Судья Гончарова М.И.
Дело № 2-1401/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-11493/2021
21 октября 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.,
судей Норик Е.Н., Мицкевич А.Э.,
при секретаре Волковой Ю.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Копейского городского суда Челябинской области от 16 июня 2021 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» к ФИО1 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» - ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» (далее по тексту ООО «Расчетно-кассовый центр», Общество) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании, с учетом уменьшения размера исковых требований, задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года в размере 160050,50 рублей (т. 1 л.д. 4, т. 2 л.д. 6).
В обоснование требований указано на то, что ФИО1 являлся собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Истец по договору, заключенному с управляющей организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее по тексту ООО «Жилищная управляющая компания», Управляющая организация), осуществлял начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, выставлял счета, взыскивал задолженность за жилищно-коммунальные услуги. ФИО1 обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее ему помещение, коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества данного многоквартирного дома, не исполнял, что является основанием для взыскания долга.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ООО «Расчетно-кассовый центр» ФИО2 измененные требования поддержала в полном объеме. Ответчик ФИО1, его представить ФИО3 иск не признали. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Жилищная управляющая компания» ФИО4 полагала иск обоснованным.
Судом принято решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. С ФИО1 в пользу ООО «Расчетно-кассовый центр» взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года в размере 160050,50 рублей. Также с ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 4401,02 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что иск подсуден арбитражному суду, поскольку он является индивидуальным предпринимателем, который ведет экономическую деятельность – сдает в аренду принадлежащее ему нежилое помещение, истец является юридическим лицом, предъявившим требования, проистекающие из экономической деятельности ответчика – использования нежилого помещения. Указывает на то, что нарушение правил подсудности при принятии иска влечет прекращение производства по делу. Считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку из условий договора аренды нежилого помещения следует, что все коммунальные услуги оплачивает арендатор – закрытое акционерное общество «Торговый дом Перекресток» (далее по тексту ЗАО «Торговый дом Перекресток», Арендатор), так же Арендатор несет бремя содержания арендованного имущества. Ссылается на фальсификацию доказательств по делу. Так, полагает, что подделаны: протокол общего собрания от 22 января 2018 года, платежные документы, акты выполненных работ и оказанных услуг, поскольку в действительности собрание не проводилось; в платежных документах указана разная площадь многоквартирного дома; акты приемки оказанных Управляющей организацией услуг не содержат ссылку на заказчика работ, конкретные виды выполненных работ и оказанных услуг, даты составления актов, не имеют подписей заказчика и исполнителя работ, в акте от января 2018 года стоит подпись председателя совета дома ФИО5, которая не вправе была подписывать акт за январь 2018 года, в акте за январь 2018 года не указана площадь дома, в актах с апреля 2018 года по декабрь 2020 года указана разная площадь дома. Отмечает, что до января 2018 года оплата содержания и ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, осуществлялась администрацией города Копейска по договору от 1 января 2007 года. Ссылается на то, что право на взимание задолженности с собственников нежилых помещений возникло у ООО «Расчетно-кассовый центр» по дополнительному соглашению от 23 июля 2018 года с 1 августа 2018 года, соответственно, до указанной даты истец не вправе предъявлять требования о взыскании задолженности. Полагает, что поскольку две части принадлежащего ему нежилого помещения (общей площадью 32,44 кв.м) выступают за контур несущих стен многоквартирного дома, имеют отдельный фундамент и кровлю, Управляющей организацией не обслуживаются, плата за данную площадь начислена неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Расчетно-кассовый центр», ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобы ответчика без удовлетворения.
Ответчик, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Жилищная управляющая компания» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 с 21 марта 2013 года являлся собственником нежилого помещения № площадью 237,8 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 9, 75-77, 157-159). Данное нежилое помещение по договору аренды от 27 февраля 2013 года, дополнительным соглашениям к договору аренды, зарегистрированным в Едином государственном реестре недвижимости, передано во временное владение и пользование ЗАО «Торговый дом Перекресток» (т. 1 л.д. 75-77, 89-103).
Актом обследования технического состояния указанного помещения от 19 июня 2021 года подтверждено, что помещение ответчика расположено на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, его холодное, горячее водоснабжение и отопление осуществляется от общедомовых инженерных систем, водоотведение и электроснабжение отдельные, выходы на лестничные клетки и придомовую территорию отсутствуют (т. 2 л.д. 55).
Из технического паспорта многоквартирного дома следует, что на первом этаже дома расположено два торговых помещения общей площадью 477,8 кв.м (т. 2 л.д. 56, 57).
Распоряжением Управления имуществом Копейского городского округа Челябинской области от 8 февраля 2007 года многоквартирный <адрес> передан на обслуживание ООО «Жилищная управляющая компания» (т.1 л.д. 49-52). На основании указанного распоряжения был заключен договор управления, действовавший с 1 января 2007 года по 30 января 2018 года, по условиям которого размер платы за содержание помещений устанавливался в размере тарифов, утвержденных органом местного самоуправления (т. 1 л.д. 144-150).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленным протоколом б/н от 22 января 2018 года, принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выбрана управляющая организация - ООО «Жилищная управляющая компания», утверждены условия договора управления, размер платы за содержание помещений в размере тарифов, установленных органом местного самоуправления (т. 1 л.д. 151-156).
1 января 2010 года между ООО «Жилищная управляющая компания» и истцом ООО «Расчетно-кассовый центр» заключен договор № 29/10, действующий с учетом дополнительных соглашений к нему от 23 июля 2018 года, 24 июля 2018 года, в соответствии с которым ООО «Расчетно-кассовый центр» являлся платежным агентом и производил начисление и сбор текущих платежей, взыскание ранее, до 1 августа 2018 года, образовавшейся задолженности за услуги, включая содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> с собственников жилых и нежилых помещений (т.1 л.д. 44-48).
Также из материалов дела следует, что 12 ноября 2020 года ООО «Расчетно-кассовый центр» обратилось за вынесением судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 214757,93 рублей (т. 1 л.д. 69). Из приложенного к заявлению расчета следует, что в данную сумму входит ранее возникшая (с 1 марта 2016 года) задолженность в размере 129349,22 рублей, а также долг с марта 2019 года по август 2020 года в размере 85105,78 рублей (т. 1 л.д. 80).
12 ноября 2020 года мировым судьей судебного участка № 6 города Копейска Челябинской области был выдан судебный приказ № 2-4622/2020. По заявлению ФИО1 данный судебный приказ был отменен определением от 29 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 8).
Из представленного истцом расчета следует, что размер задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за нежилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 160050,50 рублей образовался за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года. В данную сумму вошел долг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, оплату потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению (т. 2 л.д. 7, 8-10).
Установив, что ответчик ФИО1, являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, не исполнял возложенную на него законом обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания имеющейся задолженности. Определяя размер задолженности, суд согласился с расчетом истца, указал на то, что срок исковой давности не пропущен.
При этом ссылки ответчика на то, что нежилое помещение является самостоятельным, обособленным от многоквартирного дома объектом, отклонены, поскольку площадь помещения ответчика включена в общую площадь дома, обеспечение помещения коммунальными ресурсами осуществляется по общедомовым системам водоснабжения и отопления, в Едином государственном реестре недвижимости за ответчиком зарегистрировано право на помещение в составе многоквартирного дома.
Возражения ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Арендатор имущества, отклонены со ссылкой на то, что по условиям договора аренды ЗАО «Торговый дом Перекресток» оплачивает коммунальные ресурсы потребленные при использовании помещения, тогда как содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, оплата коммунальных услуг, потребленных при содержании общего имущества дома, в силу закона возложено на собственника имущества, которым является ФИО1
Ссылки ответчика о подложности доказательств отклонены судом первой инстанции как не нашедшие подтверждения.
С выводами суда первой инстанции о наличии у ответчика, как собственника имущества, обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг, потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях закона, подлежащих применению.
Так, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Данные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондируют статье 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что в спорный период ответчик ФИО1, являясь собственником нежилого помещения, обязанность по оплате содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, надлежащим образом не исполнял, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскания с него задолженности.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с правильностью расчета истца ввиду следующего.
Как указано выше, плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, определена в размере тарифов, установленных органом местного самоуправления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь нежилого помещения ответчика составляла 237,8 кв.м.
Представителем истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции указано и доказательства обратного не представлены, что многоквартирный дом, в котором расположено нежилое помещение ответчика, в указанный в иске период имел газовое оборудование, был оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (т. 3 л.д. 12-18, 70, 71, 82-84, 89-114).
Техническим паспортом на многоквартирный дом подтверждено, что общая площадь жилых и нежилых помещений дома составляет 3966,6 кв.м (жилые помещения 2722,7 кв.м + нежилые помещения 1243,9 кв.м) (т. 3 л.д. 26).
Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 31 июля 2017 года № 1847-п установлено, что до 1 января 2018 года размер платы для многоквартирных домов с полной степенью благоустройства составлял 18,21 рублей/кв.м, при этом размер платы увеличивался на 0,21 рубль/кв.м в месяц при наличии внутридомового газового оборудования, на 230 рублей/1 прибор учета в месяц при наличии общедомового прибора учета электроэнергии (т. 1 л.д. 12-14).
Решениями Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 20 декабря 2017 года № 455-МО, 29 декабря 2018 года № 646-МО с 1 января 2018 года установлено, что размер платы для многоквартирных домов с полной степенью благоустройства составлял 18,70 рублей/кв.м, при этом размер платы увеличивался на 0,62 рубля/кв.м в месяц при наличии внутридомового газового оборудования, на 230 рублей/1 прибор учета в месяц при наличии общедомового прибора учета электроэнергии (т. 1 л.д. 15-17, 18-20).
Исходя из приведенных обстоятельств и актов органа местного самоуправления, размер начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на нежилое помещение ответчика в период с 1 ноября по 31 декабря 2017 года составил:
по 4394,07 рублей в месяц ((18,21 рублей х 237,8 кв.м) + (0,21 рубль х 237,8 кв.м) + (230 рублей / 3966,6 кв.м х 237,8 кв.м));
размер начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на нежилое помещение ответчика в период с 1 января 2018 года по 31 августа 2020 года составил:
по 4608,08 рублей в месяц ((18,70 рублей х 237,8 кв.м) + (0,62 рубль х 237,8 кв.м) + (230 рублей / 3966,6 кв.м х 237,8 кв.м)).
Всего за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на нежилое помещение ответчика составил 156246,97 рублей ((4394,07 рублей х 2 месяца) + 4608,08 рублей х 32 месяца).
Кроме того, истцом предъявлены требования о взыскании потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению.
Согласно расчету, приложенному к иску, пояснениям представителя истца, данным в судебном заседании суда апелляционной инстанции, расчет платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества дома, осуществлялся по нормативу потребления (т. 2 л.д. 7, 8, 9, т. 3 л.д. 12-15).
При этом, как указано выше, представитель истца указал, и ответчик не опроверг, что многоквартирный дом в значимый период был оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Судебная коллегия не может согласиться с тем, что плата за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, при наличии в доме прибора учета электроэнергии, подлежала начислению по нормативу потребления.
Как следует из приведенной выше части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда и плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий, 6 мая 2011 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту Правила № 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Согласно пункту 44 Правил № 354, в редакции, действующей в период до 1 июля 2020 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к указанным Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к названным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Правил № 354, в редакции, действующей в период до 1 июля 2020 года, предусматривали, что плата за использование коммунального ресурса (услуг) рассчитывалась как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуального прибора учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределялся между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. При этом полученный объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (разница между общим и индивидуальным потреблением) сравнивался с нормативом потребления. Если полученная разница превышала объем по нормативу, то начисление ограничивалось нормативом.
Согласно пункту 45 Правил № 354, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29 июня 2015 года 176-ФЗ) положения Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Коммунальные услуги на общедомовые нужды переведены в разряд жилищных услуг. При этом указанные положения Правил № 354 не устанавливают прямого запрета на включение расходов на оплату коммунальных услуг в составе платы за содержание жилого помещения, в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг, определяемого по общедомовому прибору учета.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не мог превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (часть 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ).
Порядок применения установленных до 1 января 2017 года нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил № 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
Соответственно, в период, заявленный ко взысканию до 1 июля 2020 года, в том случае, когда многоквартирный дом был оснащен общедомовыми приборами учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения могло быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Положения частей 9.1 - 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключало возможность учета показаний общедомового прибора учета коммунальных ресурсов при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и после утверждения уполномоченными органами нормативов потребления холодной воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в ситуации, когда объем коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, рассчитанный в соответствии с пунктом 44 Правил № 354 исходя из фактически потребленного объема по показаниям общедомового прибора учета, не превышал объем ресурса, рассчитанного по нормативу, оснований для начисления платы в размере норматива не имелось.
С 1 июля 2020 года пункт 44 Правил № 354 изложен в новой редакции. Согласно новой редакции размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель. В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, с 1 июля 2020 года предусмотрено начисление платы за использование коммунального ресурса (услуг) по показаниям общедомового прибора учета.
Из ответа ООО «Жилищная управляющая организация», полученного по запросу судебной коллегии, следует, что согласно предоставленной обществом с ограниченной ответственностью «Уралэнергосбыт» справочной информации, фактические объемы электроэнергии, потребленные в целях содержания общего имущества, за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, составили 0 кВт/ч. За указанный период счета на оплату объемов электроэнергии в отношении данного многоквартирного дома в адрес Управляющей организации от ресурсоснабжающей организации не направлялись (т. 3 л.д. 83).
Поскольку по показаниям общедомового прибора учета электрической энергии потребление электроэнергии на общедомовые нужды отсутствовало, в силу приведенных норм права не имелось оснований для взыскания платы за электроэнергию на общедомовые нужды с ответчика.
Кроме того, предъявлены требования о взыскании платы за холодное водоснабжение и водоотведение, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома, согласно расчету, плата за данные виды коммунальных услуг взыскивается за период с 1 августа 2018 года по 31 августа 2020 года (т. 2 л.д. 7).
Истцом указано и ответчиком не опровергнуто, что общедомовые приборы учета данного вида коммунальных ресурсов в доме в значимый период не были не установлены. Согласно акту от 11 сентября 2013 года техническая возможность установки общедомового прибора учета расхода воды, отсутствует (т. 3 л.д. 18).
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354, в редакции, действовавшей в значимый период, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 48 Правил № 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Формула 10 приведена в пункте 10 приложения № 2 к Правилам № 354, согласно данной формуле, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула 15 приведена в пункте 17 приложения № 2 к Правилам № 354, согласно данной формуле, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как произведение норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на частное общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При этом, пунктом 17 приложения № 2 к Правилам № 354 установлено, что при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Как указано выше, площадь помещения ответчика составляла 237,8 кв.м.
Из представленного истцом паспорта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следует, что общая площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 3966,6 кв.м (жилые помещения 2722,7 кв.м + нежилые помещения 1243,9 кв.м) (т. 3 л.д. 26).
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме для целей расчета платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, потребленные при содержании общего имущества дома, согласно техническому паспорту составляет 288,3 кв.м (уборочная площадь) (т. 3 л.д. 26).
Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2, 7 декабря 2017 года № 63/92, с учетом изменений, установлены
норматив потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории Челябинской области для многоквартирных домов от 1 до 5 этажей в размере 0,01698 куб.м/кв.м в месяц на 1 кв.м общей площади (т. 1 л.д. 34, 35),
тариф на питьевую воду, поставляемую населению Копейского городского округа Челябинской области до 31 декабря 2018 года в размере 36,51 рублей/куб.м, до 30 июня 2019 года в размере 37,13 рублей/куб.м, до 30 июня 2020 года в размере 37,42 рублей/куб.м, до 31 августа 2020 года в размере 39,46 рублей/куб.м;
тариф на водоотведение для населения Копейского городского округа Челябинской области до 31 декабря 2018 года в размере 21,39 рублей/куб.м, до 30 июня 2019 года в размере 21,76 рублей/куб.м, до 30 июня 2020 года в размере 24,8 рублей/куб.м, до 31 августа 2020 года в размере 25,96 рублей/куб.м.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, по формуле 15 приложения № 2 объем холодного водоснабжения и водоотведения, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на нежилое помещение ответчика, составлял 0,29347815 куб.м (норматив 0,01698 куб.м/кв.м х площадь общего имущества 288,3 кв.м х (площадь помещения ответчика 237,8 кв.м / площадь жилых и нежилых помещений дома 3966,6 кв.м)).
Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества,
с 1 августа до 31 декабря 2018 года ежемесячно составлял 10,71 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 36,51 рублей),
с 1 января до 30 июня 2019 года ежемесячно составлял 10,90 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 37,13 рублей),
с 1 июля 2019 года до 30 июня 2020 года ежемесячно составлял 10,98 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 37,42 рублей),
с 1 июля 2020 года до 31 августа 2020 года ежемесячно составлял 11,58 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 39,46 рублей).
Всего размер платы за холодное водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества, приходящейся на помещение ответчика составил 273,87 рублей (10,71 рублей х 5 месяцев + 10,90 рублей х 6 месяцев + 10,98 рублей х 12 месяцев + 11,58 рублей х 2 месяца).
Размер платы за водоотведение, потребляемое при содержании общего имущества,
с 1 августа до 31 декабря 2018 года ежемесячно составлял 6,28 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 21,39 рублей),
с 1 января до 30 июня 2019 года ежемесячно составлял 6,39 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 21,76 рублей),
с 1 июля 2019 года до 30 июня 2020 года ежемесячно составлял 7,28 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 24,8 рублей),
с 1 июля 2020 года до 31 августа 2020 года ежемесячно составлял 7,62 рублей (объем 0,29347815 куб.м х тариф 25,96 рублей).
Всего размер платы за водоотведение, оказанное при содержании общего имущества, на помещение ответчика составил 172,34 рублей (6,28 рублей х 5 месяцев + 6,39 рублей х 6 месяцев + 7,28 рублей х 12 месяцев + 7,62 рублей х 2 месяца).
Из пояснений представителя истца, расчетов следует и доказательств обратного не представлено, что оплата услуг ответчиком не осуществлялась, взыскания по судебному приказу 2-4622/2020 не производились.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт общедомового имущества, коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома, приходящейся на помещение ответчика, за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года составил 156720,36 рублей (за содержание и ремонт общего имущества в размере 156246,97 рублей + за холодное водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества в размере 273,87 рублей + за водоотведение, оказанное при содержании общего имущества в размере 172,34 рублей), в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Доводы ответчика о том, что спор носит экономический характер, соответственно, дело подсудно арбитражному суду, производство по делу подлежит прекращению, несостоятельны.
Согласно частям 1 - 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части 3 этой же статьи суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частью 1 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Из приведенных положений закона следует, что возникший спор подлежит отнесению к компетенции арбитражного суда или суда общей юрисдикции исходя из одновременной совокупности двух условий: характера спорного правоотношения и его субъектного состава.
В указанный в иске период ответчик являлся собственником нежилого помещения, у него образовалась задолженность по оплате содержания и ремонта общедомового имущества и коммунальных услуг, потребленных при содержании общедомового имущества, за взысканием которой обратился истец с указанным иском.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и открытых источников следует, что принадлежащее ФИО1, как физическому лицу, нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, соответственно, ФИО1 был обязан оплачивать коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 354.
Из указанных обстоятельств следует, что между сторонами возник спор из жилищных, а не гражданских, правоотношений, которые регулируются нормами жилищного права - Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 354, а потому в силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к экономическим спорам не относится.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное дело подсудно суду общей юрисдикции.
Ссылки ответчика на то, что он не является надлежащим ответчиком по делу, требования должны быть предъявлены к Арендатору помещения, несостоятельны, так как пунктами 2.1.7. и 2.1.9. договора аренды предусмотрено заключение договоров между Арендатором и ресурсоснабжающими организациями, оплата поставляемых в нежилое помещение ресурсов, тогда как по настоящему делу предъявлены требования о взыскании платы за содержание и ремонт общего имущества и потребленные в связи с этим коммунальные ресурсы. Кроме того, в силу приведенных выше норм права – статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, части 1 статьи 158, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате содержания и ремонта общего имущества, потребленных в связи с этим коммунальных услуг, лежит на собственнике.
Доводы о том, что общее собрания от 22 января 2018 года не проводилось, опровергаются представленными в материалы дела Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» реестром вручения собственникам помещений дома уведомления о проведении собрания, содержащим собственноручные подписи собственников (т. 2 л.д. 172-180), реестром собственников, присутствовавших на собрании, содержащим собственноручные подписи собственников (т. 2 л.д. 181, 182), бюллетенями заочного голосования, содержащими собственноручные подписи собственников (т. 2 л.д. 184-243).
Не влекут отказ в удовлетворении требований доводы ответчика о том, что в платежных документах была указана разная площадь многоквартирного дома, поскольку расчет размера задолженности осуществлен судом исходя из площадей, указанных в техническом паспорте многоквартирного дома, соответственно, данное обстоятельство не имеет юридического значения.
Вопреки утверждению ответчика, ссылки на ненадлежащее оформление актов приемки оказанных Управляющей организацией услуг и выполненных работ, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку о невыполнении и (или) некачественном выполнении таких работ и оказании услуг, не свидетельствуют. Вместе с тем, на ответчике в силу приведенных норм права лежит обязанность по ежемесячной оплате данных услуг и работ.
Не состоятельны доводы ответчика о том, что до января 2018 года оплата содержания и ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, осуществлялась администрацией города Копейска по договору от 1 января 2007 года, так как из ответа от 16 сентября 2021 года № 23750-ж следует, что органом местного самоуправления такая плата за ответчика не вносилась (т. 3 л.д. 1), в период с 1 ноября 2017 года собственником нежилого помещения являлся ФИО1, а потому именно он согласно статьям 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 39, части 1 статьи 158, пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан оплачивать содержание и ремонт общего имущества, потребленные в связи с этим коммунальные услуги, в размере, пропорциональном площади, принадлежащего ему помещения.
Доводы о том, что право на взимание задолженности с собственников нежилых помещений возникло у ООО «Расчетно-кассовый центр» с 1 августа 2018 года, противоречат дополнительным соглашениям от 23 и 24 июля 2018 года, в соответствии с которыми ООО «Расчетно-кассовый центр» предоставлено право взыскания возникшей до 1 августа 2018 года задолженности за услуги, включая содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> с собственников, в том числе, нежилых помещений (т.1 л.д. 44-48).
Ссылки ответчика на то, что две части принадлежащего ему нежилого помещения (общей площадью 32,44 кв.м) выступают за контур несущих стен многоквартирного дома, имеют отдельный фундамент и кровлю, Управляющей организацией не обслуживаются, плата за данную площадь начислена неправомерно, несостоятельны, поскольку доказательства того, что данные части являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, не представлены, напротив в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой ФИО1 принадлежит нежилое помещение общей площадью 237,8 кв.м, исходя из данной площади осуществлен расчет долга судом.
Изменение суммы основного долга влечет изменение решения суда в части взыскания судебных издержек.
При общей сумме уточненного иска в размере 160050,50 рублей, государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче иска в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 4401,02 рублей. Оплата истцом произведена в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями (т. 1 л.д. 5, 6).
Иск удовлетворен на сумму в размере 156720,36 рублей, то есть на 97,92 %, возмещению подлежит государственная пошлина в размере 4309,48 рублей (4401,02 рублей х 97,92 %).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Копейского городского суда Челябинской области от 16 июня 2021 года изменить.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 ноября 2017 года по 31 августа 2020 года в размере 156720,36 рублей, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» расходы на оплату государственной пошлины в размере 4309,48 рублей.
В остальной части апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2021 года.