Судья: Зайнутдинова Е.Л. (дело № 2-134/2020)
Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-4262/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.,
судей Карболиной В.А., Жегалова Е.А.,
при секретаре Ведерниковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 11 июня 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе главы г. Оби Новосибирской области - Мозжерина А.А. на решение Обского городского суда Новосибирской области от 11 февраля 2020 г., которым постановлено:
Исковые требования Кузнецовой Ирины Алексеевны удовлетворить.
Обязать администрацию города Оби Новосибирской области предоставить Кузнецовой И. А. вне очереди на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м.
Взыскать с администрации г. Оби Новосибирской области в пользу Кузнецовой И. А. судебные расходы 5 300 рублей, из которых 5 000 рублей — расходы на оплату юридических услуг и 300 рублей — расходы на оплату государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кузнецова И.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Оби Новосибирской области о предоставлении ей жилого помещения, в обоснование иска указав, что ее мать - Кузнецова Р.А. лишена родительских прав решением Обского городского суда Новосибирской области от 09.10.2000, умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец - Кузнецов А.В. записан в ее свидетельство о рождении со слов матери; 15.11.2000 постановлением территориальной администрации г. Оби Новосибирской области № ее бабушка - Кузнецова А.М. назначена ее опекуном.
Постановлением администрации г. Оби Новосибирской области № от 15.12.2005 истец поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.11.2018 истец имела порядковый номер 75, по состоянию на 16.12.2019 - номер 74.
До настоящего времени жильем администрацией г. Оби Новосибирской области истец не обеспечена, в связи с чем, просила обязать администрацию <адрес> предоставить ей вне очереди на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам, пригодное для заселения и фактически свободное, общей площадью не менее 30 кв.м, взыскать стоимость услуг адвоката по составлению искового заявления в сумме 5 000 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, в апелляционной жалобе изложена просьба об изменении решения суда, указав абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать администрацию г. Оби Новосибирской области предоставить за счет средств бюджета Новосибирской области Кузнецовой И. А. на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м»; изменив абзац 3 резолютивной части решения в части взыскания государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в резолютивной части решения суд не указывает на необходимость предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Новосибирской области, при этом расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования, в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской федерации, а с другой – в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Апеллянт указывает, что субвенция на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2019 г. освоена, обеспечение жилым помещением будет осуществляться согласно очередности, при выделении субвенции из областного и федерального бюджетов.
Апеллянт отмечает, что администрация г. Оби Новосибирской области не имеет права в соответствие со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, закладывать в местный бюджет денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поскольку данные действия квалифицируются как нецелевое использование бюджетных средств.
Также, по мнению апеллянта, с администрации г. Оби Новосибирской области незаконно взыскана государственная пошлина в размере 300 руб., поскольку на администрацию, как на орган местного самоуправления, в полной мере распространяется установленная пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из содержания статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Как следует из материалов дела, истец Кузнецова И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Новосибирске, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, при этом данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Кузнецовой А.М.
Как следует из решения Обского городского суда Новосибирской области от 09.10.2000, вступившего в законную силу 20.10.2000, мать Кузнецовой И.А., Кузнецова Р.А., лишена в отношении нее родительских прав. Кузнецова Р.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке отдела опеки и попечительства Администрации г. Оби Новосибирской области № от 01.11.2018, Кузнецова И.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Кузнецова Р.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Кузнецов А.В. записан в свидетельство о рождении со слов матери, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления территориальной администрации г. Оби Новосибирской области № от 15.11.2000 опекуном Кузнецовой И.А. назначена Кузнецова А.М., за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Как усматривается из справки администрации г. Оби Новосибирской области № от 16.12.2019, Кузнецова И.А. постановлением администрации г. Оби Новосибирской области № от 15.12.2015 поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, в соответствии со ст. 6 Закона Новосибирской области № от 05.06.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и по состоянию на 16.12.2019 в списке имеет порядковый №.
Из справки администрации г. Оби Новосибирской области № от 07.02.2020 видно, что Кузнецова А.И. право на однократную бесплатную приватизацию на территории г. Оби Новосибирской области не использовала.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений <данные изъяты> от 06.11.2018 у Кузнецовой И.А. отсутствует право собственности на жилые помещения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 40 Конституции РФ, п. 1 ст. 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 1, п. 1, 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона НСО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и исходил из того, что истец Кузнецова И.А. отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, права на получение жилого помещения на территории <адрес> не утратила, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судебная коллегия в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, однако полагает доводы апеллянта о необходимости дополнения резолютивной части решения суда указанием на необходимость предоставления истцу жилого помещения за счет средств бюджета Новосибирской области заслуживающими внимания.
Так, согласно ст. 5 Закона Новосибирской области от 5 июня 2013 г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Положениями п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, в том числе по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Частью 1 ст. 6 Закона Новосибирской области № 411-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области, расчет которых производится в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, отсутствие указания в решении суда на то, за счет каких средств истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, существенно затрудняет исполнение принятого судебного акта, в связи с этим судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на то, что Кузнецова И.А. подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств бюджета Новосибирской области.
Кроме того, следует отметить, что на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд второй инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Разрешая спор, суд не учел, что в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 г., категории граждан «дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения действительно предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди, однако после внесенных изменений в указанную норму, а также в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.
Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку действующее законодательство не содержит указания на предоставление детям-сиротам жилого помещения специализированного жилого фонда вне очереди, истец не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., решение суда подлежит изменению, а именно из резолютивной части решения суда подлежит исключению указание на возложение обязанности на администрацию г. Оби Новосибирской области предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда вне очереди.
При этом исключение из резолютивной части решения суда указания о внеочередном предоставлении жилого помещения в специализированном жилом фонде не освобождает администрацию г. Оби Новосибирской области от обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на основании настоящего решения суда.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В отношении доводов апелляционной жалобы о том, что с апеллянта незаконно взыскана государственная пошлина в размере 300 руб., так как на администрацию, как на орган местного самоуправления, в полной мере распространяется установленная пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, что подтверждается сложившейся судебной практикой, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, освобождены.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что Налоговый кодекс РФ, устанавливая порядок расчета и уплаты государственной пошлины, не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов, в том числе расходы на уплату государственной пошлины.
В связи с этим выступающие в качестве ответчиков органы местного самоуправления в случае удовлетворения исковых требований не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину, от которой он не был освобожден.
Таким образом, установив факт обоснованности заявленных исковых требований и факт уплаты судебных расходов, суд правомерно взыскал уплаченную истцом госпошлину в размере 300 руб. с ответчика.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Обского городского суда Новосибирской области от 11 февраля 2020 г. следует изменить, удовлетворив предъявленные Кузнецовой И.А. исковые требования частично, изложив п. 2 резолютивной части решения в следующей редакции: обязать администрацию г. Оби Новосибирской области предоставить Кузнецовой Ирине Алексеевне на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м за счет средств бюджета Новосибирской области. В остальной части решение суда следует оставить без изменения, удовлетворив частично апелляционную жалобу главы г. Оби Новосибирской области - Мозжерина А.А.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Обского городского суда Новосибирской области от 11 февраля 2020 г. изменить, удовлетворить исковые требования Кузнецовой И.А. частично, изложив п. 2 резолютивной части решения в следующей редакции: обязать администрацию г. Оби Новосибирской области предоставить Кузнецовой Ирине Алексеевне на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м за счет средств бюджета Новосибирской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы г. Оби Новосибирской области - Мозжерина А.А. – удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: