ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-137/2022 от 30.05.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Кузьменко И.А. № 2-137/2022 (1-я инст.)

№ 33-6388/2022 (2-я инст.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,

судей Вялых О.Г., Криволапова Ю.Л.,

при секретаре Поповой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты Ростовской области, 3-и лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональная служба по тарифам Ростовской области, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» о возложении обязанности организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по апелляционным жалобам Администрации г. Шахты Ростовской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Шахты Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения администрацией г. Шахты требований федерального законодательства при передаче во временное владение и пользование объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Проверкой установлено, что с 09.12.2016 водоснабжение в г. Шахты осуществляет производственный участок Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения (далее - ГУП РО «УРСВ»). Распределительные водопроводные сети г. Шахты, используемые в производственном процессе, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Шахты» и эксплуатируются ГУП РО «УРСВ».

Таким образом, ресурсоснабжающей организацией в области водоснабжения на территории г. Шахты является ГУП РО «УРСВ».

При этом, Администрацией г. Шахты Ростовской области требования федерального законодательства в отношении переданных в аренду ГУП РО «УРСВ» объектов системы водоснабжения и водоотведения не исполняются, поскольку пользование указанными объектами осуществляется ГУП РО «УРСВ» в отсутствие заключенного концессионного соглашения.

До настоящего времени работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения не организована. Мер, направленных на передачу таких объектов в порядке концессионного соглашения, до настоящего времени не принято.

Бездействие администрации г. Шахты влечёт нарушение законных интересов неопределённого круга лиц и может повлечь за собой причинение крупного ущерба муниципальному имуществу.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил возложить на администрацию г. Шахты Ростовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Шахты».

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 13.01.2022 исковые требования удовлетворены. На Администрацию г. Шахты Ростовской области возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Шахты».

Не согласившись с решением суда, Администрация города г. Шахты Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить по тем основаниям, что правом на передачу прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, предусмотрено как путем заключения договора аренды таких систем, так и по концессионному соглашению, т.е. это право органа местного самоуправления, а не обязанность. При этом возможность заключения концессионного соглашения, как путем проведения конкурса, так и без его проведения. Из положений Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не следует обязанности ответчика по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения. Вынесенный судебный акт огранивает права муниципального образования как собственника муниципального имущества. Кроме того, объекты муниципальных имущественных комплексов водоснабжения и водоотведения не свободны от прав третьих лиц, находятся в аренде у ГУП РО «УРСВ», законных оснований для расторжения данных договоров аренды муниципального имущества не имеется. Судом также не было принято во внимание, что в настоящее время осуществляется передача муниципального имущества систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Шахты» из собственности муниципального образования в государственную собственность Ростовской области.

В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области просит поставленный судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Апеллянт ссылается на то, что 09.12.2016 между МКУ «ДГХ» г. Шахты и ГУП РО «УРСВ» заключены договоры аренды. Постановлением Администрации г. Шахты от 14.11.2014 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 23.11.2018 ГУП РО «УРСВ определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в г. Шахты. В целях осуществления бесперебойного и качественного водоснабжения жителей области в Правительстве Ростовской области принято решение по безвозмездной передаче имущества водопроводно - канализационного хозяйства в зоне обслуживания ГУП РО «УРСВ» из собственности всех муниципальных образований области в государственную собственность Ростовской области.

В связи с этим, министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по согласованию с министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, 17.11.2021 утверждена дорожная карта по принятию решения и выполнению действий по безвозмездной передаче имущества водопроводно - канализационного хозяйства в зоне обслуживания ГУП РО «УРСВ» из собственности муниципальных образований в государственную собственность Ростовской области.

Дорожная карта включает в себя перечень мероприятий (действий), дату, а также перечень лиц, ответственных за их исполнение. Мероприятия, предусмотренные Дорожной картой, предусматривают передачу всего муниципального имущества ВКХ в государственную собственность, и запланированы к выполнению в срок до 01.07.2022.

Таким образом, принятое судом первой инстанции решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Шахты по настоящему делу влечет невозможность исполнения мероприятий предусмотренных Правительством Ростовской области по улучшению водоснабжения жителей г. Шахты, а также невозможность исполнения самого судебного решения. Кроме того, обращает внимание, на допущенные судом нарушения норм процессуального права, выразившиеся в не извещении их о дате и времени рассмотрения спора.

В апелляционной жалобе ГУП РО «УРСВ» просит решение суда отменить, в иске отказать. Апеллянт ссылается на то, что является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения г. Шахты, использует имущество водно-канализационного хозяйства г. Шахты в силу прямых норм ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Истцом в материалы дела не представлены доказательства отсутствия единой сети инженерно-технического обеспечения, и невозможности применения ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не представлен доказательства нарушения антимонопольного законодательства, судом не дана правовая оценка п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Также ссылается, что ГУП РО «УРСВ как арендатор добросовестно исполняет договоры аренды муниципального имущества. Кроме того, 29.06.2021 городской думой г. Шахты принято решение № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о передаче имущества водно-коммунального хозяйства из муниципальной собственности муниципального образования «город Шахты» в собственность Ростовской области.

Более того, нормы Федерального закона № 115-ФЗ не исключают право собственника муниципального имущества на основании ст.ст. 209, 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепить указанное имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, из положений Федерального закона № 115-ФЗ не следует обязанность администрации по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения.

На апелляционные жалобы поданы возражения представителя прокуратуры г. Шахты, а также Региональной службы по тарифам РО.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Ростовской областной прокуратуры Потоцкую Ю.А., поддержавшую доводы иска, представителей Администрации г. Шахты - ФИО1, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» - ФИО2, просивших решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, признав возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.

В силу п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, не извещенного надлежащим образом о рассмотрении настоящего дела.

Учитывая, что судом первой инстанции допущено нарушение процессуального законодательства, которое является безусловным основанием для отмены решения суда, судебная коллегия отменяет решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13.01.2022 и рассматривает спор по существу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов.

Из материалов дела следует, что МКУ «ДГХ» г. Шахты на праве оперативного управления переданы объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для водоснабжения и водоотведения (как правопреемнику МКУ «ГУЖКХ).

Между МКУ «ДХГ» и ГУП РО «УРСВ», которое является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Шахты, заключен договор аренды муниципального имущества (комплекса объектов водоснабжения), принадлежащего муниципальным учреждениям, в том числе органам местного самоуправления, отраслевым (функциональным) органам Администрации г. Шахты от 09.12.2016 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, договор аренды муниципального имущества (комплекса объектов по транспортировке сточных вод) от 09.12.2016 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и договор аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) от 09.12.2016 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Договоры аренды муниципального имущества заключены сроком на одиннадцать месяцев с09.12.2016по 08.11.2017. Соглашениями сторон от08.11.2017действие указанных договора перешло на неопределенный срок.

Как следует из Перечня муниципального имущества, переданного по указанным договорам в аренду, объекты введены в эксплуатацию в период с 1939 по 2003 годы.

Истец, ссылаясь на то, что указанные объекты переданы в нарушение требований федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в пользование и без проведения торгов, в связи с чем прокурор г. Шахты обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных вышеназванным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 указанного закона.

На основании части 3 статьи 41.1 данного закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию такого объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен особый порядок передачи прав владения и пользования централизованными системами водоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что принадлежащие муниципальному образованию «Город Шахты» объекты водоснабжения и водоотведения переданы ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» в нарушение требований указанных законов в безвозмездное пользование и без проведения конкурса, без проведения ремонта объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, соответственно, такие действия ответчика Администрации г. Шахты нарушают законные интересы неопределенного круга лиц, и могут повлечь за собой нарушение причинение крупного ущерба муниципальному имуществу.

До настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения не организована, меры со стороны Администрациии г. Шахты Ростовской области, направленных на передачу таких объектов в порядке концессионного соглашения, до настоящего времени не приняты.

Судебная коллегия отмечает, что передача прав владения и (или) пользования спорными объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, с учетом срока ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов. Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов, ответчиком не представлено.

Позиция ответчика по делу о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельной, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация г. Шахты обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов ответчиком не проводились.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ГУП РО «УРСВ» статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Учитывая изложенное, муниципальным образованием допущено бездействие по невыполнению прямого указания закона в отношении объекта водоотведения, находящегося в его собственности. Договор аренды заключен в нарушение требований закона без проведения конкурсных процедур.

Само по себе наличие «Дорожной карты» - плана мероприятий, разработанного Министерством ЖКХ и Министерством имущества Ростовской области для нормализации водоснабжения, не является основанием для бездействия в процессе заключения договора на конкурсной основе и для неисполнения требований закона.

Доводы о том, что имеется решение по безвозмездной передаче имущества водопроводно - канализационного хозяйства в зоне обслуживания ГУП РО «УРСВ» из собственности всех муниципальных образований области в государственную собственность Ростовской области объективно не подтвержден. Такое решение, принятое в установленном порядке и обязательное к исполнению, суду не представлено.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения должна быть исполнена ответчиком в течение 5-ти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Иск прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц следует признать обоснованным, и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 января 2022 года отменить.

Исковые требования прокурора г. Шахты Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты Ростовской области, 3-и лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональная служба по тарифам Ростовской области, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» о возложении обязанности организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Шахты Ростовской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Шахты».

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.06.2022