ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1371/2022 от 26.07.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Стефанская Н.В. УИД 39RS0002-01-2021-005854-63

Дело № 2-1371/2022

33-3136/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2022 г. г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко С.В.

судей Алексенко Л.В., Алферовой Г.П.

при секретаре Каленик А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 17 февраля 2022 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к НО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» о возложении обязанности удалить сведения, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» (далее - АНО «Центр «ТИ-Р») о возложении обязанности удалить сведения с сайта, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что с 2002 г. по 2014 г. находился на государственной и муниципальной службе, занимая перед увольнением должность начальника Управления экономического развития - заместителя председателя Комитета экономики, финансов и контроля администрации г.Калининграда. В период службы истец в соответствии с законом о противодействии коррупции подавал сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, сдавая справку о доходах в кадровую службу администрации г.Калининграда. Никуда больше эти данные не передавал. Недавно истец обнаружил, что сведения о его доходах за 2010-2013 г.г. размещены в сети Интернет на сайте , владельцем которого АНО «Центр «ТИ-Р». Поскольку согласия на размещение там указанных сведений истец не давал, полагал, что сведения там размещены незаконно.

Просил обязать ответчика удалить сведения о доходах и расходах истца с веб-сайта , взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за незаконное размещение сведений в размере 100000 руб.

Рассмотрев дело, суд принял решение, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе (поименованной кассационной) ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения ст.23 Конституции Российской Федерации, указал, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Полагает, что суд надлежащей оценки его доводам не дал.

АНО «Центр «ТИ-Р» в лице представителя ФИО2 в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Истец ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель ответчика АНО «Центр «ТИ-Р», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, что с учетом статьи 167 ГПК РФ дает суду основания рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В силу частей 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим 04.11.1950) закреплено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (пункт 1).

Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 ГК РФ).

Разрешая заявленные требования, суд установил, что в период с 2002 г. по 2014 г. ФИО1 являлся муниципальным служащим. В 2010-2013 г.г. замещал должность начальника управления – заместителя председателя Комитета экономики, финансов и контроля администрации г.Калининграда.

Судом также установлено, что сведения о доходах ФИО1 (нач.управления, зам.председателя комитета) за 2010-2013 г. (1156442 руб.), наличии в собственности недвижимости, площадью кв.м, а также 1 транспортного средства размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте , владельцем которого является АНО «Центр «ТИ-Р», зарегистрированный в реестре операторов ПД Роскомнадзора за №77-17-006295.

Разрешая заявленные требования и отказывая ФИО1 в иске в полном объеме, суд исходил из отсутствия оснований для возложения на ответчика обязанности удалить сведения о доходах и расходах ФИО1 с сервиса .

Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

В силу положений Гражданского кодекса РФ если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в том числе сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни (п.1 ст.152.2).

В свою очередь, Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», принятый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни (ст.2), определяет, что персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п.1 ст.3); не исключены из объема такой информации фамилия, имя и отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии гражданина (ч.1 ст.8).

В статье 5 Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» установлены принципы обработки персональных данных, согласно которым обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (ч.1), должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч.2). Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч.4). Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.5). При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных (ч.6).

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 названного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Вместе с тем в этой же статье указано, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта, в частности, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п.7); необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (п.8); осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п.11).

Согласно статье 38 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ лица, замещающие должности муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Вышеуказанные сведения размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах, в частности, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.6).

Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации городского округа «Город Калининград», утвержденным распоряжением администрации городского округа «Город Калининград» от 17.09.2013 №528-р, установлена обязанность администрации, обеспечиваемая отделом муниципальной службы администрации, по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации городского округа, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами (п.1).

В соответствии с п.2 Порядка на официальном сайте размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования указанные в данном пункте сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, в том числе: перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих муниципальному служащему, перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности муниципальному служащему, декларированный годовой доход муниципального служащего, без указания данных, позволяющих определить место жительства, контактную информацию, местонахождение объектов недвижимого имущества.

Предполагается, что, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37 Конституции РФ), лицо тем самым выражает и свое согласие с установленными законодателем условиями и требованиями, обеспечивающими повышенную открытость сведений о деятельности и компетенции представителей отдельных профессий.

Таким образом, декларации истца за 2010-2013 г.г. были правомерно опубликованы на сайте администрации городского округа «Город Калининград», При этом согласие истца на обработку персональных данных для размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истца, являвшегося в спорный период муниципальным служащим, в силу закона не требовалось.

В соответствии с Уставом АНО «Центр «ТИ-Р» основной целью АНО является организация услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучением общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения последствий и наказания виновных, а также содействие формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и прочее. Для достижения указанных целей организация осуществляет информационную, аналитическую, научно-методическую деятельность в электронных, печатных средствах массовой информации и информационных сетях в установленном законодательством порядке по вопросам в области противодействия коррупции, издательскую деятельность в установленном законодательством порядке.

Декларации истца перенесены на сайт ответчика (сервис «») в неизмененном виде, что истцом не оспаривалось.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что действиями ответчика личные неимущественные права либо другие нематериальные блага истца не нарушены.

Распространение ответчиком раскрытых ранее администрацией муниципального образования на основании федерального закона сведений об имени, фамилии, отчестве, занимаемой муниципальной должности, годовом доходе, перечне объектов недвижимого и движимого имущества - как представляющих общественный интерес – само по себе не нарушает прав и свобод истца.

При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности удалить с сайта сведения об истце как незаконно размещенные, равно как и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, у суда не имелось.

При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно. Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 17 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: