ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-141/2022 от 23.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №2-141/2022Судья: Немчинова Т.П.

Дело №33-10444/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Симагина А.С.,

судей Цыгулева В.Т., Винокуровой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Бетевой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области об обязании выполнить мероприятия в области противодействия идеологии терроризма

по апелляционной жалобе администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2022 года.

заслушав доклад судьи Цыгулева В.Т., пояснения прокурора Белякова В.В.

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области об обязании выполнить мероприятия в области противодействия идеологии терроризма

В обоснование требований прокурор указал, что Прокуратурой Сосновского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности органами местного самоуправления в рамках выполнения обязанностей, предусмотренных Законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также разработанного и утвержденного Президентом РФ 26 апреля 2013 года Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы с внесенными в него 05 октября 2016 года изменениями. На основе указанного плана главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления. 28.12.2018 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации, приведены конкретные мероприятия, которые органам местного самоуправления необходимо ежегодно реализовывать с целью достижения задач по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах каждого поселения. Между тем, в ходе проверки реализации Комплексного плана на 2013-2018 годы органами местного самоуправления Сосновского района установлено, что в деятельности администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов. Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются.

Просил суд обязать администрацию Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области:

- предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;

- внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2022 года исковые требования прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области удовлетворены.

Суд обязал администрацию Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области:

- предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;

- внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Судом ответчику установлен срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об изменении решения суда в части установления срока для его исполнения, поскольку установленный месячный срок исполнения решения суда является недостаточным, просит установить его равным двум месяцам.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Сосновского района Нижегородской области просила оставить решение суда в силе, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Беляков В.В. поддержала представленные возражения.

Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ не является препятствием к разбирательству дела.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения прокурора Бирюкова В.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в строгом соответствии с законом, на основании установленных по делу обстоятельств.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения администрацией Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

В ходе проверки установлено, что в деятельности администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов. Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются.

В силу положений части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как указано в ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы. С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения.

В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

28.12.2018 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности:

- проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России;

- в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта;

- в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.

Между тем, как видно из представленных в суд материалов, до настоящего времени администрацией Панинского сельсовета Сосновского муниципального района мероприятия, предусмотренные Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 г.г., утвержденные президентом РФ 26.04.2013 г. и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 г.г., утвержденным Президентом РФ 28.12.2018 г., до настоящего времени не выполнены.

Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.

На протяжении последних лет, все более распространение среди несовершеннолетних получает идеология «скулшутинга» (от английского слова school shooting - «школьная стрельба».)

Эти преступления потенциально влекут за собой большое количество жертв, в том числе среди малолетних, вызывают широкий резонанс, дестабилизируют ситуацию в обществе, способствуют криминализации сознания подростков и обладают чрезвычайной опасностью.

Одной из причин этой негативной тенденции служит воздействие на подростковую психику, в том числе посредством сети Интернет, в которой размещаются призывы к экстремисткой и террористической деятельности.

Реализация Комплексных планов противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации позволяет сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия их идеологии, в связи с чем, к ее осуществлению привлечены, в том числе органы местного самоуправления.

Проводимая субъектами противодействия терроризму в рамках реализации Комплексных планов работа способствует снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия. Однако, администрацией Панинского сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.

Установив, что непринятие администрацией Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области мер по осуществлению мероприятий противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией законодательства о противодействии коррупции, то есть нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области обязанности предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для исполнения состоявшегося решения, судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств в его обоснование представлено не было.

Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Иных доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Панинского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в суд кассационной инстанции

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 25.08.2022 года.