ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Власова И.К.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-1419/2020
УИД: 04RS0021-01-2020-001473-60
пост. 21.07.2020 г.
дело № 33-2319
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Базарова В.Н., Богдановой И.Ю.
при секретаре Митыповой С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района гор. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», ООО «ЭкоАльянс» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, требований правил благоустройства при эксплуатации линейного сооружения, по апелляционным жалобам представителя Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1, представителя ООО «Экоальянс» ФИО2 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 июня 2020 г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Возложить на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» обязанность произвести очистку ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ.
Возложить на ООО «ЭкоАльянс» обязанность осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, кадастровый квартал 03:24:023203 (координаты GPS N 51°49"59.1", Е 107°35"43.5"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от дома № 9 ул. Революции 1905 года г. Улан-Удэ, на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г.Улан-Удэ указал что по результатам проведенной проверки установлено, что линейное сооружение - ливневая канализация <...> до р. Уда протяженностью 1400 м., переданное в безвозмездное пользование МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» по решению Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ № 3/2 от 13.01.2012 г. не прочищается, отводящие русла не расчищены, ливневые стоки задерживаются, образуется скопление дождевых стоков из-за наличия мусора в канализационных стоках. Дождевые стоки поступают в ливневую канализацию, протекая по естественному уклону с проезжей части ул. Революции 1905 года через несанкционированную свалку бытового мусора, на земельном участке, кадастровый квартал 03:24:023203 (координаты GPS N 51°49"59.1", Е 107°35"43.5"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от дома № 9 ул. Революции 1905 года г. Улан-Удэ, на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, а далее по водоотводам под железнодорожными путями. Вследствие указанного в трубах ливневой канализации застревает мусор, ил и песок, препятствуя дальнейшему исходу по ливневой канализации, что, в свою очередь, влечет заполнение ливневого бассейна стоками, разлив воды на прилегающую территорию затрудняет движение и проезд автотранспортных средств по ул. Борсоева в г.Улан-Удэ, и создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан.
С учетом уточнения требований, просил возложить на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» обязанность произвести очистку ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ.
Возложить на ООО «ЭкоАльянс» обязанность осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, кадастровый квартал 03:24:023203 (координаты GPS N 51°49"59.1", Е 107°35"43.5"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от дома № 9 ул. Революции 1905 года г. Улан-Удэ, на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчиков Администрации г.Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1, действующая на основании доверенностей, с требованиями не согласилась, указывая, что согласно муниципальных заданий на 2019 – 2020 годы и плановый период 2021-2022 г.г. Комбинату по благоустройству Администрации г.Улан-Удэ передано в безвозмездное пользование данное линейное сооружение и он обязан осуществлять его эксплуатацию, содержание, в том числе очистку, а также нести расходы, связанные с содержанием. Денежные средства на указанные цели предусмотрены в муниципальных заданиях.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что мероприятия по очистке линейного сооружения от мусора не будут являться эффективными, поскольку дождевые воды по естественному уклону стекают с проезжей части ул. Революции 1905 года через несанкционированную свалку бытового мусора, на земельном участке, кадастровый квартал 03:24:023203 (координаты GPS N 51°49"59.1", Е 107°35"43.5"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от дома № 9 ул. Революции 1905 года г. Улан-Удэ, а далее по водоотводам под железнодорожными путями на ул.Борсоева, в том числе на проезжую часть, без очистки несанкционированной свалки очистка линейного сооружения к результату не приведет, просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указывая, что ООО «ЭкоАльянс» осуществляет деятельность как региональный оператор с 01.01.2019, тогда как несанкционированная свалка бытового мусора до указанного времени. Обязанность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов со свалки лежит на собственнике земельного участка.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора, ГК №90 не явился, извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, принятое в отношении них, указывая, что Комитетом в соответствии с действующим законодательством организованы мероприятия по водоотведению, предусмотренные п. 4 ст. 16 ФЗ № 131. Муниципальное задание выдано своевременно и с достаточным финансированием. Администрация г.Улан-Удэ также профинансировала мероприятия, в том числе на содержание ливневой канализации. Указанное свидетельствует о том, что свои обязанности ответчики исполнили в полном объеме и обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на Комбинат по благоустройству.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Экоальянс» просит отменить решение суда первой инстанции в части обязания ООО «Экоальянс» осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Ссылаясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156), указывает, что региональный оператор взаимоотношения по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезврежванию и захоронению ТКО с лицами, владеющими земельными участками на законных основаниях (иными лицами) осуществляет на основе договора оказания услуг по обращению с ТКО. Регоператор, осуществляя услугу по вывозу ТКО с санкционированных мест накопления получает от потребителя соответствующую оплату по тарифам, утвержденным уполномоченным органом Республики Бурятия, договор оказания услуг является возмездным. Пункт 16 Правил определяет действия регоператиора в случае обнаружения несанкционированной свалки и указывает, что обязанным лицом по ликвидации несанкионированных свалок является собственник земельного участка, либо орган местного самоуправления (в части неразграниченных земель на территории ОМСУ). Пункт 18 правил обязывает собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Полагает, что в данном случае обязанность по ликвидации свалки должны быть возложена на Администрацию г.Улан-Удэ.
В заседание судебной коллегии не явились представители ответчика МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», третьего лица гаражного кооператива № 90 – о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Экоальянс» ФИО6 доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор Осипова А.М. поддержала решение суда первой инстанции, возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам прокурорской проверки установлено, что линейное сооружение - ливневая канализация <...> до р. Уда с инвентарным номером 42990, 1974 года постройки, протяженностью 1400 м, переданная на основании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ № 3/2 от 13.01.2012 по договору безвозмездного пользования МБУ «Комбинат по благоустройству», не прочищается, отводящие русла не расчищены, ливневые стоки задерживаются, образуется скопление дождевых стоков из-за наличия мусора в канализационных стоках. Дождевые стоки поступают в ливневую канализацию ул. Борсоева, протекая по естественному уклону с проезжей части ул. Революции 1905 года через несанкционированную свалку бытового мусора на земельном участке и далее по водоотводам под железнодорожными путями, вследствие чего в трубах ливневой канализации застревает мусор, ил и песок, препятствуя дальнейшему исходу по ливневой канализации, что, в свою очередь, влечет заполнение ливневого бассейна стоками и разлив воды на прилегающую территорию, что затрудняет движение и проезд автотранспортных средств по ул. Борсоева в г.Улан-Удэ.
В ходе проверки установлено, что очистка ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ не произведена, принимаемых мер для предотвращения аварийных ситуаций недостаточно, причиной засорения стоков является мусор, скопившийся на прилегающем земельном участке, кадастровый квартал 03:24:023203 (координаты GPS N 5Г49"59.Г, Е 107°35"43.5"), в направлении на юго-запад от дома № 9 ул. Революции 1905 года г. Улан-Удэ, на визуальном расстоянии 5-10 метров.
Из справки государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы следует, что на указанном земельном участке на визуальном расстоянии 5-10 метров расположена несанкционированная свалка компонентным составом отходов преимущественно: пластик, бумага, картон, полиэтилен, стекло, резина, керамика, пластмасс, твердые коммунальные отходы, жидкие бытовые отходы и т.д.) на визуальной площади 485 м2, визуальным объемом 700 м3.
Как следует из перечня мест расположения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.11.2016 № 540 «Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке в перечень таких мест не включена.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия при сопоставлении со сведениями ЕГРН установлено, что характерная точка с географическими координатами N 5Г49"59.1", Е 107°35"43.5" места нахождения несанкционированной свалки расположена в кадастровом квартале 03:24:023203. Сведения о сформированных земельных участках отсутствуют. Территория, на которой расположена несанкционированная свалка, не выделена в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значится, права на нее не разграничены, земли находятся в ведении органов местного самоуправления (абз.2 п. 2 ст. 3.3, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
14.05.2018 г. между Минприроды Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами №1 в соответствии с п. 3 ст. 29.1, п.6 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как видно из муниципальных заданий №11-1 на 2019 и плановый 2020 и 2021 г.г., №11-7 на 2020 и плановый период 2021-2022г.г., утвержденных Комитетом городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, в перечень работ, выполнение которых закреплено за Комбинатом по благоустройству г.Улан-Удэ, включены: содержание и ремонт ливневой канализации и ливнеприемных колодцев г.Улан-Удэ, включая очистку от ила и мусора, текущий ремонт, выполнение указанных мероприятий предусмотрено регулярно в течение года по графику. На 2019 г. на указанные цели выделено 1795,40 т.р., на 2020 – 19258.00 т.р.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 6, 12, 13, 15, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.02.2017 № 296-28), Правилами благоустройства территории городского округа «Город Улан-Удэ» (утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 № 447-42), Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П, исходя из установленных обстоятельств по делу, пришел к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия усматривает основания для отмены в части решения суда первой инстанции, поскольку считает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы представителя Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Согласно п. 4 ст. 16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.02.2017 г. № 296-28 к задачам Комитета относится организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно п. 3.7 Положения Комитет исполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1.1 Договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 13.01.2012 г. (л.д. 166), заключенного между МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» (ссудодатель) и МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (ссудополучатель), в соответствии с условиями настоящего договора ссудодатель передает в безвозмездное временное пользование ссудополучателю муниципальное имущество согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно приложению к указанному Договору Комбинату передана ливневая канализация по улицам Борсоева, Воровского, ФИО7 до р. Уда (л.д. 169).
Пунктом 2.4.4 Договора установлено, что Комбинат обязан нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества, его содержанием, текущим и капитальным ремонтом, оплатой коммунальных услуг.
Согласно муниципальному заданию № 11-1 на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов (л.д. 185) Комбинат осуществляет деятельность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, содержанию и ремонту ливневой канализации и ливнеприемных колодцев г. Улан-Удэ.
Согласно муниципальному заданию № 1-7 на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов Комбинат осуществляет деятельность по уборке территории и аналогичной деятельности организации благоустройства и озеленения, организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.. На 2019 г. на указанные цели выделено 1795,40 т.р., на 2020 – 19258.00 т.р.
В суде первой инстанции представитель Комбината по благоустройству не оспаривала то обстоятельство, что очистка ливневой канализации относится к их компетенции и денежные средства на указанные цели им предоставлены, по существу исковых требований представитель указывала лишь на нецелесообразность очистки до ликвидации несанкционированно свалки из-за наличия которой происходит постоянное загрязнение канализации.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что оснований для возложения ответственности на Администрацию г. Улан-Удэ и Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ не имеется, поскольку виновное бездействие с их стороны отсутствуют, Комитет городского хозяйства свою обязанность по организации водоотведения исполнил, заключив договор о передаче в безвозмездное пользование ливневой канализации и муниципальных заданий, Администрация г.Улан-Удэ профинансировала мероприятия, в том числе по очистке ливневой канализации и Комитет городского хозяйства распределил выделенные денежные средства Комитету по благоустройства для исполнения им своих обязанностей.
Фактически в рассматриваемом случае установлено лишь виновное бездействие со стороны комбината по благоустройству, что является основанием для возложения на них обязанности по устранению выявленных нарушений.
С учетом указанного апелляционная жалоба представителя Администрации г.Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства г.Улан-Удэ подлежит удовлетворению.
Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО «ЭкоАльянс».
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство РФ постановлением от 12 ноября 2016 г. № 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с подп. "в" п. 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела, 20.06.2018 г., между Министерством природных ресурсов РБ и ООО «ЭкоАльянс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от заключенное согласно п 2.1.23 которого региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Таким образом, в указанных пунктах Правил определена последовательность действий регионального оператора в случае обнаружения им мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 кб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, в частности, с возмещением понесенных расходов по их ликвидации за счет собственника земельного участка.
Вышеуказанные положения, с учетом существа института региональных операторов, нельзя расценивать как освобождение оператора от обязанности по ликвидации свалки в случае ее обнаружения иным лицом.
Судом первой инстанции установлено, что территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится в ведении органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что статус регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» присвоен с 01.01.2019 г.
В соответствии с пунктами 2.1.13 и 2.1.23 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными услугами от 14.05.2018 г. № 1 региональный оператор (ООО «ЭкоАльянс») обязуется соблюдать природоохранное законодательство, осуществлять мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды, ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно отметил суд первой инстанции, документально ничем не подтверждено, что несанкционированная свалка на вышеназванном земельном участке сформировалась до 01.01.2019 г.
Таким образом, на основании приведенных норм законодательства региональный оператор осуществляет ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения ТКО с последующим выставлением требования о возмещении понесенных им затрат.
Доводы апеллянта об обязанности органа местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку как собственника отходов, в соответствии с примечанием к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 (если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся), п.1 а.2 ст.13 ФЗ.-89, судебной коллегией отклоняются, поскольку как указано выше ликвидация несанкционированной свалки, образованной в период деятельности регионального оператора должна быть осуществлена им.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции в части требований, предъявленных к ООО «ЭкоАльянс» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу представителя Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ удовлетворить.
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 июня 2020 г. отменить в части возложения на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязанности произвести очистку ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, возложения на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации ул. Борсоева в г.Улан-Удэ.
В указанной части исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: