ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1409/20 от 17.02.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-802/2021 докладчик Огудина Л.В.

(суд 1-ой инстанции № 2-1409/2020) судья Игнатович М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Д.В.,

судей Огудиной Л.В. и Бибеевой С.Е.

при секретаре Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17.02.2021 гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 17.03.2020, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия УМВД России по Владимирской области в части постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 02.07.2013.

Обязать УМВД России по Владимирской области принять решение о постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 5 человек с даты обращения с заявлением - 24.01.2013 и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Владимирской области.

Заслушав доклад судьи Огудной Л.В., судебная коллегия

установила:

20.02.2020 ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел (далее - УМВД России) по Владимирской области, заявив указанные выше исковые требования, полагая, что, учитывая дату подачи заявления - 24.01.2013, решение о принятии на учет или об отказе в принятии должно было быть принято комиссией не позднее 24.01.2013, тогда как согласно ответу на запрос решение принято только 17.04.2013 и оформлено протоколом заседания комиссии № 34, утвержденным распоряжением УМВД России по Владимирской области от 02.07.2013 №398-р, именно с этой даты он и был поставлен на учет.

В обоснование требований указано, что истец проходит службу в органах внутренних дел и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 24.01.2013 истец обратился в УМВД Российской Федерации по Владимирской области с заявлением о постановке его составом семьи 4 человека на учет для получения

единовременной социальной выплаты, представив для этого необходимые документы. Решением ЦЖБК УМВД России по Владимирской области от 17.04.2013 (протокол № 34), утвержденным распоряжением УМВД России по Владимирской области от 02.07.2013 № 398-р, ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей составом 4 человека (он, жена, двое детей). На обращение истца от 21.01.2020 относительно даты постановки его на учет, письмом от 22.01.2020 № 16/161 истцу направлена выписка из протокола заседания ЦЖБК УМВД России по Владимирской области от 17.04.2013, из которой следует, что протокол утвержден 02.07.2013.

В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель истца - ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика - УМВД России по Владимирской области -ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала. Полагала, что отсутствует предмет спора, поскольку право истца на получение единовременной социальной выплаты, согласно установленной очередности, определенной исходя из его стажа службы в ОВД и даты подачи им заявления, не нарушено. В рассматриваемом случае день и месяц распоряжения органа значения не имеет, год принятия решения - 2013. Истец, имеющий в настоящее время трех детей (состав семьи 5 человек), относится к специальной категории сотрудников, имеет преимущественное право на получение ЕСВ, других очередников не имеется. Дата постановки на учет является датой утверждения решения комиссии. Также заявила о пропуске истцом срока обращения в суд без уважительных причин с данными требованиями.

Третье лицо ФИО4, (действующая также в интересах несовершеннолетних детей), надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск поддержала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Владимирской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечено, что суд необоснованно не принял во внимание пропуск срока обращения истца в суд, о чем было заявлено ответчиком, поскольку истец узнал о действиях (бездействии) жилищной комиссии в августе 2013 г. после подачи им заявления, а в суд обратился по истечении шести с лишним лет. По мнению апеллянта, выводы суда о незаконности действий ответчика в части принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты утверждения решения жилищно-бытовой комиссии основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты; судом не учтено, что право истца на получение единовременной социальной выплаты согласно установленной очередности, определенной исходя из стажа службы в органах внутренних дел и даты подачи заявления о принятии на учет, не нарушено, и доказательств нарушения прав истцом не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Владимирской области - ФИО1, ФИО4 полагают решение суда законным и обоснованным.

В связи с отменой определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции г. Москвы от 08.12.2020 апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 11.06.2020, которым решение суда от 17.03.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба УМВД России по Владимирской области - без удовлетворения, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционное рассмотрение на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие не прибывших: истца, ответчика и третьего лица, извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч.1 ст. 330).

Рассмотрев дело в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По состоянию на 01.12.2012 стаж службы ФИО1 в органах внутренних дел составил 12 лет 10 месяцев 23 дня в календарном исчислении.

24.01.2013 ФИО1 обратился в УМВД России по Владимирской области) с заявлением о постановке его составом семьи 4 человека на учет для получения

единовременной социальной выплаты, представив для этого необходимые документы.

Решением ЦЖБК УМВД России по Владимирской области от 17.04.2013 (протокол № 34), утвержденным распоряжением УМВД России по Владимирской области от 02.07.2013 № 398-р, ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей составом 4 человека (он, супруга ФИО4, двое детей: Л. Д.М., **** года рождения, Л. С.М., **** года рождения), о чем 12.08.2013 в адрес истца услугами почтовой связи направлено уведомление за №16/740.

На ФИО1 заведено учетное дело с присвоением уникального номера ****, соответствующего дате утверждения решения жилищно-бытовой комиссии - 02.07.2013.

Сведения о ФИО1, принятого на учет для получения единовременной выплаты, занесены в книгу учета, в том числе сведения об указанном уникальном номере, стаже службы - 12 лет 10 месяцев 23 дня, даты подачи заявления - 24.01.2013, даты принятия на учет - 02.07.2013, что подтверждается выпиской из книги учета сотрудников внутренних дел, принятой в качестве дополнительного доказательства в порядке ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с рождением у истца дочери Л. М.М., **** года рождения, состав его семьи в 2018 г. изменен на 5 человек.

На обращение ФИО1 от 21.01.2020 относительно даты постановки на учет, письмом от 22.01.2020 за № 16/161 ему направлена выписка из протокола заседания ЦЖБК УМВД России по Владимирской области от 17.04.2013, из которой следует, что протокол утвержден 02.07.2013.

Также письмом от 10.03.2020 ответчиком разъяснено истцу о том, что до настоящего времени сотрудники, вставшие на учет по заявлению от 24.01.2013, за исключением 2-х очередников, имеющих преимущественное право на выплату, указанную выплату не получали. Доказательств обратного истцом не представлено.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 подлежал принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления о принятии его на учет с соответствующими документами, поскольку правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет дата приема заявления на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем признал действия УМВД России по Владимирской области в части определения даты постановки истца на учет незаконными, и обязал ответчика внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников органов внутренних дел.

Отклоняя заявление УМВД России по Владимирской области о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции указал на то, что о нарушении своего права относительно даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты истец узнал из ответа УМВД России по Владимирской области от 22.01.2020 на его обращение от 21.01.2020, в суд с настоящим иском обратился 17.02.2020, то есть в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении и толковании нормативных положений, регулирующих порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходя из следующего.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Во исполнение нормы части 5 статьи 4 данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.12.2011 № 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (здесь и далее положения Правил приведены в редакции на момент подачи заявления о принятии на учет) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа. К заявлению прилагаются поименованные в данном пункте Правил документы.

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (п. 10).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п.11).

В силу п/п. «в» п. 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета) (п/п. «г» п. 14).

В соответствии с п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения (пункт 17 Правил).

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил).

На основании п.п. 20 - 22 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.

Согласно п. 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 1596 пункт 25 Правил дополнен абзацем, согласно которому для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что порядок и условия принятия на учет сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты регулируются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты; сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.

При этом положениями Правил устанавливается обязанность уполномоченного подразделения федерального органа исполнительной власти вести книгу учета и базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления о принятии на учет, а единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формировать с учетом даты подачи заявления и года принятия на учет.

Из материалов дела следует, что с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты ФИО1 обратился 24.01.2013, решением жилищно-бытовой комиссии от 17.04.2013 №34 ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты, указанное решение комиссии утверждено распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 02.07.2013 № 398-р; на ФИО1 заведено учетное дело с присвоением уникального номера; в книгу учета занесены сведения об уникальном номере, стаже службы, даты подачи заявления и даты принятия на учет; в единой очереди на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 учтен по дате подачи заявления - 24.01.2013 и году принятия на учет - 2013.

Таким образом, действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют порядку, установленному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности действий УМВД России по Владимирской области в части принятия ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с 02.07.2013 - даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет, является ошибочным, основан на неправильном толковании нормативных положений, регулирующих порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возлагая на УМВД России по Владимирской области обязанность принять решение о постановке ФИО1 на учет с 24.01.2013 - даты подачи заявления и внести соответствующие изменения в книгу учета, суд первой инстанции не принял во внимание, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией после подачи им заявления и документов, перечисленных в п. 5 Правил, а заявленное истцом требование о принятии его на учет с даты подачи заявления не основано на положениях Правил, регулирующих условия и порядок принятия на учет, и фактически направлено на изменение установленного порядка принятия на учет, что не входит в компетенцию суда.

То обстоятельство, что решение о принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты принято жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Владимирской области с нарушением установленного двухмесячного срока (заявление подано - 24.01.2013, решение принято - 17.04.2013 и утверждено 02.07.2013), само по себе не может расцениваться как нарушающее его право на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет, и не является основанием для возложения на ответчика обязанности поставить его на учет с даты подачи им заявления.

Из материалов дела следует, что сведения о ФИО1 занесены в книгу учета в соответствии с п. 20 Правил в порядке очередности с учетом стажа его службы и даты подачи заявления, а единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, сформирована в соответствии с п. 25 Правил по дате подачи заявления и принятия на учет (даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет). При этом срок для утверждения правовым актом федерального органа исполнительной власти решения жилищно-бытовой комиссии о принятии на учет в п. 15 Правил (в редакции на момент подачи и рассмотрения заявления) установлен не был.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда полагает, что при установленных по делу обстоятельствах нарушений прав истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты ответчиком не допущено.

Кроме того, во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020, судом апелляционной инстанции были истребованы у ответчика дополнительные доказательства, подтверждающие отсутствие нарушения прав истца, а именно: исследована книга учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Владимирской области, копии из которой приобщены к материалам дела; протоколы заседаний Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно: копии распоряжений № 398-р от 02.07.2013, № 400-р от 03.07.2013, № 402-р от 04.07.2013, № 407-р от 05.07.2013, № 415-р от 08.07.2013, № 483-р от 09.08.2013, № 597-р от 18.09.2013. Данные доказательства приобщены к материалам дела в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выяснение обстоятельств о нарушении прав истца относится к предмету доказывания, но указанные доказательства не были исследованы судом первой инстанции.

Совокупностью представленных по делу доказательств подтверждается, что при формировании очереди сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, очередность постановки истца на учет не нарушена. Несколько сотрудников, обратившихся с заявлениями 29.01.2013 и 31.01.2013, то есть после истца, и решение о принятии на учет которых также утверждено 02.07.2013, занесены в книгу учета перед истцом, поскольку их стаж службы превышает стаж истца; после записи о принятии ФИО1 на учет в книгу учета занесен сотрудник, обратившийся с заявлением ранее истца (10.01.2013), но имеющий стаж службы менее, чем у истца. При этом в электронную базу внесена дата подачи истцом заявления - 24.01.2013, год принятия на учет - 2013, а также сведения об отнесении его к числу сотрудников, имеющих преимущественное право, как имеющего трех и более детей.

Установленная положениями Правил обязанность уполномоченного подразделения федерального органа исполнительной власти вести книгу учета и базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления о принятии на учет, а единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формировать с учетом даты подачи заявления и года принятия на учет, ответчиком соблюдена.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок определения очередности предоставления гражданам жилищных гарантий соответствует конституционному и общеправовому принципу справедливости, а также природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан (определения от 24.09.2012 № 1575-0, от 27.03.2018 № 693-0, от 27.09.2018 №2384-0, от 25.06.2019 № 1649-0).

Таким образом, действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют установленному Правилами порядку.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда не может согласиться и с выводом суда о том, что ФИО1 не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.

Пунктом 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, либо с момента, когда лицо в силу объективных обстоятельств должно было узнать о таком нарушении права.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям, суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении своего права относительно даты постановки на учет ФИО1 узнал из ответа УМВД России по Владимирской области от 22.01.2020, в то время как согласно положениям п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, но и день, когда истец должен был узнать о таком нарушении права.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1 имел реальную возможность своевременно получить сведения относительно даты его принятия на учет, следовательно, должен был узнать о возможном нарушении УМВД России по Владимирской области его права на получение единовременной выплаты ранее февраля 2020 г. В суд с настоящим иском истец обратился 17.02.2020 (согласно штемпелю на конверте), то есть за пределами установленного законом трехлетнего срока исковой давности, что в силу п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 17.03.2020 отменить и принять по делу новое решение, которым:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Владимирской области о признании незаконными действий в части даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и внести изменения в книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, - отказать.

Председательствующий Д.В. Яковлева

Судьи: Л.В. Огулина

С.Е. Бибеева