Дело №2-1384/2020 судья Тутукина О.Ю. 2020 год
(№ 33-3978/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2020 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В., Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда г. Твери от 03 августа 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное), Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда РФ по Тверской области о признании решений незаконными, обязании включить в страховой стаж».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1, не согласившись с отказом пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости, обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное), ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Тверской области о признании решений незаконными, обязании включить в страховой стаж периоды работы и назначить страховую пенсию, указав в обоснование, что в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, не зачтены периоды с 18.07.1990 по 05.04.1991 в качестве надомной швеи кооператива «Айгестан» и с 06.04.1991 по 01.12.1997 в должности секретаря-машинистки ООО «КЕБ», и, как следствие, не достигнута необходимая для назначения соответствующей пенсии величина индивидуального пенсионного коэффициента равная 16,2, которая составила 12,652.
Указывала, со ссылкой на нормы законодательства, действовавшего до 1998 года, регулирующее, по мнению истца, организацию Общества с ограниченной ответственностью, о том, что ООО «КЕБ» могло существовать и осуществлять деятельность в период с 06.04.1991 по 01.12.1997, в связи с чем исключение указанного периода из страхового стажа на основании вышеизложенных причин неправомерно.
Считает, что содержащиеся незначительные неточности в трудовой книжке в части периода работы с 18.07.1990 по 05.04.1991 в качестве надомной швеи кооператива «Айгестан» (отсутствует дата приказа о приеме на работу, печать не читается), не могут являться достаточным основанием для лишения гражданина права на пенсионное обеспечение, особенно с учетом того, что все записи сделаны логично и последовательно.
Включение спорных периодов в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, влияет на ИПК и дает основания для назначения пенсии с даты обращения за такой пенсией.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, поручив ведение дела своему представителю ФИО2, которая в суде исковые требования с учетом уточнения поддержала, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Они пытались самостоятельно получить сведения, в том числе в Республике Армения, но никаких «следов» организации ООО «КЕБ» ими найдено не было, отрицательные ответы они не стали приобщать к материалам дела. Аналогичная ситуация и по периоду работы в Республике Армения, они пытались узнать через знакомых, но ничего не смогли найти. Полагает, что истец не обязан доказывать свою трудовую деятельность, поскольку трудовая книжка имеется, записи в ней последовательны и без каких-либо исправлений. Просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании и письменном отзыве исковые требования не признала, указывала, что принятое решение правомерное и законно. ФИО4 отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ее индивидуальный пенсионный коэффициент по результатам проведенных расчетов составил менее требуемого законом 16,2. Спорные периоды работы обоснованно не включены и страховой стаж, поскольку, поскольку в трудовой книжке отсутствует дата издания приказа о приеме на работу в качестве надомной швеи кооператива «Айгестан», печать заверяющая запись об увольнении не читается. 25.09.2019 специалистам Управления направлен запрос в компетентные органы Республики Армении - Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армении о подтверждении периода работы ФИО1, а также оказать содействие в истребовании справок о стаже и заработной плате за период работы в кооперативе; «Айгестан» с 18.07.1990 по 05.04.1991. Из поступившего в адрес Управления ответа усматривается, что документы личного состава кооператива «Айгестан» в национальный архив Армении не сданы, в связи с чем выдать справку подтверждающую факт работы не представляется возможным. Таким образом, факт работы в этой организации ничем не подтвержден. Периода работы с 06.04.1991 по 01.12.1997 в должности секретаря-машинистки в ООО «КЕБ» в информационной базе данных ПК «АСВ» ООО «КЕБ» не значится. В соответствии с перечнем ликвидированных организаций (предприятий, учреждений), архивные документы которых переданы на ответственное хранение в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории», МКУК «Тверской городской архив», Архивный отдел Администрации МО Тверской области «Калининский район» вышеуказанная организация не значится. В связи с чем проверить факт работы с 06.04.1991 по 01.12.1997 истца не предоставляется возможным. Кроме того, Федеральный закон №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» принят только 08.02.1998, соответственно, с 06.04.1991 по 01.12.1997 трудовая деятельность не могла протекать в организации с организационной правовой формой «Общество с ограниченной ответственностью». Данные о такой организации отсутствуют.
Ответчик ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Тверской области в судебное заседание представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что поддерживают предоставленные письменные возражения на исковые требования, согласно которым при установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам ПФР во всех случаях осуществляется подтверждение страхрвого стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, выносится на основании документов о страховом стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении. Периоды работы, начиная с 01.01.1991, учитываются в страховой стаж при подтверждении документами о страховом стаже и заработке, уступившими от указанных органов. 12.09.2019 истец обратилась в УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. В страховой стаж истца не включены следующие периоды работы: с 18.07.1990 по 05.04.1991 – в качестве надомной швеи кооператива «Айгестан» (Республика Армения), поскольку в трудовой книжке дата издания приказа о приеме на работу отсутствует, а печать, заверяющая запись об увольнении, не читается. Россия и Армения являются государствами – участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, основанного на территориальном принципе, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств – участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают (ст.6 Соглашения). Согласно п. 15 Указания Министерства социальнойд, защиты населения Российской Федераций от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обесценении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств – бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и(или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства-участника Соглашения. Специалистами Управления ПФР 25.02.2019 направлен запрос в компетентные органы Республики Армении – Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения о подтверждении данного периода работы, а также об оказании содействия в истребовании справок о стаже и заработной плате за период работы в кооперативе «Айгестан» с 18.07.1990 по 05.04.1991. Из поступившего в адрес Управления ПФР ответа национального архива Армении от 18.03.2019 №С-4673 усматриваемся, что документы личного состава кооперативу «Айгестан» в национальный архив Армении не сданы, в связи, с чем выдать справку, подтверждающую факт работы, не представляется возможным. Местонахождение документов неизвестно. Таким образом, из-за отсутствия подтверждения данного периода работы компетентными органами Армении, правовые основания для включения указанного периода в страховой стаж отсутствуют. С 06.04.1991 по 01.12.1997 – в должности секретаря-машинистки в ООО «КЕБ» на основании записей в трудовой книжке. При проведении Управлением ПФР проверки достоверности сведений, содержащихся в трудовой книжке истца выявлено, что ООО «КЕБ» не было зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов на обязательнее пенсионное страхование. Установить, осуществляло ли финансово-хозяйственною деятельность ООО «КЕБ» не представляется возможным, поскольку местонахождение архивов организации неизвестно. В соответствии с перечнем ликвидированных организаций (предприятий, учреждений) архивные документы которых переданы на ответе ответственное хранение в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории», МКУК «Тверской городской архив», Архивный отдел Администрации МО Тверской области «Калининский район», вышеуказанная организация не значится. Таким образом проверить факт работы истца в ООО «КЕБ» в указанный период не представляемся возможным и оснований для зачета в страховой стаж истца периода работы с 06.04.1991 по 01.12.1997 не имеется.
Обращение ФИО4 по вопросу правомерности решения Управления ПФР от 12.12.2019 № 37408.7/19 рассмотрено ОПФР по Тверской области как вышестоящим органом, в соответствие с нормами действующего законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, с учетом уточнений, настаивает, что в данном случае надлежащим образом оформленная трудовая книжка, является документом, подтверждающим спорные периоды работы, имеющиеся недостатки в виде отсутствия даты о приеме на работу, учитывая печать организации (даже плохо читаемой), не может являться достаточным основанием для лишения гражданина на пенсионное обеспечение.
Со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 10.07.2007 №9-П, указывает, что неуплата работодателями таких взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015)
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения от 13.03.1992.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Аналогичные положения о трудовой книжке содержались в
статье 39 КЗоТ РСФСР, действовавшего в период возникновения правоотношений.
Пунктом 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 (далее – Правила), предусмотрено, что при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.
В соответствии с пунктом 4 Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 5 Правил).
В соответствие с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от
27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного (ст. 55 ГПК РФ)
Материалами дела установлено, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 12.09.2019 обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
12.12.2019 комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) вынесено решение № 374087/19, об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что страховой стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Закона от 28.12.2013, составляет
11 лет 1 месяц 9 дней при требуемых 10 годах такого стажа. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 12,652 при требуемой величине индивидуального коэффициента не ниже 16,2.
Из решения № 374087/19 следует, что к зачету в страховой стаж не приняты спорные периоды с 18.07.1990 по 05.04.1991 в качестве надомной швеи кооператива «Айгестан» у проходившей в Республике Армения, и с 06.04.1991 по 01.12.1997 в должности еекретаря-машинистки в ООО «КЕБ».
Не согласившись с указанным решением ФИО1 обратилась на личным прием в ГУ – Отделение ПФР РФ по Тверской области.
Из письма УПФР в г. Твери по Тверской области (межрайонное) от 03.02.2020 №С-0053 следует, что после дополнения лицевого счета сведениями работодателя ООО «Ирицанц растер» за период с 01.02.2019 по 30.06.2019 величина индивидуального пенсионного коэффициента
ФИО5 составила 12,913. Решение от 12.12.2019 оставлено без изменения.
Письмом от 03.02.2020 №14-С-002/42 ГУ-ОПФР РФ по Тверской области, подтвердило обоснованность решения об отказе в назначении страховой пенсии, отметив, что в указанном решении допущена ошибка в части сведений о величине ИПК – 12,652, страховой стаж ФИО1 составляет 11 лет 1 месяц 9 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 13,252.
При этом, отказывая в зачете к страховому стажу спорных периодов работы, записи о которых внесены в трудовую книжку, пенсионный орган указал, что по периоду работы истца с 06.04.1991г. по 12.01.1992г. в кооперативе «Айгестан» в качестве надомной швеи отсутствует указание на дату приказа о приеме последней на работу, печать, заверяющая запись об увольнении, не читается.
В связи с чем, в соответствие с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Управлением направлены запросы в компетентные органы Республики Армении – Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения о подтверждении периода работы ФИО6, оказании содействие в истребовании справок о стаже и заработной плате за период работы в кооперативе «Айтестан» с 18.07.1990 по 05.04.1991.
Из поступившего в адрес Управления ПФР ответа усматривается, что документы личного состава кооператива « Айгестан» в национальный архив Армении не сданы, в связи с чем выдать справку подтверждающую факт работы не представляется возможным.
Отказывая в зачете в страховой стаж периода работы истца с 06.04.1991 по 01.12.1997 должности секретаря-машинистки в ООО «КЕБ», пенсионный орган исходил из того, что наблюдательное дело в электронной базе
ПФР отсутствует.
На основании информационной базы данных ПК «АСВ» ООО «КЕБ» перечнем ликвидированных организаций (предприятий, учреждений), архивные документы которых переданы на ответственное хранение в
ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории», МКУК «Тверской городской архив», Архивный отдел Администрации МО Тверской области «Калининский район» вышеуказанная организация не значится
На момент обращения ФИО1 с заявлением в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, ООО «КЕБ» среди действующих организаций в ЕГРЮЛ также не значится.
С учетом установленных обстоятельств, пенсионный орган не смог проверить факт работы ФИО1 в ООО «КЕБ» с 06.04.1991 по 01.12.1997, иные доказательства ФИО7 не предоставлены, в том числе и при рассмотрении дела в суд.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о существовании в спорный период такой организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, правового значения не имеют, поскольку данных о существовании юридического лица – ООО «КЕБ» не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт работы истца с 18.07.1990 по 05.04.1991 в должности надомной швеи кооператива «Айгестан», а также период работы с 24.03.1995 по 01.12.1997г. в должности секретаря – машинистки в ООО «КЕБ» надлежащими, допустимыми и бесспорными доказательствами не подтвержден, суду такие доказательства, исходя из бремени доказывания, не представлены, а потому оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм примененного законодательства, повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являлись предметом оценки суда первой инстанции, мотивированно отклонены.
Нарушений норм материального или процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Московского районного суда г. Твери от 03 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи К.В. Климова
Ю.В. Комарова