ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1420/2021 от 06.10.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Москалева И.В. Дело № 2- 1420/2021

Докладчик Нагайцева Л.А. № 33- 3315/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Долговой Л.П., Степановой Н.Н.,

при секретаре Капыриной Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 июня 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) внести изменения в индивидуальный лицевой счет ФИО1, указав периоды работы с 2017 года по 2019 год в АО «ЛИМАК» <данные изъяты> как периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку №2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (раздел XXХIII "Общие профессии").

Взыскать к Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 8000 рублей».

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет. В обоснование требований ссылался на то, работает в <данные изъяты> электрогазосварщиком, занятым на ручной резке и ручной сварке, с 01.04.2014 года по настоящее время в условиях полной занятости в течение полного рабочего дня. Работодатель оплачивает за него страховые взносы, в том числе, и по дополнительному тарифу. 24 октября 2019 года Управлением ПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) была документальная проверка, по результатам которой составлен акт, согласно которому истребованные документы представлены страхователем не в полном объеме, по предоставленным документам не представляется возможным установить полную занятость во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени в течение рабочего дня. На основании указанного акта его страховой стаж за период с 2017 по 2019 год учтен в индивидуальном лицевом счете без указания кода льготной профессии, что нарушает его права на правильное исчисление специального стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение. 15.01.2021г. он вместе с другими работниками обратился в ГУ-УПФР в г. Липецке с заявлением о включении спорного периода в специальный стаж, в чем им было отказано.

ФИО1 просил обязать ответчика внести изменения в его индивидуальный лицевой счет, указав периоды работы с 2017 года по 2019 год в АО ПК «ЛИМАК» <данные изъяты> как периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку №2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (раздел XXХIII "Общие профессии").

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в ходе проведения документальной проверки работодатель не представил доказательств полной занятости во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени в отношении электрогазосварщиков, занятых на ручной резке и ручной сварке, и работников ряда других строительных профессий, в связи с чем оснований для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО1 не имеется.

Представитель третьего лица АО ПК «ЛИМАК» по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, ссылаясь на то, что работодатель ежегодно представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие льготный характер работы сотрудников, оплачивает все необходимые страховые взносы и тарифы, однако, ГУ – УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) перестало принимать документы, подтверждающие льготный характер работы сотрудников, в связи с чем, в настоящее время сведения о льготном характере работы сотрудников АО ПК «ЛИМАК» не отражаются в индивидуальных лицевых счетах. Подтвердила полную занятость истца во вредных условиях труда в 2017 -2019 годах, просила требования удовлетворить.

Суд постановил решение об удовлетворении требований, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильную оценку доказательств, представленных в материалы дела, полагая, что представленными доказательствами не подтверждена работа истца в должности электрогазосварщика, занятого на ручной резке и ручной сварке, более 80% рабочего времени в течении полного рабочего дня.

Истец ФИО1, представитель ответчика УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное), представитель третьего лица АО ПК «ЛИМАК» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с требованиями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по профессии электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (раздел XXХIII "Общие профессии", позиция 23200000 – 19756).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ ).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета может быть подтверждена в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с 01.04.2014 года до настоящего времени истец работает электрогазосварщиком, занятым на ручной резке и ручной сварке, в филиале ОАО «Липекхлебмакаронпром» <данные изъяты> 12.09.2019 года ОАО «Липекхлебмакаронпром» переименовано в ПАО ПК «ЛИМАК», которое с 16.12.2017 года переименовано АО ПК «ЛИМАК».

Судом установлено, что АО ПК «ЛИМАК» в программе Пенсионного Фонда России ведет в программе ПФР учет рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях». В программе формируется отчет и ежегодно передается в ПФР. В отчетах за 2017, 2018, 2019 годы указаны профессии на досрочное назначение страховых пенсий, отражены численность работников по штатному расписанию, фактическая численность, основание пенсионной льготы, позиция по Спискам № 1 и № 2, характер работы.

Из представленных в материалы дела Сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017, 2018, 2019 годы следует, что по строке 12 указана профессия электрогазосварщика (23200000-19756), предусмотренная Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, разделом XXХIII "Общие профессии", подтверждена занятость ФИО1 во вредных условиях более 80% в течение полного рабочего дня.

24.10.2019 года сотрудниками УПФР в г. Липецке Липецкой области проведена проверка обоснованности включения должностей (профессий) в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, работниками которых устанавливается право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ за 2017-2018г.г.

По результатам проверки составлен Акт № 10, согласно которому по предоставленным документам не представляется возможным установить полную занятость во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени в течение дня по профессии электрогазосварщика, занятого на ручной резке и ручной сварке.

Как следует из акта, страхователем не представлены для проверки Положения о структурных подразделениях; проектная документация на осуществление монтажно-строительных работ; техническая документация на строительные объекты; заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструменты, инвентарь; ежедневная документация по учету выполненных строительно-монтажных работ.

Исследовав уставные документы, штатные расписания, должностные инструкции, карты аттестации рабочих мест и карты специальной оценки условий труда по должности «электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке 5 разряда» Подгоренского мукомольного завода, паспорта на сварочное оборудование, журналы сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений Подгоренского мукомольного завода, журналы учета выдачи нарядов-допусков на производство работ с повышенной опасностью, табеля учета рабочего времени, оборотные ведомости материальных ценностей, комиссия УПФР пришла к выводу о том, что по представленным документам не представляется возможным установить полную занятость во вредных условиях труда не менее 80% по нескольким профессиям, в том числе по профессии электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке.

В связи с этим страхователю предложено предоставить откорректированные Перечни льготных профессий за 2017-2019 годы, корректирующие формы индивидуальных сведений на застрахованных лиц, в том числе по профессии электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке за 2017-2019 годы. Данное указание ПФР работодатель выполнил.

Письмом от 11.02.2021 года ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) отказало работникам, в том числе и истцу, во внесении изменений в сведения индивидуального лицевого счета, поскольку страхователем были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений без кода, указывающего на работу в особых условиях труда.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, давая правовую оценку представленным в материалы дела письменным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об ошибочности выводов пенсионного органа по результатам документальной проверки, поскольку в период с 2017 года по 2019 год включительно истец работал в АО ПК «ЛИМАК» в течение полного рабочего дня по профессии электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в тяжелых условиях труда по разделу XXХIII "Общие профессии", код позиции 23200000-19756 Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Суд установил, что в соответствии с Уставом АО ПК «ЛИМАК» осуществляет такие виды деятельности, как разборка и снос зданий, подготовка строительной площадки, производство электромонтажных работ, производство прочих строительно-монтажных работ и др., что соответствует выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.06.2021 года.

Согласно справке страхователя, в период с 2017 года по 2019 год у электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, филиала АО ПК «ЛИМАК» Подгоренский мукомольный завод ФИО1 занятость во вредных условиях труда составляла более 80% рабочего времени в течение полного рабочего дня.

Картами специальной оценки труда и протоколами проведения исследований и измерений тяжести трудового процесса подтверждается работа ФИО1 во вредных условиях труда более 80% рабочего времени в течение полного рабочего дня в период с 2017 года по 2019 год.

Согласно карточкам учета страховых взносов за 2017 -2019 годы, платежным поручениям на уплату страховых взносов за 2017 -2019 годы АО ПК «ЛИМАК» в период с 2017 года по -2019 год производил уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе в отношении работника филиала «Подгоренский мукомольный завод» ФИО1- электрогазосварщика, согласно результатам специальной оценки труда в установленном размере 2 %.

Довод жалобы о том, что на основании представленных журналов сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений было установлено, что занятость монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций по представленным документам определена как 4 дня в августе 2018года, 8 дней в мае 2018 года, 1 день в июле 2018 года, всего 13 дней в 2018г., сведений за 2017 и 2019годы для проверки не представлено, не может повлечь отмены оспариваемого решения суда, поскольку представленные доказательства не свидетельствуют о том, что в иные периоды истцом не осуществлялась трудовая деятельность, подлежащая учету по Списку №2, либо осуществлялась неполный рабочий день.

Как следует из материалов дела и подтверждено материалами проверки ПФР, организация-страхователь в 2017-2019 годы работала в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня, без простоев.

Заработная плата истцу выплачивалась в соответствии с условиями трудового договора, сведений о простоях, неполной занятости в карточках формы Т-2 не имеется.

В материалы дела представлены журналы сварочных работ по филиалу Подгоренский мукомольный завод за период с 9 января 2017г. по 19 июля 2019г., в которых ФИО1 указан в списке сварщиков, выполнявших сварочные работы, где имеются отметки о сдаче и приемке узлов под связку, указаны марки применяемых сварочных материалов, фамилии и инициалы сварщиков, отметки о приемке сварного соединения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что журналы сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений за спорный период, представленные в материалы дела в незаполненном виде, составлены одной рукой, что свидетельствует о том, что все графы заполнялись одновременно, носит предположительный характер.

Сведения, указанные в журнале, соответствуют оборотным ведомостям материальных ценностей по количеству полученных электродов, сварочной проволоки по <данные изъяты>, отраженным в Акте проверки ПФР.

При таких обстоятельствах оснований для признания Журнала сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений недостоверным доказательством судебная коллегия не усматривает.

В подтверждение того, что истцом в спорный период выполнялась работа, предусмотренная Списком №2, в тяжелых условиях не менее 80% рабочего времени, представителем АО «Лимак» представлены в суд апелляционной инстанции документы, подтверждающие выполнение электрогазосварочных работ: копии актов приемки выполненных работ по Подгоренскому мукомольному заводу за 2017,2018 и 2019 годы с приложением локальных смет, справок о стоимости выполненных работ и затрат, актов на списание материалов, использованных по смете, в том числе электродов, кислорода, нити-тангит и других материалов, табелей учета рабочего времени.

Представленные письменные доказательства отвечают требованиям статей 59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, сомнений в их достоверности не вызывают.

То обстоятельство, что указанные документы не были представлены работодателем пенсионному органу в 2019 году при проведении документальной проверки, не лишает работника права требовать проверки обоснованности включения должности истца в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованному лицу на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Кроме того, как следует из материалов дела, проверка осуществлялась по месту нахождения головного офиса АО Продовольственная компания «Лимак» в течение одного дня, без учета первичной документации, имеющейся в структурном подразделении по месту работы истца - Подгоренском мукомольном заводе, откуда она была предоставлена в суд апелляционной инстанции. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что выводы пенсионного органа не основаны на совокупности всей документации, касающейся трудовой деятельности истца в период 2017-2019годы, а поэтому они не могут быть признаны правильными.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность внести в индивидуальный лицевой счет ФИО1 сведения о льготном характере работы в спорные периоды.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: судья

секретарь