ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-13/19 от 14.07.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-13/2019 судья Коровина Е.В. 2020 год

33-1649/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.

судей Харитоновой В.А., Солдатовой Ю.Ю.

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Харитоновой В.А.

дело по апелляционной жалобе Администрации города Твери и апелляционному представлению прокурора Московского района города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 19 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконной передачу местной религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево в г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, расположенных на части указанного земельного участка.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц - отказать».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Московского района г. Твери в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Твери, Религиозной организации Православному приходу в честь Казанской иконы Божией Матери Тверской Епархии Русской Православной Церкви (далее по тексту – Православный приход) о признании недействительным и расторжении договора № 409-1 от 30.06.2006 года.

В обоснование иска прокурор указал о том, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Московского района г. Твери вблизи храма в п. Власьево на земельном участке с кадастровым номером располагается кладбище (захоронение), право муниципальной собственности на которое Администрацией города Твери не оформлено, границы не определены, из общего земельного участка оно не выделено, на учете не состоит, в реестре муниципальной собственности г. Твери не значится.

Указанный земельный участок по договору от 30.06.2006 г. передан Администрацией города Твери Православному приходу в постоянное срочное пользование на срок до 31.12.2054 под парковую зону, восстановление сторожки для религиозного и благотворительного назначения. Спорный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов и вид разрешенного использования - под парковую зону. В соответствии с утвержденным решением Тверской городской Думы 25 декабря 2012 года № 193 (394) Генеральным планом города Твери указанный земельный участок входит в зону жилой застройки повышенной этажности выше 16 этажей, зону специального назначения, входит в зону формирования улиц местного значения, транспортной площади.

Поскольку на земельном участке находится кладбище, то имеются существенные противоречия между предметом договора и фактическим расположением на нем мест захоронений, что противоречит целям и режиму его использования. Сам факт нахождения кладбища на спорном земельном участке с указанным целевым назначением под парковую зону, свидетельствует о невозможности его использования по целевому назначению, является нарушением земельного и градостроительного законодательства, существенно меняет обязанности арендатора земельного участка по отношению к тем, из которых исходили стороны при заключении договора безвозмездного пользования.

В ходе рассмотрения дела предмет иска неоднократно изменялся. В окончательной редакции прокурор, ссылаясь на заключение кадастрового инженера ФИО1, предъявил следующие требования: признать незаконной передачу местной религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) Администрацией города Твери в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, расположенных на части указанного земельного участка площадью 10914 кв.м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером , являющейся приложением № 6 заключения от 04.06.2018 года кадастрового инженера ФИО1; обязать Администрацию города Твери в срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером площадью 10914 кв.м, являющейся приложением № 6 заключения от 04.06.2018 кадастрового инженера ФИО1; обязать Администрацию города Твери в срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, осуществить постановку на кадастровый учет вновь образованного земельного участка, расположенного согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером площадью 10914 кв.м, являющейся приложением № 6 заключения от 04.06.2018 кадастрового инженера ФИО1; обязать Администрацию города Твери, местную религиозную организацию Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) в срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, привести в соответствие с вновь утвержденной схемой договор безвозмездного срочного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.06.2006 года № 409-1, заключенного между администрацией города Твери и местной религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат), предоставленного сроком по 31.12.2054 года под парковую зону, восстановление сторожки для религиозного и благотворительного назначения с кадастровым номерам .

В ходе рассмотрения дела прокурор указывал о том, что факт размещения на земельном участке захоронений (кладбища) общеизвестен. Отсутствием регистрации кладбища, непринятием надлежащих мер для его содержания нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Полагал несостоятельным заявление ответчика о применении срока исковой давности, поскольку прокурором такой срок не пропущен с учетом сроков, когда об этих обстоятельствах ему стало известно. Из поступившей в прокуратуру в период рассмотрения спора информации следует, что кадастровый инженер ФИО1 провел межевание спорного земельного участка, в результате которого установлены границы, занятые захоронениями. Согласно заключению от 04.06.2018 года площадь земельного участка, занятого захоронениями составляет 10914 кв.м.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель Администрации города Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, Департамента архитектуры и строительства Администрации города Твери ФИО2 иск не признал, полагал, что требования прокуратуры, по своей сути, направлены на внесение изменений в договор безвозмездного пользования путем заключения дополнительного соглашения к нему, прокурор пытается оспорить условия действующего договора и, соответственно, к данным требованиям применяется срок исковой давности.

Требования прокурора о признании незаконными действий Администрации г. Твери по передаче земельного участка в безвозмездное пользование местной религиозной организации православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат), а также требования о признании незаконными действий, выраженных в неосуществлении межевания земельного участка с кадастровым номером уже были предметом рассмотрения в Центральном районном суде города Твери в рамках дела 2а-268/18. Решением Центрального районного суда города Твери от 4 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 августа 2018 года, в удовлетворении требований прокурора Московского района г. Твери было отказано. Настоящее исковое заявление в уточненной редакции направлено на переоценку вступивших в законную силу судебных актов.

Представитель Православного прихода представил суду письменный отзыв, в котором со ссылками на статьи 14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал о том, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений и городского округа, заявил о согласии с исковыми требованиями прокурора Московского района города Твери.

Представитель Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери ФИО3 в удовлетворении иска прокурора просил отказать.

Представитель Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви ФИО4 иск прокурора поддержал. При этом пояснил, что кладбище в п. Власьево расположено в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером и на территории, примыкающей к нему с восточной стороны, имеет несколько сотен захоронений, захоронения производились в период с пятидесятых годов прошлого века и производятся до настоящего времени. При этом официально кладбище нигде не зарегистрировано, за ним никто не ухаживает, захоронения производятся гражданами самовольно. По инициативе Епархии кадастровый инженер ФИО1 замерил участок, занятый захоронениями, его площадь составила 10914 кв.м., частично он расположен в функциональной зоне специального назначения, частично в зоне зеленых насаждений общего пользования. Согласно данным Департамента архитектуры г. Твери зона специального назначения имела ранее ориентировочную площадь 5729 кв.м. Эта зона существовала и в генеральном плане города Твери, утвержденном Тверским областным Советом народных депутатов в 1991 году. С 1991 по настоящее время гражданами проводятся самовольные захоронения. Соответственно, площадь захоронений увеличилась, поскольку органы местного самоуправления не выполняют возложенные на них обязанности по упорядочению и содержанию мест захоронений, предусмотренные действующим законодательством.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация г. Твери просит решение суда в части признания незаконной передачи местной религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево в г. Твери Тверской и Кашинской Епархии русской православной церкви (Московский Патриархат) (далее - религиозная организация) в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, расположенных на части указанного земельного участка, отменить по следующим основаниям.

Оспариваемый прокурором договор между Администрацией г. Твери и религиозной организацией был заключен 30.06.2006 года.

Осенью 2017 года прокуратура Московского района города Твери обратилась в Центральный районный суд города Твери с исковыми требованиями, в том числе, о признании незаконными действий Администрации города Твери по передаче земельного участка с кладбищем в безвозмездное срочное пользование религиозной организации.

Решением Центрального районного суда города Твери от 04.05.2018 г. по делу № 2а-268/18, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией Тверского областного суда от 15.08.2018 года, в удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации города Твери по передаче земельного участка с кладбищем в безвозмездное срочное пользование религиозной организации отказано.

Таким образом, судебными актами, вступившими в законную силу, было установлено, что произведенные в нарушение закона захоронения тел (праха) умерших кладбищем не являются, соответственно, данные захоронения являются незаконными. По поводу незаконных захоронений Администрация г. Твери направила обращения в адрес религиозной организации с просьбой принять меры для прекращения незаконных захоронений.

Осенью 2018 г. прокуратурой Московского района города Твери в Московский районный суд города Твери подано очередное исковое заявление в отношении того же земельного участка, в том числе, о признании незаконной передачи местной религиозной организации в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, расположенных на части указанного земельного участка.

Основания исковых требований были идентичными и сводились только к тому, что Администрация не содержит кладбище в пос. Власьево в нарушение требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и санитарных требований. Удовлетворяя эти требования, Московский районный суд города Твери не учел того, что требования о признании незаконными действий по передаче кладбища (захоронений) уже были предметом рассмотрения в Центральном районном суде города Твери и в Тверском областном суде по тем же основаниям.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Кроме того, заявляя данные требования в защиту неопределенного круга лиц, прокуратура нормативно не обосновала незаконность передачи земельного участка религиозной организации, а нормы указанного Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного дела», на которые ссылался истец, в данном случае не применимы в связи с отсутствием на земельном участке кладбища (законных захоронений).

Также при разрешении вопроса о признании незаконными действий Администрации г. Твери суд обязан был разрешить вопрос о необходимости совершения определенных действий для восстановления нарушенного права. В данном случае этот вопрос не разрешен, что само по себе противоречит существу судопроизводства.

Гражданские права и обязанности Администрации города Твери и религиозной организации возникли на основании договора безвозмездного пользования земельным участком. Требования прокуратуры о признании незаконной передачи религиозной организации захоронений в составе земельного участка по своей сути направлены на внесение изменений в договор безвозмездного пользования, поэтому к данным требованиям применяются положения о сроках исковой давности.

Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, однако суд такого решения не вынес.

При вынесении решения суд не установил площадь захоронений, которые находились на земельном участке в момент передачи земельного участка религиозной организации в 2006 году так как после передачи религиозной организации незаконные захоронения продолжались. Соответственно, из решения Московского районного суда г. Твери невозможно определить ту часть земельного участка, передача которой признана незаконной.

С решением суда не согласился также прокурор, подав апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении части исковых требований, ссылаясь на то, что Администрация г. Твери, обладающая полномочиями по организации мест захоронения, а также по выполнению комплексных кадастровых работ, и не принимающая надлежащих мер, обязана провести все действия, установленные земельным законодательством, по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером , занятой кладбищем в пос. Власьево г. Твери.

Выводы суда о том, что Администрация города Твери в пределах своих полномочий принимает меры, направленные на согласование и утверждение схемы расположения земельного участка, в целях дальнейшей постановки на кадастровый учет, в связи с чем в настоящее время спор по данному вопросу отсутствует, несостоятельны.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23.05.2019 года решение Московского районного суда города Твери от 19 февраля 2019 года в части удовлетворения искового требования прокурора о признании незаконной передачи местной религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Власьево в г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, расположенных на части указанного земельного участка было отменено, производство по делу в данной части прекращено.

По кассационной жалобе представителя Религиозной организации «Тверская и ФИО5 Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)», который не согласился с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23.05.2019 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2020 года указанное апелляционное определение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции прокурор доводы апелляционного представления поддержал, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации г. Твери.

Представитель Администрации города Твери ФИО2 в судебном заседании также поддержал доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционного представления прокурора, возражал против удовлетворения представления прокурора.

Представитель Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви ФИО4 поддержал доводы и требования представления прокурора, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации г. Твери.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле с учетом факта надлежащего их извещения о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалобы, представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, земельный участок в п. Власьево Московского района г. Твери впервые был предоставлен Калининскому епархиальному управлению для использования церкви «Казанской Божией Матери» решением Исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов № 266-6 от 23.10.1989 года.

Постановлением Главы Администрации города Твери от 29.06.1993 г. № 576 было согласовано место размещения земельного участка Церкви казанской Божией Матери под проектирование Парковой зоны в п. Ст. Власьево Московского района.

Постановлением Главы города Твери от 07.06.1995 года № 622 Приходскому совету Казанской церкви был предоставлен под парковую зону земельный участок площадью 132148,3 кв.м. в п. Власьево.

Постановлением Администрации города Твери от 14.03.2005 года № 846 земельный участок в п. Власьево общей площадью 132181,3 кв.м. был предоставлен Православному приходу в безвозмездное срочное пользование под парковую зону, восстановление сторожки для религиозного и благотворительного назначения сроком до 31.12.2054 года, в отношении земельного участка установлены ограничения без указания особого режима использования зоны специального назначения.

На основании указанного Постановления был заключен договор № 409-1 от 30.06.2006 года, согласно которому Администрация г. Твери передала Религиозной организации Православному приходу в честь Казанской иконы Божией Матери Тверской Епархии Русской Православной Церкви в безвозмездное срочное пользования находящийся в государственной собственности земельный участок площадью 132181,3 кв.м. с кадастровым номером сроком до 31.12.2054 года под парковую зону, восстановление сторожки для религиозного и благотворительного назначения.

В соответствии с пунктами 3.4.2 и 3.4.4 договора религиозная организация обязалась использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на используемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работу по благоустройству территории.

Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером расположен в пос. Власьево г. Твери, согласно имеющейся в деле выписке из государственного земельного кадастра он относится к землям поселений с фактическим использованием: парковая зона.

Согласно публичной кадастровой карте города Твери данный земельный участок имеет разрешенное использование - под парковую зону и относится к категории земель - земли населенных пунктов.

В соответствии с генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394) земельный участок с кадастровым номером относится к зоне зеленых насаждений общего пользования, зоне жилой застройки повышенной этажности выше 16 этажей, зоне специального назначения, входит в зону формирования улиц местного значения, транспортной площади.

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, прокурор Московского района г. Твери представил доказательства того, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на территории Московского района в городе Твери вблизи храма в п. Власьево, находятся захоронения тел (останков) умерших, захоронения производились, начиная с 1955 года, и производятся до настоящего времени. В частности, прокурор представил акты осмотра участка территории кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером от 20.10.2017 года и от 03.11.2017 года, фотографический материал.

О том, что на территории земельного участка, переданного Администрацией г. Твери Православному приходу по договору № 409-1 от 30.06.2006 года, находятся и производятся захоронения, подтвердил в судебном заседании Представитель Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви ФИО4, он пояснил, что на территории земельного участка в п. Власьево, находятся около 700 захоронений тел (останков) умерших.

Согласно картограмме функциональных зон земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26.09.2018 года, на переданном Администрацией города Твери в срочное пользование Православному приходу земельном участке обозначена зона специального назначения площадью 5 729 кв.м. При рассмотрении дела не оспаривалось, что в данной зоне расположены захоронения.

Из заключения кадастрового инженера ФИО1 следует, что площадь земельного участка, занятого захоронениями, составляет 10914 кв.м. Образуемый земельный участок с кадастровым номером расположен частично в зоне зеленых насаждений общего пользования, частично в функциональной зоне специального назначения.

В материалах дела имеется сообщение Администрации Московского района г. Твери от 08.04.2010 г. о том, что располагающееся на территории Московского района в городе Твери вблизи храма в п. Власьево захоронение в предшествующие годы и в настоящее время не обслуживается ТГМБУ «Радуница», данное кладбище в реестр муниципальных кладбищ не входит.

Согласно данным Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери от 13.04.2015 г. захоронение, расположенное по адресу: г. Тверь, пос. Власьево, в реестре муниципальной собственности не значится.

Таким образом, заключая договор и передавая в пользование религиозной организации земельный участок с кадастровым номером , Администрация г. Твери фактически возложила на нее обязанности по содержанию расположенных на нем захоронений. Признавая такие действия незаконными, суд обоснованно исходил из следующих положений действующего законодательства.

Согласно статье 1, статье 18, пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В силу пунктов 15, 16 статьи 48 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 года № 68, администрация города Твери в области жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики обеспечивает организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 15); организует работу специализирован-ных служб по вопросам похоронного дела (п. 16).

Решением Тверской городской Думы от 11 октября 2005 года № 91 было утверждено Положение об организации похоронного дела и ритуальных услуг в г. Твери.

В последующем взамен Положения об организации похоронного дела и ритуальных услуг в г. Твери было принято Положение об организации ритуальных услуг и содержании муниципальных мест погребения города Твери, данное Положение было утверждено решением Тверской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 126.

Абзацем 1 пункта 1.2 данного Положения предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на муниципальных местах погребения города Твери осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и данным Положением.

Осуществляя свои полномочия, Администрация г. Твери принимала решения о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела. Постановлением Главы администрации города Твери от 03.11.2005 года № 4210 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела в городском округе Тверь» такой службой было признано МУП «Тверьритуалсервис».

На основании Постановления Администрации города Твери от 5 декабря 2014 года № 1581 «Об изменении типа Тверского городского муниципального казенного учреждения по вопросам организации похоронного дела «Радуница» было создано Тверское городское муниципальное бюджетное учреждение по вопросам организации похоронного дела «Радуница» (ТГМБУ «Радуница»), данное учреждение осуществляет деятельность по содержанию муниципальных мест захоронения и оказание ритуальных услуг до настоящего времени, земельные участки под кладбищами переданы ему на праве постоянного бессрочного пользования.

Решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 2 был принят новый Устав города Твери. Согласно п. 26 статьи 8 Устава организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Функция обеспечения организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения возложена в пределах своей компетенции на Администрацию города Твери (пункт 55 статьи 41).

Таким образом, проанализировав действующее законодательство, суд обоснованно пришел к выводу о том, что возложение обязанности по содержанию захоронений и ответственности за них на религиозную организацию, является незаконным. Как установлено в судебном заседании, Православный приход не является специализированной организацией в области похоронного дела, его деятельность не связана с содержанием мест захоронений.

Соглашаясь с тем, как суд разрешил его исковые требования в части признания незаконными действий Администрации г. Твери по передаче Православному приходу в составе земельного участка с кадастровым номером захоронений, прокурор в своем представлении просит отменить решение суда в части отказа ему в удовлетворении иных требований, направленных на выделение в составе земельного участка с кадастровым номером самостоятельного земельного участка с кадастровым номером площадью 10914 кв.м., занятого захоронениями, на основании схемы кадастрового инженера ФИО1

Между тем, вывод суда о том, что одной лишь схемы кадастрового инженера недостаточно для образования нового земельного участка с отнесением его к специализированной зоне, является правильным.

Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено включение в состав территориальных зон специального назначения зон, занятых кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Как установлено при рассмотрении дела, в составе земельного участка с кадастровым номером имеется зона специального назначения площадью 5729 кв.м., это отражено в картограмме функциональных зон земельного участка с кадастровым номером . Между тем, площадь участка под захоронениями согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 составляет 10914 кв.м., захоронения частично занимают зону зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с Решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (с изм. от 11.07.2018) «Правила землепользования и застройки города Твери», органом государственной власти, уполномоченным вносить изменения в правила землепользования и застройки города Твери, является Тверская городская Дума. Кроме того, для отнесения предлагаемого к образованию земельного участка с кадастровым номером к зоне специального назначения необходимо внести изменения в генеральный план города Твери, утвержденный решением Тверской Городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394)

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований прокурора, направленных на выделение в составе земельного участка с кадастровым номером самостоятельного земельного участка с кадастровым номером площадью 10914 кв.м., занятой захоронениями, на основании схемы кадастрового инженера ФИО1

Обсуждая доводы апелляционной жалобы Администрации г. Твери, судебная коллегия не может признать их достаточными и убедительными для отмены постановленного судом решения

Основной довод жалобы Администрации г. Твери сводится к тому, что прокурор в 2017 г. уже обращался в Центральный районный суд г. Твери с аналогичными требованиями, в удовлетворении этих требований ему было отказано, соответственно, Московский районный суд г. Твери, исходя из положений ст. 220 ГПК РФ, должен был прекратить производство по делу, так как имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Действительно, решением Центрального районного суда города Твери от 4 мая 2018 года прокурору Московского района города Твери было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным бездействия Администрации города Твери, Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери, выражающегося в неосуществлении межевания земельного участка под кладбищем, расположенного в поселке Власьево города Твери, на земельном участке с кадастровым номером , в не установлении границы данного земельного участка на местности, в не постановке на государственный кадастровый учет; признании незаконным бездействия администрации города Твери по не передаче ТГМБУ «Радуница» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под кладбищем, расположенного в поселке Власьево города Твери на земельном участке с кадастровым номером ; возложении на Администрацию города Твери и Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери в соответствии с полномочиями каждого в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обязанностей по принятию мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении захоронения (кладбища), расположенного в поселке Власьево города Твери на земельном участке с кадастровым номером ; определению границ и размера земельного участка, занятого кладбищем в поселке Власьево города Твери; выделению части земельного участка с кадастровым номером , занятой кладбищем в поселке Власьево города Твери в самостоятельный земельный участок путем межевания и постановке вновь образованного земельного участка на кадастровый учет с отнесением земель к категории - земли особо охраняемых территорий и объектов и разрешенным видом использования - под кладбище; включению вновь образованного земельного участка с кладбищем в муниципальную собственность; установлению санитарно-защитной зоны кладбища в поселке Власьево города Твери; разработке и утверждению проекта устройства кладбища, расположенного в поселке Власьево города Твери.

Данное решение Центрального районного суда города Твери от 4 мая 2018 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 августа 2018 года.

Между тем, как видно из материалов дела, требования прокурора Московского района города Твери о признании незаконным действий Администрации г. Твери по передаче земельного участка с кладбищем в составе земельного участка с кадастровым номером в безвозмездное срочное пользование религиозной организации Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией матери в поселке Власьево в городе Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) судом не рассматривались, производство в части этих требований прекращено определением Центрального районного суда города Твери от 4 мая 2018 года со ссылкой на то, что данные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства. Определение Центрального районного суда города Твери от 4 мая 2018 года вступило в законную силу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд при вынесении обжалуемого решения не допустил дублирования и противоречивости судебных актов. Из текста решения Центрального районного суда г. Твери от 4 мая 2018 г. следует, что суд отказал прокурору в удовлетворении требований, направленных на проведение необходимых мероприятий по организации на месте выявленных захоронений в п. Власьево муниципального кладбища. В данном же деле суд не касался вопросов организации муниципального кладбища. Требования о выделении земельного участка, занятого захоронениями, были заявлены прокурором как требования о границах земельного участка, который в силу действующего законодательства не мог быть передан в пользование религиозной организации для использования под парковую зону и для восстановления сторожки религиозного и благотворительного назначения.

Также как и Центральный районный суд г. Твери, Московский районный суд г. Твери в обжалуемом решении сделал вывод о том, что захоронения тел (останков) умерших на территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного в пос. Власьево г. Твери осуществляются незаконно. Между тем, как правильно признал суд, это не является основанием для исключения незаконных захоронений из сферы ответственности Администрации г. Твери и для возложения обязанности по их содержанию на других лиц, не отнесенных к специализированным организациям в области похоронного дела.

В апелляционной жалобе Администрации г. Твери приводятся доводы о том, что при разрешении вопроса о признании действий незаконными суд обязан был разрешить вопрос и о тех действиях, которые необходимо совершить для восстановления нарушенного права.

Действительно, суд, как это видно из текста судебного решения, отказал прокурору в удовлетворении требований, которые бы позволили выделить земельный участок, занятый захоронениями, путем образования нового самостоятельного земельного участка площадью 10914 кв.м. с кадастровым номером . Между тем, выводы суда в этой части мотивированы. В судебном решении подробно описана процедура, которая должна привести к восстановлению нарушенного права и перечислены те действия, которые уже проводятся с этой целью.

Так, из материалов дела следует, что 01 июня 2018 года с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 10914 кв.м., под кладбище, обратилась к Главе Администрации города Твери Епархия, предоставив заключение кадастрового инженера ФИО1

По этому заявлению Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Твери был подготовлен проект внесения изменений в генеральный план города Твери, утвержденный решением Тверской Городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394).

На основании сводного заключения Правительства Тверской области от 12.09.2017 года № 23/5781-03-АМ по Проекту постановлением Администрации города Твери от 13.10.2017 года № 1341 была создана согласительная комиссия, по результатам работы которой было принято решение о согласовании Проекта.

В соответствии с распоряжением Главы города Твери от 28.05.2018 года «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план города Твери» в период 18-29 июня 2018 года по Проекту состоялись публичные слушания.

Поступившие замечания и предложения в период проведения публичных слушаний по Проекту были рассмотрены комиссией по территориальному планированию города Твери, созданной постановлением Администрации города Твери от 06.08.2012 № 1287.

По результатам рассмотрения поступивших замечаний и предложений комиссией по территориальному планированию города Твери подготовлено заключение, которое опубликовано в газете «Вся Тверь» № 68 (1038) от 28.08.2018 года и размещено на официальном сайте администрации города Твери в сети Интернет в разделе «Градостроительство».

Доработанный Проект в декабре 2018 года был рассмотрен на заседании Общественного совета при Главном управлении архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, образованного приказом Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области от 15.02.2018 года, и в целом получил одобрение членов Совета.

Таким образом, вопреки доводам жалобы обжалуемое судебное решение не является декларативным. Оно содержит конкретные выводы о том, что Администрация г. Твери, передав захоронения в составе земельного участка с кадастровым номером религиозной организации и уклонившись от контроля за ними, поступила незаконно.

Следствием таких действий и оставления такого особого объекта без должного контроля стало столь существенное увеличение количества захоронений в п. Власьево, в том числе и захоронений неучтенных.

Соответственно, именно Администрация г. Твери должна нести ответственность за то, что в черте города на протяжении длительного времени не решается судьба старых захоронений и бесконтрольно производятся новые захоронения в месте, которое для этих целей не предназначено.

Как уже указывалось выше, в настоящее время в п. Власьево находятся около 700 захоронений различной давности, все они выведены из-под надзора санитарно-эпидемиологических, градостроительных, экологических служб.

Позиция прокурора о том, что это создает повышенные эпидемиологические и экологические риски для неопределенного круга лиц, затрудняет решение вопросов, связанных с планировкой и застройкой городских территорий, является правильной.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что исковые требования прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ направлены на восстановление прав неопределенного круга лиц на соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, непосредственно связанного с соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства в области экологии и охраны окружающей среды.

При этом следует отметить, что прокурор, даже не являясь участником сделки, вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями, направленными на устранение негативных последствий от сделки, в результате которой пострадали публичные интересы.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе, и по вопросу применения сроков исковой давности, также получили оценку в решении суда. Оснований для переоценки выводов, к которым пришел суд, судебная коллегия не усматривает, находя произведенную судом первой инстанции оценку обстоятельств дела верной.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Твери и апелляционное представление прокурора Московского района города Твери – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Серёжкин

Судьи В.А. Харитонова

Ю.Ю. Солдатова