Дело № 33-3826/2020 (№ 2-136/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 июня 2020 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Дорожко, А.А. Тарасовой
при секретаре А.С. Цой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 11 февраля 2020 года.
заслушав доклад судьи Кустовой С.В., пояснения прокуроров М.А. Сигаева, А.В. Камушкина
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Чукотского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Военного комиссариата Чукотского автономного округа (Чаунского района) обратился в суд с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта.
В обоснование заявленных требований указал, что режимное помещение в военном комиссариате Чаунского района Чукотского автономного округа оборудовано работоспособной и исправной сигнализацией типа «Никор-П-1», связанной с дежурным по военному комиссариату. Вместе с тем ответчик не выполняет возложенные на него функции по обслуживанию и ремонту охранной сигнализации. Просил обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу заключить государственный контракт на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № 10 военного комиссариата Чукотского автономного округа (Чаунского района).
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 11 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания сигнализации режимного помещения для обслуживания секретного делопроизводства № 10 Военного комиссариата (Чаунского района Чукотской автономной области) (689400, Чукотский автономный округ, <...>).
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации с вынесенным решением не согласно. Указывает, что суд первой инстанции не учел отсутствие оснований для вмешательства в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства. Организация проведения технического обслуживания и ремонта охранной сигнализации, закрепленной за Вооруженными силами РФ является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательств, не предусматривающими изменение указанной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда. Таким образом, срок установленный в решении суда по техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации становится неисполнимым в полном объеме. Просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений не поступило.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, военный комиссариат Чаунского района располагается в здании по адресу: Чукотский автономный округ, <...>.
В указанном здании оборудовано режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства № 10 военного комиссариата Чаунского района.
Обследованием режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № 10 военного комиссариата Чаунского района, проведенным 01.06.2018 комиссией военного комиссариата Чаунского района, установлено, что поименованное режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства оснащено работоспособной и исправной охранной сигнализацией типа «Никор-П-1», связанной с дежурным по военному комиссариату.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение части 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне», статей 2,3 Закона РФ «О государственной тайне» в установленном порядке не осуществляется техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, а также отсутствует заключенный государственный контракт на ее обслуживание, что влечет предпосылки к нанесению ущерба безопасности Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности в течение 6 месяцев заключить государственный контракт по обеспечению технического обслуживания охранной сигнализации помещений для осуществления секретного делопроизводства № 10 Военного комиссариата.
Данные выводы не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Эксплуатационное обслуживание – это комплекс по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, при этом заключение контрактов на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства не включены в полномочия учреждения.
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.8 Руководящего документа РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ» (утвержденного Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР) техническое обслуживание указанных устройств проводится с целью поддержания работоспособного состояния установок в процессе эксплуатации путем периодического проведения работ по их профилактике и контролю технического состояния, а ремонт производится с целью восстановления работоспособного состояния технических средств в процессе эксплуатации.
В соответствии с пунктом 173 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 №3-1, предусмотрено обязательное оснащение режимных помещений охранной сигнализацией, предусматривающей оповещение ответственных должностных лиц при ее срабатывании в случае несанкционированного проникновения в охраняемое помещение.
Согласно статьям 2, 3 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна это защищаемые государством сведения, в том числе, в области его военной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
В соответствии со статьей 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.02.2017 № 607 утвержден устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в соответствии с пунктами 6, 8 которого учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем, имеет филиалы и осуществляет свои функции через подразделения по территориальному принципу.
При этом, выполнение обязательств в интересах воинских частей, учреждений, дислоцированных в Чукотском автономном округе, возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).
В соответствии с пунктами 3, 4, 9, 10 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), утвержденного 14.07.2017г. начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции или их часть в соответствии с уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ; филиал действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения.
Согласно приказу командующего войсками Восточного военного округа от 07.08.2017 № 403 основной целью деятельности филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу, Тихоокеанскому флоту определено содержание, эксплуатация объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Восточного военного округа. Техническое обслуживание оборудования, ремонт и содержание переданного имущества в интересах воинских частей, дислоцированных в Чукотском автономном округе, в том числе с правом заключения соответствующих государственных контрактов со специализированными организациями возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).
С учетом вышеприведенных правовых положений в их системной взаимосвязи и фактических обстоятельств, функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации, которой оснащен спорный объект, возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск прокурора путем возложения обязанности по заключению государственного контракта на техобслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для обслуживания секретного делопроизводства № 10 Военного комиссариата на Министерство обороны Российской Федерации.
При таком положении, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения
Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 11 февраля 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта – отменить, принять новое решение.
Исковые требования Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны Российской Федерации обязанность по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания сигнализации режимного помещения для обслуживания секретного делопроизводства № 10 Военного комиссариата (Чаунского района Чукотской автономной области) (689400, Чукотский автономный округ, <...>).
В удовлетворении искового заявления Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта – отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Дорожко
ФИО1