Судья Сиротенко В.В. № 33-1583/2020
дело № 2-139/2020
УИД № 60 RS0019-01-2020-000180-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.
судей Яроцкой Н.В., Спесивцевой С.Ю.
при секретаре Никандровой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов военной службы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Порховского районного суда Псковской области от 8 июля 2020 года,
выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточнены в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов военной службы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований пояснил, что на его обращение от (дд.мм.) 2018 года решением пенсионного органа от (дд.мм.) 2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью общего страхового и специального стажа. В специальный стаж ответчиком не включен период военной службы с (дд.мм.) 1981 года по (дд.мм.) 1992 года, а именно:
- с (дд.мм.) по (дд.мм.) 1985 года в качестве курсанта К. высшего танкового командного училища имени Президиума Верховного Совета Т. АССР;
- с (дд.мм.) 1985 года по (дд.мм.) 1986 года командиром танкового взвода танкового батальона №-ой отдельной Гвардейской мотострелковой бригады имени 60-летия СССР М. военного округа;
- с (дд.мм.) 1986 года по (дд.мм.) 1987 года - в качестве командира учебного танкового взвода Д. учебного танкового полка №-ой Гвардейской учебной танковой дивизии М. военного округа;
- с (дд.мм.) 1987 года по (дд.мм.) 1989 года - командиром учебного танкового извода Д. учебного танкового колка №-го Гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск М. военного округа;
- с (дд.мм.) 1989 года по (дд.мм.) 1991 года - командиром учебной танковой роты Д. учебного танкового полка №-го Гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск М. военного округа;
- с (дд.мм.) 1991 года по (дд.мм.) 1992 года в качестве командира учебной танковой роты №-го учебного полка №-ого окружного учебного центра подготовки младших специалистов П. края Дальневосточного военного округа
Поскольку периоды службы проходили на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, последний период службы – в отдаленной местности, то, ссылаясь на закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 года № 590, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», просил суд включить период военной службы в специальный стаж, страховую пенсию по старости назначить с момента обращения – с (дд.мм.) 2018 года.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) ФИО3 исковые требования не признал, указал, что в соответствии с пенсионным законодательством периоды службы включены пенсионным органом в общий страховой стаж ФИО4; в специальный стаж периоды службы включению не подлежат, поскольку ФИО1 проходил военную службу не пo призыву, а по контракту, при этом военная служба истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Приморский край, Дальневосточный военный округ), проходила только в период с (дд.мм.) 1991 года по (дд.мм.) 1992 года. После увольнения с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ФИО1, не работал.
Решением Порховского районного суда Псковской области от 8 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает на то, что до 1 января 1992 года Российская армия комплектовалась на призывной основе, поэтому он контракт не заключал. Считает, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время службы входит в специальный стаж в связи с особыми условиями труда, так как проходило на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью.
В суд апелляционной инстанции не явился ФИО1, который о времени и месте судебного заседания извещен.
Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) ФИО2, ссылаясь на законность решения суда, просила оставить его без изменения.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лег, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 1 статьи 11, подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктами 1-21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено право назначения досрочных страховых пенсий различным категориям граждан, исходя из наличия специального трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации требований названного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
По смыслу приведенных правовых норм, законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце втором пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. В случае отсутствия такого нормативного правового акта (перечня) или внесенных необходимых изменений в действующие списки, как это следует из положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», время прохождения военной службы на соответствующих должностях в стаж на соответствующих видах работ (специальный трудовой стаж) не засчитывается.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что на обращение ФИО1 от (дд.мм.) 2018 года решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Порховском районе Псковской области (межрайонное) от (дд.мм.) 2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, в который не включен период военной службы с (дд.мм.) 1981 года по (дд.мм.) 1992 года (10 лет 6 месяцев 20 дней). Общая продолжительность страхового стажа составляет 17 лет 00 месяцев 16 дней, в котором учтен период военной службы ФИО1 (л.д. №).
Судом из материалов дела установлено, что ФИО1 после окончания (дд.мм.) 1985 года К. высшего танкового командного училища имени Президиума Верховного Совета Т. АССР и присвоения младшего офицерского звания, с (дд.мм.) 1985 года по (дд.мм.) 1986 года проходил действительную сверхсрочную службу в должности командира танкового взвода танкового батальона №-ой отдельной Гвардейской мотострелковой бригады имени 60-летия СССР М. военного округа; с (дд.мм.) 1986 года по (дд.мм.) 1987 года проходил службу в качестве командира учебного танкового вывода Д. учебного танкового полка №-ой Г. учебной танковой дивизии М. военного округа; с (дд.мм.) 1987 года по (дд.мм.) 1989 года проходил воинскую службу по контракту в должности командира учебного танкового взвода Д. учебного танкового полка №-го Гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск М. военного округа; с (дд.мм.) 1989 года по (дд.мм.) 1991 года - в должности командира учебной танковой роты Д. учебного танкового полка №-го Гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск М. военного округа; с (дд.мм.) 1991 года по (дд.мм.) 1992 года ФИО1 назначен на должность командира учебной танковой роты №-го учебного полка №-ого окружного учебного центра подготовки младших специалистов Приморского края Дальневосточного военного округа (л.д. №).
Сведений о том, что ФИО1 проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат, а потому оснований для включения в специальный стаж истца периодов военной службы с (дд.мм.) 1981 года по (дд.мм.) 1992 года у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периода службы ФИО1 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с (дд.мм.) 1991 года по (дд.мм.) 1992 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред., действующей на момент обращения истца), страховая пенсия по старости назначается ранее возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусматривалось.
С (дд.мм.) 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно подпункту «д» пункта 5 которого для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, предусматривалось засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 1 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-У11 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» принято Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения от 3 августа 1972 года № 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 года № 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 3 августа 1972 года №590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.
4 апреля 1961 года принято постановление Совета Министров СССР №286 «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях», которым установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения предусматривалась только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года №286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
По смыслу постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181, зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Право на зачет времени действительной срочной военной службы, а также времени службы офицерам Советской Армии в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года не предусматривалось.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
При этом указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж военной службы, ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года №19-О-О, от 23 декабря 2014 года № 2781-О, от 16 июля 2015 года № 1640-О, от 24 апреля 2018 года № 946-О).
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении периода действительной сверхсрочной военной службы не противоречит требованиям норм материального права, согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда служить не могут.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что до 1 января 1992 года военная служба осуществлялась на призывной основе, вопреки указанию суда о службе по контракту, на законность решения суда не влияют.
Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, спор разрешен в соответствии с требованиями норм материального права и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь пунктом 1 стати 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Порховского районного суда Псковской области от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Порховский районный суд Псковской области.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи Н.В. Яроцкая
С.Ю. Спесивцева