ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1412/2016 от 21.12.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №33-25011

Судья Глазачева С.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Медведкиной В.А.

судей

ФИО1,

ФИО2

при секретаре

Паке О.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1412/2016 по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гелема» к ФИО3 о взыскании задолженности по договору.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения ФИО3 и его представителя ФИО4, поддержавших доводы жалобы, представителя ООО «УК «Гелема» ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным,

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гелема» (далее – ООО «УК «Гелема») обратилось в суд с иском к ФИО3, в котором просило взыскать с ответчика задолженность на возмещение коммунальных услуг за период с 01.11.2012 по 31.05.2015 в размере 71406 рублей 47 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2342 рублей 19 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между сторонами заключен договор №7 от 01.10.2008 на возмещение коммунальных услуг. Согласно пункту 1.1 договора истец обеспечивает предоставление в помещение ответчика центральное отопление, предоставляемое по ценам, утвержденным в установленном законом порядке, а ответчик обязуется своевременно и полностью компенсировать расходы на предоставленные услуги. За период с 01.09.2012 по 31.05.2015 у ответчика образовалась задолженность перед истцом, в том числе по оплате отопления на общедомовые нужды.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года исковые требования управляющей компании удовлетворены.

Суд взыскал с ФИО3 в пользу ООО «УК «Гелема» задолженность на возмещение коммунальных услуг за период с 01.11.2012 по 31.05.2015 в размере 71406 рублей 47 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2342 рублей 19 копеек.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу и нарушении судом норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ).

Как усматривается из материалов дела, 01.09.2008 между сторонами по делу заключен договор №... на возмещение коммунальных услуг по адресу: <адрес> (л.д. 4-6).

Согласно пункту 1.1 договора, Управляющая компания обеспечивает предоставление в помещение ответчика центральное отопление, предоставляемое по ценам, утвержденным в установленном законом порядке, а ответчик обязуется своевременно и полностью компенсировать расходы на предоставленные коммунальные услуги. Помещение расположено по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, помещение 1Н, общей площадью 133, 4 кв.м.

Согласно пункту 2.3.1 договора пользователь обязан компенсировать расходы по коммунальным услугам в размере, порядке и на условиях, определенных действующими законодательными и нормативными актами, а также настоящим договором.

Согласно представленному истцом расчету задолженность ответчика перед истцом за период с 01.11.2012 по 31.05.2015 составила 71406 рублей 47 копеек.

Тепловая энергия в горячей воде в дом, расположенный по адресу: <адрес>, подается ГУП «ТЭК СПб» на основании договора №11349.039.1 от 01.06.2009, заключенного с ООО «Управляющая компания «Гелема» (л.д. 71-74).

Разрешая заявленные требования о взыскании задолженности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, 153-157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения данных требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, между тем считает заслуживающими внимания доводы жалобы о необоснованном применении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный для домов типа «сталинские».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам Правительства Санкт-Петербурга (л.д. 130-134), по адресу: <адрес>, расположен дом типа «немецкие» постройки 1945-1948 гг.

Тип дома также подтверждается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2014 года № 84 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга» (приложение от 18.02.2016), согласно которому тип дома <адрес> - «немецкие» постройки 1945-1948 гг. (л.д. 167-169).

Таким образом, истцом при расчете платы за отопление неверно применен норматив.

Вместе с тем, согласно расчету задолженности, учитывающему тип дома «немецкие» постройки 1945-1948 гг. и размер платы за тепловую энергию, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме согласно пункту 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (период с 01.11.2012 по 31.05.2013), проверенному судебной коллегией и являющуюся арифметически верным, задолженность за спорный период составляет 66337 рублей 70 копеек.

Доводы ответчика о том, что истец на основании договора № 7 от 01.10.2008 просит взыскать только задолженность за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую непосредственно в помещении, опровергаются уточненным исковым заявлением (л.д. 117).

Обязанность по оплате отопления на общедомовые нужды установлена действующим законодательством и пунктом 2.3.1 вышеуказанного договора.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о применении при расчете тарифов, установленных распоряжением Комитета по тарифам «Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга № 497-р от 20.12.2011, 589-р от 20.12.12, 527-р от 18.12.13, 596-р от 19.12.14 исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 13, статьями 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.

Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые в жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга № 510-р от 20.12.2011, № 576-р от 20.12.2012, 502-р о 18.12.2013, 569-р от 18.12.2014 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на период 2012-2015 годов.

В период с июня 2011 года по май 2015 года порядок предоставления субсидий на территории Санкт-Петербурга регламентировался постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50, от 06.02.2012 N 95, от 22.03.2013 N 179, от 31.03.2014 № 217, от 02.03.2015 № 222, согласно которым предоставление субсидий должно осуществляться за счет средств, выделяемых Жилищному комитету статьей расходов «Субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским».

Согласно пункту 1.2 Постановлений Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских» субсидии предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, заключившим договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские.

Величина субсидий, определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного данными получателями у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (п. 2.2).

Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок объемов тепловой энергии, отпускаемой для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских между получателями субсидий (РСО) и исполнителями коммунальных услуг (ИКУ) (п. 2.4).

Средства субсидий перечисляются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» на основании заключаемого с ним договора в соответствии с представленными отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.

Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.

Факт потребления в спорный период тепловой энергии подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, и сторонами не оспаривается.

Судом апелляционной инстанции установлено, что субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения жилых домов и творческих мастерских, предоставлялись в исковой период и составляли разницу между стоимостью услуг на предоставленную тепловую энергию ГУП «ТЭК СПб» и стоимостью тепловой энергии по тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые гражданам (л.д. 172).

При этом как следует из принятых судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств – счетов-фактур актов поданой-принятой тепловой энергии, горячей воды, теплоносителя, а также сообщения ГОП ТЭК Санкт-Петербурга» в связи с нарушением судом первой инстанции положений статьей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских на нежилые помещения не предоставляются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2190 рублей 13 копеек.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года изменить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гелема» задолженность по коммунальным услугам за период с 01.11.2012 по 31.05.2015 в размере 66337 рублей 70 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2190 рублей 13 копеек, а всего 68527 (шестьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать семь) рублей 83 копейки.

В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: