ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-135/20 от 15.07.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-57/2021 (33-3422/2020)

Судья Худошин Д.В. (дело № 2-135/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июля 2021 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рязанцевой Л.В.,

судей Сорокиной С.Л. и Рожковой Т.В.,

при секретаре Самарцевой Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Пеньшиной Ольги Сергеевны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»), начальнику территориального отделения г.Тамбов филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконными решений об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», обязании признать участником ведомственной целевой программы, обязании включить в реестры граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат,

по апелляционным жалобам начальника отделения (территориального, г.Тамбов) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Юрьева Р.В. и Пеньшиной Ольги Сергеевны на решение Советского районного суда г.Тамбова от 20 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пеньшина О.С. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, о признании незаконными решений начальника отделения (территориального, г.Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) № *** от *** г. об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и № *** от *** г. об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», о возложении обязанности на указанное должностное лицо восстановить её составом семьи 5 человек (она, две дочери, внук и внучка) на жилищном учете с *** г. или признать участниками основного мероприятия с *** г., как членов семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы.

В обоснование исковых требований Пеньшина О.С. указала, что она, вдова военнослужащего, с составом семьи 5 человек проживает в квартире

*** дома № *** по ул.*** пос.***, который ранее являлся закрытым военным городком. В марте *** года она и члены семьи были признаны нуждающимися в жилье и признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». В *** году решением должностного лица ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ (г.Воронеж) она была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы по Министерству обороны РФ с даты постановки на жилищный учет, а именно, с *** г.

*** г. решением начальника Отделения она и члены семьи были исключены из списков участников вышеуказанной подпрограммы по причине исключения военного городка № *** из Перечня закрытых военных городков.

В *** году Постановлением Правительства РФ были внесены изменения в подп. «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила), согласно которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

В связи с вышеуказанными изменениями, весной *** года она подала документы установленным порядком в жилищный орган МО РФ для постановки на учет нуждающихся в жилье. В середине августа *** года она получила решение начальника Тамбовского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № *** от *** г., согласно которому ей было отказано в признании участником основного мероприятия.

*** г. она подала второе заявление о признании её, как вдовы военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы, и членов семьи, участниками основного мероприятия. В уведомлении № *** от *** г. ответчик отказал в признании её участником ведомственной целевой программы.

С решениями ответчика она не согласна, поскольку ответчик необоснованно ведет отсчет времени постановки на учет после 1 января

2005 г., применяя дату увольнения с военной службы её супруга *** г. Ранее она состояла на жилищном учете у данного ответчика с *** г., то есть правоотношения и обязательства возникли у неё с Министерством обороны РФ. Считает, что ответчик пытается переложить свою обязанность на *** поссовет ***, который никогда не реализует её право на получение государственного жилищного сертификата, в отличие от Министерства обороны РФ, которому ежегодно выделяются десятки сертификатов. Вследствие неправомерных решений должностного лица МО РФ было нарушено её право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.

Решением Советского районного суда г.Тамбова от 20 мая 2020 г. исковые требования Пеньшиной О.С. удовлетворены частично.

Суд постановил признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г.Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации

*** от *** г. об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», обязать указанное должностное лицо отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о признании Пеньшиной О.С. участником ведомственной целевой программы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе начальник отделения (территориального, г.Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Юрьев Р.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Считает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В обосновании доводов жалобы ссылается на абз. 8 пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006, абз.1 п.3.1 ст.24, абз.3 п.3.1 ст.24, п.2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Отмечает, что законодателем прямо предусмотрено условие обеспечения граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, только в случае принятия их на учете нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 органами местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что истец и члены его семьи как до, так и после увольнения с военной службы ФИО24., не обращались к командованию части либо в органы местного самоуправления по вопросу улучшения жилищных условий. Однако судом при вынесении решения был применен абз.1 п.3.1 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и оставлен без внимания абз.3 п.3.1 ст.24 указанного нормативного акта, а также проигнорированы обстоятельства, подтверждающие тот факт, что Пеньшины не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, имеющие существенное значение для дела.

Указывает, что по общему порядку акты гражданского и жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст.4 Гражданского кодекса РФ, ст.6 Жилищного кодекса РФ).

Изменения в ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относительно обеспечения жилым помещением за счет Министерства обороны РФ членов семей граждан, уволенных с военной службы, были внесены в указанный нормативный акт с 14.11.2013 на основании Федерального закона от 02.11.2013 № 298-ФЗ «О внесении изменений в ст.155 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

До *** года указанные граждане, в соответствии со ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», лишь сохраняли право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Полагает, что к правоотношениям, возникшим у ФИО24 в связи с увольнением с военной службы в *** году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и приобретением права на жилое помещение, подлежащее реализации через органы местного самоуправления, судом применены положения нормативных актов, введенных в действие с *** года.

В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Пеньшина О.С. просит решение суда отменить в части обязания должностного лица отменить решение и повторно рассмотреть вопрос о признании ее участником ведомственной целевой программы, вынести в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований, обязании ответчика восстановить ее с составом семьи 5 человек на жилищном учете с *** или признать участниками основного мероприятия с ***, указав в обоснование доводов жалобы, что правоотношения и обязательства у нее с Министерством обороны РФ возникли в *** году и исключение военного городка из перечня закрытых не снимало обязанность государственных жилищных органов по обеспечению ее и членной семьи жилым помещением посредством предоставления социальной выплаты.

25.12.2020 судебной коллегией по гражданским делам Тамбовского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению гражданского дела по иску Пеньшиной Ольги Сергеевны о признании незаконными решений начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании ч.4 ст.330 ГПК РФ, поскольку суд первой инстанции рассмотрел дело, не разрешив при этом вопрос о составе лиц, участвующих в деле, к участию в деле не было привлечено в качестве надлежащего ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением судебной коллегии от 25.01.2021 произведена замена ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее также ФГАУ «Росжилкомплекс»).

15.02.2021 и 28.04.2021 от Пеньшиной О.С. поступили заявления о дополнении и уточнении исковых требований, в которых она указала, что имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой жилищным сертификатом, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, а именно, в соответствии с абз.8 пп. «а» п.5 Правил, как члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также в соответствии с пп. «б» п.5 Правил, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Заявление о признании участником программы для получения социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, на основании с пп. «б» п.5 Правил подано весной *** года, на что получено решение в виде уведомления № *** от ***. Датой для определения последовательности в Списке по данному основанию является *** г. Заявление о признании ее и членов семьи участниками программы по абз.8 пп. «а» п.5 Правил подано ***. Согласно абз.1 п.17 (1) Правил, для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в абз.8 пп. «а» п.5 Правил, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета социальной выплаты, определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти). Исходя из этой нормы, при предоставлении социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, может быть учтен состав ее семьи 3 человека - она и две дочери умершего ФИО24. - ФИО39 и ФИО38

В *** году ФИО24 и его семье в связи с военной службой было предоставлено жилое помещение по адресу ***, которое бронировалось за ФИО24 и его семьей на период службы ФИО24. в *** области. На данное жилое помещение с ФИО24 был заключен договор найма как на служебное жилое помещение; в связи со смертью ФИО24 договор как на служебное жилое помещение был переоформлен на нее. До *** года военный городок являлся закрытым. Жилищные условия ФИО24 и его семьи не менялись. Поскольку ФИО24., умерший ***, проживал в служебном жилом помещении, в закрытом военном городке, то это основания для признания ФИО24 нуждающимся в жилом помещении согласно Правилам учета военнослужащих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054. Жилых помещений в собственности у ФИО24. и его семьи не имелось. ФИО24 и члены его семьи, каковыми на момент смерти ФИО24 являлись она (Пеньшина О.С.) и дочери ФИО39. и ФИО38., имели право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении согласно нормам Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимном действии с нормами Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ.

Пеньшина О.С. просила признать незаконными решения ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ (отделение территориальное, г.Тамбов), принятые в форме уведомления № *** от ***, об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», от *** об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» признать ее (Пеньшину О.С.) участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», реализуемой путем предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой жилищным сертификатом, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, по основаниям: абз.8 пп. «а» п.5 Правил, как члена семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с составом семьи три человека (Пеньшина О.С., ФИО39., ФИО38.) с ***,

пп. «б» п.5 Правил, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с *** с составом семьи пять человек (Пеньшина О.С., Пеньшина С.Ю., Горохова Е.Ю., ФИО102., ФИО49.); обязать включить ее (Пеньшину О.С.) и членов ее семьи в реестры граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Пеньшина С.Ю., Пеньшин Д.М., *** года рождения, Горохова Е.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО49., *** года рождения.

В возражениях от 28.04.2021 на исковое заявление ФГАУ «Росжилкомплекс» указало, что право ФИО24., уволенного с военной службы в *** году, и членов его семьи на обеспечение жилыми помещениями подлежало реализации органами местного самоуправления. Решением начальника отделения № *** от *** Пеньшиной О.С. было отказано в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Законодателем прямо предусмотрено условие обеспечения граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе только в случае принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 органами местного самоуправления. ФИО24 и члены его семьи, как до, так и после увольнения с военной службы, не обращались к командованию части либо в органы местного самоуправления по вопросу улучшения жилищных условий по избранному при увольнении месту жительства, на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 приняты не были, в связи с чем, основания для обеспечения жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», отсутствуют.

Истец Пеньшина О.С., представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс», ответчик - начальник территориального отдела «Тамбовский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Юрьев Р.В., третьи лица Пеньшин Д.М., Горохова Е.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО39., будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Об уважительных причинах неявки в суд не сообщено, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. От начальника территориального отдела «Тамбовский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Юрьева Р.В., являющегося также представителем ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» по доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца Пеньшиной О.С., по ордеру адвокат Хорева И.В., доводы апелляционной жалобы поддержала, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы начальника территориального отдела «Тамбовский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Юрьева Р.В. и пояснила, что ФИО24. проходил военную службу по контракту, уволился в августе *** года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой более *** лет. В *** году ФИО24. и его семье было предоставлено жилое помещение по адресу ***, которое бронировалось за ФИО24 на период его службы в *** области. В указанное жилое помещение семья ФИО24. возвратилась после его увольнения. ***ФИО24 умер. На учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 ФИО24 и члены его семьи приняты не были. Однако истец и ее дочери, являясь членами семьи ФИО24., умершего после увольнения с военной службы, имевшие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, каковым до апреля 2012 года являлся военный городок, в котором проживает истец. В связи с чем, просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования Пеньшиной О.С.

Третье лицо Пеньшина С.Ю. (она же представитель истца Пеньшиной О.С. по доверенности), действующая также в интересах несовершеннолетнего Пеньшина Д.М., доводы апелляционной жалобы Пеньшиной О.С. и исковые требования поддержала, пояснив, что после увольнения ФИО24. с военной службы семья возвратилась в жилое помещение, расположенное по адресу ***

***, которое бронировалось за их семьей на период службы ФИО24. в *** области; в указанном жилом помещении Пеньшина О.С. с семьей проживают до настоящего времени. На учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 ФИО24 не принимался, надеясь на возможность приватизировать занимаемое жилое помещение. В *** области семье предоставлялось служебное жилое помещение, никаких документов о сдаче жилья не имеют.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Суд первой инстанции, рассматривая дело по иску Пеньшиной О.С. к должностному лицу Министерства обороны РФ - начальнику отделения (территориального, г.Тамбов) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Юрьеву Р.В. (в настоящее время - начальник территориального отдела «Тамбовский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс»), не привлёк к участию в деле в качестве надлежащего ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время - Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»)). В связи с чем, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права.

Кроме того, решение суда принято с нарушением норм материального права, что также является основанием для отмены решения суда.

При принятии нового решения судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО24 и Пеньшина (ФИО64) О.С. состояли в зарегистрированном браке с ***, имеют детей Пеньшину С.Ю., *** года рождения, Горохову (Пеньшину) Е.Ю., *** года рождения.

ФИО24 проходил военную службу с *** по ***, в том числе с *** по *** в войсковой части *** пос.***, с *** в войсковой части *** ст.*** в *** области, в местности с тяжелыми климатическими условиями; ***ФИО24 был заключен контракт о прохождении военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации до достижения предельного возраста.

Приказом Командующего войсками ордена Ленина Забайкальского военного округа от 4 мая 1995 г. N 0119 ***ФИО24 уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). В приказе отмечено, что календарная выслуга лет ФИО24. в ВС составляет *** лет *** месяцев, в льготном исчислении - *** лет; ФИО24 подлежит направлению на воинский учет в *** РВК ***.

На основании приказа командира войсковой части *** от *** г. N ***ФИО24 с *** г. исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия и направлен для постановки на учет в *** РВК.

В личном деле ФИО24. в качестве членов его семьи указаны: жена Пеньшина О.С., дочь Светлана, *** года рождения, дочь Елена, *** года рождения; адрес семьи офицера - ***

После окончания службы в ВС РФ ФИО24 с *** работал в войсковой части *** водителем, начальником группы *** (впоследствии в/ч ***).

Из утвержденного *** г. командиром войсковой части *** Списка распределения жилой площади нового ***квартирного дома по войсковой части *** и ***, пояснений Пеньшиной С.Ю. и материалов дела, как то охранного свидетельства № *** от ***, домовой книги, следует, что в период прохождения военной службы ФИО24 на состав семьи из четырех человек (он, жена Пеньшина О.С., дочь Пеньшина С.Ю., дочь Пеньшина Е.Ю.), в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии в/ч *** от ****** предоставлена для постоянного проживания трехкомнатная квартира № *** в доме № *** пос. ***

Согласно справке № *** от *** начальника штаба войсковой части ***, ФИО24., проходящий службу в местности с тяжелыми климатическими условиями (ст.*** района *** области), на основании постановления Совета Министров № 445 от 06.04.1988, объявленного приказом МО СССР № 150 от 05.05.1988, имеет право на бронирование жилой площади по месту постоянного жительства.

***ФИО24. в связи с прохождением военной службы в местности с тяжелыми климатическими условиями (ст.*** района *** области), в соответствии с положениями ст.62 ЖК РСФСР, п.36-37 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, и п.22 Положения о льготах для военнослужащих…, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, исполнительным комитетом Тамбовского районного Совета народных депутатов г.Тамбова выдано охранное свидетельство (бронь) № ***, в соответствии с которым за ФИО24 и членами его семьи на время его отъезда в *** область на место службы сохраняется квартира № *** дома № *** поселок в/ч ***. Охранное свидетельство действительно по ***.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору от ***, заключенному квартиросъемщиком ФИО24 и командиром войсковой части ***ФИО78., забронированная жилая площадь в ДОСе № ***, состоящая из *** комнат, общей площадью *** кв.м., из них две комнаты площадью *** кв.м. закрываются и опечатываются печатью № ***. Третья комната сдается в распоряжение командира части до возвращения семьи или членов семьи.

После увольнения с военной службы в августе *** года ФИО24 и члены его семьи стали проживать в вышеуказанной квартире.

Из имеющегося в материалах дела жилищного договора (без даты), заключенного между МО РФ, в лице командира войсковой части ***, и нанимателем - начальником смены ***ФИО24., следует, что командир воинской части гарантирует предоставление нанимателю и совместно проживающим с ним членам его семьи служебного жилого помещения (раздел I Предмет договора); в разделе IV Дополнительные условия договора указано - дом № ***, кв.***

***ФИО24 умер.

На основании распоряжения начальника Тамбовской КЭЧ от *** в связи со смертью основного квартиросъемщика ФИО24 лицевой счет на квартиру *** в доме № ***, военный городок № ***, переоформлен на его жену Пеньшину О.С.

*** между МО РФ, в лице командира войсковой части *** (Наймодатель), и гражданкой Пеньшиной О.С. (Наниматель), зарегистрированной по адресу *** был заключен договор найма служебного жилого помещения в домах государственного жилищного фонда № ***, согласно которому Наймодатель предоставил Нанимателю в пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности и состоящее из *** комнат в отдельной квартире общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м., по адресу *** совместно с Нанимателем в жилом помещении проживают Пеньшина С.Ю. (дочь), Пеньшина Е.Ю. (дочь), ФИО102 (внук).

По адресу названного жилого помещения Пеньшина О.С., Пеньшина С.Ю., Пеньшин Д.М. зарегистрированы и проживают по настоящее время на условиях договора найма служебного жилого помещения, что подтверждается сведениями, содержащимися в их паспортах, в справке в/ч *** от ***. Кроме того, по указанному адресу зарегистрированы Горохова (Пеньшина) Е.Ю. и несовершеннолетняя ФИО49*** года рождения.

Из сообщения администрации Тамбовского района Тамбовской области от ****** следует, что по информации, представленной администрацией *** поссовета ***, ФИО24, *** года рождения, в книге учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории администрации *** поссовета Тамбовского ***, не состоял. ФИО24., Пеньшина О.С. не обращались в администрацию *** поссовета *** по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Из сообщения жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области от ****** следует, что, согласно учетным данным, ФИО24., Пеньшина О.С., Пеньшина С.Ю., Горохова (Пеньшина) Е.Ю. в списках граждан, состоящих (состоявших) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Тамбова Тамбовской области, не значатся. Жилым помещением семья ФИО24 администрацией города Тамбова Тамбовской области не обеспечивалась.

Истец Пеньшина О.С., а также ее представители, в суде апелляционной инстанции подтвердили, что ФИО24 не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из справок ТОГУП «Тамбов-недвижимость» от ***, уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от *** г., *** следует, что истец и третьи лица, а также ФИО24. жилых помещений в собственности не имеют.

Из сообщений ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны российской Федерации» от ******, от ****** следует, что документов квартирно-эксплуатационной службы части со сведениями о выделении, получении и сдаче жилой площади личным составом, о предоставлении и оформлении субсидий на приобретение (строительство) жилья в фонде войсковой части *** не имеется. В имеющихся в фонде ФГКЭУ «Тамбовская КЭЧ района» документах по учету жилой площади сведений о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилья на ФИО24. и членов его семьи не имеется.

Из сообщения филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ****** следует, что, согласно переданным документам государственного учреждения «Борзинская квартирно-эксплуатационная часть района», а также данным электронного учета квартирно-эксплуатационных частей Сибирского военного округа, сведений об обеспечении военнослужащего ФИО24 и членов его семьи жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения за период *** гг. не имеется. Учетные дела о предоставлении (сдаче) служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу в населенном пункте пгт. *** в *** гг., Борзинской КЭЧ района не передавались, в связи с чем, не представляется возможным предоставить информацию об обеспечении ФИО24. жилым помещением в пгт. *** в *** гг.

Согласно выписке из протокола № *** заседания жилищной комиссии войсковой части № *** от ***, жилищная комиссия, рассмотрев заявление Пеньшиной О.С., зарегистрированной и проживающей в закрытом военном городке № ***, в квартире, имеющей статус «служебная», на отселение из закрытого военного городка посредством ГЖС, постановила признать Пеньшину О.С. с составом семьи из 4-х человек нуждающейся в обеспечении постоянной жилой площадью по линии Министерства обороны РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г., включить в список на получение постоянной жилой площади по линии Министерства обороны РФ; относится к категории граждан - участники подпрограммы подлежащих переселению из закрытых военных городков, посредством получения государственного жилищного сертификата.

Согласно уведомлению ФГУ «Западное РУЖО» МО РФ № *** от ***, Пеньшина О.С. с составом семьи Пеньшина С.Ю., Пеньшина Е.Ю., Пеньшин Д.М. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации и включена в реестр с даты постановки на учет (регистрации заявления) ***.

Из уведомления территориального отделения (заселения) в Тамбовской области - г.Тамбов ФГУ «Западное РУЖО» МО РФ № *** от *** следует, что в связи с исключением военного городка пос.*** на основании Распоряжения Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р из Перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд, утвержденного Распоряжением Правительства от 01.06.2000 № 752-р, Пеньшина О.С. с семьей исключена из списка граждан участников подпрограммы. Указанное решение Пеньшиной О.С. не оспаривалось.

*** Пеньшина О.С. обратилась в Отделение (территориальное, г.Тамбов) ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, состояла на учете на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением начальника отделения (территориального, г.Тамбов) ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ Юрьева Р.В. от ***, оформленным в виде уведомления № ***, Пеньшиной О.С. отказано в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Из указанного решения следует, что жилищной комиссией в/ч *** в *** году принято решение о признании Пеньшиной О.С. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы и подлежащей переселению из закрытого военного городка. На основании Распоряжения Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р пос*** исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с чем, основания для включения Пеньшиной О.С. и членов ее семьи в состав участников основного мероприятия отсутствуют.

*** Пеньшина О.С. обратилась в Отделение (территориальное, г.Тамбов) ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о признании нуждающейся в жилье и включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как она является вдовой умершего военнослужащего после увольнения с военной службы в рамках основного мероприятия во исполнение абзаца 8 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Решением начальника отделения (территориального, г.Тамбов) ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ Юрьева Р.В. от ***, оформленным в виде уведомления № ***, Пеньшиной О.С. отказано в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Из указанного решения следует, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Министерство обороны РФ ведет учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечивает жилыми помещениями, в том числе граждан, уволенных с военной службы после 01.01.2005, которые на дату увольнения с военной службы были признаны нуждающимися в жилых помещениях в Минобороны России. Члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и умерших после увольнения с военной службы до 01.01.2005, подлежат обеспечению жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (в ред. 16.07.2019) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Согласно подп. «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153,

право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

В соответствии с абз.8 пп. «а» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 16.10.2019, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) (абз.3 п.3.1 ст.24).

Отказывая Пеньшиной О.С. в удовлетворении исковых требований, основанных на вышеуказанных положениях абз.8 пп. «а», подп. «б» п.5 Правил, абзаца первого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), судебная коллегия исходит из следующего.

На момент увольнения ФИО24 с военной службы действовали Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 N 74 "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, а также совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 N 1131 "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы".

В соответствии со ст.10 ЖК РСФСР (в редакции, действующей с 06.07.1991 по 29.01.1995), граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Граждане вправе иметь в личной собственности жилые дома (части домов), квартиры в соответствии с законодательством РСФСР.

Положениями Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на дату увольнения ФИО24 с военной службы, было предусмотрено (ст.30), что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете Совета народных депутатов.

В соответствии с п.12 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, которым регламентировался порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах на момент увольнения ФИО24 (*** г.), военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами Совета депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом Министров СССР.

В соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

В силу положений ст.15 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовавшего на дату увольнения ФИО24 с военной службы) и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Таким образом, необходимым условием реализации права, предусмотренного ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", является постановка военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с соответствующими предприятиями, учреждениями или организациями. За семьями военнослужащих сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством.

С 01.01.1998 Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, и предусматривающего ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, согласно которым (п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.

На основании ст.100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в

п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В этой связи абзацем 2 пункта 2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Вышеуказанные положения в своей совокупности определяют, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также собственно наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

С 01.01.2011 абз.2 п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Данных об обращении ФИО24. с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не представлено, как не представлено и доказательств того, что до 01.01.2005 ФИО24. был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, либо что он состоял в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 4 указанной статьи (в редакции до 01.01.2011), за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина).

Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ были внесены изменения и в статью 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в результате которых данная статья была дополнена пунктом 3.1, регулирующим порядок обеспечения жилыми помещениями членов семьи военнослужащего.

Согласно пункту 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом последующих изменений, в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, из положений статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующей права членов семьи военнослужащих, с 14.11.2013 было исключено такое обязательное условие для приобретение права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, как признание в установленном законом порядке умершего военнослужащего до момента его увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения. В новой редакции статьи указано, что право на получение жилого помещения имеют и члены семьи военнослужащего в случае, если до смерти такого военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, имелись основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Согласно абзацу 3 пункта 3.1 статьи 24, лица указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 01.01.2005 принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Доказательства тому, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее ФИО24 обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, и до 01.01.2005 был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, либо что он состоял в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.

Право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими (членами его семьи) компетентным органом.

Таким образом, истец Пеньшина О.С. и третьи лица Пеньшина С.Ю. и Горохова Е.Ю., как члены семьи гражданина, уволенного с военной службы до 01.01.2005, не приобрели право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, так как его не приобрел сам ФИО24.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что положения абзаца 1 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в момент обращения Пеньшиной О.С. *** с заявлением о признании нуждающейся в жилье и включении в состав участников основного мероприятия, распространяются на членов семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, которые именно в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Истец и третьи лица к такой категории граждан не относятся.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения от 21.01.2020 об отказе Пеньшиной О.С. в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Ссылки истца и ее представителей в обоснование наличия у Пеньшиной О.С. права на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой жилищным сертификатом, в соответствии с абз.8 пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, поскольку у ФИО24., равно как и у членов его семьи, имелись основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, на положения Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ, на проживание ФИО24 до смерти в служебном жилом помещении, в закрытом военном городке, на отсутствие у истца и третьих лиц жилых помещений на праве собственности, на неизменность жилищных условий ФИО24 и членов его семьи, на признание Пеньшиной О.С. и ее дочерей нуждающимися в обеспечении постоянной жилой площадью по линии Министерства обороны РФ в связи с тем, что занимаемая квартира является служебной, не подлежит приватизации, располагалась в закрытом военном городке, несостоятельны и судебной коллегией отклоняются; законодателем прямо предусмотрено условие обеспечения граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, только в случае принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 органами местного самоуправления; ФИО24. при жизни и члены его семьи, жилищные права которых не являются самостоятельными, а производны от жилищных прав самого ФИО24., как до, так и на дату его смерти не приобрели оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Правительства РФ № 752-р от 01.06.2000 утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в который был включен военный городок *** в г.***, расположенный в ***, в котором проживает истец.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 2472-р от 03.06.2003 «О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации» жилой дом № ***, в котором находится квартира № ***, расположенный по адресу ***, военный городок ***, закреплен на праве оперативного управления за Тамбовской КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации, а впоследствии передан в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений».

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р военный городок *** исключен из перечня закрытых военных городков.

Пеньшина О.С. в *** году была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы по Министерству обороны Российской Федерации и была исключена из нее в ноябре *** года ввиду того, что военный городок *** был исключен из Перечня закрытых военных городков.

Поскольку в настоящее время населенный пункт пос.***, в котором проживает истец, утратил статус закрытого военного городка, Пеньшина О.С. не относится к гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, постольку судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконным решения от *** об отказе Пеньшиной О.С. в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Требования о возложении обязанности признать участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включить в реестры граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, также не подлежат удовлетворению, поскольку производны от требований о признании участником основного мероприятия, участником ведомственной целевой программы, в удовлетворении которых истцу отказано.

На основании изложенного и в силу статьи 328 ГПК РФ, согласно которой по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, решение Советского районного суда г.Тамбова от 20 мая 2020 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Тамбова от 20 мая 2020 г. отменить и принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Пеньшиной Ольги Сергеевны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»), начальнику территориального отделения г.Тамбов филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконными решений от 31.07.2019 об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», от 21.01.2020 об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», возложении обязанности признать участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включить в реестры граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.07.2021