численность работников в котором на ДД.ММ.ГГ составила *** человек.

Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 13 августа 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) обязано создать или выделить рабочие места для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников в срок не позднее ДД.ММ.ГГ.

С УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) взыскана в пользу местного бюджета - муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края государственная пошлина в сумме 300 руб.

Оспаривая постановленный судебный акт, ответчик просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не наделено правом выполнять мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Только Пенсионный фонд РФ уполномочен утверждать, менять штатное расписание подведомственных ему территориальных органов.

В оспариваемом решении суд ссылается на Приказ Управления Алтайского края по труду и занятости населения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, тогда как прокурор в иске его не приводит, в ходе рассмотрения дела данный приказ не был предметом рассмотрения и в рамках данного акта не была дана оценка фактическим обстоятельствам дела.

Судом установлено исполнение Управлением обязанности по направлению информации в службу занятости и трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой.

Фактически среднесписочная численность работников составила *** человека, а не *** как указано судом.

Ссылаясь на п.3.6 Приказа от ДД.ММ.ГГ*** полагает необоснованным вывод суда, что фактическое трудоустройство инвалидов нивелирует обязанность работодателя по созданию соответствующей квоты.

Понятие резервирование, закрепленное в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1, является альтернативной мерой по соблюдению установленной квоты и фактическом трудоустройстве инвалидов в размере квоты.

Судом не дана оценка тем обстоятельствам, что согласно штатному расписанию количество должностей, для которых не установлены профессиональные стандарты менее 35 человек, что вообще не предполагает квотирование рабочих мест.

Вывод суда о том, что в качестве исполнения решения суда требуется только принятие ведомственного акта, регламентирующего рассматриваемый вопрос, без фактического принятия на работу либо увольнения, свидетельствует о формальном подходе при рассмотрении данного дела. Резервирование рабочих мест путем принятия локального акта является правом работодателя.

Прокурор в письменных возражениях просил оставить жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО4, поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель третьего лица ГУ- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО5, просила об отмене решения суда. Прокурор Мищенко Е.Ю. в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены оспариваемого решения суда, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) в силу п.1 Положения о Государственном учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное), утвержденного постановлением Правления ПФР от ДД.ММ.ГГ*** является территориальном органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление в своей деятельности подчиняется непосредственно ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (п.3 указанного Положения).

В силу п.14 Положения штатное расписание Управления утверждается управляющим Отделением.

Начальник Управления согласно п.15.3, п.15.4 Положения в установленном порядке заключает, изменяет и прекращает (расторгает) трудовые договоры с работниками Управления, вносит предложения управляющему Отделением о численности и штатном расписании Управления.

Согласно изменений, внесенных в штатное расписание приказом от ДД.ММ.ГГ***, количество штатных единиц в УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края с ДД.ММ.ГГ составило ***.

В информации о выполнении квоты приема на работу инвалидов за ДД.ММ.ГГ по УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонному), представляемой в ЗН УСЗН Змеиногорского района, среднесписочная численность работников организации за отчетный период и для расчета квоты составила ***; численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда – *** человек; численность работников организации с инвалидностью на конец отчетного периода (в том числе сверх установленной квоты) – ***; сведения об установленном количестве квотируемых рабочих мест для инвалидов – ***; численность инвалидов, работающих в счет квоты на начало отчетного года – ***; количество свободных (вакантных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов на конец отчетного периода – ***; количество рабочих мест, предполагаемых к выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов дополнительно к установленной квоте – ***. Локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных, выделенных и зарезервированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов нет.

В ДД.ММ.ГГ среднесписочная численность работников организации увеличилась и составила *** человека. Иные сведения не изменились, что следует из информации о выполнении квоты приема на работу инвалидов за ДД.ММ.ГГ по УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонному) представляемой в ЗН УСЗН Змеиногорского района.

В ДД.ММ.ГГ среднесписочная численность работников организации уменьшилась и составила *** человека. Численность работников организации с инвалидностью на конец отчетного периода (в том числе сверх установленной квоты) – ***; сведения об установленном количестве квотируемых рабочих мест для инвалидов – ***; численность инвалидов, работающих в счет квоты на начало отчетного года – ***.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ст.ст.13, 25), Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.ст.20, 21, 24), а также Закона Алтайского края от 6 июля 2006 года №59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов», Приказа Управления Алтайского края по труду и занятости населения Алтайского края от 13 мая 2013 года №10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края», установив бездействие со стороны ответчика по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, исходя из следующего.

В соответствии абз.6 п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности инвалидов.

Статьей 13 данного закона установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов (п.1). Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п.2).

В силу абз.2 п.3 ст.25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В подп.2, 3 ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящем для трудоустройства инвалидов.Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ч.1 ст.21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно подп.1 абз.2 ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

В Законе Алтайского края от 6 июля 2006 года №59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» установлено, что работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере четырех процентов к среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Под квотой в Приказе УТЗН Алтайского края от 13 мая 2013 года №10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края» понимается минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, с учетом рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Рабочие места, на которых работают инвалиды на момент установления квоты приема на работу инвалидов, засчитываются в счет установленной квоты (п.2.3 данного Приказа).

В п.2.5 данного Приказа определено, что выполнением квоты приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте приема на работу инвалидов, на созданные или выделенные рабочие места.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, что предусмотрено п.3.1 Приказа УТЗН Алтайского края от 13 мая 2013 года №10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края».

Работодатели при невыполнении квоты приема на работу инвалидов могут самостоятельно осуществлять резервирование рабочих мест путем принятия локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей (п.3.6 данного Приказа).

По смыслу изложенных положений следует, что установление квоты для инвалидов в зависимости от среднесписочной численности работников организации является одним из мероприятий по обеспечению гарантий трудовой занятости инвалидов. При этом на работодателя возложена обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой с их закреплением в локально-нормативном акте организации, а выполнением квоты является трудоустройство инвалидов в количестве квоты на эти созданные или выделенные места.

Таким образом, установив, что ответчиком обязанность по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов с принятием соответствующего локального акта не выполняется, у суда имелись основания для удовлетворения исковых требований.

Вопреки доводам жалобы неисполнение данной обязанности подтверждается информацией предоставляемой ежемесячно органам службы занятости.

Так, по информации за январь-июнь 2019 года по нулям значатся сведения о количестве свободных рабочих мест для трудоустройства для инвалидов или предполагаемых к выделению (созданию). Отсутствует и локальный акт, содержащий в себе сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов.

Тот факт, что на ДД.ММ.ГГ при среднесписочной численности работников - *** и установленной квоты – *** человека, в организации осуществляет трудовую деятельность *** человека, об исполнении ответчиком обязанности по созданию или выделению рабочих мест не свидетельствует. Как обосновано указано судом первой инстанции сам факт трудоустройства в организации инвалидов не освобождает работодателя по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов с их закреплением в локальном акте. Гарантией трудовой занятости инвалидов является именно специальное выделение из имеющихся в организации рабочих мест для инвалидов, в соответствии с квотой, в данном случае на ДД.ММ.ГГ*** места, либо специальное создание таких мест. При этом наличие таких мест закрепляется на локальном уровне путем издания соответствующего акта. С учетом этого, под выполнением квоты и понимается трудоустройство инвалидов именно на специально выделенных или созданных местах, а не просто принятием их на работу.

Положением о УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) предусмотрено, что начальник наделен функциями заключения, изменения и прекращения (расторжения) трудовых договоров с работниками, а также внесением предложений управляющему Отделением о численности и штатном расписании Управления, а потому ссылка на то, что управление не наделено правом выполнять мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, во внимание не принимается. Управление будучи потенциальном работодателем обязано выполнять предусмотренные законом мероприятия по обеспечению гарантий трудовой занятости инвалидов.

Согласно ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд определяет закон, подлежащий применению, потому ссылка суда в решении на положения Приказа Управления Алтайского края по труду и занятости населения Алтайского края от 13 мая 2013 года №10-01/96, на законность постановленного судебного акта не влияет.

Направление ответчиком информации в службу занятости не свидетельствует об исполнении им обязанности по созданию или выделению рабочих мест. Тем более, что представленная информация как раз таких сведений не содержит.

Не влияет на законность судебного акта указание в жалобе на неправильные сведения о среднесписочной численности работников. Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГ среднесписочная численность работников составила *** человек, указание ответчика, что фактически среднесписочная численность работников составила *** человека, что указано в информации на ДД.ММ.ГГ, на обоснованность выводов суда не влияет. Постановив решение, суд не возложил обязанность, из какой конкретно среднесписочной численности работников исходить при его исполнении.

Квота определяется, исходя из среднесписочной численности населения, в которую не включается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, потому ссылка на то, что количество мест без предъявления требований к профессиональным стандартам равняется 35, при котором квота не устанавливается, признается не состоятельной.

Как обосновано отмечено в жалобе, резервирование рабочих мест не тождественно созданию или выделению рабочих мест, и оно применяется работодателем, в силу п.3.6 Приказа от 13 мая 2013 года №10-01/96, при невыполнении квоты. Однако судом не возлагалась на ответчика обязанность по резервированию рабочих мест, потому доводы в данной части, в том числе, что это право работодателя, на законность судебного акта не влияет.

Разъяснения суда в части необходимости принятия локального акта о выделении рабочих мест не противоречит вышеуказанным требованиям закона, притом что, данный вывод мотивирован возможностью зачета на момент выделения рабочих мест тех мест, на которых в настоящее время трудоустроены инвалиды.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, оснований для их удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 13 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>