ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-140/20 от 26.05.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка 133г; госпошлина 0 руб.

Судья Захаров Е.С. 26 мая 2020 г.

Докладчик Мананникова Т.А.

Дело № 33-3399/2020

г.Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.,

судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,

при помощнике судьи Урсу Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2020 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о признании постановления об исключении многодетной семьи из реестра многодетных семей для получения бесплатно в собственность земельного участка незаконным по апелляционной жалобе ответчика – администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 06 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (далее – МО «Каргопольский муниципальный район») о признании незаконным постановления. В обоснование требований указала, что в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на территории МО «Каргопольский муниципальный район» на 2009-2011 годы» 26 ноября 2010 г. ее супругом ФИО2 с ОАО «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию» заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: *****. По условиям данного договора строительство жилого дома должно было быть окончено не позднее 3-х лет с момента регистрации настоящего договора, и ежегодно уплачивалась арендная плата. Строительство жилого дома завершено в 2012 г., право собственности зарегистрировано. 25 декабря 2012 г. земельный участок предоставлен бесплатно в общую долевую собственность членам семьи, что послужило основанием для заключения 28 декабря 2012 г. дополнительного соглашения о расторжении договора субаренды земельного участка. 12 декабря 2017 г. у них родился третий ребенок, в связи с чем возникло право на бесплатное получение земельного участка как многодетной семье. Истец 13 февраля 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в реестр многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок на территории МО «Каргопольский муниципальный район». 26 февраля 2018 г. семья включена в соответствующий реестр. Однако постановлением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 29 ноября 2019 г. № 898 семья З-ных исключена из указанного реестра со ссылкой на пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что их многодетная семья свое право на получение земельного участка не реализовала, истец просила признать вышеуказанное постановление незаконным, возложить на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» обязанность восстановить их многодетную семью в реестре многодетных семей для получения бесплатно в собственность земельного участка под порядковым номером № 221.

Ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район» с иском не согласилась, указав, что предоставление бесплатно земельного участка одному из членов семьи исключает возможность включения такой семьи в реестр многодетных семей для получения бесплатно в собственность земельного участка. В связи с тем, что З-ны получили в собственность бесплатно земельный участок в 2012 г., семья истца в реестр включена ошибочно, поэтому было принято решение исключить ее из реестра.

Третье лицо ФИО2 поддержал заявленные истцом требования.

Решением суда иск удовлетворен. С данным решением не согласился ответчик – администрация МО «Каргопольский муниципальный район». В поданной апелляционной жалобе попросил решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация МО «Каргопольский муниципальный район» указала, что судом не учтено, что действующим законодательством предусмотрено правило об однократности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно. При этом суд должен был руководствоваться не положениями Закона Архангельской области, а нормами Земельного кодекса Российской Федерации, имеющими большую юридическую силу. Кроме того, сославшись на пункт 16 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», считает, что суд допустил нарушения норм процессуального права, поскольку не привлек к участию в деле Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Установлено, что в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на территории МО «Каргопольский муниципальный район» на 2009-2011 годы» 26 ноября 2010 г. между ФИО2 и ОАО «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию» заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: *****. По условиям договора строительство жилого дома должно было быть окончено не позднее 3-х лет с момента регистрации настоящего договора, и ежегодно уплачивалась арендная плата.

Строительство жилого дома завершено в 2012 г, 06 декабря 2012 г. зарегистрировано право общей долевой собственности на это имущество.

28 декабря 2012 г. заключено соглашение о расторжении вышеуказанного договора субаренды земельного участка. Основанием для заключения соглашения послужило постановление администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 25 декабря 2012 г. № 1023, в соответствии с которым ФИО2 и его семье предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: *****, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

12 декабря 2017 г. с рождением третьего ребенка семья истца стала многодетной (удостоверение многодетной семьи № ***** от 01 декабря 2019 г.).

13 февраля 2018 г. ФИО1 обратилась в администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» с заявлением о постановке на учет в реестр многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок на территории МО «Каргопольский муниципальный район».

26 февраля 2018 г. семья З-ных включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок на территории МО «Каргопольский муниципальный район» за № 221 (постановление главы муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 26 февраля 2018 г. № 125).

Постановлением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 29 ноября 2019 г. № 898 многодетная семья З-ных исключена из данного реестра со ссылкой на статьи 39.5, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для исключения из реестра явилось то обстоятельство, что в 2012 г. ФИО2 получил бесплатно по программе «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 г.г. МО «Каргопольский муниципальный район» земельный участок, расположенный по адресу: *****.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что исключение семьи З-ных из реестра многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в 2010 г. супругу истца ФИО2 земельный участок был предоставлен не как многодетной семье, а как молодой семье на основании пункта 2.2 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 г. №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан». Статьей 2.7 вышеприведенного Закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения многодетной семьи из реестра многодетных семей, в числе которых реализация ранее членами семьи права на получение земельного участка по иному, не предусмотренному пунктами 1 и 2 статьи 2.3 настоящего закона, основанию, не указана.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым отметить.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Архангельской области указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован законом Архангельской области от 07 октября 2003 г. №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан». Закон регламентирует и особенности приобретения многодетными семьями земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 2.3 вышеуказанного закона право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении следующих условий: приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта Архангельской области; проживание родителей (одинокого родителя) на территории Архангельской области не менее трех лет, за исключением случая, если один или оба родителя имеют статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с пунктом 4 статьи 2.7 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области принимает решение об исключении многодетной семьи из реестра многодетных семей в одном из следующих случаев: многодетной семьей реализовано право на однократное приобретение земельного участка в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2.3 настоящего закона; от многодетной семьи поступило заявление об исключении ее из реестра многодетных семей; многодетной семье предоставлена с ее согласия денежная выплата, предусмотренная пунктом 16 статьи 2.3 настоящего закона, взамен предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно; выявлены основания, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В пункте 1 статьи 2.7. Закона указано, что орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления о бесплатном предоставлении земельного участка принимает решение об отказе в постановке многодетной семьи на учет в реестре многодетных семей в одном из следующих случаев: основание для отнесения гражданина к категории граждан, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 2.3 настоящего закона, не подтверждено документами, указанными в пункте 8 статьи 2.3 настоящего закона; не представлены один или несколько документов, указанных в пункте 8 статьи 2.3 настоящего закона; представлены недостоверные сведения; заявителем ранее уже было реализовано право на однократное приобретение земельного участка в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2.3 настоящего закона; многодетная семья является членом жилищно-строительного кооператива в соответствии со статьей 3 настоящего закона.

Таким образом, реализация права на приобретение земельного участка бесплатно по иному основанию (в данном случае получение земельного участка молодой семьей в рамках целевой программы) не является основанием ни для отказа в постановке в реестр, ни для исключения семьи из реестра.

На момент предоставления в 2012 г. земельного участка семье З-ных в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на территории МО «Каргопольский муниципальный район» на 2009-2011 годы» действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма закона, утратившая силу с 01 марта 2015 г., не ограничивала право на получение земельного участка бесплатно однократностью. Закон Архангельской области, действовавший на тот период, предусматривал однократность предоставления земельных участков в отношении многодетных семей, и однократность предоставления земельных участков в отношении граждан, являвшихся участниками долгосрочных целевых программ Архангельской области.

В настоящее время положения статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают то, что предоставление земельных участков по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего кодекса, осуществляется однократно.

На момент приобретения ФИО3 в 2012 г. земельного участка бесплатно как молодой семье, таких положений Земельный кодекс Российской Федерации не содержал. В данном случае семья истца, как многодетная, земельного участка не получала. На дату подачи заявления о постановке в реестр семья истца полностью соответствовала условиям, установленным статьей 2.3 закона Архангельской области от 07 октября 2003 г. №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», таким образом, исключение семьи из реестра нельзя признать правомерным.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части непривлечения к участию в деле Министерства труда, занятости и социального развития не заслуживают внимания. В данном случае судом решения о правах и обязанностях министерства не принималось. То, что в будущем истец потребует взамен земельного участка денежную компенсацию из областного бюджета, носит характер предположения.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 06 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Гаркавенко

Судьи Т.А. Мананникова

Н.В. Романова