ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1402/2021 от 20.10.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Зацепилина Е.В. УИД № 57RS0022-01-2021-001988-63

№ 2-1402/2021

№ 33-2783/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2021 г. город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.

судей Коротченковой И.И., Чуряева А.В.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 августа 2021 г., которым заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что 16 октября 2020 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии как работник железнодорожного транспорта, однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на дату обращения, по мнению ответчика, составлял 12 лет 05 месяцев 19 дней.

В специальный стаж пенсионный орган не зачел его периоды работы в должности монтера пути на станции Паньково Лужковской дистанции пути с 1 декабря 1982 г. по 13 ноября 1984 г., с 26 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г., сославшись на непредставление сведений о полной занятости.

Ссылаясь на изложенное, просил суд включить указанные периоды работы в должности монтера пути на станции Паньково Лужковской дистанции пути, назначить пенсию с момента возникновения права.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которым ФИО1 включен период работы с 26 июля по 31 декабря 1991 г. в должности бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятого на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов в Лужковской дистанции пути Московской железной дороги в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с обязанием пенсионного органа назначить и производить выплату пенсии с 20 октября 2020 г. В остальной части заявленного иска отказано.

В апелляционной жалобе пенсионный орган просит отменить решение суда, как незаконное.

Полагает, что период работы с 26 июля по 31 декабря 1991 г. не подлежит зачету в льготный стаж истца, поскольку интенсивность движении поездов документально не подтверждена.

Считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до дня вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу статьи 22 указанного федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно пунктов 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Указанным Списком право на льготное пенсионное обеспечение установлено:

- бригадирам (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятым на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов;

- монтерам пути, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно МПС России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.

Из материалов дела следует, что 16 октября 2020 г. ФИО1 обратился в пенсионный орган о назначении пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Решением ответчика от 7 декабря 2020 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Как указано в письме пенсионного органа от 11 декабря 2020 г. № 27-8481, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы с 1 декабря 1982 г. по 13 ноября 1984 г., с 26 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г. в должности монтера пути на станции Паньково Лужковской дистанции пути, поскольку интенсивность движения поездов документально не подтверждена. При этом специальный стаж истца на дату обращения составил 12 лет 05 месяцев 19 дней.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 представил трудовую книжку, из которой усматривается, что 1 декабря 1982 г. он принят монтером пути по 2 разряду на 9 околоток в Лужковскую дистанцию пути Московской железной дороги; 12 ноября 1984 г. был уволен в связи с призывом на военную службу; 26 января 1987 г. - принят монтером пути по 2 разряду на 9 околоток в Лужковскую дистанцию пути Московской железной дороги; 26 июля 1991 г. – назначен бригадиром пути на 8 околоток 3 участка; 1 августа 1996 г., в связи с изменением организационной структуры производственных подразделений, твержден бригадиром пути 3 рабочего отделения 5 околотка.

Согласно справке Орловской дистанции пути от 29 октября 2020 г. № 628, уточняющей особый характер работы, с 1 декабря 1982 г. по 12 ноября 1984 г. и с 26 января 1987 г. по 25 июля 1991 г. истец работал в качестве монтера пути однопутного участка 9 околотка по станции Паньково с полным рабочим днем без простоев. С 26 июля 1991 г. по 31 июля 1996 г. работал в Лужковской дистанции пути в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений однопутного участка околотка № 8 по станции Лужки, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с полным рабочим днем без простоев.

Кроме того, окрытым акционерным обществом «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») письмом от 15 июля 2021 г. № 2-1402/2021 представлены сведения о нормативных размерах движения поездов (в парах поездов) по станции Лужки за 1987 -1991 годы.

Учитывая, что в период с 26 июля по 31 декабря 1991 г. ФИО1 работал бригадиром (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений однопутного участка околотка № 8 по станции Лужки на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, интенсивность движения поездов за указанный период подтверждена сведениями ОАО «РЖД», занимаемая истцом должность поименована в Списке № 272 от 24 апреля 1992 г., суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения указанного периода работы, поскольку истец, работая в указанной должности был занят на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

При этом, суд в отсутствие доказательств, свидетельствующих об интенсивности движения поездов за период с 1 декабря 1982 г. по 13 ноября 1984 г. отказал истцу во включении указанного периода работы в специальный стаж. Кроме того, суд счел, что период работы с 26 января 1987 г. по 25 июля 1991 г. в должности монтера пути в Лужковской дистанции пути Московской железной дороги не подлежит включению в специальный стаж, поскольку из представленных суду сведений ОАО «РЖД» не усматривается его занятость на участке работы с интенсивностью движения поездов.

Разрешая заявленные требования относительно момента возникновения права на назначение пенсии, учитывая, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 16 октября 2020 г., суд первой инстанции пришел к выводу о назначение пенсии с учетом включенного периода работы в специальный стаж с 20 октября 2020 г.

С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда; довод апеллянта о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу с 20 октября 2020 г., основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 12 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Зацепилина Е.В. УИД № 57RS0022-01-2021-001988-63

№ 2-1402/2021

№ 33-2783/2021