Дело № 33-5623/2020
№2-1366/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2020 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Харламовой Ю.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области в части снятия с очереди на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области (далее Управление Росгвардии по Оренбургской области), указав, что постановлением ЦЖБК УМВД России по Оренбургской области от 19.05.2010 года истцу было предоставлено жилое помещение. 03.05.2017 года распоряжением Управления Росгвардии по Оренбургской области истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 6 человек.
Протоколом заседании комиссии №, утвержденный приказом от (дата)№ ФИО1 с семьей в составе 6 человек снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что его супруга ФИО3 совершила действия повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, а именно отчуждение ? доли жилого помещения.
С данным решением истец не согласен, в обосновании исковых требований указал, что внесение изменений в договор приватизации и регистрации права на ? доли в праве за ФИО3 были продиктованы необходимостью отчуждения жилого помещения.
Уточнив исковые требования, истец окончательно просил суд признать незаконным протокол № от (дата) заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области в части снятия ФИО1 с членами его семьи с учета очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и восстановить ФИО1 с членами его семьи в списке очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.03.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО5
В судебное заседание истец ФИО1, третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать.
Третье лицо ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.06.2020 года исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области в части снятия с очереди на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворены. Суд постановил: Признать незаконным протокол № от (дата) заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области в части снятия ФИО1 с членами его семьи с учета очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Восстановить ФИО1 с членами его семьи в списке очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по Оренбургской области просит решение суда отменить, вынести новое решение которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО5, представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») данным законом регулируются, в том числе, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статья 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 года № 258-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора найма служебного жилого помещения, ФИО1 проживает со своей семьей в трехкомнатной квартире общей площадью 108,2 кв.м., жилой 60 кв.м., по адресу: (адрес).
ФИО1, имеющий требуемый стаж работы в органах внутренних дел, обратился (дата) к начальнику Управления Росгвардии по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом состава семьи: ФИО1, супруга ФИО3, сын ФИО4, сын ФИО5, дочь ФИО4, дочь ФИО5
Решением заседания комиссии по предоставлению единовременной, социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного распоряжением Управления Росгвардии по Оренбургской области от (дата)№, оформленным выпиской из протокола № от (дата), ФИО1 принят на учет.
При принятии на учет ФИО1 имел право на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи 6 человек в размере за 108 кв.м., поскольку необходимая общая площадь жилого помещения на состав семьи 6 человек составляет 108 кв. м (18 кв. м x 6).
Из материалов дела и пояснений стороны истца и третьего лица следует, что в собственности родителей ФИО3 имелось жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес).
В связи с заключением договора купли – продажи указанного жилого помещения, было установлено, что при приватизации сторонами договора были нарушены права несовершеннолетних (на дату приватизации) детей: дочери ФИО7 и сына ФИО8 Заключение договора купли – продажи стало невозможным без передачи прав ФИО7 и ФИО8 каждому на ? доли в праве на жилое помещение.
Соглашением об изменении договора на передачу квартиры в собственность граждан от (дата) были изменены размеры долей в праве на жилое помещение. ФИО7 и ФИО8 каждому была передана по ? доли в праве.
(дата) был заключен договор купли - продажи квартиры по адресу: (адрес), согласно которому в частности ФИО7 произвела отчуждение принадлежащей ей ? доли в праве.
В 2019 году комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Росгвардии по Оренбургской области стало известно, что в период с (дата) по (дата) за ФИО3 числилась ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) (общей площадью 63 кв.м.), что подтверждается выпиской из ЕГРН, находящаяся в учетном деле.
(дата) ФИО1 обратился в жилищную комиссию Управления Росгвардии по Оренбургской области с заявлением о внесении изменений в учетное дело, в связи с поступлением сына ФИО4 в университет, а также о приобщении к учетному делу копии документов: договор купли-продажи квартиры от (дата), договор на передачу квартиры в собственность от 1992 года, соглашение об изменении договора на передачу квартиры в собственность от (дата), технический паспорт на квартиру, ордер от (дата).
По результатам рассмотрения рапорта ФИО1 от (дата) решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Росгвардии по Оренбургской области, оформленного выпиской из протокола заседания комиссии от (дата)№, ФИО1 с составом семьи 6 человек (он, супруга - ФИО3, сын - ФИО4, сын - ФИО5, дочь - ФИО4, дочь - ФИО5) снят с учета очередников на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№.
Основанием для снятия с учета послужил факт того, что (дата) супруга ФИО3 произвела отчуждение ? доли квартиры, расположенной по адресу: (адрес), совершив действия, которые, по мнению Управления Росгвардии по Оренбургской области, повлекли ухудшение жилищных условий.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что действия по отчуждению принадлежавшей супруге ФИО3 на праве собственности ? доли квартиры, совершены ей без намерения создать нуждаемость, и не могут расцениваться как умышленное и намеренное ухудшение жилищных условий, чем было признано за ФИО1 на дату его постановки на учет.
С данными выводами судебная коллегия соглашается и находит вывод суда об удовлетворении исковых требований ФИО1 соответствующим требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Действиями по ухудшению жилищных условий являются только те действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо могут повлечь за собой возможность принятия на учет для получения единовременной выплаты.
Даже при сохранении права собственности на ? долю квартиры по адресу: (адрес) общая площадь которой составляет 15,75 кв.м. (63 кв.м.:4), на долю каждого из членов семьи истца, состоящей из шести человек, приходилось бы по 2,625 кв.м. (15,75 кв.м. : 6), то есть менее учетной нормы на человека 18 кв.м.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что приобретение по соглашению и отчуждение супругой истца указанной выше ? доли квартиры не повлекло возникновение нуждаемости и возникновения права претендовать на принятие на учет, поэтому нет оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у него права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу приведенных правовых норм не любое отчуждение принадлежащего заявителю жилого помещения может повлечь отказ в предоставлении единой социальной выплаты, а лишь такое, которое ухудшило его жилищные условия настолько, что привело к возникновению оснований для предоставления такой выплаты.
Не обеспеченность жилым помещением у истца сохранилась, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, как на момент постановки на учет, так и после приобретения/отчуждения супругой доли жилого помещения.
Учитывая, что ФИО1 имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена его семьи составляет менее 18 квадратных метров, то истец относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Довод апелляционной жалобы о том, что истец совершил умышленные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, судебной коллегией отклоняется, поскольку совершенные действия по отчуждению принадлежавшей доли супруги истца права собственности на жилое помещение совершены без намерения создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий, не повлекло существенных изменений жилищных условий, с учетом площади отчужденной доли, и не может расцениваться, как умышленное и намеренное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты. Истец со своей семьей уже стоял на учете в качестве нуждаещегося в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отчуждение супругой истца указанной выше ? доли квартиры не повлекло возникновение нуждаемости у истца и членов его семьи, и возникновения права претендовать на принятие на учет.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из установленных обстоятельств, при определении размера единовременной социальной выплаты ФИО1, ее размер может быть определен за вычетом площади 15,75 кв.м., составляющей ? доли квартиры, принадлежащей ФИО3
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: