Председательствующий: Темиркалина А.Т. № 33-5111/2021
55RS0006-01-2021-001834-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 5 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1394/2021
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2
на решение Советского районного суда г. Омска от 1 июля 2021 года
по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска (далее – УПФР в Советском АО г. Омска), в обоснование которого указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 20 декабря 2020 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключен при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ период работы с 01 августа 1989 года по 30 апреля 2004 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе IV группы на Омской ТЭЦ № 3.
Просил обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорного периода работы (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 1 по 3 января 2004 года), признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 18 мая 2022 года.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности УПФР в Советском АО г. Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на УПФР в Советском АО г. Омска возложена обязанность включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда период работы с 1 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе IV группы на Омской ТЭЦ № 3; с УПФР в Советском АО г. Омска в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит отменить постановленное по делу решение в неудовлетворенной части иска. Полагает ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для включения истцу в стаж на соответствующих видах работ периода его работы в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе с 1 января 1992 года по 30 апреля 2004 года. Так, заключением судебной экспертизы условий труда подтверждено, что работа, выполнявшаяся истцом в данный период в указанной выше должности, является работой по характеру и условиям, предусмотренной Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10 (раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», позиция 2140000а-18455). Указывает, что факт его работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня достоверно подтвержден переданными самим работодателем в архив документами: оперативными журналами, перечнями рабочих мест, наименований, профессий должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, приказами, должностными инструкциями и т.д. Кроме того, ссылается на иную судебную практику по аналогичным спорам (по аналогичным периодам работы на Омской ТЭЦ № 3 в аналогичных должностях).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Частью 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 сентября 2020 года ФИО1<...> года рождения обратился в УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФР в Советском АО г. Омска от 20 декабря 2020 года № 526679/20 истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
В страховой стаж на соответствующих видах работ не зачтен период работы с 1 августа 1989 года по 28 декабря 2016 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе 4 группы на Омской ТЭЦ № 3, поскольку в соответствии с позицией 2140000а-18455 раздела XIII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а ФИО1 работал только в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ (в тяжелых условиях труда) - отсутствует, страховой стаж – 32 года 5 месяцев 15 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – не определялся.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, в котором просит обязать ответчика включить ему в страховой стаж на соответствующих видов работ период работы с 1 августа 1989 года по 30 апреля 2004 года.
Разрешая заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность включить истцу в страховой стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, время работы с 1 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года, суд исходил из того, что в этот период занимаемая истцом должность соответствовала Разделу XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловой хозяйство для производственных целей» Списка № 2, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173.
В данной части решение сторонами не обжалуется, поэтому в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверке на предмет законности и обоснованности в апелляционном порядке не подлежит.
В остальной части иска районный суд правовых оснований для его удовлетворения не усмотрел, указав, что, начиная с 01 января 1992 года, для реализации права истца на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10 (раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», позиция 2140000а-18455) необходимо установление факта его полной занятости по обслуживанию и ремонту оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, однако доказательства, свидетельствующие о работе ФИО1 электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе IV группы на Омской ТЭЦ № 3, при условии применения твердого топлива, а также занятости в течение полного рабочего дня на указанных работах, в ходе судебного разбирательства не представлены.
Данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основаны на неверном толковании приведенных положений Списка № 2.
В трудовой книжки истца относительно спорного периода имеются следующие записи: 01 августа 1989 года он был принят на работу на Омскую ТЭЦ № 3 в ЦТАИ на должность электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехах IV группы, 01 сентября 1991 года ему присвоена V группа, 01 мая 2004 года переведен в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции 5-го разряда.
В соответствии с позицией 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и подлежащего применению к периодам работы после 1 января 1992 года, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
По смыслу приведенного положения, лица указанных в нем профессий, должны в установленных разделом XIII Списка N 2 производствах выполнять работы по обслуживанию и ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 года N 18 по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено Разъяснение "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591».
Согласно Разъяснению по позиции 2140000а-18455 раздела XIII « Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.
Таким образом, данные разъяснения в части наличие такого дополнительного условия льготного пенсионного обеспечения, как использование твердого топлива, касаются занятости работников на обслуживании и ремонте исключительно оборудования топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
Истец же, как следует из его трудовой книжки, занимался обслуживанием средств измерений и автоматики оборудования котельного и турбинного цехов, в цехах топливоподачи и пылеприготовления не работал, соответственно, к нему вышеприведенные Разъяснения применению не подлежат.
В то же время данный ошибочный вывод суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для постановления по настоящему спору противоположного решения.
Как предусмотрено в части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 указанного закона.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 которого подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пунктах 3, 13 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются: - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно сформированной на его основании выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного закона).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 приведенного закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как было указано ранее, согласно трудовой книжке истца в спорный период он работал на Омской ТЭЦ-3 в цехе тепловой автоматики и измерений электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехе.
Записи в трудовой книжке соответствуют представленным работодателем приказам по личному составу, а также сведениям, отражённым в архивных справках.
Так, в журнале регистрации приема, перевода, увольнения работников Омской ТЭЦ-3 «Омскэлектро» за 1989 года отражено, что ФИО1<...> года рождения принят на работу «эл. слесарем».
В соответствии с приказом от 27 июля 1989 года № 100 (по лицевому счету) ФИО1 1 августа 1989 года был принят на работу на Омскую ТЭЦ № 3 в ЦТАИ электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехах.
Согласно приказу ОАО АК «Омскэнерго» от 9 апреля 2004 года № 500-п ФИО1 электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции (цех тепловой автоматики и измерений филиала ОАО АК «Омскэнерго» «Омская ТЭЦ-3») переводится с 1 мая 2004 года на эту же должность, но в другое структурное подразделение – филиал ОАО АК «Омскэнерго» - «Электрогенерирующее предприятие».
Как следует из имеющихся в материалах дела архивных справок, представленных ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго», 5 июля 1952 года начато строительство «Омской ТЭЦ-3» Омского районного управления энергетического хозяйства «Омскэнерго»; 26 ноября «Омская ТЭЦ-3» отдала свой первый ток; в 1957 году филиал «Омская ТЭЦ-3» преобразован в филиал «Омская ТЭЦ-3» Управления энергетической промышленности Омского Совнархоза, в 1961 году – в филиал «Омская ТЭЦ-3» РЭУ «Омскэнерго», а 1 ноября 1988 года на основании приказа РЭУ «Омскэнерго» от 31 октября 1988 года № 303 в филиал «Омская ТЭЦ-3» ПОЭЭ «Омскэнерго».
С 14 декабря 1992 года ПОЭЭ «Омскэнерго» преобразовано в АК «Омскэнерго», и на основании постановления Омской регистрационной палаты от 14 декабря 1992 года № 259, приказа АК «Омскэнерго» от 5 июля 1993 года № 171 филиал «Омская ТЭЦ-3» ПОЭЭ «Омскэнерго» преобразован в филиал «Омская ТЭЦ-3» АК «Омскэнерго».
17 июля 1996 года постановлением № 2281 Городской регистрационной палаты г. Омска зарегистрировано новое наименование АК «Омскэнерго» - ОАО АК «Омскэнерго», в связи с чем «Омская ТЭЦ-3» стала филиалом ОАО АК «Омскэнерго».
Далее на основании решения Совета директоров ОАО АК «Омскэнерго» от 25 декабря 2003 года № 13 и приказа ОАО АК «Омскэнерго» от 4 февраля 2004 года № 84 образован филиал «Электрогенерирующее предприятие» ОАО АК «Омскэнерго» (ЭГП) в состав которого в том числе вошла «Омская ТЭЦ-3».
На базе филиала «Электрогенерирующее предприятие» образовано ОАО «Омская электрогенерирующая компания», ОАО АК «Омскэнерго» реорганизовано в форме выделения открытых акционерных обществ, в число который вошла «Омская электрогенерирующая компания» (решение общего внеочередного собрания акционеров ОАО АК «Омскэнерго» от 30 декабря 2004 года).
Государственная регистрация указанных вновь созданных организаций осуществлена 3 августа 2005 года: путем реорганизации в форме выделения создано ОАО «Омская электрогенерирующая компания», в состав которого вошли структурные подразделение в числе которых «Омская ТЭЦ-3».
1 ноября 2007 года на основании решения внеочередного общего собрания ОАО «Омская электрогенерирующая компания» № 2 от 29 августа 2007 года, ОАО «Омская электрогенерирующая компания» реорганизована в форме присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в виде Омского филиала ОАО «ТГК № 11», структурным подразделением которого является «Омская ТЭЦ-3».
ОАО АК «Омскэнерго» с 31 марта 2008 года реорганизовано путем присоединения к ОАО «МРСК Сибири» (филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»), которое с 10 июля 2015 года изменило наименование на ПАО «МРСК Сибири»).
На основании решения общего собрания акционеров ПАО «МРСК Сибири» от 29 мая 2020 года ПАО «МРСК Сибири» переименовано в ПАО «Россети Сибирь», в связи с чем филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» переименован в филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго».
В настоящее время на территории Омской области функции ПАО «Россети Сибирь» осуществляет филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго».
По сведениям, представленным АО «ТГК № 11» по запросу суда первой инстанции, все документы, относящие к трудовой деятельности в Омской ТЭЦ-3 до 3 августа 2005 года, находятся на хранении в архиве филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго».
Таким образом, правопреемником работодателя, у которого истец осуществлял трудовую деятельность на Омской ТЭЦ-3, и которая на тот момент входила в состав филиала «Электрогенерирующее предприятие» ОАО АК «Омскэнерго» (ЭГП), является ПАО «Россети Сибирь» в лице его филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго», на хранении которого находятся сведения, относящиеся к трудовой деятельности истца.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 ноября 1999 года.
Учитывая, что спорные периоды работы истца имели место и до, и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то страховой стаж за период с 1 января 1992 года по 23 ноября 1999 года может быть подтвержден сведениями индивидуального лицевого счета либо документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а период с 24 ноября 1999 года - должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 октября 2020 года, период работы истца с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года был отражен работодателем филиалом ОАО АК «Омскэнерго» ТЭЦ-3 как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, иные периоды кода льготы не содержали.
Как следует из материалов пенсионного дела, по запросу УПФР в Советском АО г. Омска от 10 ноября 2020 года № 001216 УПФР в Центральном АО г. Омска проводилась проверка достоверности сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 (СНИЛС <...>) за период с 1 августа 1989 года по 28 декабря 2016 года, по результатам которой из индивидуального лицевого счета исключен код льготы (Список № 2) за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года.
Согласно информации УПФР в Центральном АО г. Омска корректирующие формы за период работы 2002-2003 годы представил филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго».
Таким образом, в настоящее время индивидуальный лицевой счет истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета не содержит сведений о периодах работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости.
25 февраля 2021 года ФИО1 выдана справка филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» (правопреемника работодателя) о том, что подтвердить особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии за период работы в филиале «Омская ТЭЦ-3» с 1 августа 1989 года по 31 декабря 1998 года не представляется возможным в связи с тем, что должность электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятых обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах, не отражена в Списках № 1 и № 2, за период работы после 1 января 1999 года надлежит руководствоваться сведениями ИНДС (индивидуального (персонифицированного) учета).
Таким образом, работодатель истца (его правопреемник) не признает за ним право на льготное пенсионное обеспечение.
По тем же основаниям истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда УПФР в Советском АО г. Омска, что также подтверждается ответом указанного органа пенсионного обеспечения на соответствующий запрос судебной коллегии.
Сторона истца полагает, что данное право подтверждается экспертным заключением № 20 от 17 июня 2021 г. государственной экспертизы условий труда, согласно которому работа, выполнявшаяся ФИО1 с 01 августа 1989 года по 30 апреля 2004 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в котельном и турбинном цехах цеха тепловой автоматики и измерений Омской ТЭЦ-3 по характеру и условиям труда, является работой, предусмотренной Списком № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173 (раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей») и Списком № 2 от 26 января 1991 г. № 10 (раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», позиция 2140000а-18455).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По правилам части 3 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Как следует из содержания указанного заключения, экспертом на основании записей в оперативных журналах за период с 16 февраля 2002 года по 15 января 2004 года и за 1989, 1990, 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 годы (за несколько месяцев указанного года) и сравнительных характеристиках должностных обязанностей сделан предположительный вывод (экспертом указано «можно предположить») о том, что ФИО1 был занят выполнением работ как по обслуживанию автоматики и средств измерений, так и по ремонту автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном и турбинном цехах Омской ТЭЦ-3.
Между тем с указанным выводом эксперта невозможно согласиться по следующим основаниям.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Соответственно, в судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Как следует из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 9, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16 января 1985 года № 18/2-55, он состоит их двух разделов: "Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии", "Ремонт оборудования электростанций и сетей".
При этом профессия «Электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций» III-V группы квалификации содержится в разделе "Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии" ЕТКС (§§67-69).
Профессия «Электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций» 4-6 разряда в свою очередь приведена в разделе "Ремонт оборудования электростанций и сетей".
Аналогичным образом вышеуказанные профессии включены в соответствующие разделы Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1999 года № 5.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года N 367, приведены обе вышеуказанные профессии под кодом 19917 и 19919 соответственно.
Таким же образом указанные профессии самостоятельно значились в Общесоюзном классификаторе. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года № 016.
В штатном расписании ЦТАИ (цеха тепловой автоматике и измерений), утвержденного директором Омской ТЭЦ-3 20 января 1989 года, имеется как электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в котельном и турбинном цехах, так и электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в котельном и турбинном цехах.
В штатных расписаниях ЦТАИ, действовавших с 1 июля 1995 года и с 1 января 1998 года, значатся электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, а также электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций I оч. и II оч.
В штатных расписаниях ЦТАИ, действовавших с 1 октября 2001 года, с 1 ноября 2002 года, с 1 апреля 2003 года, в штате цеха имеются как электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции, так и электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции.
Из имеющихся лицевых счетов и расчетных листков истца следует, что заработная плата ему начислялась и выплачивалась исходя из оклада, установленного штатными расписаниями именно для электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций.
Кроме того, для каждой из указанных должностей у работодателя были предусмотрены разные должностные инструкции, предусматривающие различные должностные обязанности.
В должностной инструкции электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 6 разряда, утвержденной в СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11» (дата не указана), с которой ФИО1 был ознакомлен, предусмотрены в том числе следующие должностные обязанности: обеспечивать надежную безаварийную работу автоматики, дистанционного управления, систем контроля, защиты и т.д.; производить обходы указанного оборудования для выявления дефектов и отклонений, и их устранения; выявлять и предотвращать при обходе и осмотре загорания, пожары; контролировать качество регистрации приборов; нести дежурство согласно графику; надлежащим образом принимать и сдавать смену (ознакомится с состоянием работы оборудования, проверить документацию, ознакомится с техническими и административными распоряжениями, расписаться в соответствующих журналах, принять доклад от дежурного и т.д.); производить обходы оборудования, выявлять дефекты и отклонения, исправлять их; выполнять операции по включению и отключению оборудования по заявке начальника смены соответствующего цеха; принимать участие в разборах причин отказов в работе оборудования; обеспечить выполнение графика профилактических работ и т.д.
В качестве квалификационных требований к данной должности в должностной инструкции указаны: начальное профессиональное или среднее специальное образование, стаж работы не менее 2 лет в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 5 разряда, приведен ряд нормативных документов, технической документации, которые должен знать работник.
При этом в материалах дела также имеется должностная инструкция электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции 5 разряда ТАИ Омской ТЭЦ-3, действовавшая в период с 6 октября 2004 года по 6 октября 2007 года (за более ранний период не сохранилась), где приведена характеристика, выполняемых им работ: ремонт и монтаж сложных средств измерений технологического контроля; выявление и устранение дефектов в работе средств измерений тепловых процессов, слесарная обработка деталей по 6-7 квалитетам с подгонкой и доводкой; сложный ремонт механической и электрической части устройств средств теплотехнических измерений; наладка и комплексное опробование после ремонта и монтажа схем теплового контроля, котлов, турбин и другого технологического оборудования; ремонт кинематики, проверка, переградуировка; ведение ремонтной документации; перерасчет и переделка приборов на другие пределы измерений.
На указанную должность принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие общее среднее или средне-техническое образование, прошедшие проверку знаний ПТБ, ПТЭ, ППБ, должностной и производственной инструкций, а также знающий ряд нормативных документов (в том числе локальных) и технической документации, приведенный в должностной инструкции.
Таким образом, для электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции и для электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции, у работодателя предусмотрены разные квалификационные требования и должностные обязанности.
При этом в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденном директором Омской ТЭЦ-3 11 марта 2002 года, указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (за работу в связи с тяжелыми условиями труда) имеет именно электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции.
Из имеющейся в деле карты аттестации № 96 (15 февраля 2005 года) рабочего места электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций ТЭЦ-3 ЭГП ОАО «АК Омскэнерго» условия его труда по степени вредности и опасности относятся к классу 3.2 (строка 061), льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено (строка 100).
С результатами аттестации рабочего места истец был ознакомлен 12 апреля 2005 года.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин, то выводы государственной экспертизы условий труда о том, что фактически выполнявшаяся истцом в спорные периоды работа соответствовала профессии электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций нельзя признать состоятельной.
Не свидетельствуют об обратном и приведенные истцом в апелляционной жалобе ссылки на иную судебную практику, по его мнению, по аналогичным настоящему спорам (гражданские дела № <...>)
Как следует из решений, постановленных судами по указанным гражданским делам, заявленные в рамках указанных споров истцами (<...>) требования к соответствующим органам пенсионного обеспечения о включении им в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периодов их работы в котельном и турбинном цехах Омской ТЭЦ-3, удовлетворены.
Между тем, данные судебные акты были постановлены исходя из иных фактических обстоятельств по делу: указанные лица работали именно в качестве электрослесарей по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерения в котельном и турбинном цехах Омской ТЭЦ-3, а спорный период работы ФИО4 с 1975 года по 1989 года подпадает под действие положений Списка № 2 1956 года.
Кроме того, судебной коллегией было истребовано из Ленинского районного суда г. Омска указанное выше гражданское дело <...> по иску <...> к УПФР в Советском АО г. Омска, материалами которого подтверждается, что <...>, работавший в Омской ТЭЦ-3 в практически тот же, что и ФИО1 период (с 16 октября 1988 года по 30 апреля 2004 года), являлся электрослесарем по ремонту и обслуживанию средств измерений и автоматики котельного, турбинного оборудования в котельном и турбинном цехах, в связи с чем работодателем 24 февраля 2010 года ему и была выдана справка, уточняющая особый характер и условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
При таких обстоятельствах, оснований для включения ФИО1 в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в тяжелых условиях труда, спорного периода не имеется.
Кроме того, следует отметить, что права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях на момент обращения за ней в 2020 году ФИО1 в любом случае не имел.
Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости за работу с тяжелыми условиями труда назначается мужчинам ранее достижения установленного возраста при соблюдении следующих условий:
- по достижении возраста 55 лет;
- наличии стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев;
- наличии страхового стажа не менее 25 лет;
- наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Между тем, ФИО1<...> года рождения необходимого возраста на момент обращения в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии (21 сентября 2020 года), как и на сегодняшний день, не достиг.
Следовательно, одно из обязательных условий, дающих право на назначение указанной выше досрочной страховой пенсии по старости, истцом не соблюдено.
Именно по этой причине УПФР в Советском АО г. Омска при отказе истцу в назначении спорной пенсии не производился расчет величины его индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом в любом случае оценка пенсионных прав лица, претендующего на назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочной, осуществляется с учетом действующего пенсионного законодательства на момент возникновения у него права на ее назначение, которого в 2020 году у ФИО1, не достигшего возраста 55 лет, не имеется.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 1 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 октября 2021 года.