ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1399/2022 от 29.08.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Прокосова М.М.

дело в суде 1-й инстанции:

№2-1399/2022

УИД 04RS0018-01-2022-001397-91

Дело №33-2815/2022 поступило 20 июля 2022 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 29 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Холонгуевой О.Р.,

судей коллегии Гончиковой И.Ч., Чупошева Е.Н.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Бурятии, Министерству здравоохранения Республики Бурятия об устранении нарушений, по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения РБ по доверенности – Осокиной И.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 апреля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:

Обязать ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" обеспечить ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" реабилитационным оборудованием, а именно: Обеспечить отделение медицинской реабилитации № 2: . Обеспечить отделение медицинской реабилитации № 3: - в срок до 31.12.2023г.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для обеспечения ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" следующим оборудованием: отделение медицинской реабилитации № 2: -. Отделение медицинской реабилитации № 3: - . в срок до 30.06.2023г.

Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав пояснения представителя истца Сметаниной И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском, заместитель прокурора района просил обязать ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно: Обеспечить отделение медицинской реабилитации № 2: Обеспечить отделение медицинской реабилитации № 3: - Обязать Министерство здравоохранения РБ как главного распорядителя бюджетных средств провести мероприятия по финансированию ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" для устранения нарушений законодательства, перечисленных в п. 1 заявления, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ совместно со специалистом Территориального органа Росздравнадзора по РБ проведена проверка соблюдения прав детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, на получение медицинской помощи и услуг по реабилитации в ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РБ. Установлено, что дети с онкологическими, гематологическими и онкогематологическими заболеваниями при необходимости получают медицинскую помощь по медицинской реабилитации по показаниям в стационарных условиях в отделениях медицинской реабилитации №2 и 3. Проверкой выявлены нарушения в части недостаточного оснащения отделений медицинской реабилитации. В связи с нарушениями, прокуратурой 12 августа 2021г. вынесено представление главному врачу об устранении нарушений, нарушения в полном объеме не устранены.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Панкова А.А. поддержала исковые требования, не возражала против установления срока для исполнения требований прокурора до 31 декабря 2023 г. с учетом всех обстоятельств дела и экономической ситуацией.

Представитель ответчика ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» по доверенности Уландаева Т.Н. указала, что ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» действительно нуждается в недостающем оборудовании, стоимость оборудования указанного в исковом заявлении составляет около 1 000 000 руб. ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» направлены запросы поставщикам медицинского оборудования с указанием актуальных цен за запрашиваемое оборудование. В целях исполнения решения суда, с учетом сложной геополитической и экономической ситуации просила указать в решении суда: вместо .

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным, направив письменные возражения по иску.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РБ по доверенности – Осокина И.А. просила отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Минздрав РБ осуществляет функции учредителя по осуществлению финансирования, учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, то есть доведение финансовых средств, заложенных в бюджете Республики Бурятия, для финансирования финансово-хозяйственной деятельности конкретных учреждений. ГАУЗ «ДРКБ» является автономным учреждением. Положениями действующего законодательства не предусмотрена субсидиарная ответственность Минздрава РБ по требованиям к автономному учреждению здравоохранения.

В возражениях на жалобу представитель истца Панкова А.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения за необоснованностью.

В суд апелляционной инстанции представители Министерства здравоохранения РБ (имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие), ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения РБ не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца – прокурор Сметанина И.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагала, что выводы районного суда о наличии оснований для возложения на ответчика Минздрава РБ обязанности по финансированию мероприятий, связанных с оснащением медицинского учреждения, основана на том, что именно на Минздраве РБ как учредителе больницы лежит обязанность надлежащего оснащения учреждения.

Изучив материалы дела, решение суда на его законность и обоснованность в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 18 ФЗ от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на охрану здоровья, оказание бесплатной доступной и качественной медицинской помощи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ совместно со специалистом Территориального органа Росздравнадзора по РБ проведена проверка соблюдения прав детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, на получение медицинской помощи и услуг по реабилитации в ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РБ. Установлено, что дети с онкологическими, гематологическими и онкогематологическими заболеваниями при необходимости получают медицинскую помощь по медицинской реабилитации по показаниям в стационарных условиях в отделениях медицинской реабилитации № 2 и 3. Проверкой выявлены нарушения в части недостаточного оснащения отделений медицинской реабилитации. В связи с нарушениями, прокуратурой 12 августа 2021г. вынесено представление главному врачу об устранении нарушений, которые в полном объеме не устранены.

10 сентября 2021 г. в прокуратуру поступил ответ главного врача ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РБ Дмитриева А.В. о том, что в случае наличия грубых двигательных нарушений необходимое реабилитационное оборудование перемещалось из других отделений.

28 января 2022 г. в прокуратуру поступил ответ главного врача ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РБ Дмитриева А.В. о том, что необходимое реабилитационное оборудование в АУЗ «ДРКБ» МЗ РБ отсутствует.

На основании постановления Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года №319 «О Министерстве здравоохранения Республики Бурятия», данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.

Основными задачами Министерства здравоохранения РБ являются разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство РБ проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

Согласно п.6.2, 6.25, 6.27 данного положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в Республике Бурятия и обеспечение ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; осуществляет учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.6.18 Положения Минздрав осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функции администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.

В соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Установив факт нарушения требований действующего законодательств, выразившихся в недостаточном оснащении отделений медицинской реабилитации, что может привести к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья, в частности, прав детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями на получение медицинской помощи и услуг по реабилитации, суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами закона, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, возложении соответствующей обязанности на ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», а также возложении обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» вышеперечисленным оборудованием на Министерство здравоохранения Республики Бурятия как на главного распорядителя бюджетных средств и учредителя в отношении ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», определив срок для проведения работ по устранению нарушений, для ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» в срок до 31 декабря 2023 г., для Министерства здравоохранения РБ до 30 июня 2023г.

Районный суд не нашел оснований для замены спорного оборудования, поскольку необходимость приобретения указанного оборудования установлена Приложением № 15 Порядка организации медицинской реабилитации детей, утвержденного приказом Минздрава России от 23 октября 2019г. № 878н.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что они основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении итогового решения судом не была учтена предусмотренная законодательством процедура финансирования из бюджета расходов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решением суда на апеллянта возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом. При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Кроме того, суд не вмешивался в финансовую деятельность ответчиков, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, только возложив обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» оборудованием в соответствии с действующим законодательством.

Доводы апеллянта о том, что ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» является автономным учреждением, а Минздрав РБ фактически был привлечен к субсидиарной ответственности по отношению к подведомственному учреждению, судебная коллегия отклоняет как основанные на ошибочном толковании норм материального права, учитывая, что требования прокурора не вытекают из деликтных обязательств ответчика, заявлены к Министерству здравоохранения РБ как к главному распорядителю бюджетных средств и учредителю, наделенному соответствующими полномочиями по регулированию вопросов финансирования расходов, в том числе на оснащение медицинским оборудованием.

Следует отметить, что ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» не обязана самостоятельно, вне объема выделенных ему учредителем средств осуществлять указанные мероприятия, в связи с чем, доводы жалобы в этой части также отклоняются судебной коллегией.

Вопреки доводам жалобы, резолютивная часть решения соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства, описок не содержит.

Утверждение представителя Минздрава по РБ о принятии судом решения за пределами исковых требований вследствие рассмотрения судом в их отсутствие уточненных исковых требований прокурора в части увеличения срока для добровольного исполнения требования, судебная коллегия также не может признать состоятельным.

Так, согласно материалам дела, уточнение прокурора ранее заявленных исковых требований по существу сводились к согласию истца на удовлетворение ходатайства представителя ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» об увеличении срока для добровольного исполнения требований: для ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» в срок до 31 декабря 2023г., для Министерства здравоохранения РБ до 30 июня 2023г.

Такое изменение позиции стороны, не направленное на ухудшение положения ответчиков по сравнению с первоначально заявленными исковыми требованиями, вопреки позиции апеллятора, не обязывало суд отложить судебное заседание для уведомления об уточнении исковых требований.

По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: