судья Бакулина О.Н. дело № 33-15798/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2020г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Юрченко Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Корецкого А.Д.,
при секретаре Гречко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1378/2020 по иску ФИО1 к УСЗН Азовского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет и выплату денежных сумм, о признании незаконным решения о наличии излишне выплаченных сумм компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и по встречному иску УСЗН Азовского района Ростовской области к ФИО1 о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг для возврата в областной бюджет по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2020г.
Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском УСЗН Азовского района Ростовской области, указав в обоснование, что являлась работником культуры, в связи с чем 21.02.2005г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки (льгот по оплате жилья и ЖКУ). Отделом культуры администрации Азовского района она была включена в список работников культуры Азовского района на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. С 01.03.2005г. ФИО1 состояла на учёте в УСЗН в базе данных льготных категорий граждан, пользовалась мерами социальной поддержки, проживая по адресу временной регистрации: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
24.05.2011г. после оформления постоянной регистрации истец обратилась в УСЗН, где получила информацию о том, что на основании списка Отдела культуры администрации Азовского района, все специалисты Отдела культуры с марта 2005г. имеют льготный признак учёта «Специалист культуры», не влияющий на размер компенсационных выплат как преподавателям ДШИ, так и руководителям кружков ДК.
01.07.2016г., проработав более 10 лет преподавателем Круглянской детской школы искусств Азовского района, ФИО1 уволилась и стала неработающим пенсионером, выплаты продолжала получать по региональным стандартам.
В марте 2017г. сумма компенсации сократилась, что послужило основанием для обращения истца с заявлениями в УСЗН о перерасчете.
Только с 01.01.2019г. компенсационные выплаты преподавателям ДШИ и пенсионерам их числа на оплату ЖКУ ответчик стал начислять в размере 100%.
В феврале 2017г. выплаты составляли 1293 руб., а в марте 2017г. сумма значительно уменьшилась и стала составлять с учётом норм, установленных нормативным правовым актом Правительства области - 170,10 руб.
По мнению истца, выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с марта 2017г. по сентябрь 2018г. должны были производиться ей в размере 100% на основании списка отдела культуры от 10.03.2005г., в котором указана ее должность - преподаватель Круглянской ДШИ (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.2001г.), а также на основании заявления от 21.02.2005г., в котором специалисты УСЗН собственноручно исправили статус «педагогический работник» на «культ. работник».
Также, истец полагает, что неправомерно с января 2019г. по март 2019г. УСЗН, присвоив ей льготный признак учета «Педагогический работник - пенсионер», приступило к автоматическому удержанию из текущих начислений компенсационных выплат за период с 01.07.2016г. в связи с неинформированием УСЗН истцом и администрацией Азовского района об увольнении, поскольку ответственность за формирование и ежемесячную подачу в УСЗН списков специалистов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, возложена на руководителей отдела, управления в сфере здравоохранения, культуры и др. организаций.
Истец настаивает на том, что информация о ее увольнении должна была поступить от отдела культуры администрации Азовского района, а в случае необходимости ответчик не был лишен возможности запросить указанные данные.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ ФИО1 просила суд взыскать с ответчика в ее пользу 9969 руб. за период с 01.03.2017г. по 30.03.2019г., а также за составление искового заявления 2000 руб.
Не согласившись с предъявленным иском, ответчик обратился в суд со встречными исковыми требованиями, указав, что ФИО1 с 10.03.2005г. имела льготный признак учета «Специалист культуры» в соответствии п.п. 4 п. 1 ст.1 Областного закона от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ежемесячно предоставлялась ФИО1 в соответствии с льготным признаком учета «Специалист культуры» с 10.03.2005г. по 18.02.2008г.; с 01.02.2010г. по 31.03.2011г.; с 01.06.2011 г. по 29.08.2018г. и была прекращена с 01.09.2018г. в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства, согласно копии паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета.
До 28.02.2017г. компенсация на оплату коммунальных услуг производилась истцу в размере 100% с использованием регионального стандарта стоимости коммунальных услуг. Отделом культуры ответчику представлен список НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.07.2016г. об отсутствии за период с 01.06.2016г. по 30.06.2016г. уволенных работников.
Однако, согласно списку уволенных специалистов культуры, поступившему в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 27.12.2018г., ФИО1 была уволена 30.06.2016г., льготный признак учета «Специалист культуры, проживающий и работающий в сельской местности» ФИО1 прекращен ответчиком с 01.07.2016г.
Ссылаясь на несвоевременность информирования УСЗН об увольнении, вследствие чего ФИО1 была выплачена сумма компенсаций на оплату коммунальных услуг за период с 01.07.2016г. по 31.08.2018г. в размере 20103,10 руб., УСЗН Азовского района просило суд взыскать с ФИО1 денежную сумму в размере 20103,10 руб. для возврата в Областной бюджет.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2020г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН Азовского района Ростовской отказано.
Встречные исковые требования УСЗН Азовского района Ростовской области удовлетворены. С ФИО1 в пользу УСЗН Азовского района Ростовской области взыскана излишне выплаченная сумма компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.07.2016г. по 31.08.2018г. в размере 20 103,1 руб. для возврата а областной бюджет, а также госпошлина в доход бюджета в размере 803,09 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении её иска и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Повторяя основание предъявленного иска, ФИО1 настаивала на том, что информация о ее увольнении должна была поступить от отдела культуры администрации Азовского района, а в случае необходимости ответчик не был лишен возможности запросить указанные данные.
Апеллянт выражает несогласие с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств. По мнению апеллянта, судом не принято во внимание, что вернув истцу 22.05.2020г. автоматически удержанную сумму за январь 2019г., ответчик обратился в суд, не предложив ей добровольно возвратить на счет ответчика денежную сумму.
На апелляционную жалобу истца ответчиком УСЗН Азовского района Ростовской области поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы ФИО1 без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 167, ч.1 ст.327 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д.218-222), не сообщивших о причинах своей не явки.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
На основании ст. 3 Областного закона от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке сдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее – Закон №274-ЗС), предоставление мер социальной поддержки сельским специалистам осуществляется органами социальной защиты населения на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, которые составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, и др., на территории которых проживают указанные граждане.
Присвоение льготного признака учета осуществляется в соответствии с льготной категорией, указанной организацией в списках.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности» определен порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сельским специалистам, а также пенсионерам из их числа.
Согласно п. 6.7.2 вышеупомянутого Постановления Ростовской области от 15.12.2011г. №232, отделы, управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, культуры и др. территории которых проживают сельские специалисты, в срок до 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия или увольнения специалиста, составляют списки специалистов, имеющих право на меры социальной поддержки, либо утративших право на меры социальной поддержки и передают в органы соцзащиты населения муниципальных районов.
Ответственность за их формирование и подачу в органы социальной защиты вселения муниципальных районов возлагается на руководителя отдела, управления органа местного самоуправления муниципального образования в сфере здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии.
Согласно п.6.1.2 вышеназванного Порядка, при обращении гражданина, претендующего на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, с письменным заявлением орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области письменно уведомляет гражданина о сведениях, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и которые подлежат запросу в рамках межведомственного взаимодействия. Орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области или МФЦ (в случае подачи заявления через МФЦ) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, запрашивает в электронном виде или на бумажном носителе, в случае нахождения в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, документы (сведения), необходимые для назначения и предоставления мер социальной поддержки.
В соответствии с абз. 56 п. 6.1.2 Постановления, предоставление мер социальной гражданам прекращается с 1 числа месяца, следующего за датой наступления обстоятельству, служащих основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состояла на учете в УСЗН Азовского района с 10.03.2005г. и имела льготный признак учета «Специалист культуры» в соответствии п.п. 4 п.1 ст.1 Закона №274-ЗС, который был установлен истцу на основании списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, поступившего в УСЗН Азовского района из Отдела культуры администрации Азовского района 10.03.2005г., поданного в соответствии со ст.3 Закона №274-ЗС.
Из материалов дела усматривается, что от специалиста отдела культуры ФИО5 поступило заявление ФИО1, содержащее корректировку в признаке учета, о предоставлении компенсационных выплат и необходимый пакет документов, которое было принято к рассмотрению УСЗН.
Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ежемесячно предоставлялась ФИО1 в соответствии с льготным признаком учета «Специалист культуры» с 10.03.2005г. по 18.02.2008г.; 01.02.2010г. по 31.03.2011г.; с 01.06.2011г. по 29.08.2018г. и была прекращена с 01.09.2018г., в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства, что подтверждается паспортом с отметкой о снятии с регистрационного учета.
За период предоставления ФИО1 компенсационных выплат как «Специалисту культуры» никаких дополнительных списков от отдела культуры с целью корректировки действующего льготного признака учета, в адрес УСЗН Азовского района не поступало.
04.07.2016г. в целях подтверждения права сельских специалистов на предоставление мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, УСЗН Азовского района у отдела культуры администрации Азовского района были запрошены соответствующие списки.
05.07.2016г. Отделом культуры представлен список НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.07.2016г. об отсутствии за период с 01.06.2016г. по 30.06.2016г. уволенных работников.
Вместе с тем, 27.12.2018г. Отделом культуры представлен список уволенных специалистов культуры, поступивший в УСЗН Азовского района 27.12.2018 года, который содержал информацию о том, что ФИО1 уволена 30.06.2016г. (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.06.2016 года).
С 01.07.2016г. ФИО1 прекращён льготный признак учета «Специалист культуры, проживающий и работающий в сельской местности».
Разрешая исковые требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, исходил из того, что ФИО1 была уведомлена о необходимости извещения органа социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты, следовательно, на ней лежит ответственность за необоснованное получение суммы компенсаций.
Установив, что в результате несвоевременного информирования ответчика об увольнении, ФИО1 была излишне выплачена сумма компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.07.2016г. по 31.08.2018г. в размере 20103,10 руб., суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания указанной суммы с истца в областной бюджет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных письменных доказательствах и правильном применении судом норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца обязанности по уведомлению ответчика о ее увольнении, со ссылкой на то, что данная информация должна была поступить от отдела культуры администрации Азовского района повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом первой инстанции дана им надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Так, поскольку суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ, а в ходе судебного разбирательства факт несвоевременного информирования истцом ответчика об увольнении нашел свое подтверждение, у суда первой инстанции имелись правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 и удовлетворении встречного иска ответчика.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2020г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 25.12.2020г.