Судья Перемитина И.А. Дело № 33-3362/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Залевской Е.А., Марисова А.М.
при секретаре Кирпичниковой Е.А.,
помощник судьи Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1360/2021 по иску Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск
по апелляционным жалобам ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 27 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя ответчика Кемеровской таможни ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, представителя ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления ФИО3, действующей на основании доверенностей от 15.07.2021, 22.12.2020, представителя процессуального истца Томского транспортного прокурора Свинцова И.А., судебная коллегия
установила:
Томский транспортный прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился с иском к Кемеровской таможне, просила суд взыскать с ответчика в пользу ФИО1 недоплаченную компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме /__/ руб., недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 4,66 календарных дней – /__/ руб.
В обоснование иска в письменных заявлениях, пояснениях суду в лице представителя процессуального истца Свинцова И.А. указывала, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни, установлено, что в соответствии с приказом начальника Томской таможни от 27.05.2020 ФИО1 – /__/ уволена с государственной гражданской службы с 30.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО1 Томской таможней не были учтены произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем окончательный расчет с истцом произведен не в полном объеме. С внесенным 24.11.2020 представлением Кемеровская таможня не согласилась, ссылаясь на то, что ФИО1 на дату осуществления выплат в правоотношениях с Томской таможней не состояла (том дела 1, листы дела 3-11, 126-137).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 29.04.2021 Федеральная таможенная служба (том дела 1 лист дела 186), определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 20.05.2021 – Сибирское таможенное управление (том дела 2, лист дела 13), определением Октябрьского районного суда г. Томска от 10.06.2021 – Министерство финансов Российской Федерации (том дела 2, лист дела 66).
Ответчик Кемеровская таможня в лице представителя ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не применимы в части правоотношений, урегулированных положениями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно статье 50 которого выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда и подлежат оплате сверх фонда оплаты труда. Средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей, не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Третье лицо Сибирское таможенное управление в лице представителя ФИО3 в судебном заседании полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие материального истца ФИО1, представителя третьего лица Министерства финансов Российской Федерации.
Обжалуемым решением иск удовлетворен, с Кемеровской таможни в пользу ФИО1 взысканы недоплаченные суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 4,66 календарных дня в размере /__/ руб.
В апелляционной жалобе Кемеровская таможня в лице исполняющей обязанности начальника Ж. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, суд не применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Полагает, что установленный положениями Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее- Указ Президента № 763) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих не предусматривает включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, в силу положений статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ выплаты на материальное стимулирование не включены в перечень основных и дополнительных выплат из фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат оплате сверх указанного фонда.
Отмечает, что материальное стимулирование гражданских служащих таможенных органов в 2019 году и в первом полугодии 2020 года осуществлялось в пределах выделенных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8.
Правая форма и порядок выплаты данных денежных средств указанными постановлениям не установлены, в связи с чем материальное стимулирование производится по решению руководителя ФТС России в виде единовременных поощрений по итогам работы за квартал и зависят от достигнутых в соответствующий период результатов.
Порядок выплаты единовременных поощрений за квартал предусмотрен приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным служащим таможенных органов Российской Федерации» в пределах денежных средств, выделяемых на материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда за безупречную и эффективную службу, за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций).
Таким образом, средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определённых обязанностей, не являются премиальным фондом за выполнение особо важных и сложных заданий, включаемым в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее-Правила № 562).
Считает, что суд при вынесении решения неправомерно руководствовался письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, поскольку указанное письмо не является официальным разъяснением по вопросам формирования фонда оплаты труда государственных служащих, приведенные в нём выводы сделаны относительно дополнительного материального стимулирования, осуществляемого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, не относящегося к выплатам, произведенным истцу таможенным органом в соответствии с бюджетными ассигнованиями, выделенными ФТС России постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8.
В своём письме от 15.012021 № 14-03-03/1414 Минфин России сообщил в Федеральную таможенную службу, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
Поскольку спорные выплаты не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 % 79-ФЗ, и не поименованы в перечне выплат, учитываемых согласно Правилам № 562 при исчислении денежного содержания гражданского служащего за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, то при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей, оно также не может учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов.
Полагает, что выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, сделаны судом вследствие неправильного толкования и применения закона.
Кроме того считает, что суд при определении взыскиваемой в пользу истца компенсации необоснованно включил в расчет выплаты материального стимулирования, произведенные в июне 2020 года на основании приказа Томской таможни от 16.06.2020 № 67-П, поскольку ФИО1 уволена с государственной гражданской службы 30.06.2020, соответственно, при расчете месячного денежного содержания учитываются выплаты, произведенные с июня 2019 года по май 2020 года.
В апелляционной жалобе Сибирское таможенное управление в лице представителя Грозной Ж.Г. прости решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы ответчика Кемеровской таможни.
В возражениях на апелляционные жалобы Томская транспортная прокуратута просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В письменных пояснениях Федеральная таможенная служба полагает решение незаконным и необоснованным.
В судебном заседании при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, представитель ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления ФИО3 настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, представитель процессуального истца Томского транспортного прокурора Свинцов И.А. возражал против удовлетворения жалобы, полагал решение законным и обоснованным.
На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца ФИО1, представителей третьих лиц Федеральной таможенной службы, Министерства финансов Российской Федерации, извещённых о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца первого части 1 и абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Томской таможни от 03.11.2016 №324-К истец ФИО1 с 07.11.2016 назначена на должность /__/; ей установлены должностной оклад в размере /__/ руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклад на период с 07.11.2016 по 31.12.2016, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 120% должностного оклада на период с 07.11.2016 по 31.12.2016, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10% денежного содержания с 07.11.2016 по 31.12.2016, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 07.11.2016 по 31.12.2016 (том дела 1, листы дела 17-18).
07.11.2016 Томской таможней и ФИО1 заключен служебный контракт /__/, по условиям которого гражданский служащий ФИО1 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации (том дела 1, листы дела 19-22).
Согласно п.2 указанного служебного контракта истец обязалась исполнять должностные обязанности по должности /__/, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Томской таможни.
Датой начала исполнения должностных обязанностей является 07.11.2016 (пункт 4 контракта).
В соответствии с пунктом 9 служебного контракта от 07.11.2016 гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере от 0 до 30 процентов этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90 до 120 оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до двух должностных окладов, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему предоставляются: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
12.01.2018 Томской таможней и истцом заключено дополнительное соглашение №1 о внесении изменений в служебный контракт от 07.11.2016, в соответствии с которым с 01.01.2018 ФИО1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере /__/ руб. (том дела 1, лист дела 23).
Дополнительным соглашением от 10.10.2019 №2, заключенным сторонами служебного контракта, ФИО1 с 01.10.2019 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере /__/ руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) – /__/ руб. (том дела 1, лист дела 24).
Приказом Томской таможни от 27.05.2020 №128-К ФИО1 с 30.06.2020 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с сокращением должности (п.8.2 ч.1 ст.37 Закона №79-ФЗ), отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни поручено произвести ФИО1 окончательный расчет по 30.06.2020, выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 4,66 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 02.02.2020 по 30.06.2020 (том дела 1, лист дела 25-26)
Судом установлено, что при увольнении ФИО1 произведены выплаты, в том числе компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб. и /__/ руб., выплата компенсации за 4,66 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 02.02.2020 по 30.06.2020 в размере /__/ руб.
На основании приказа Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 №1970 Томская таможня прекратила деятельность 01.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне (том дела 1, листы дела 30-45).
Томский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском, полагая, что при ее увольнении неверно произведен расчет, поскольку не были учтены произведенные в 2019 и в 2020 годах выплаты материального стимулирования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку подтверждены материалами дела и соответствуют требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами № 562.
Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере, соответственно, месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51).
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В соответствии со статьями 50, 51 и 55 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.
Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058, разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).
Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 2).
Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (пункт 9).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, включая материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, значение при разрешении заявленных требований имеет правовая природа произведенных в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №283-14 и от 17.02.2020 №168-8 в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, что следует из писем ФТС России начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, от 04.04.2019 № 01-11/19998, от 01.04.2020 № 01-11/18743 (том дела 1, листы дела 176-178).
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21.06.2019 №488-п, от 11.09.2019 №1437, от 11.12.2019 № 1836, от 03.04.2020 №359, от 09.06.2020 №507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года (том дела 1, листы дела 161-175).
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30.10.2006 №1058.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229, от 19.09.2019 №249-П, от 11.12.2019 №466, от 08.04.2020 №105-П, от 11.06.2020 №181-П в целях осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8, приказами ФТС России от 11.09.2019 № 1437, от 21.06.2019 № 488-П, от 03.12.2019 № 1836, от 03.04.2020 № 359, от 09.06.2020 № 507 с учетом итоговых (интегральных) оценок деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления утверждено распределение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года (том дела 1, листы дела 93-109, 161-175).
Приказами Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО1 были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказом от 26.07.2019 №54-П – /__/ рублей за 1 квартал 2019 года; приказом от 25.09.2019 №69-П – /__/ рублей за 2 квартал 2019 года; приказом от 23.12.2019 №101-П – /__/ рублей за 3 квартал 2019 года; приказом от 27.04.2020 № 44-П – /__/ рублей за 4 квартал 2019 года; приказом от 16.06.2020 № 67-П – /__/ рублей за 1 квартал 2020 года (том дела 1, листы дела 57-92).
Издание приведенных выше приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий.
Вопреки доводам апелляционных жалоб данные выплаты подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Действительно, отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами указанного Федерального закона, законодательно прямо не предусмотрено.
Так, например, премиальные выплаты, производимые гражданским служащим территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти в рамках их материального стимулирования, осуществляемого ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», не входили в состав денежного содержания указанных лиц.
Вместе с тем из материалов настоящего гражданского дела следует и не опровергнуто апеллянтами, что выплаченные ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 601 от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и за счёт ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, предназначенных для дополнительного материального стимулирования.
Названный Указ Президента принят в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению оплаты труда гражданских служащих, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Таким образом, спорные средства должны учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер соответствующих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Аналогичные выводы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации№ 34-КГ19-2 от 01.07.2019, № 34-КГ19-4 от 22.07.2019.
Доводы апелляционных жалоб о неправомерной ссылке суда первой инстанции на разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, а также ссылка в апелляционной жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414, от 22.03.2019 №18-4/10/В-2197 не могут быть приняты во внимание, поскольку на выводы судебной коллегии не влияют.
Вопреки доводам апелляционных жалоб каких либо доказательств тому, что произведенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №238-14 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 №168/8 стимулирующие выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в материалы дела в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Установив данные обстоятельства, правильно применив пункты 6, 8 Правил № 562 исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, суд первой инстанции произвел расчет, который признаётся судебной коллегией верным и арифметически апеллянтами не оспаривался.
Ссылка на неверное определение судом расчетного периода для исчисления размера спорных выплат, который, по мнению апеллянтов, в данном случае должен составлять период с мая 2019 года по май 2020 года (пункт 8 Правил №562), основана на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно пункту 8 приведенных Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами «а»-«г» пункта 2 Правил № 562, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил № 562 дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы, предшествующий период исчисляется исходя из календарных месяцев.
Соответственно, при увольнении 30.06.2020 день увольнения (30 июня) является для работника последним днем работы, он же - последним днем месяца, а потому включается в календарный месяц. Следовательно, июнь 2020 года учитывается в расчетном периоде.
Иных правовых аргументов апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи