ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1397/2021 от 17.08.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ражданское дело № 2–1397/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№...–14808/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2,

Ибрагимовой И.Р.,

при ведении протокола помощником судьи

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан в интересах ФИО4 ФИО9 к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года,

Заслушав доклад судьи Ибрагимовой И.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд в интересах ФИО4 к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах г.Нефтекамск РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В обоснование своих требований указал, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамск от 19 декабря 2016 года №5193 признан ребенком, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилого помещения, и поставлен на учет. ФИО4 в настоящее время исполнилось 18 лет, другого жилья он не имеет, и в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у него возникло право на получение жилья. В нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО4 по достижении 18 лет жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения администрацией городского округа г. Нефтекамск не предоставлено.

Решением Нефтекамского суда Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года исковые требования прокурора г. Нефтекамска РБ в интересах ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения, удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан просит решение суда изменить и принять по делу новое решение об обязании администрации предоставить ФИО4, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения, не менее 14 кв. м, в течение 3 месяцев после перечисления должнику из бюджета Республики Башкортостан в бюджет городского округа г. Нефтекамск денежных средств в необходимом объеме, ссылаясь на то, что выделяемых средств органами исполнительной власти Республики Башкортостан недостаточно для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 2021 году право на получение жилого помещения возникло у 87 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 65 лица подлежат обеспечению жилыми помещениями по решению суда.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры РБ Сафина И.Р. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 26 ноября 2014 года решением Нефтекамского городского суда РБ ФИО4 ФИО10 лишена родительских прав в отношении сына ФИО4 ФИО11, дата рождения дата. Сведения об отце были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении. Постановлением администрации городского округа г. Нефтекамск РБ № 5193 от 19 декабря 2016 года ФИО4 включен в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Факт получения ФИО4 основного общего образования подтвержден аттестатом от 23.06.2018, выданным МОАУ средняя общеобразовательная школа №2 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан.

23 июня 2020 года ФИО4 исполнилось 18 лет. После достижения 18-летнего возраста жилье истцу предоставлено не было. Следует признать, что нарушены жилищные права ФИО4, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости от 26 октября 2016 года, 31 октября 2016 года, 18 июня 2020 года, письмом ГУП БТИ РБ Нефтекамский филиал, подтверждено отсутствие у ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прав на жилые помещения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Нефтекамск в интересах ФИО4 суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.

При этом, ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у ФИО4 состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижении его совершеннолетия. ФИО4 как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитие указанных предписаний, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

В силу пункта 8.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться Администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.

Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к изменению обжалуемого решения путем возложения обязанности на администрацию городского округа г. Нефтекамск предоставить жилое помещение в течение 3 месяцев после перечисления должнику из бюджета Республики Башкортостан в бюджет городского округа г. Нефтекамск денежных средств в необходимом объеме, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для установления сроков для обеспечения указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Оснований для иного вывода не имеется.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №3 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Само по себе отсутствие финансирования или его недостаточный объем, о чем указывается в апелляционной жалобе, не освобождают ответчика от необходимости исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением специализированного жилищного фонда. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и то обстоятельство, что в бюджете субъекта не предусмотрены в достаточном объеме средства на приобретение жилья указанной категории лиц, не может служить основанием для ограничения права ФИО4 на жилищное обеспечение.

Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.

Оснований для иного вывода не имеется.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №3 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Само по себе отсутствие финансирования или его недостаточный объем, о чем указывается в апелляционной жалобе, не освобождают ответчика от необходимости исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением специализированного жилищного фонда. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и то обстоятельство, что в бюджете субъекта не предусмотрены в достаточном объеме средства на приобретение жилья указанной категории лиц, не может служить основанием для ограничения права ФИО4 на жилищное обеспечение.

Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Нефтекамск Республики – без удовлетворения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2 И.Р. Ибрагимова

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Нефтекамск Республики – без удовлетворения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2 И.Р. Ибрагимова

Мотивированное судебное постановления изготовлено 24 августа 2021 года.