ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1377/2021 от 23.11.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Бессонова М.В. Дело № 33-3837/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Худиной М.И.,

судей Емельяновой Ю.С., Марисова А.М.,

при секретаре Степановой А.В.,

помощник судьи Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1377/2021 по иску Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск

по апелляционным жалобам представителя ответчика Кемеровской таможни ФИО2, представителя третьего лица Сибирского таможенного управления ФИО3 на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителя ответчика Кемеровской таможни, третьих лиц Сибирского таможенного управления, Федеральной таможенной службы ФИО3, поддержавшей доводы апелляционных жалоб,

установила:

Томский транспортный прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Кемеровской таможне, в котором просил взыскать с ответчика в пользу ФИО1 недоплаченную компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме /__/ руб., недоплаченную компенсацию за неиспользуемый отпуск за 13,33 календарных дней – /__/ руб.

В обоснование иска указал, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни, установлено, что в соответствии с приказом начальника Томской таможни от 26.05.2020 ФИО1, главный государственный таможенный инспектор (по валютному контролю) отдела контроля таможенной стоимости Томской таможни, уволена с государственной гражданской службы с 30.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО1 Томской таможней не были учтены произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем окончательный расчет с истцом произведен не в полном объеме. С внесенным 24.11.2020 представлением Кемеровская таможня не согласилась, ссылаясь на то, что на дату осуществления выплат в правоотношениях с государственными гражданскими служащими Томской таможни не состояла.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральная таможенная служба, Сибирское таможенное управление, Министерство финансов Российской Федерации.

Материальный истец ФИО1, представитель процессуального истца помощник Томского транспортного прокурора Сатушева Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Кемеровской таможни Грозная Ж.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не применимы в части правоотношений, урегулированных положениями Федерального закона от 27.04.2004 №79-ФЗ, согласно ст.50 которого выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда и подлежат оплате сверх фонда оплаты труда. Средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей, не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих.

Представители третьего лица Федеральной таможенной службы ФИО4, ФИО5, представитель третьего лица Сибирского таможенного управления ФИО6 в судебном заседании полагали требования истца не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации.

Обжалуемым решением (с учетом определения об устранении описки от 11.10.2021) исковые требования удовлетворены. С Кемеровской таможни в пользу ФИО1 взыскана недоплаченная компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме /__/ руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 13,33 календарных дней в размере /__/ руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Кемеровской таможни ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Так, суд, приняв во внимание разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не учел, что указанное письмо не определяет механизм формирования фонда оплаты труда государственных служащих. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в соответствии со ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ. Включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Кроме того, приведенные в письме выводы сделаны относительно дополнительного материального стимулирования, осуществляемого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, что не корреспондируется с выплатами, произведенными таможенным органом в соответствии с бюджетными ассигнованиями, выделенными ФТС России в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 №283-14, от 17.02.2020 №168-8. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414 позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения. Кроме того, письмом Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 установлено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания.

Отмечает, что из буквального толкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно ст.50 Федерального закона №79-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат выплате сверх фонда оплаты труда.

Кроме того, считает, что суд при определении взыскиваемой в пользу истца компенсации необоснованно включил в расчет выплаты материального стимулирования, произведенные в июне 2020 года на основании приказа Томской таможни от 16.06.2020 № 67-П, поскольку ФИО1 уволена с государственной гражданской службы 30.06.2020, соответственно, при расчете месячного денежного содержания учитываются выплаты, произведенные с июня 2019 года по май 2020 года.

Средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, данные средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей.

Не соглашается с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом №79-ФЗ, Правилами №562, и полагает его основанным на неверном толковании и применении закона. В п.2 Правил №562 установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, в указанном пункте Правил №562 не предусмотрены.

Отмечает, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.07.2019 №34-КГ19-2, от 22.07.2019 №34-КГ19-4, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу, с учетом заявленных требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных выплат в виде материального стимулирования.

Ссылается на то, что выплата материального стимулирования произведена Томской таможней в виде единовременных поощрений, а не премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Очевидно, что указанные выплаты имеют разную правовую природу. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в структуру денежного содержания, единовременное поощрение не входит, соответственно, произведенные таможенным органом в виде единовременного поощрения выплаты материального стимулирования не могут учитываться при расчете соответствующих компенсаций.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Сибирского таможенного управления Грозная Ж.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе представителя ответчика Кемеровской таможни.

Представитель Федеральной таможенной службы России Грозная Ж.Г. в пояснениях полагала апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению.

В возражениях на апелляционные жалобы Томская транспортная прокуратура считает решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие материального истца ФИО1, представителя Министерства Финансов РФ, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом начальника Томской таможни от 04.02.2013 № 60-к ФИО1, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, назначена с 05.02.2013 на должность главного государственного таможенного инспектора (по валютному контролю) отдела контроля таможенной стоимости Томской таможни; ФИО1 установлен должностной оклад в размере /__/ руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада на период с 05.02.2013 по 31.03.2013, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 120% процентов должностного оклада на период с 05.02.2013 по 31.03.2013, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размер двух должностных окладов на период с 05.02.2013 по 31.03.2013, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10% денежного содержания на период с 05.02.2013 по 31.03.2013.

Между Томской таможней и ФИО1 заключен служебный контракт /__/ от 04.02.2013 (далее – контракт /__/), согласно п. 1, 2, 4, 9, 11 которого ФИО1 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Гражданский служащий обязуется исполнять обязанности по должности главного государственного таможенного инспектора (по валютному контролю) отдела контроля таможенной стоимости Томской таможни. Датой начала исполнения должностных обязанностей является 05.02.2013. Гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90% до 120% этого оклада; ежемесячно процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 0 до 15% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов (за исключением государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федеральной таможенной службы); единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

05.02.2013 между Томской таможней и ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в контракт /__/, согласно которому из штатного расписания исключены слова «(по валютному контролю)» из контракта /__/.

12.01.2018 между Томской таможней и ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 2 о внесении изменений в контракт /__/, согласно которому ФИО1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере /__/ руб.

10.10.2019 между Томской таможней и ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 3 о внесении изменений в контракт /__/, согласно которому ФИО1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере /__/ руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере /__/ руб.

Приказом Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 № 1970 Томская и Кемеровская таможни реорганизованы путем присоединения. Деятельность Томской таможни прекращена, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Приказом № 114-К от 26.05.2020 ФИО1 уволена 30.06.2020 в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации», на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни возложена обязанность произвести ФИО1: окончательный расчет по 30.06.2020; выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 10 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 01.06.2019 по 31.05.2020; выплату компенсации за 3,33 календарных дня неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 01.06.2020 по 30.06.2020.

Как усматривается из расчета ТН-406, а также справок-расчетов от 30.06.2020 при увольнении ФИО1 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере /__/ руб.; выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – /__/ руб.; выплата компенсации за 10 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 01.06.2019 по 31.05.2020, за 3,33 календарных дня неиспользованных ежегодно основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 01.06.2019 по 30.06.2020 – /__/ руб.

Судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользуемый отпуск Томской таможней не были учтены выплаченные истцу средства материального стимулирования за 2019 год и 1 квартал 2020 года, в связи с чем окончательный расчет с ФИО1 произведен не в полном размере.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.04.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.

Судебная коллегия с таким выводом и его обоснованностью согласилась.

Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N79-ФЗ).

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере, соответственно, месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст. 51).

В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающих, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В соответствии со ст. 50, 51 и 55 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30.10.2006 N 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.

Данный Порядок разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).

Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа), согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п.2).

Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (п.9).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных ч.ч. 2,3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Таким образом, значение при разрешении заявленных требований имеет правовая природа произведенных в течение 12 месяцев до увольнения выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N 283-14 и от 17.02.2020 N 168-8 в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 27.06.2019 N229, от 19.09.2019 N 249-П, от 11.12.2019 N466, от 08.04.2020 N105-П, от 11.06.2020 N181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1, квартал 2020 года.

На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО1 были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказ № 54-П от 26.07.2019 – /__/ руб. за 1 квартал 2019 года; приказ № 69-П от 25.09.2019 – /__/ руб. за 2 квартал 2019 года; приказ № 101-П от 23.12.2019 – /__/ руб. за 3 квартал 2019 года; приказ № 44-П от 27.04.2020 – /__/ руб. за 4 квартал 2019 года; приказ № 67-П от 16.06.2020 – /__/ руб. за 1 квартал 2020 года.

Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N 1058.

Издание приведенных выше приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

В этой связи доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к тому, что произведенные ФИО1 выплаты имеют иную правовую природу, являясь единовременным поощрением, не подлежащим учету при расчете соответствующих компенсаций, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционных жалоб о неправомерной ссылке суда первой инстанции на разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, а также ссылки в апелляционных жалобах на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414, письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 не могут быть приняты во внимание, поскольку на выводы судебной коллегии не влияют.

Доводы апелляционных жалоб о неверно исчисленном расчетном периоде, который, по мнению апеллянтов, в данном случае должен составлять период с июня 2019 года по май 2020 года в силу пункта 8 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №562), безосновательны.

Так, согласно пункту 8 приведенных Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами «а»-«г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы, предшествующий период исчисляется исходя из календарных месяцев. В данной ситуации работник увольняется 30 июня 2020 года, соответственно, день увольнения (30 июня) является для работника последним днем работы, он же - последним днем месяца, а потому включается в календарный месяц. Следовательно, июнь 2020 года обоснованном учтен судом в расчетном периоде.

Ссылка апеллянтов на письмо Минфина России от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 и от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 судебной коллегией отклоняется, поскольку правомерность их позиции не подтверждают. Более того, в письме Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 отражено, что выплата гражданским служащим материального стимулирования имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Ссылка апеллянтов на судебную практику не может являться основанием к отмене решения, поскольку не опровергает выводов суда, а повторяют их правовую позицию, выраженную ими в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решения

Иных правовых аргументов апелляционные жалобы не содержат. Решение суда первой инстанции является законным, отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Кемеровской таможни ФИО2, представителя третьего лица Сибирского таможенного управления ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи