ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-134/2022 от 17.05.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Лидин А.В. Дело № 33-1514/2022 (№ 2-134/2022)

УИД № 58RS0018-01-2021-008464-28

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2022 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Макаровой С.А.,

судей Бабаняна С.С., Герасимовой А.А.,

при секретаре Мальковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Герасимовой А.А. дело по исковому заявлению Кутукова Александра Васильевича к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании периода работы в районах Крайнего Севера временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признании неправомерным отказа в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения сертификата на приобретение жилья по апелляционной жалобе Кутукова Александра Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 января 2022 г., которым с учетом определения того же суда от 15 февраля 2022 г. об исправлении описки постановлено:

Иск Кутукова Александра Васильевича к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании периода работы в районах Крайнего Севера временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признании неправомерным отказа в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения сертификата на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

Заслушав представителя ответчика Погожеву Ю.О., поддержавшую возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кутуков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании периода работы в районах Крайнего Севера временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признании неправомерным отказа в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения сертификата на приобретение жилья, указав на то, что он получает пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет 23 календарных года стажа работы в этих местностях. Полагает, что время проживания в указанных районах соответствует периоду работы, поскольку его рабочая деятельность была связана с постоянным проживанием в данных районах, т.к. он работал на постоянной основе водителем. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован в настоящее время, его собственностью не является, он проживает по указанному адресу по договору с собственником.

5 июля 2021 г. он обратился с заявлением в администрацию Пензенской области и просил включить его в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

На основании приказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 13 августа 2021 г. № 335-ОС ему было отказано в постановке на учет, т.к. им не предоставлен документ, содержащий сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г.

Для подтверждения факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях им были приняты следующие меры: сделан запрос в МО МВД России «Бодайбинский», на который получен ответ от 8 июня 2021 г. № 45 о том, что не имеется возможности подтвердить его проживание по адресу: <адрес>; предоставлена архивная справка от 21 марта 2006 г. № 02-01/К-422/3-410 из архивного отдела администрации Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа, которая подтверждает факт его работы в период с 21 февраля 1971 г. по 9 сентября 1974 г. и с 18 сентября 1974 г. по 20 мая 1980 г. в Певекском горно-обогатительном комбинате (рудник Валькумей), Певекской автобазе и Чаунском ремонтно-строительном управлении. Данный факт также подтверждается копией трудовой книжки.

На основании изложенного просил признать период его работы в районах Крайнего Севера с 21 февраля 1971 г. по 18 августа 1994 г. временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признать отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 13 августа 2021 г. № 335-ОС (уведомление от 16 августа 2021 г.) в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья неправомерным, обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области поставить его на учет для получения сертификата на приобретение жилья, с 5 июля 2021 г. – с даты обращения с заявлением к Губернатору Пензенской области.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение с учетом определения об исправлении описки.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец Кутуков А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что в силу указаний Конституционного Суда РФ к возникшим правоотношениям подлежит применению ранее действовавшее законодательство – Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который не предусматривал необходимости подтверждения проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая ее доводы необоснованными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Погожева Ю.О., действующая на основании доверенности, доводы возражений поддержала, просила решение суда оставить без изменения. Дополнительно пояснила, что заявление о постановке на учет было подано Кутуковым А.В. в уполномоченный орган 2 августа 2021 г. Иных препятствий для постановки истца на учет кроме основания, указанного в приказе, не имеется, всем другим условиям истец соответствует. В случае, если бы истец был поставлен на учет, то в очередь по категории «пенсионеры».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Кутуков А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав представителя ответчика, изучив представленные материалы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции из отсутствия в материалах дела сведений о постоянном проживании и регистрации по месту жительства Кутукова А.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Однако с данными выводами судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (ред. от 18.12.2020) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с пп. «з» п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.

Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с п.п. 24 - 26 Правил от 21 марта 2006 г. № 153. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879.

Согласно п. 9 Положения от 10 декабря 2002 г. № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства, в частности, следующие документы: заявление по форме согласно приложению № 1; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом РФ); копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

Аналогичные положения содержатся в пп. «е» п. 19 Правил от 21 марта 2006 г. № 153 и в п.п. 3 и 3.1 Порядка регистрации и учета на территории Пензенской области граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 30 мая 2008 г. № 344-пП.

В силу пп. «б» п. 12(1) Положения от 10 декабря 2002 г. № 879, пп. «б» п. 22 Правил от 21 марта 2006 г. № 153 и пп. «б» п. 6 Порядка от 30 мая 2008 г. № 344-пП основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является, в том числе, непредставление или неполное представление документов, указанных выше.

Установлено, что 2 августа 2021 г. Кутуков А.В. обратился к Министру труда, социальной защиты и демографии Пензенской области с заявлением, в котором просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Пензенской области, и в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с приложением имеющихся у него документов.

Из документов, представленных истцом уполномоченному органу при подаче заявления и полученных последним в порядке информационного взаимодействия, следует, что:

1) Кутуков А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>; его семья состоит из одного человека (справка МФЦ);

2) Кутуков А.В. является получателем пенсии по старости; продолжительность периодов его работы в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 9 лет 2 месяца 28 дней (с 21 февраля 1971 г. по 9 сентября 1974 г., с 18 сентября 1974 г. по 26 мая 1980 г.); продолжительность периодов его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 14 лет 4 месяца 23 дня (с 3 июня 1967 г. по 11 августа 1967 г., с 5 июня 1980 г. по 31 декабря 1990 г., с 1 января 1991 г. по 18 августа 1994 г.) (справка УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) от 10 июня 2021 г.). В частности: <данные изъяты> (трудовая книжка Кутукова А.В.);

3) в отношении Кутукова А.В. отсутствует информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за период с 1 января 2016 г. по 2 августа 2021 г. на территории Российской Федерации (уведомление Росреестра от 10 августа 2021 г.);

4) Кутуков А.В. на учете в качестве малоимущего и нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма в администрации г. Каменки не состоит; жилое помещение на праве собственности либо по договору социального найма Кутукову А.В. администрацией г. Каменки не предоставлялось; денежные средства из бюджета г. Каменки на приобретение или строительство жилого помещения Кутукову А.В. не выделялись; земельный участок для строительства жилого дома на территории г. Каменки Кутукову А.В. не предоставлялся (ответ администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области от 12 августа 2021 г. № 1872.5.62);

5) Кутуков А.В. зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: <адрес>, который согласно выписке из ЕГРН от 16 августа 2021 г. принадлежит на праве собственности иному лицу.

Приказом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 13 августа 2021 г. № 335-ОС Кутукову А.В. отказано в постановке на учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ на территории Пензенской области социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, в связи с непредставлением документов, требуемых для постановки на учет, а именно: в связи с непредставлением документов, содержащих сведения о проживании Кутукова А.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г., о чем он был уведомлен 16 августа 2021 г.

Не согласившись с данным приказом, истец обратился в суд с настоящим иском и просил признать период его работы в районах Крайнего Севера с 21 февраля 1971 г. по 18 августа 1994 г. временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признать неправомерным отказ ответчика в регистрации и постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обязать ответчика поставить его на учет для получения сертификата на приобретение жилья.

Между тем, исходя из установленных действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, требований, юридически значимыми, подлежащими доказыванию по настоящему делу, и влекущими удовлетворение иска, обстоятельствами являются: факт прибытия и проживания истца в районах Крайнего Сервера и приравненных к ним местностях не позднее 31 декабря 1991 г. и факт его выезда с места проживания в районах Крайнего Сервера и приравненных к ним местностях, по крайней мере, не ранее 1 января 1992 г. В связи с этим в силу ст. 264 ГПК РФ установление проживания истца в районах Крайнего Сервера и приравненных к ним местностях ранее 31 декабря 1991 г., о чем заявлено в иске, не имеет правового значения, т.к. не порождает возникновение у него какого-либо права.

Что касается юридически значимого периода, то по состоянию с 31 декабря 1991 г. по 18 августа 1994 г. истец работал в Бодайбинском Управлении «Лензолотодортранс» (г. Бодайбо Иркутской области), т.е. в местности, которая приравнена к районам Крайнего Севера (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, действовавший до 1 января 2022 г.).

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, справками ООО «Лензолотодортранс» от 7 июня 2005 г. и от 20 декабря 2005 г., запиской управления «Лензолотодортранс» от 5 июня 1980 г. о приеме истца на работу, трудовым договором от 20 октября 1980 г., заключенным между управлением «Лензолотодортранс» объединения «Лензолото» и истцом, согласно которому истец был принят водителем, начиная с 12 июня 1980 г., приказом руководителя управления «Лензолотодортранс» от 14 июня 1994 г. № 175 о прекращении трудового договора 18 августа 1994 г.

Также установлено, что в мае 1980 г. ОВД Чаунского РИК Магаданской области истцу был выдан паспорт гражданина СССР серии II-ФК на основании написанного им заявления об обмене паспорта, в котором указан адрес места жительства истца – г. Певек Магаданской области, относящийся к районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем от 10 ноября 1967 г. № 1029.

В личной карточке работника Кутукова А.В., составленной работодателем 16 марта 1983 г. в период работы истца в Бодайбинском управлении «Лензолотодортранс» объединения «Лензолото», местом жительства истца указан адрес: г. Бодайбо, <адрес>, со ссылкой на его паспорт серии II-ФК , выданный 15 мая 1980 г.

22 июля 2011 г. ОУФМС России по Тамбовской области в Октябрьском районе г. Тамбова Кутуков А.В. вновь был документирован паспортом гражданина РФ серии 68 11 на основании паспорта гражданина СССР серии II-ФК в связи с поданным истцом заявлением об обмене паспорта. В графе 18 данного заявления «Другие сведения» содержится отметка об адресе истца с 12 ноября 1980 г. по 20 февраля 1993 г.: Иркутская область, Бодайбинский район, г. Бодайбо, <адрес>.

Из копии страниц паспорта Кутукова А.В. серии II-ФК следует, что с 5 февраля 1992 г. по 10 июля 1992 г. истец был зарегистрирован по адресу: Иркутская область, г. Бодайбо, <адрес>, а после этого – в Березовском районе Одесской области Украины (дата регистрации не читаема), а также о снятии по данному адресу с регистрационного учета 15 апреля 1994 г.

Анализ сведений, содержащихся в указанных выше документах, позволяет сделать вывод о том, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт прибытия и проживания истца в период его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Сервера (г. Бодайбо Иркутской области) не позднее 31 декабря 1991 г. и факт его выезда с данного места проживания не ранее 1 января 1992 г.

Не свидетельствует об обратном ответ ОВМ МО МВД России «Бодайбинский» от 8 июня 2021 г. № 45, на что сослался суд первой инстанции при отказе в иске, согласно которому подтвердить факт регистрации по месту жительства/пребывания Кутукова А.А. на территории г. Бодайбо и Бодайбинского района, не представляется возможным ввиду отсутствия данных в адресно-справочных учетах, в том числе архивных адресно-справочных учетах; сведениями о документировании гражданина Кутукова А.А. паспортом гражданина СССР и гражданина РФ ОВМ МО России «Бодайбинский» не располагает; сотрудниками ОВМ МО во взаимодействии с сотрудниками отделения УФСБ осуществлен выезд по адресу, указанному в обращении: г. Бодайбо, <адрес>, в ходе которого установлено, что дом с таким адресом отсутствует на месте имеется постройка в виде гаража, по пояснениям жильцов дома, расположенного через дорогу по <адрес>, они сведениями о лицах, проживающих по соседству, не располагают, заселились в дом недавно.

Из данного ответа не следует, что истец не проживал в г. Бодайбо Иркутской области в юридически-значимый период. Согласно содержанию ответа лица, проводившие проверку по обращению не смогли собрать необходимой информации, учитывая отсутствие на прежнем месте жилого дома и неосведомленность опрошенных проживающих в соседнем доме лиц по причине их недолгого проживания по этому адресу.

Определяя дату выбытия истца, учитывая противоречивые сведения, имеющиеся в материалах дела об этом (в заявлении истца от 15 июля 2011 г. в ОУФМС России по Тамбовской области на обмен паспорта указана дата 20 февраля 1993 г., в исковом заявлении истец указал дату 18 августа 1994 г., совпадающую с датой увольнения из Бодайбинского управления «Лензолотодортранс» объединения «Лензолото», в формуляре на исчисление и выплату части пенсии также на основании заявления самого истца пенсионным органом указана дата 10 мая 1995 г.), судебная коллегия исходит из сведений копии страниц паспорта истца серии II-ФК , выданного в мае 1980 г., согласно которым датой выбытия из местности, приравненной к районам Крайнего Севера (г. Бодайбо Иркутской области), является 10 июля 1992 г. При этом, как уже было обращено внимание, после этой даты в паспорте имеется отметка о регистрации истца уже в Березовском районе Одесской области Украины (дата не читаема), а также о снятии по данному адресу на Украине с регистрационного учета 15 апреля 1994 г.

В связи с изложенным следует признать период работы Кутукова А.В. с 31 декабря 1991 г. по 10 июля 1992 г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, временем его проживания в такой местности, что, в свою очередь, в силу положений действующего законодательства влечет также удовлетворение и других его требований – о признании незаконным отказа ответчика в постановке истца на учет на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2022 г. № 125-ФЗ на территории Пензенской области социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, выраженный в приказе от 13 августа 2021 г. № 335-ОС, а также о возложении на ответчика обязанности поставить истца на такой учет.

Удовлетворяя требования истца о признании незаконным отказа ответчика в постановке истца на учет и о возложении на ответчика обязанности поставить истца на соответствующий учет, судебная коллегия исходит из того, что кроме названного в приказе основания, послужившего причиной отказа в постановке истца на соответствующий учет, иные условия для включения его в число лиц, имеющих право на получение указанной выше меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, соблюдены, необходимые сведения для принятия положительного решения, отраженные в нормативных правовых актах, представлены. Данное обстоятельство не оспаривала в судебном заседании и представитель ответчика.

Поскольку при постановке на учет очередь обратившихся граждан согласно ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2022 г. № 125-ФЗ формируется по определенной категории лиц, а также с учетом даты обращения с заявлением, истец подлежит постановке на учет с даты обращения – 2 августа 2021 г. по категории «пенсионеры», которым он и является.

Основания для постановки истца на учет с более ранней даты – 5 июля 2021 г., о чем заявлено в иске, отсутствуют, т.к. в уполномоченный орган истец обратился именно 2 августа 2021 г., что подтверждается его соответствующими заявлениями с приложенными документами, поданными ответчику.

Является также несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права утверждение истца в апелляционной жалобе на то, что в силу указаний Конституционного Суда РФ к возникшим правоотношениям подлежит применению ранее действовавшее законодательство – Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который не предусматривал необходимости подтверждения факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ право на предоставление жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 4 п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 декабря 1993 г. № 1278; абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 937; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П, право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г., не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, граждане, у которых продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее 10 лет, сохраняют право на получение жилищной субсидии в том случае, если они были поставлены на учет на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.

Между тем, хотя истец приобрел право на получение жилищной субсидии еще на момент действия прежнего законодательства, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что он состоял на учете на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, он не состоял и на учете на улучшение жилищных условий, что подтверждается ответами администрации г. Бодайбо и района Иркутской области от 16 мая 2022 г., администрации городского поселения Бодайбо Иркутской области от 16 мая 2022 г., АО «Полюс Вернинское» (правопреемника управления «Лензолодортранс» объединения «Лензолото») от 16 и 17 мая 2022 г. При таких обстоятельствах истец не приобрел право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ. В связи с этим, а также поскольку данный нормативный правовой акт утратил силу с 1 января 2003 г., то он не применяется к правоотношениям, возникшим после указанной даты, в том числе не распространяется на правоотношения сторон по настоящему делу.

Однако, несмотря на ошибочность указания истца на применение ранее действовавшего законодательства, решение суда по изложенным выше основаниям подлежит отмене, а заявленные исковые требования – частичному удовлетворению в соответствии с действующим на настоящий момент законодательством. Определение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 февраля 2022 г. об исправлении описки, связанное с отмененным решением суда, также подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 января 2022 г., определение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 февраля 2022 г. об исправлении описки отменить, принять новое решение.

Исковое заявление Кутукова Александра Васильевича к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании периода работы в районах Крайнего Севера временем проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признании неправомерным отказа в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения сертификата на приобретение жилья удовлетворить частично.

Признать период работы Кутукова Александра Васильевича, 9 мая 1950 года рождения, с 31 декабря 1991 г. по 10 июля 1992 г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, временем его проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Признать незаконным отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в постановке Кутукова Александра Васильевича на учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на территории Пензенской области социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, выраженный в приказе от 13 августа 2021 г. № 335-ОС.

Обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области поставить Кутукова Александра Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на территории Пензенской области социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, с даты обращения – 2 августа 2021 г. по категории «пенсионеры».

Апелляционную жалобу Кутукова Александра Васильевича –удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2022 г.

Председательствующий

Судьи