ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1389/19 от 09.10.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Хасьянов Н.Д. Дело № 2-1389/2019

(№33-3832/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 9 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Поляковой К.В.,

судей областного суда Чернышовой Ю.А., Егоровой И.В.,

при помощнике судьи Досаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» по доверенности Попова Ю.Ю. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2019 года по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» о возложении обязанности,

установила:

Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» о возложении обязанности, указав, что прокуратурой района проведена проверка по информации Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области о ненадлежащем состоянии защитного сооружения гражданской обороны акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала». В ходе проведения мероприятия по контролю акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» 14 и 21 февраля 2019 года, установлено, что нарушены требования Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО)».

Пять защитных сооружений гражданской обороны, числящиеся и находящиеся на балансе акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала», находятся в неудовлетворительном состоянии и не готовы к приему укрываемых.

Защитное сооружение №1 имеет следующие нарушения:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует (пункты 1.4, 1.8 приказа МЧС Российской Федерации 15 декабря 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют) (пункты 3.2.11, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

-санитарно-техническое оборудование демонтировано (санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует) (пункт 3.4.8 Правил);

- оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют) (пункт 3.4.8 Правил);

- оборудование системы канализации демонтировано (канализационные отверстия разрушены) (пункт 3.4.8 Правил);

- защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы) (пункты 3.2.1, 3.2.5 Правил);

- система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения гражданской обороны отсутствует);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует) (пункт 3.2.5 Правил).

Защитное сооружение №2:

- звено по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны отсутствует.

- фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют;

- санитарно-техническое оборудование демонтировано (санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует;

- оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют);

- оборудование системы канализации демонтировано (канализационные п отверстия разрушены);

- защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы);

- система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения гражданской обороны отсутствует);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует).

Защитное сооружение №3:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует;

- помещение подтапливается, нарушена гидроизоляция пола;

- фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют);

санитарно-техническое оборудование демонтировано (санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует);

- оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют);

- оборудование системы канализации демонтировано (канализационные отверстия разрушены);

- защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы);

- система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения отсутствует);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует).

Защитное сооружение №4:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует;

- фильтровентиляционная система не исправна (фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, противопыльные фильтры требуют замены);

- защитные и герметические двери находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина покрашена, требуется замена герморезины);

- система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения отсутствует);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует).

Защитное сооружение №5:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует;

- фильтровентиляционная система не исправна (фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, противопыльные фильтры требуют замены);

- защитные и герметические двери, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина покрашена краской, износ герморезины);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует).

По совокупности выявленных нарушений защитные сооружения гражданской обороны на территории акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» не готовы к приему укрываемых.

Непринятие достаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования защитного сооружения гражданской обороны по его прямому назначению.

Истец просил суд обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

В судебном заседании помощник прокурора Давлетова Э.Р. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» по доверенности Попов Ю.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области по доверенности Барышев В.В. в судебном заседании согласился с предъявленными исковыми требованиями, полностью поддержав позицию представителя истца.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2019 года исковые требования прокурора Трусовского района г. Астрахани удовлетворены. На акционерное общество «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России №583 от 15 декабря 2002 года. С акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

В апелляционной жалобе акционерное общество «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указав, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку истцом требования о возложении обязанности по приведению защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес>, не заявлялись. В материалах дела отсутствуют письменное заявление истца об уточнении заявленных требований. Стороной ответчика в материалы дела представлены паспорта на защитные сооружения, согласно которым тип сооружений определен как «укрытие». Судом необоснованно сделан вывод о том, что защитные сооружения продолжают иметь статус «убежище». В материалах дела отсутствуют доказательства нарушений требований содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны типа «укрытие».

Заслушав докладчика, выслушав представителя акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» по доверенности Попова Ю.Ю., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Наумову С.А., представителей Главного Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области по доверенности Данилина Д.А., Джакупова Е.С., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу требований части 1 статьи 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 данного Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, на балансе акционерного общества «Судоремонтно-судостроительный завод имени III Интернационала» по адресу:
<адрес> находятся защитные сооружения гражданской обороны в количестве пяти сооружений.

16 января 2019 года Главным управлением МЧС России по Астраханской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» в целях контроля за исполнением предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны от 8 июня 2018 года № 4, от 27 июня 2018 года №7.

Согласно акту проверки №4 от 21 февраля 2019 года, составленному Главным управлением МЧС России по Астраханской области, в ходе проверки выявлены факты невыполнения предписаний №4 от 8 июня 2018 года, №7 от 27 июня 2018 года об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, положений Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» и необходимости выполнения мероприятий.

21 февраля 2019 года в отношении акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» составлен протокол об административном правонарушении по часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5 марта 2019 года Главным управлением МЧС России по Астраханской области в адрес прокуратуры Астраханской области направлено информационное письмо о проведенных управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Астраханской области проверках в отношении акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала».

Прокуратурой Трусовского района г. Астрахани проведена проверка информации Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области о ненадлежащем состоянии защитных сооружений гражданской обороны акционерное общество «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала».

В ходе проведения 14 и 21 февраля 2019 года мероприятия по контролю акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» прокуратурой Трусовского района г. Астрахани установлены нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО)».

Установлены арушения требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны: защитное сооружение , вместимостью <данные изъяты> чел., общей площадью <данные изъяты> кв.м., защитное сооружение , вместимостью <данные изъяты> чел., общей площадью <данные изъяты> кв.м., защитное сооружение , вместимостью <данные изъяты> чел., общей площадью <данные изъяты> кв.м.:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует (пункты 1.4., 1.8 Правил);

- фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют) (пункты 3.2.11, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

-санитарно-техническое оборудование демонтировано (санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует) (пункт 3.4.8 Правил);

- оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют) (пункт 3.4.8 Правил);

- оборудование системы канализации демонтировано (канализационные отверстия разрушены) (пункт 3.4.8 Правил);

- защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы) (пункты 3.2.1, 3.2.5 Правил);

- система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения гражданской обороны отсутствует);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует) (пункт 3.2.5 Правил).

Кроме того защитное сооружение подтапливается, нарушена гидроизоляция пола (пункты 3.2.7, 3.3.13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Защитное сооружение , вместимостью <данные изъяты> чел., общей площадью <данные изъяты> кв.м., защитное сооружение, вместимостью <данные изъяты> чел., общей площадью <данные изъяты> кв.м.:

- звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны отсутствует (пункты 1.4, 1.8 Правил);

- фильтровентиляционная система не исправна (фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, противопыльные фильтры требуют замены) (пункты 3.2.11, 3.4.4 Правил);

- защитные и герметические двери находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина покрашена, требуется замена герморезины) (пункты 3.2.1, 3.2.5 Правил);

- противопожарные требования нарушены (противопожарное имущество отсутствует) (пункт 3.2.5 Правил).

В защитном сооружении система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного сооружения отсутствует).

Установив, что указанные защитные сооружения гражданской обороны находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не сняты, объекты своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратили, сооружения находятся на балансе акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитные сооружения гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, нарушают права неопределенного круга лиц.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при принятии решения вышел за пределы заявленных требований, прокурором не заявлялось требование о возложении обязанности по приведение защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес>, основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта не является.

Согласно статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исключительное право выбора оснований и предмета иска принадлежит истцу.

В соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как следует из материалов дела, на балансе акционерного общества «Судоремонтно-судостроительный завод имени III Интернационала» находятся защитные сооружения гражданской обороны в количестве пяти сооружений, что подтверждается актами инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, паспортами защитных сооружений гражданской обороны.

Четыре защитных сооружения с инвентарными номерами , , , расположены по адресу: <адрес>, одно сооружение с инвентарным номером находится по адресу: <данные изъяты> Иных защитных сооружений гражданской обороны на балансе акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» не имеется, что не оспаривалось и подтверждено в суде апелляционной инстанции представителем ответчика по доверенности Поповым Ю.Ю.

На заседании судебной коллегии прокурором, представителя Главного МЧС России по Астраханской области подтверждено, что проверка проводилась именно в отношении пяти защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на балансе акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» и расположенных по <адрес>

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный защитные сооружения гражданской обороны относятся к типу «укрытие», что подтверждено представленными паспортами на сооружения, несостоятельны.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, к объектам гражданской обороны относятся:

убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно- химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;

укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно пункту 2.2 Правил паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется в следующих случаях: после ввода защитного сооружения гражданской обороны в эксплуатацию; при изменении типа защитного сооружения гражданской обороны.

Из представленных в материалы дела паспортов на защитные сооружения , , , , по состоянию на 10 июля 2019 года, актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 10 августа 2018 года следует, что класс защитных сооружений соответствует классу A-IV.

Порядок проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны установлен Методическими рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденными Росимуществом 29 мая 2013 года, МЧС России 17 мая 2013 года № 2-7-87-5-14.

Согласно пункту 1 указанных рекомендаций к объектам, подлежащим инвентаризации, относятся защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

Класс A-IV соответствует Классу защитного сооружения гражданской обороны «Убежище».

Согласно сообщению Главного управления МЧС России по Астраханской области от 24 мая 2019 года МЧС России согласовано использование защитных сооружений гражданской обороны инв. находящихся по адресам<адрес> в качестве укрытия. В данном сообщении поручается ответственным должностным лицам провести оформление документов в соответствии с приказом МЧС России от 15 февраля 2002 года №58 «Об утверждении и введении в действие эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и методическими рекомендациями МЧС России от 30 ноября 2016 года № 2-4-71-69-11.

Доказательств об изменении статуса сооружений, о выполнении положений приказа МЧС России от 15 февраля 2002 года №58, методических рекомендаций МЧС России в материалы дела не представлено.

Использование защитных сооружений в качестве укрытий не может привести к изменению его статуса и не освобождает ответчика от обязанности по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по назначению.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не являлись предметом проверки суда и не учтены при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала» по доверенности Попова Ю.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий: К.В. Полякова

Судьи областного суда: Ю.А. Чернышова

И.В. Егорова