ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1394/2021 от 13.09.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Блейз И.Г. Дело № 2-1394/2021

(первая инстанция)

№ 33-2805/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 13 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,

судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,

при секретаре - Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Туманова А. М. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Туманова А. М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический», Фонду поддержки гуманитарных наук «Моя история», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство культуры Российской Федерации об обязании демонтировать капитальное строение, обязании привести территорию музея в аутентичный вид,

УСТАНОВИЛА:

Истец Туманов А.М. обратился в суд с иском к ответчикам ФГБУК «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический», Фонду поддержки гуманитарных наук «Моя история», просит обязать руководство ответчиков демонтировать капитальное сооружение с металлическим макетом Херсонеса, тачскринами и металлическими инсталляциями, привести территорию возле Башни Зенона в аутентичный вид, соответствующий времени принятия Херсонеса Таврического в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, мотивируя исковые требования тем, что музей - заповедник имеет своей целью исследование, сохранение и популяризацию древнего памятника истории. В нарушение этих задач, а также требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на территории музея с 2018 года в рамках проведения фестиваля в честь годовщины крещения Руси возле Башни Зенона у въездных ворот в перибол была построена, представляющая собой капитальное строение входная группа с металлическим макетом Херсонеса, которая сооружена на бетонном основании (фундаменте), проведены электрические коммуникации для подключения тачскринов, в центре и по периметру установлены бронзовые инсталляции. Указанные действия привели к утрате памятником своей аутентичности, нарушают его целостность, внешний вид объекта. В связи с чем, истец, полагая нарушенными свои права на культурное и историческое наследие, обратился в суд с настоящим иском.

20 апреля 2021 года Гагаринским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года в удовлетворении иска Туманова А. М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический», Фонду поддержки гуманитарных наук «Моя история», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство культуры Российской Федерации об обязании демонтировать капитальное строение, обязании привести территорию музея в аутентичный вид отказано.

Истцом Тумановым А.М. подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывает, что районный суд не обеспечил всестороннего и полного исследования доказательств, допустил нарушение ч. 3 ст. 188 ГПК РФ, неверно определил существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, уклонился от рассмотрения иска по существу и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела. Суд проигнорировал предоставленные истцом доказательства, необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об истребовании документов, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, тем самым суд не выполнил предусмотренные ч. 2 ст. 156 ГПК РФ, обязательства по обеспечению всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела. Суд оставил без внимания факт лжесвидетельства со стороны представителя ФПГН «Моя история», утверждавшего, что заглубления в землю нет, и созданный объект не имеет фундамента. Заявление истца о заведомой ложности заявлений ответчика не было занесено в протокол судебного заседания. Одно из показаний заслушанного судом эксперта является заведомо ложным, а второе показание не было учтено и не занесено в протокол судебного заседания.

Ответчиками ФГБУК «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический» и Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история» поданы письменные возражения на апелляционную жалобу истца, указывают на законность судебного акта районного суда, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Туманов А.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении иска.

Представители ответчиков ФГБУК «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический» Афонин Д.К., Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» Руденков А.Л. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства культуры Российской Федерации не явился, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщил.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы истца, возражения представителей ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Туманова А.М., исходя из того, что выполненные в рамках проведения фестиваля работы относятся к категории хозяйственной деятельности музея-заповедника, необходимы для проведения фестиваля как формы деятельности учреждения культуры и события государственной важности, способствуют регулированию антропогенной нагрузки, снижению вероятности негативных воздействий на объект культурного наследия. Возведение спорной конструкции не противоречит действующему законодательству и разрешительным документам, проект прошел государственную экспертизу, при проведении данных мероприятий приняты необходимые меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, противоречий проектной документации, в том числе, в отношении спорного объекта, требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не имеется.

С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, гарантируя право на доступ к культурным ценностям, закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, части 2 и 3).

Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; при этом государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях реализации указанных положений Федеральный закон N 73-ФЗ устанавливает особые требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, которая определяется как территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 этого Федерального закона (пункт 1 статьи 3.1). В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (подпункт 3 пункта 1 статьи 5.1).

Проанализировав положения приведенных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля хозяйственная деятельность не запрещается, а подлежит ограничению в той мере, в какой это необходимо для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. При этом, запрещено строительство только тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства.

Судебным разбирательством установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации № 1721-р от 03 сентября 2015 года объект культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» поставлен на государственную охрану.

ДД.ММ.ГГГГ между ФПГН «Моя история» и ФГБУК «ГИАМЗ «Херсонес Таврический» по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации заключен договор о совместном проведении мероприятия - фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору о совместном проведении мероприятия - фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен период проведения ежегодного Фестиваля по 2024 год включительно.

В рамках указанного договора ФПГН «Моя история» был подготовлен художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в рамках проведения временного фестиваля «Исторический парк – Херсонес Таврический, в состав которого включен раздел 6 Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический».

Данным проектом предусмотрено, кроме прочего, устройство на период проведения Фестиваля новой входной группы в районе Башни Зенона с возведением временного информационного павильона с помещением касс/охраны/сувенирной лавки. У входа проектируется установка скульптурной композиции, состоящей из двух элементов: «Карта Херсонеса» и «История Херсонеса». Данные композиции представляют собой бронзовые скульптуры, установленные на металлокаркасе, облицованном натуральным камнем - известняком. Для сохранения историко-культурного слоя данные композиции разработаны максимально облегчёнными, и при распределении общей суммарной нагрузки, давление от них на грунт составляет не более 200 кг/кв.м. Основанием служат сборные железобетонные плиты (отдельные для каждого изделия), с предусмотренной возможностью демонтажа, на гравийно-песчаной утрамбованной подушке с защитой данных площадей геотекстилем. В условиях переменной высотной отметки уровня поверхности земли на участке, предусмотренном под установку скульптурной композиции, перед проведением работ по устройству фундамента будет произведена выемка плодородного слоя грунта на глубину, предусмотренную проектным решением (высота переменная от 200мм, но не более 800мм). По внешнему контуру, за пределами границ скульптурной композиции организовывается обходная дорожка с деревянным настилом и устройством пандуса для МГН. Мероприятия по подготовке поверхности под установку деревянного настила включают в себя: выемку плодородного слоя грунта, защиту поверхности слоем геотекстиля, отсыпку выравнивающего и утрамбованного слоя щебня, покрытие вторым слоем геотекстиля, отсыпку утрамбованного слоя песка с последующей установкой на данную поверхность каркаса настила через бетонные опорные блоки (300x300x50мм) и гидроизоляционные прокладки. Данные работы будут производиться под наблюдением специалистов отдела археологии музея-заповедника. Указанное решение было предварительно согласовано и одобрено администрацией музея-заповедника.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от 22.05.2018 года раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», подготовленного аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы ..., ..., ..., с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э., в результате проведённых исследований экспертной комиссией установлено, что основанием для разработки проектной документации послужили: -поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам рабочей поездки в город Севастополь 18-20 августа 2017 г. (ПР-1772, п.4, а); - дорожная карта по созданию историко-археологического парка «Херсонес Таврический» (утверждена п. 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ... от 31.10.2017 № ДК-П44-292пр); - решение о проведении Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» по соглашению между Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история», Правительством города Севастополь и ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»; - Концепция проведения фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», с сохранением действующей структуры работы музея, обеспечением современными технологиями подачи информации, устройством временных инсталляций и сценических действий; - земельно-имущественные документы музея-заповедника, договора общественных и проектных организаций, нормативно-правовые документы по объекту культурного наследия.

Планируемые работы имеют временный характер, рассчитаны на период проведения фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» в 2018 году. Планируемые работы относятся к категории хозяйственной деятельности музея-заповедника, необходимы для проведения Фестиваля как формы деятельности учреждения культуры и крупного события государственной важности. Планируемые работы позволят создать временную инфраструктуру Фестиваля, будут способствовать регулированию антропогенной нагрузки, а также снижению вероятности негативных воздействий на объект культурного наследия от значительного повышения числа посетителей в ходе проведения Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» в 2018 году.

Архитектурными решениями проекта благоустройства и приспособления предусматриваются преимущественно работы на поверхности, которые не затронут культурный слой объекта археологического наследия, в том числе: расчистка территории от самосевной растительности, мусора, завалов от археологических раскопок, прокладка временных электрических сетей, размещение временных установок, снабжающих электроэнергией, устройство временных покрытий дорожек, архитектурной подсветки территории, освещение пешеходных и транспортных зон, монтаж легковозводимых временных конструкций павильонов, информационных стоек и других элементов, которые не нанесут ущерба культурному слою объекта культурного наследия. После окончания фестиваля временные элементы будут демонтированы и вывезены с территории музея-заповедника без негативных последствий для объекта культурного наследия.

В проекте предусмотрено сооружение объектов дополнительного входа, которые невозможно возвести без вторжения в грунт из-за существующего здесь перепада рельефа. На участке выравнивания округлой площадки под основание скульптурной у композиции и временного павильона входа предусмотрены спасательные археологические раскопки площади 232 кв.м. до проектной глубины. Также, в проекте предусмотрены спасательные археологические мероприятия в виде археологических наблюдений за прокладкой силового электрокабеля в траншеи глубиной до 35 см, которые трассируются вдоль существующих каменного забора и водопровода по <адрес> (239,4 м) и вдоль забора в восточной части территории музея-заповедника на границе с военной частью (142,8 м). Данный вид мероприятий по сохранению обусловлен переотложенным характером культурного слоя, который был нарушен в ходе хозяйственной деятельности предшествующих лет.

В проектную документацию включены конструктивные решения по устройству временных легковозводимых сооружений, по устройству фундаментов и конструкций сооружений нового входа и элементов его оформления. Технические решения, содержащиеся в конструктивных разделах проекта приспособления, не являются предметом рассмотрения настоящего акта государственной историко-культурной экспертизы.

Проектные решения разработаны с соблюдением требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам, установленных для территории объекта культурного наследия приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 367 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. - XV в. н.э. (г. Севастополь)» и для территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.082.2016 г. № 1864.

Проектом предусмотрены работы, не изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия и не ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Планируемые работы частично оказывают воздействие на объект культурного наследия. Для нейтрализации этого воздействия проектом предусмотрен достаточный комплекс мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и археологического наследия, включая демонтаж временных павильонов и элементов благоустройства, археологическое наблюдение и археологические раскопки при проведении земляных работ.

На основании фактов и сведений, выявленных в результате проведённого анализа проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. - XV в. н.э. по адресу: <адрес>, в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2018 году (Договор от 27.04.2018 года № 20/04/2018/МИР между ООО «ЭкспоСервисПрофи» и ООО «РЕПАРК» на разработку раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия), экспертной комиссией сделан вывод о соответствии проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

В заключении экспертная комиссия пришла к выводу о возможности (положительное заключение) обеспечения сохранности объекта культурного при проведении работ согласно проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. - XV в. н.э. по адресу: <адрес>, в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2018 г. (Договор от 27.04.2018 года № 20/04/2018/МИР между ООО «ЭкспоСервисПрофи» и ООО «РЕПАРК» на разработку раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрел письмо Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» от ДД.ММ.ГГГГ № ХТ-31/18 по вопросу согласования художественного проекта благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в рамкахпроведения временного фестиваля «Исторический парк - ХерсонесТаврический» на территории объекта культурного наследияфедерального значения «Древний город Херсонес Таврический».

Рассмотрев Раздел 6 «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», подготовленного аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы ..., ..., ..., Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России согласен с выводами, изложенными в заключении государственной экспертизы, и не возражает против реализации Проекта с учетом последующего демонтажа конструкций и оборудования.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», подготовленного аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы ..., ..., ..., с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э., на основании фактов и сведений, выявленных в результате проведённого анализа проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. - XV в. н.э. по адресу: <адрес>, в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2019 году, экспертной комиссией сделан вывод о соответствии проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Экспертная комиссия считает возможным (положительное заключение) обеспечение сохранности объекта культурного при проведении работ согласно проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. - XV в. н.э. по адресу: <адрес>, в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2019 году.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрел письмо Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» от ДД.ММ.ГГГГ № ХТ-18/19 по вопросу согласования художественного проекта благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в рамкахпроведения временного фестиваля «Исторический парк - ХерсонесТаврический» на территории объекта культурного наследияфедерального значения «Древний город Херсонес Таврический».

По результатам анализа раздела проектной документации «Раздел 6 Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический, в рамках проведения временного фестиваля «Исторический парк – Херсонес Таврический» в 2019 году», разработанного ООО «ЭкспоСервисПрофи» в 2018 году, и на основании положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы ..., ..., ..., Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России согласовывает вышеуказанный раздел проектной документации.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», подготовленного аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы ..., ..., ..., с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э., на основании фактов и сведений, выявленных в результате проведённого анализа проектной документации «Документация по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», по адресу: <адрес>, разработанной в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2020 году, экспертной комиссией сделан вывод о соответствии проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Экспертная комиссия считает возможным (положительное заключение) обеспечение сохранности объекта культурного при проведении работ согласно «Документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2020 году.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрел письмо Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» от ДД.ММ.ГГГГ № ХТ-53/20 и в дополнение к письму Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу согласования акта государственной историко-культурной экспертизы (далее - акт ГИКЭ) раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» по адресу: <адрес>, при проведении фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический» сообщает, что в рамках общественного обсуждения акта ГИКЭ, размещенного на официальном сайте Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ поступили замечания Туманова А.М. и ... Департамент проинформировал заявителей Туманова А.М. и ... по существу поставленных вопросов, а также сообщил об отсутствии в представленных обращениях оснований, препятствующих согласованию рассматриваемого Раздела. Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России согласовывает вышеуказанный раздел проектной документации.

Согласно техническому отчету о проведении спасательных археологических раскопок на участке вновь организуемого входа в ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», составленному ..., держателем открытого листа от ДД.ММ.ГГГГ, территория под спорной конструкцией разделена на квадраты, проведены исследования в квадратах-1-11, грунт в данных квадратах содержал современный строительный и бытовой мусор, раскопки на вышеуказанных квадратах проведены до проектных отметок. Большое количество археологического материала установлено в квадрате 12. После проведения раскопок дно квадрата 12 с прирезкой было проложено слоем геотекстиля с последующей засыпкой грунтом, ранее выбранным из раскопа. Такое решение было принято как метод временной консервации раскопа с целью дальнейшего исследования всего района у подножия башни Зенона.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца Туманова А.М. о нарушении его прав на культурное и историческое наследие, утраты памятником музей-заповедник «Херсонес Таврический» своей аутентичности вследствие создания входной группы в районе Башни Зенона, судебная коллегия исходит из материалов проектной документации, заключений (актов) государственной экспертизы в совокупности с выводами, изложенными в техническом отчете о проведении спасательных археологических раскопок и археологических наблюдений на объекте музей-заповедник «Херсонес Таврический» в рамках договора /МИМ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым усматривается, что проведены археологические исследования на квадратах 1-11, 12 и прирезках к ним количеством 11, в районе устройства новой входной группы в районе Башни Зенона, установлено, что присутствует большое количество археологического материала, однако выполнены работы по обеспечению требований государственной историко-культурной экспертизы по разделу проектной документации, раскопки проведены до проектных отметок на квадратах 1-11, на квадрате 12 и прирезке к нему после проведения раскопок дно проложено слоем геотекстиля с последующей засыпкой грунтом, ранее выбранным из раскопа, как метод временной консервации раскопа с целью дальнейшего исследования всего района у подножия башни Зенона. Указанные меры приняты для сохранения археологического слоя и возможности вести раскопки в дальнейшем после проведения Фестиваля, сохранения археологических ценностей.

Также, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорная конструкция к объектам капитального строительства не относится, является временной, возможен ее демонтаж, не затрагивает культурного археологического слоя, что подтверждено техническим отчетом о проведении спасательных археологических раскопок на участке вновь организуемого входа в ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», составленным ... Размещение конструкции не искажает внешний вид ансамбля, не нарушает целостность территории и не создает угрозу ее разрушения или уничтожения, является частью благоустройства музея-заповедника. Размещение конструкции согласовано в установленном законом порядке, проект благоустройства прошел государственную экспертизу. Меры, предусмотренные проектом благоустройства, по обеспечению сохранности объекта при проведении работ соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ.

Обстоятельства того, что спорный объект не относится к объекту капитального строительства, а является сборно-разборной конструкцией для экспонирования бронзового барельефа, представляет собой бронзовые скульптуры, установленные на металлокаркасе, основанием служат сборные железобетонные плиты (отдельные для каждого изделия), с предусмотренной возможностью демонтажа, на гравийно-песчаной утрамбованной подушке с защитой данных площадей геотекстилем, подтверждаются заключениями государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы, требований, предъявляемых к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, а также иных требований, предусмотренных Положением N 569, судебной коллегией не установлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, нарушение принципа состязательности и равноправия сторон судом первой инстанции не допущено. Суд, в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создал все необходимые условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, все представленные в материалы дела доказательства судом исследованы, заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что районный суд не принял во внимание документы истца, фиксирующие ход строительства работ в течение трех месяцев 2018 года, и подтверждающие, что строение является капитальным, доводы истца относительно его личных наблюдений, как профессионального реставратора, фотоматериалов в период возведения спорного объекта, а также доводы о том, что спорная постройка фактически уничтожила участок древней дороги к Херсонесу, отклоняются судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данных районным судом. Из представленных истцом суду первой инстанции фотоматериалов (приложенных к иску) не усматривается наличия фундамента под конструкцией возле башни Зенона, иных доказательств истцом не представлено, его личные наблюдения надлежащим образом не подтверждены.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Несогласие истца с оценкой доказательств не может служить основанием к отмене судебного решения. При этом, из предоставленных истцом фотографий и пояснений достоверно установить, что строение является капитальным объектом, не представляется возможным.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что районным судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств истца об истребовании документов, в том числе, актов работ на прокладку сетей электроснабжения, оборудование фундамента сооружения со скульптурными композициями «Карта Херсонеса» и «История Херсонеса» и других работ по оборудованию конструкции, положение о порядке производства и приемке работ по сохранению объектов культурного наследия, акт приемки выполненных работ по обустройству сооружения со скульптурными композициями «Карта Херсонеса» и «История Херсонеса», отклоняются судебной коллегией, поскольку являются необоснованными, опровергаются письмом Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому Федеральным округам от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, заключением государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование и оценка доказательств, относится к исключительной компетенции суда.

Учитывая предмет спора, объем заявленных исковых требований, отсутствие сведений об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, которые могут быть подтверждены или опровергнуты указанными доказательствами, сами по себе обстоятельства того, что суд отказал истцу в истребовании указанных документов, не свидетельствуют о процессуальных нарушениях прав истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были занесены в протокол судебного заседания от 29.04.2021 года пояснения истца о лжесвидетельствовании со стороны представителя ответчика ФПГН «Моя история», о том, что письменные пояснения третьего лица не имеют отношения к предмету спора, отклоняются судебной коллегией, поскольку не влекут отмену решения районного суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца Туманова А. М. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года оставить без удовлетворения.

Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Ж.В.Григорова

Судьи: Е.В.Козуб

И.А.Анашкина