ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1369/19 от 24.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – < Ф.И.О. >1 Дело <...>

№ 2-1369/19

УИД: 23RS0050-01-2019-001973-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.

судей Черновой Н.Ю., Палянчук Т.А.

при секретаре Зибиревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по иску прокурора Новороссийской транспортной прокуратуры Ракитского К.Г. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «АНРОСКРЫМ» о признании незаконным бездействия ООО «АНРОСКРЫМ», выразившегося в несоблюдении требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ»;

Заслушав доклад судьи Черновой Н.Ю. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Новороссийской транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с настоящим исковым заявлением.

В обоснование требования указал, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ООО «АНРОСКРЫМ». Установлено, что ООО «АНРОСКРЫМ», являющееся субъектом транспортной инфраструктуры, для осуществления производственной деятельности использует объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ» с реестровым номером <...>. Для указанного объекта транспортной инфраструктуры Федеральным агентством морского и речного транспорта 0.2012 присвоена 4 категория. Заключение об утверждении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утверждено Росморречфлотом 29.08.2017. Однако, проведенными проверочными мероприятиями установлено, что мероприятия по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, используемом ООО «АНРОСКРЫМ» не исполняются.

Так, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ, по результатам проведенной дополнительной оценки не разработан и не утвержден. И.о. Новороссийского транспортного прокурора в адрес генерального директора ООО «АНРОСКРЫМ» 03.05.2018 года вносилось представление об устранении нарушений законодательства транспортной безопасности, однако нарушения законодательства о транспортной безопасности в организации по настоящее время не устранены. ООО «АНРОСКРЫМ» осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность с использованием сооружений, которые граничат с морской акваторией, незаконное вмешательство в деятельность организации может повлечь загрязнение акватории моря и иные негативные последствия. Неисполнение ООО «АНРОСКРЫМ» требований законодательства о транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность организации, т.е. совершению противоправных действий, угрожающих безопасности деятельности в области транспорта, а также влекущих угрозу причинения вреда здоровью граждан, захват и угон морского судна и др. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц в части обеспечения транспортной безопасности.

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года суд признал незаконным бездействие ООО «АНРОСКРЫМ», выразившееся в несоблюдении требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ», а также обязал ООО «АНРОСКРЫМ» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно разработать и утвердить в компетентном органе (Федеральном агентстве морского и речного транспорта) план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ».

На указанное решение генеральным директором ООО «АНРОСКРЫМ» была подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить, указывая на то, что ответчик не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, не мог реализовать свое право на защиту.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 октября 2019 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании судебной коллегии помощник Краснодарского транспортного прокурора – Мальян Л.В. изложенные в исковом заявлении требования поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что в настоящее время разрабатываются изменения в план обеспечения транспортной безопасности, но ввиду большой загруженности исполнителя ООО Научно- исследовательское объединение « Плеяда», разработка данного плана затянулась.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В связи с тем, что судом первой инстанции настоящее гражданское дело было рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, обжалуемое решение суда подлежит отмене.

Разрешая спор по существу заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ООО «АНРОСКРЫМ».

В ходе проверки установлено, что ООО «АНРОСКРЫМ», являющееся субъектом транспортной инфраструктуры, для осуществления производственной деятельности использует объект транспортной инфраструктуры - «Железнодорожный паромный комплекс ООО «Анроскрым» с реестровым номером <...>. Для указанного объекта транспортной инфраструктуры Федеральным агентством морского и речного транспорта 01.10.2012 присвоена 4 категория.

Заключение об утверждении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утверждено Росморречфлотом 29.08.2017.

Пунктом 9 части 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее ОТИ и/или ТС) или использующие их на ином законном основании.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности ОТИ и/или ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, проведенными проверочными мероприятиями установлено, что мероприятия по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, используемом ООО «АНРОСКРЫМ», не исполняются, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ, по результатам проведенной дополнительной оценки не разработан и не утвержден.

В соответствии с положениями части 2 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» к основным задачам обеспечения транспортной безопасности отнесено категорирование ОТИ и/или ТС, проведение оценки их уязвимости, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

В целях реализации Федерального закона «О транспортной безопасности», Правительством Российской Федерации 16.07.2016 издано постановление № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее Требования).

В соответствии с пп. 6 п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости представить в Росморречфлот план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «АНРОСКРЫМ» осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность с использованием сооружений, которые граничат с морской акваторией, незаконное вмешательство в деятельность организации может повлечь загрязнение акватории моря и иные негативные последствия. И.о. Новороссийского транспортного прокурора в адрес генерального директора ООО «АНРОСКРЫМ» 03.05.2018 года вносилось представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, однако нарушения законодательства о транспортной безопасности в организации по настоящее время не устранены.

На основании ст. 45 ГПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц может быть подан прокурором.

Частью 1 стать 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации в статьях 20, 41 закреплено право каждого гражданина на жизнь и охрану здоровья. При этом, статьей 46 Конституции России закреплено право граждан на судебную защиту своих прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

При этом, в п.п. 1,4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16- ФЗ определено, что обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, то есть противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшего угрозу наступления таких последствий.

Неисполнение ООО «АНРОСКРЫМ» требований законодательства о транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность организации, т.е. совершения противоправных действий, угрожающих безопасности деятельности в области транспорта, а также влекущих угрозу причинения вреда здоровью граждан, захват и угон морского судна и др.

Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц в части обеспечения транспортной безопасности, в данном случае затрагиваются интересы безопасности граждан РФ как неопределенного круга лиц, пользующихся услугами и работающих в организации.

Учитывая изложенное, поскольку неисполнение ООО «АНРОСКРЫМ» требований законодательства о транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность организации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Новороссийским транспортным прокурором исковых требований.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Новороссийского транспортного прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р ЕД Е Л И Л А:

Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Новороссийской транспортной прокуратуры Ракитского К.Г. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «АНРОСКРЫМ» о признании незаконным бездействия ООО «АНРОСКРЫМ», выразившегося в несоблюдении требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ» – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «АНРОСКРЫМ», выразившееся в несоблюдении требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ».

Обязать ООО «АНРОСКРЫМ» в течение 2 месяцев с момента принятия апелляционного определения устранить допущенные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно разработать и утвердить в компетентном органе (Федеральном агентстве морского и речного транспорта) план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный паромный комплекс ООО «АНРОСКРЫМ».

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>