УИД 77RS0021-01-2020-005973-61
Строка 146г; госпошлина 0 руб.
Судья Агеев Д.А. 01 июня 2021 г.
Докладчик Мананникова Т.А. | Дело № 33-3064/2021 | г.Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,
судей Рассошенко Н.П., Романовой Н.В.,
при помощнике судьи Осовской Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2021 по иску заместителя военного прокурора гарнизона Мирный к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному унитарному предприятию «Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к проведению рекультивации загрязненных земель по апелляционному представлению заместителя военного прокурора гарнизона Мирный Григорьева В.В. и по апелляционной жалобе третьего лица – Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 20 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона Мирный обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) о понуждении к проведению рекультивации загрязненных земельных участков площадок № и № позиционного района 1 Государственного испытательного космодрома Минобороны России, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №.
Заявленные требования мотивированы тем, что на указанном земельном участке расположены площадки № и № космодрома «Плесецк», выведенные из эксплуатации. Надзорными мероприятиями установлено, что на территории упомянутых площадок имеются загрязнения почв нефтесодержащими продуктами, что негативно влияет на сохранность жизни и здоровья военнослужащих космодрома «Плесецк». Загрязнения почвы образовались в результате хозяйственной деятельности и аварийных проливов мазута в период с 1979 по 1986 гг. Факт загрязнения установлен заключением специалистов Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в июне 2019 г. Площадь загрязненных земель составляет 8833,78 кв. м. Загрязнение земель повлекло загрязнение реки Емца. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области 28 июня 2019 г. выдало Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее – ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России) предписание о разработке проекта восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков площадок № и №, которое до настоящего времени не исполнено. Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 04 декабря 2019 г. административное исковое заявление ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России о признании незаконным указанного предписания оставлено без удовлетворения. Несмотря на неоднократные обращения командования космодрома «Плесецк» и военной прокуратуры гарнизона Мирный к уполномоченным лицам, нарушения законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства органами военного управления Минобороны России не устранены, мероприятия по рекультивации земельных участков до настоящего времени не проведены.
В связи с вышеизложенным заместитель военного прокурора гарнизона Мирный после уточнения исковых требований просил обязать Минобороны России провести работу по рекультивации загрязненных земельных участков площадок № и № позиционного района 1 Государственного испытательного космодрома Минобороны России, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании заявления заместителя военного прокурора гарнизона Мирный к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП «Оборонпромэкология»), ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (далее – ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО»).
В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона Мирный Петров Н.Я. настаивал на удовлетворении иска. Представитель Минобороны России, ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО» Жилина К.С. иск не признала.
В отзывах представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России Стецик Е.Б., представитель ответчика ФГУП «Оборонпромэкология» Белхароев Х.У. иск не признали.
Представитель третьего лица Северного межрегионального управления Росприроднадзора Горних А.Ф. в отзыве полагал иск к Минобороны России подлежащим удовлетворению.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласились заместитель военного прокурора гарнизона Мирный Григорьев В.В. и представитель третьего лица – Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Суханов И.В.
В апелляционном представлении заместитель военного прокурора гарнизона Мирный Григорьев В.В. просит решение отменить как незаконное.
В обоснование представления ссылается на то, что при рассмотрении Октябрьским районным судом г. Архангельска административного дела по заявлению ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России требования о проведении рекультивации загрязненных земельных участков сторонами не заявлялись и судом не рассматривались. Заявленные по настоящему делу требования прокурора подлежали оценке судебными органами впервые. Решения Октябрьского районного суда г.Архангельска от 04 декабря 2019 г. и Мирнинского городского суда Архангельской области от 02 марта 2020 г. имеют преюдициальное значение только по обстоятельствам законности действий должностных лиц по проведению внеплановой выездной проверки, в рамках которой установлено превышение содержания нефтепродуктов в произведенных отборах проб почвы и воды на территории площадок № и №. Также необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Минобороны России, ФГУП «Оборонпромэкология» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО» не являются надлежащими ответчиками по делу. Именно Минобороны России как собственник несет бремя содержания имущества, которым является спорный земельный участок. При этом на ФГУП «Оборонпромэкология» возложены обязанности по выполнению государственных задач, поставленных Минобороны России, в том числе, очистка и рекультивация загрязненных участков. Поскольку служба экологической безопасности Западного военного округа организационно входит в состав юридического лица – ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО» полномочия по заключению государственных контрактов, в том числе на проведение рекультивации загрязненных земельных участков, возложены на названное юридическое лицо. Именно по причине того, что со стороны ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России не проводится работа, направленная на приведение загрязненных земельных участков в пригодное состояние, военной прокуратурой заявлен иск к собственнику данного земельного участка и распорядителю бюджетных средств.
В поданной апелляционной жалобе представитель третьего лица просит решение отменить как незаконное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска со ссылкой на решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 04 декабря 2019 г. и Мирнинского городского суда Архангельской области от 02 марта 2020 г., поскольку обязанность по рекультивации загрязненных земель на ответчика этими решениями не возлагалась. Именно в связи с невыполнением этой обязанности ответчиком прокурор был вынужден обратиться в суд с иском. При установлении тождественности ранее рассмотренных дел настоящему делу суд первой инстанции должен был прекратить производство по делу, а не отказывать в удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционные представление и жалобу представитель ответчика ФГУП «Оборонпромэкология» Белхароев Х.У. просит оставить решение без изменения в части отказа в удовлетворении иска к данному ответчику.
В возражениях на апелляционные представление и жалобу представитель ответчиков Минобороны России и ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО» Кабанова И.Е. просит оставить решение без изменения.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления, жалобы и возражений на них, выслушав помощника военного прокурора гарнизона Мирный Петрова Н.Я., представителя ответчиков Минобороны России и ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО» Жилину К.С., исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории космодрома «Плесецк» находятся стартовые площадки № и №, выведенные из эксплуатации ориентировочно в 1985 г. На территории площадок находились различные объекты инфраструктуры военного городка, включая хранилища нефтепродуктов (ГСМ, мазута и т.д.)
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. № прекращено право оперативного управления Федерального государственного учреждения «607 Квартирно-эксплуатационный отдел» и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России недвижимое имущество, в том числе, земельный участок, на котором расположены выведенные из эксплуатации стартовые площадки № и №.
В июне 2018 г. органом Росприроднадзора проведена выездная проверка в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, в ходе которой установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве на указанном земельном участке по сравнению с фоновыми пробами от 7 до 1 400 раз. Общая площадь загрязненных земель составляет 8 833, 78 кв.м.
По результатам проверки ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России выданы обязательные для исполнения предписания:
- от 28 июня 2019 г. № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения земельного законодательства Российской Федерации в части загрязнения нефтепродуктами земельных участков стартовых площадок № и № позиционного района космодрома «Плесецк», привести земли в состояние пригодное для дальнейшего использования;
- от 28 июня 2019 г. №, которым предписано разработать проект восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков стартовых площадок № и № позиционного района космодрома «Плесецк».
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 04 декабря 2019 г., дело № 2а-5896/2019, административное исковое заявление ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, старшему государственному инспектору в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Архангельской области Суханову И.В. о признании незаконными предписаний от 28 июня 2019 г. № и № об устранении выявленных нарушений обязательных требований оставлено без удовлетворения.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Дьяковой А.В. № от 14 октября 2019 г. ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Основание: учреждение, имея на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 29:25:000000:2, не приняло эффективные меры по предотвращению загрязнения подземных вод нефтепродуктами, тем самым нарушив требования природоохранного законодательства.
Решением судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 02 марта 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России Юхно Е.В. без удовлетворения.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области от 02 ноября 2017 г. № ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 декабря 2017 г. постановление изменено, размер административного штрафа снижен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанными выше судебными актами установлена вина учреждения в нарушении требований природоохранного законодательства; на указанное лицо уже возложена обязанность по разработке проекта восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков стартовых площадок. Отказывая в иске к соответчикам, суд первой инстанции также установил, что они являются ненадлежащими ответчиками по заявленному спору.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в иске.
В соответствии со статьями 3, 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В настоящем деле прокурор, считая, что ответчиками допущено нарушение земельного и природоохранного законодательства, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, заявив требование о понуждении к рекультивации загрязненных земель.
Данное требование не было предметом судебного разбирательства, судом на кого-либо из ответчиков по настоящему делу не возлагалась обязанность по устранению нарушений земельного и природоохранного законодательства. Вынесение органами Росприроднадзора в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России обязательных для исполнения предписаний не исключает права на судебную защиту.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы процессуального права о преюдициальном значении обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу (часть 2 статьи 61 ГПК РФ), что привело к принятию незаконного решения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 3 вышеприведенного Федерального закона).
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 утверждены правила проведения рекультивации и консервации земель.
Согласно пункту 2 указанных правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 правил).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6 правил).
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что имеет место загрязнение нефтепродуктами земельных участков стартовых площадок № и № позиционного района 1 Государственного испытательного космодрома Минобороны России. Также не оспаривается необходимость принятия мер по рекультивации земельных участков. Несмотря на данные обстоятельства, нарушения природоохранного и земельного законодательства не устраняются.
По мнению судебной коллегии, иск прокурора подлежит удовлетворению не только к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, в оперативном управлении которого находится земельный участок с кадастровым номером №, но и к Минобороны России, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно подпунктам 45, 56, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, министерство организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Кроме того, как следует из объяснений ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России у учреждения отсутствуют денежные лимиты на проведение работ, направленных на содержание объектов Минобороны Российской Федерации, полномочия по заключению соответствующих государственных контрактов, что не позволяет организовать исполнение предписаний органов Росприроднадзора.
По мнению судебной коллегии, на ФГУП «Оборонпромэкология» Минобороны России не может быть возложена обязанность по рекультивации земельных участков. Действительно, одним из видов деятельности данного юридического лица является очистка и рекультивация загрязненных земельных участков, воинских частей, военных городков от загрязнений, в том числе нефтепродуктами. Однако, данная деятельность осуществляется предприятием в рамках возмездного договора. Правовых оснований для судебного понуждения к организации данной деятельности не имеется.
Также не подлежат удовлетворению требования, предъявленные к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО». Согласно уставу предметами и целями деятельности учреждения являются обеспечение реализации полномочий Минобороны России в сфере обороны и безопасности государства, в том числе связанной с поддержанием постоянной боевой и мобилизационной готовности формировании военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществление управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оказание услуг по вопросам обеспечения экологической безопасности, организация работы в сфере заключения государственных контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по закрепленной номенклатуре в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств не является основанием считать, что данный ответчик является лицом, обязанным ликвидировать загрязнение земельного участка.
На основании изложенного решение суда следует отменить, принять новое решение об удовлетворении иска к Минобороны России, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России о понуждении осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию загрязненных земельных участков площадок № и № позиционного района 1 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 29:25:000000:0002; об отказе в иске к ФГУП «Оборонпромэкология» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО».
Обязывая совершить комплекс мероприятий по рекультивации, судебная коллегия учитывает, что рекультивация земель стартовых площадок будет осуществляться по заданию Минобороны России подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
Предложенный прокурором срок исполнения ответчиками обязанности по судебному решению является разумным. Доказательств того, что обязанность по рекультивации загрязненных земель, не может быть осуществлена в течение двух лет, ответчиками не представлено.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 20 января 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым иск заместителя военного прокурора гарнизона Мирный к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к проведению рекультивации загрязненных земель удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию загрязненных земельных участков площадок № и № позиционного района 1 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске к Федеральному государственному унитарному предприятию «Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» отказать.
Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Н.П. Рассошенко
Н.В. Романова