Судья – Авилов А.В. Дело № 33-28201/2020
№ 2-1374/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Краснодар 22 октября 2020 года
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Кисляка В.Ф.
при секретаре-помощнике судьи Захаренко М.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ясенского сельского поселения Ейского района о понуждении к ликвидации свалки и рекультивации земельного участка,
по частной жалобе представителя администрации МО Ейский район по доверенности Лукьянец С.И. на определение Ейского районного суда Краснодарского края от 19 августа 2020 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда,
Заслушав доклад судьи Кисляка В.Ф. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого определения и частной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации МО Ейский район обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ейского районного суда от 06 июня 2016 года по делу по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ясенского сельского поселения Ейского района о понуждении к ликвидации свалки и рекультивации земельного участка.
В обоснование заявления указано, что решением Ейского районного суда от 06 июня 2016 года на администрацию муниципального образования Ейского района возложена обязанность принять меры по ликвидации свалки отходов, расположенной в Ясенском сельском поселении Ейского района, а также принять меры по благоустройству территории занятой данной свалкой. В установленный срок решение суда не может быть исполнено в связи со значительным объемом работ, в рамках исполнения решения суда, а также из-за огромной стоимости работ по ликвидации свалки отходов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> года № <№...> утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае. Согласно данной территориальной схемы в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами входит муниципальное образование Ейского района. В соответствии с приказом министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края № <№...> от <Дата ...> года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ейского района является ООО «<...>» (юридический адрес: <Адрес...>
Между ООО «<...>» и МУП г. Ейска «<...>» 17 декабря 2019 года подписаны договоры на сбор, транспортировку и размещение отходов Ейского городского поселения и Ейского района на полигоне твердых коммунальных отходов.
Между ООО «<...>» и ООО «<...>» 18 декабря 2019 года подписан договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территорий сельских поселений Ейского района, в том числе, и с Ясенского сельского поселения Ейского района.
С 15 марта 2020 года на территории МО Ейский район региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступил к работе. Сбором и вывозом твердых коммунальных отходов в Ейском районе занимаются два предприятия: МУП «<...>», осуществляет свою деятельность на территории Ейского городского поселения Ейского района на основании лицензии № <№...> от 28 октября 2016 года; ООО «<...>» осуществляет свою деятельность на территории сельских поселений Ейского района, в том числе, и на территории Ясенского сельского поселения на основании лицензии № <№...> от 12 февраля 2016 года.
В настоящее время доступ к несанкционированной свалке, расположенной в Ясенском сельском поселении Ейского района закрыт. В марте 2020 года проведена работа по зачистке несанкционированной свалки. Сотрудниками управления ЖКХ и КС администрации МО Ейский район ведется постоянный мониторинг закрытых несанкционированных свалок, доступ к свалкам закрыт. Размещены запрещающие таблички «Свалка закрыта, штраф». Административными комиссиями сельских поселений выписываются уведомления, составлены административные протоколы, есть привлеченные к административной ответственности лица.
Глава Ясенского сельского поселения 27 июля 2020 года обратился в МУП ОКС Ейского района с заявкой на изготовление сметной документации и пересчета на текущий уровень цен. В результате проделанной работы сметные расчеты были приведены к актуальному уровню цен по состоянию на 2 квартал 2020 года.
Стоимость работ по ликвидации несанкционированной свалки составляет 3 583 042 руб. Собственных средств для проведения работ по рекультивации свалок в бюджете МО Ейский район недостаточно.
Ранее в 2019 году администрацией МО Ейский район было направлено обращение в Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по вопросу выделения денежных средств на рекультивацию объектов размещения твердых коммунальных отходов.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края даны разъяснения, информации министерства финансов Краснодарского края краевой бюджет на 2019, а также плановый период 2020 и 2021 годов сформирован, средства на реализацию региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2019 году не предусмотрены. Вопрос включения мероприятий на софинансирование работ по рекультивации объектов в государственные программы Краснодарского края находится в стадии согласования.
В 2021 году МО Ейский район будут запланированы средства для участия на условиях софинансирования в государственных программах Краснодарского края, касающихся рекультивации объектов размещения твердых коммунальных отходов.
Кроме того, главами сельских поселений Ейского района проводится опашка для сокращения территории свалок, распахиваются подъездные пути для исключения появления новых ТКО. Региональным оператором ООО «<...>» ответственным за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, осуществлены выезды на все несанкционированные свалки для мониторинга и принятия мер по дальнейшей рекультивации тела несанкционированных свалок.
Таким образом, в связи с проведением вышеуказанных мероприятий, направленных на исполнение решения Ейского районного суда, направленных на принятие мер по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории, необходим дополнительный срок.
Обжалуемым определением Ейского районного суда Краснодарского края от 19 августа 2020 года в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения отказано.
В частной жалобе представитель администрации МО Ейский район по доверенности Лукьянец С.И. просит отменить постановленное по делу определение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на наличие законных оснований для отсрочки исполнения решения суда.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
Согласно ст. 334 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Частная жалоба рассматривается по правилам ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что решением Ейского районного суда от 06 июня 2016 года удовлетворен иск Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ясенского сельского поселения Ейского района о понуждении к ликвидации свалки и рекультивации земельного участка, которым суд обязал администрацию Ясенского сельского поселения Ейского района ликвидировать свалку отходов, образовавшуюся в процессе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, на земельном участке с КН <№...> и провести его рекультивацию в полном соответствии с требованиями, установленными правовыми актами.
Определением Ейского районного суда от 04 июня 2019 года была произведена замена стороны в исполнительном производстве № <№...> с администрации Ясенского сельского поселения Ейского района на администрацию МО Ейский район.
Представитель администрации МО Ейский район 28 июля 2020 года обратился с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края № 466 от 25 октября 2018 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ейского района является ООО «<...>».
Между ООО «<...>» и МУП г. Ейска «<...>» 17 декабря 2019 года подписаны договоры на сбор, транспортировку и размещение отходов Ейского городского поселения и Ейского района на полигоне твердых коммунальных отходов.
Между ООО «<...>» и ООО «<...>» 18 декабря 2019 года подписан договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территорий сельских поселений Ейского района, в том числе и с Ясенского сельского поселения Ейского района.
С 15 марта 2020 года на территории МО Ейский район региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступил к работе.
Сбором и вывозом твердых коммунальных отходов в Ейском районе занимаются два предприятия: МУП «<...>» осуществляет свою деятельность на территории Ейского городского поселения Ейского района на основании лицензии № <№...> от 28 октября 2016 года; ООО «<...>» осуществляет свою деятельность на территории сельских поселений Ейского района, в том числе, и на территории Ясенского сельского поселения на основании лицензии № <№...> от 12 февраля 2016 года.
Глава Ясенского сельского поселения обратился в МУП ОКС Ейского района 27 июля 2020 года с заявкой на изготовление сметной документации и пересчета на текущий уровень цен. В результате проделанной работы сметные расчеты были приведены к актуальному уровню цен по состоянию на 2 квартал 2020 года.
Стоимость работ по ликвидации несанкционированной свалки составляет 3 583 042 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Судом учтено, что из письма заместителя министра топливо-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 22 ноября 2019 года следует, что бюджет на плановый период 2020-2021 годы сформирован, средства на реализацию региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2019 году не предусмотрены. По имеющейся в министерстве информации требуемой документации для участия в федеральном проекте «<...>» в муниципальных образованиях не имеется.
Таким образом, судом установлено, что доказательств направления администрацией МО Ейский район необходимой документации для участия в получении финансирования из федерального бюджета для выполнения необходимых мероприятий представителем администрации не представлено.
Доказательств иных обращений для участия в софинансировании и подаче соответствующих заявок представителем администрации также не представлено.
Судом принято во внимание, что администрацией не представлено объективных данных, свидетельствующих о том, что в бюджете МО Ейский район недостаточно собственных средств для проведения работ по рекультивации свалок.
Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2018)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 года указал на то, что вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности. Судам также следует принять во внимание, что поскольку в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, то защита прав и законных интересов участников исполнительного производства должна быть соразмерной, то есть при защите прав взыскателя не должны нарушаться конституционные права гражданина-должника.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», определено, что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем не представлено доказательств наличия или возможности предоставления необходимых бюджетных средств для выполнения данных работ в случае предоставления отсрочки, не указаны даже приблизительные сроки выделения этих средств.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное определение, оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Ейского районного суда Краснодарского края от 19 августа 2020 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья
Краснодарского краевого суда В.Ф. Кисляк