ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1422/18 от 24.05.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Цитович Н.В. Дело № 33-919/2019

(дело № 2-1422/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Нечунаевой М.В.,

судей Копылова Р.В., Миронова А.А.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

24 мая 2019 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора, обратившегося в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о признании незаконным решения об отказе отменить приказ № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», признании несоответствующим федеральному законодательству приказа № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», возложении обязанности организовать охрану аэродромов, по апелляционному представлению Камчатского транспортного прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 ноября 2018 года, которым в редакции определения об исправлении описки от 13 февраля 2019 года постановлено:

Отказать Камчатскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» об отказе отменить приказ от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», признании несоответствующим федеральному законодательству приказ № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», возложении обязанности организовать охрану границ территории аэропортов (аэродромов) Манилы, Никольское, Пахачи, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Копылова Р.В., объяснения представителя Камчатского транспортного прокурора – старшего помощника Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А., поддержавшей доводы апелляционного представления по изложенным в нем основаниям, представителя третьего лица Камчатского территориального отдела государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Орешко А.В., считавшего апелляционное представление транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, представителей ответчика Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» Галкина А.Б. и Фоменко В.В., полагавших решение суда правильным, а доводы апелляционного представления не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камчатский транспортный прокурор (далее по тексту – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее по тексту ФКП «Аэропорты Камчатки») о признании незаконным решения об отказе отменить приказ № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», признании несоответствующим федеральному законодательству приказа № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», возложении обязанности организовать охрану границ территории аэропортов (аэродромов) Манилы, Пахачи, Никольское подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований сослался на то, что в результате проведенной транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности на воздушном транспорте в аэропортах Манилы, Пахачи, Никольское, Озерная, являющихся филиалами ФКП «Аэропорты Камчатки», установлено, что генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки» А.Ю. Журавлёвым издан приказ № 359 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», согласно которому с 4 января 2018 года эксплуатация аэродромов «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» прекращена, и введены в эксплуатацию посадочные площадки с одноимёнными названиями.

Данный приказ, по мнению транспортного прокурора, не соответствует действующему федеральному законодательству, а также принят ответчиком вопреки требованиям ч. 2 ст. 50 Воздушного кодекса РФ, с превышением своих полномочий, так как ФКП «Аэропорты Камчатки» правом на принятие решений о прекращении эксплуатации аэродромов и переводе их в посадочные площадки не наделено. Полномочия по переводу действующих аэродромов гражданской авиации в посадочные площадки действующим законодательством ответчику, как федеральному казённому предприятию, не предоставлены.

В адрес ответчика был направлен протест об устранении нарушений законодательства, однако по результатам рассмотрения протеста им принято решение об отказе в удовлетворении протеста прокурора.

В связи с изданием приказа о переводе аэродромов в посадочные площадки ответчиком были расторгнуты договоры с Приморским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» на охрану границ территории аэропортов по причине нераспространения на посадочные площадки требований воздушного законодательства, устанавливающих обязанность лиц, эксплуатирующих аэропорт организовать охрану подразделениями ведомственной охраны Минтранса России.

Камчатский транспортный прокурор, с учётом последующего уточнения исковых требований, просил признать незаконным решение ответчика об отказе отменить приказ № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», признать несоответствующим действующему законодательству приказ № 358 от 19 октября 2017 года, возложить на ФКП «Аэропорты Камчатки» обязанность организовать охрану границ территории аэропортов (аэродромов) Манилы, Пахачи, Никольское подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Нецвет И.А. требования доверителя поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Фоменко В.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица Камчатского территориального отдела государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гутникова Г.А. полагала требования транспортного прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» своего представителя в судебное заседание не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении Камчатский транспортный прокурор полагает решение суда незаконным и необоснованным, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права. Просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.

В обоснование доводов представления выражает несогласие с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора только лишь на том основании, что законодательством не предусмотрен порядок перевода аэродромов в посадочные площадки, при этом суд не проанализировал и не учёл требования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а именно статей 214, 296, 297 ГК РФ, 18, 19, 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пунктов 4, 23, 24 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», статей 41, 49, 50 Воздушного кодекса РФ, а также не принял во внимание фактические обстоятельства дела, согласно которым ФКП «Аэропорты Камчатки» создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края. Предметом его деятельности является аэропортовая и сопутствующая ей деятельность, в том числе по аэродромному обеспечению и авиационной безопасности. Имущество предприятия, в том числе аэродромы гражданской авиации Манилы, Никольское и Пахачи, которые включены в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации, находится в федеральной собственности и закреплено за ФКП «Аэропорты Камчатки» на праве оперативного управления, в связи с чем, ответчик обязан обеспечивать его целевое использование. Собственником не принималось решений о закрытии и прекращении эксплуатации указанных аэродромов, генеральному директору ФКП «Аэропорты Камчатки» указаний о прекращении эксплуатации аэродромов и ввода в эксплуатацию одноименных посадочных площадок также не давалось. Однако в нарушение действующего законодательства, и с превышением своих полномочий, не ставя в известность собственника имущества, ответчик прекратил эксплуатацию указанных аэродромов и ввёл в эксплуатацию посадочные площадки.

Таким образом, по мнению апеллянта, в судебном заседании нашёл своё подтверждение тот факт, что приказ генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки» издан за пределами полномочий руководителя федерального казённого предприятия и с нарушением требований федерального законодательства. Также установлено, что ответчик не исполнил законное требование транспортного прокурора, и не отменил указанный приказ.

В результате незаконных действий ФКП «Аэропорты Камчатки» по переводу действующих аэродромов гражданской авиации Манилы, Никольское и Пахачи в посадочные площадки, ответчик не исполняет требования положений ст. 83, ч. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, п.п. 3, 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 42, п. 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утверждённой приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62, по обеспечению авиационной безопасности, включающую в себя охрану границ территорий аэропортов (аэродромов) Манилы, Никольское, Пахачи подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В дополнении к апелляционному представлению транспортный прокурор обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в Камчатскую транспортную прокуратуру поступила копия обжалуемого решения Елизовского районного суда Камчатского края заверенная судьёй Цитович Н.В., в которой отсутствует подпись рассмотревшего гражданское дело судьи, что, по мнению прокурора, является нарушением судом первой инстанции положений ст. 197, п. 4 ст. 330 ГПК РФ, и основанием для отмены обжалуемого решения суда.

В возражениях на апелляционное представление ответчик ФКП «Аэропорты Камчатки» полагает решение суда первой инстанции правильным, а доводы апелляционного представления не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права.

Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона (пункт 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ).

Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.

Отказывая в удовлетворении исковых требований транспортного прокурора, суд пришел к выводу о том, что приказ ответчиком о закрытии аэродромов не издавался, а, следовательно, доводы истца о несоответствии приказа ч. 2 ст. 50 ВК РФ являются несостоятельными. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что издание ответчиком приказа о переводе аэродромов в посадочные площадки, не может расцениваться как нарушение действующего законодательства, поскольку в настоящее время порядок перевода аэродромов в посадочные площадки на законодательном уровне не урегулирован.

Между тем, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, так как они противоречат нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами по делу спорные правоотношения, а также основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Воздушный кодекс Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (преамбула к ВК РФ).

Под аэродром понимается участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на аэродромы гражданской, государственной и экспериментальной авиации (пункты 1 и 2 статьи 40 ВК РФ).

Согласно СНиП 32-03-96 "Аэродромы" аэродромом (вертодромом) является земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Положениями пунктов 1 и 4 статьи 41 ВК РФ установлено, что аэродромы гражданской авиации подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома требованиям, предусмотренным статьей 48 ВК РФ.

Данные об аэродроме гражданской авиации могут быть исключены из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации только на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

Аэродромы гражданской авиации могут быть закрыты для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 50 ВК РФ).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 49 ВК РФ аэродромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации и его соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ВК РФ обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из анализа приведённых норм права усматривается, что все аэродромы гражданской авиации в Российской Федерации, открытые и зарегистрированные в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации в установленном законом порядке, подлежат эксплуатации с даты их государственной регистрации в строгом соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

Эксплуатация указанных аэродромов гражданской авиации обеспечивается соответствующими операторами, которые создаются либо назначаются в соответствии с законом, и которые должны отвечать установленным федеральными авиационными правилами требованиям.

Целью эксплуатации аэродромов гражданской авиации является обеспечение взлета, посадки, руления, стоянки гражданских воздушных судов, а также их обслуживания. Достижение данной цели, в свою очередь, направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. При этом, обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях в не зависимости от размеров, категорий аэродромов (аэропортов) и их места нахождения.

Как усматривается из материалов гражданского дела аэродромы: «Манилы», расположен в 45 км. западнее районного центра Каменское Пенжинского района Камчатского края, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов – Ан-2, Ан-28, вертолетов – Ми-2, Ми-8, Ка-27 (Ка-32), круглый год, в светлое время суток, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации за № 6 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от 30 марта 2015 года № 6); «Никольское», расположен в 4 км. юго-восточнее с. Никольское Алеутского района Камчатского края, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов – Ан-28, Л-410UVP-E20, вертолетов – Ми-2, Ми-8, Ка-27 (Ка-32), круглый год, в светлое время суток, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации за № 1 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от 17 октября 2014 года № 1); «Озерная», расположен в 148 км. южнее районного центра Усть-Большерецк, Усть-Большерецкого района Камчатского края, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов – Ан-2, Ан-28, Як-40, Л-410UVP-E20, вертолетов – Ми-2, Ми-8, Ка-27 (Ка-32), круглый год, в светлое время суток, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации за № 2 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от 17 октября 2014 года № 2); «Пахачи», расположен в 168 км. восточнее районного центра Тиличики Олюторского района Камчатского края, имеет искусственную взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов – Ан-2, Ан-28, вертолетов – Ми-8, круглый год, в светлое время суток, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации за № 7 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от 30 марта 2015 года № 7), переданы в эксплуатацию оператору аэродромов – ФКП «Аэропорты Камчатки» и закреплены за ним на праве оперативного управления (том 1 л.д. 25 – 30, 48 – 64).

На указанные аэродромы «Манилы», «Пахачи», «Озерная», «Никольское» ФКП «Аэропорты Камчатки» имело действующие сертификаты соответствия: аэродром «Манилы» – сертификат соответствия № 12/6 (регистрационный номер 001172), выданный Камчатским МТУ Росавиации 24 марта 2015 года сроком действия до 24 марта 2020 года; аэродром «Пахачи» – сертификат соответствия № 12/7 (регистрационный номер 001173), выданный Камчатским МТУ Росавиации 24 марта 2015 года сроком действия до 24 марта 2020 года; аэродром «Озерная» – сертификат соответствия № 12/2 (регистрационный номер 001168), выданный Камчатским МТУ Росавиации 14 октября 2014 года сроком действия до 14 октября 2019 года; аэродром «Никольское» – сертификат соответствия № 12/1 (регистрационный номер 001167), выданный Камчатским МТУ Росавиации 14 октября 2014 года сроком действия до 14 октября 2019 года.

ФКП «Аэропорты Камчатки», основанное на праве оперативного управления, образовано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 года № 300 «О федеральном государственном унитарном Петропавловск-Камчатском авиационном предприятии» путём выделения из федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия с изменением его вида.

Предприятие имеет филиалы, в том числе: «Аэропорт Пахачи»; «Аэропорт Манилы»; «Аэропорт Никольское».

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2011 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» казенное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия должен содержать, в том числе указание на цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия (пункты 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 14 ноября 2011 года № 161-ФЗ).

Согласно пункту 9 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утверждённого названным Постановлением Правительства Российской Федерации, предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности.

Пунктом 10 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» установлен перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием для достижения целей, указанных в пункте 9 Устава, в который входят: аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; аэропортовая деятельность по обеспечению авиационной безопасности, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению, а также другие виды.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» предприятие обязано обеспечивать целевое использование закреплённого за ним имущества и выделенных средств.

Пунктом 24 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» установлен перечень полномочий генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки».

Из содержания приведённых норм права, а также положений Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» усматривается, что созданное для выполнения конкретных целей и задач федеральное казённое предприятие не вправе отказываться от их выполнения, оно обязано обеспечить целевое использование закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества и выделенных на его содержание денежных средств. При этом в полномочия генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» не входит решение вопросов по перепрофилированию и прекращению эксплуатации государственных аэродромов, находящихся в оперативном управлении предприятия.

9 октября 2017 года генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки» издан приказ № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», из которого следует, что в связи с техническими условиями, не обеспечивающими эксплуатационное содержание аэродромов «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» в рамках требований к сертифицированным гражданским аэродромам, с 9.00 местного времени 4 января 2018 года эксплуатация аэродромов «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» прекращена, и с указанного времени введены в эксплуатацию посадочные площадки с одноимёнными названиями (том 1 л.д. 37, 38).

Пунктом 3 приказа установлено, что эксплуатацию посадочных площадок «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» организовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к посадочным площадкам для самолётов, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, установленными Федеральными авиационными правилами, утверждёнными приказом Министерства транспорта РФ от 4 марта 2011 года № 69.

Пунктами 4.3. и 4.4. названного приказа предписано в срок до 1 декабря 2017 года направить в Камчатское МТУ Росавиации заявление об аннулировании сертификатов аэродромов «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» с 4 января 2018 года. В срок до 1 декабря 2017 года направить в Камчатское МТУ Росавиации заявление об аннулировании сертификатов операторов аэродромов «Манилы», «Озерная» с 4 января 2018 года.

Таким образом, из содержания названного приказа усматривается, что оператор аэродромов ФКП «Аэропорты Камчатки», вопреки требованиям закона и устава предприятия, в отсутствие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации о закрытии аэродромов гражданской авиации для обслуживания воздушных судов, решило вопрос о перепрофилировании действующих и зарегистрированных в установленном законом порядке в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэродромов «Манилы», «Никольское», «Озерная», «Пахачи» в посадочные площадки, и фактически прекратило эксплуатацию указанных государственных аэродромов, находящихся в оперативном управлении ответчика.

При таких обстоятельствах приказ генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки» не соответствует указанным выше положениям закона и противоречит им, а потому требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод представителей ФКП «Аэропорты Камчатки» о том, что проведение мероприятий по переводу аэродромов в посадочные площадки и отказ от эксплуатации аэродромов обусловлены объективными причинами, а именно: в связи с отсутствием денежных средств ответчик не в состоянии выполнять обязательные требования, установленные Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 262, суд апелляционной инстанции находит необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 83 ВК РФ авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством: 1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; 2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; 3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 ВК РФ; 5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; 6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

В силу статьи 90 ВК РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации.

Как усматривается из материалов гражданского дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Камчатского МТУ Росавиации от 8 августа 2017 года № 8 «О подготовке к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов» комиссией Камчатского МТУ Росавиации в период с 2 по 13 октября 2017 года была проведена проверка готовности авиапредприятий, эксплуатантов авиации общего назначения и аэропортов гражданской авиации, находящихся на территории деятельности Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, о чём 18 октября 2017 года составлен и утверждён акт проверки, согласно которому все службы ФКП «Аэропорты Камчатки» (а именно: аэродромного обеспечения полетов; спецтранспорта; организации обеспечения перевозок багажа, почты и грузов; ЭСТОП; авиатопливообеспечения) к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов готовы. Также подготовлено ФКП «Аэропорты Камчатки» к работе в филиалах по обеспечению авиационной безопасности и к работе по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов в осенне-зимний период 2017-2018 годов.

Каких-либо недостатков в филиалах ФКП «Аэропорты Камчатки», в том числе «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная» при проверке не выявлено (том 1 л.д. 216 – 232).

На основании поступивших в Камчатское МТУ Росавиации от руководства ФКП «Аэропорты Камчатки» уведомлений о прекращении с 4 января 2018 года действия Заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полётов на аэродромах «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная», группой Камчатского МТУ Росавиации была проведена внеплановая проверка названных аэродромов на предмет их соответствия условиям сертификации.

В ходе проверки установлено, что все аэродромы на дату проверки имели действующие сертификаты соответствия аэродромов. Ввиду того, что на проверяемых аэродромах имелись отступления от требований НГЭА-92, руководством ФКП «Аэропорты Камчатки» в пакет доказательной документации к заявкам на сертификацию аэродромов было включено утверждённые Камчатским МТУ Росавиации Заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полётов на аэродромах «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная» от 16 июня 2014 года. В соответствии с пунктом 2 приказа генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» от 18 декабря 2017 года № 453 «О мероприятиях аварийно-спасательного обеспечения полётов» с 4 января 2018 года вышеуказанные заключения считаются не действительными.

Согласно заключениям группы проверок от 25 декабря 2017 года отказ держателя сертификатов соответствия аэродромов от обеспечения эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродромах «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная» комиссия оценивает как серьёзное нарушение условий сертификации, что требует незамедлительных мер реагирования уполномоченного органа, выдавшего сертификаты (том 1 л.д. 106 – 113).

На основании указанных заключений группы проверок исполняющим обязанности руководителя Камчатского МТУ Росавиации 25 декабря 2017 года вынесены решения о приостановке действий Сертификатов соответствия аэродромов «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная» за номерами 264, 266, 263 и 265 соответственно.

Кроме того, на основании заявлений оператора аэродромов «Манилы» и «Озерная» ФКП «Аэропорты Камчатки» от 15 ноября 2017 года решениями исполняющего обязанности руководителя Камчатского МТУ Росавиации от 21 ноября 2017 года № 234 и 235 Сертификаты оператора указанных аэродромов с 4 января 2018 года признаны утратившими силу.

Таким образом, ответчиком в отсутствие каких-либо объективных причин по собственной инициативе в одностороннем порядке были отменены совместный приказ от 18 ноября 2015 года № 424/П-97/502/639 «Об организации поисковых и аварийно-спасательных работ в районах ответственности» филиалов аэропортов «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная», а также заключения и договоры по обеспечению эквивалентных мер безопасности, принятых в связи с наличием отступлений от требований к аварийно-спасательным средствам на аэродромах «Манилы», «Пахачи», «Никольское», «Озерная».

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что ответчиком объективно не могут быть приняты надлежащие меры по выполнению обязательных требований, установленных Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Феде-рации от 25 августа 2015 года № 262, материалы гражданского дела не содержат.

На основании изложенного, ответчик ФКП «Аэропорты Камчатки» не вправе был в одностороннем порядке отказываться от исполнения своих обязательств по эксплуатации указанных в приказе № 358 от 9 октября 2017 года аэродромов гражданской авиации, и снижать уровень безопасности обслуживания и полетов воздушных судов, а также авиационной и экологической безопасности путём введения в эксплуатацию вместо аэродромов гражданской авиации посадочных площадок.

Выявив указанные нарушения, Камчатский транспортный прокурор 9 апреля 2018 года направил в адрес ответчика протест на приказ от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки» с требованием отменить его, как противоречащий требованиям закона (том 1 л.д. 32-34).

16 апреля 2018 года ответчиком направлено сообщение о том, что приказ не содержит в себе нарушений действующего законодательства (том 1 л.д. 35-36).

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «О прокуратуре РФ») требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносить представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Из анализа приведённых правовых норм усматривается, что законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (в том числе полномочий приносить протест на противоречащий закону правовой акт), подлежат безусловному исполнению в установленный срок всеми лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Поскольку в судебном заседании нашло своё подтверждение несоответствие приказа генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки» требованиям закона, постольку протест прокурора от 9 апреля 2018 года об отмене указанного приказа генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» являлся законным и подлежащим удовлетворению со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах решение ФКП «Аэропорты Камчатки» об отказе отменить приказ от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки» не может быть признано законным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства № 42 от 1 февраля 2011 года, охрана границ территории (далее – периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, – подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов – подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Из материалов дела усматривается, что в связи с принятием генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки» приказа от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», ответчик расторг с Приморским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» договоры на оказание услуг по осуществлению охраны трёх аэропортов «Манилы», «Пахачи» и «Никольское», и отказывается заключать указанные договоры в будущем. В связи с отказом ФКП «Аэропорты Камчатки» от исполнения законодательства в области авиационной безопасности Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» обратился к Камчатскому транспортному прокурору с письмом о проведении проверки законности действий ФКП «Аэропорты Камчатки» (том 1 л.д. 39 – 42).

Таким образом, в судебном заседании нашёл своё подтверждение тот факт, что ответчик не исполняет требования законодательства в области авиационной безопасности в части обеспечения охраны аэропортов «Манилы», «Пахачи», «Никольское» и объектов их инфраструктуры подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, следовательно, требования прокурора обязать ответчика организовать охрану границ территорий указанных аэропортов подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, является разумным сроком для исполнения решения суда в части организации охраны аэропортов «Манилы», «Пахачи», «Никольское» и объектов их инфраструктуры подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Довод апелляционного представления о том, что решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 ноября 2018 года судьёй не подписано, является необоснованным, так как опровергается имеющимся в материалах гражданского дела оригиналом указанного судебного решения, которое председательствующим в судебном заседании судьёй подписано (том 2 л.д. 167 – 171).

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 и 9 части 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 300 руб.; при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При таких обстоятельствах государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления в суд и апелляционного представления был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 ноября 2018 года отменить.

Иск Камчатского транспортного прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о признании незаконным решения об отказе отменить приказ № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», признании несоответствующим федеральному законодательству приказа № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки», возложении обязанности организовать охрану аэродромов – удовлетворить.

Признать незаконным и не соответствующим федеральному законодательству приказ генерального директора Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» А.Ю. Журавлёва № 358 от 9 октября 2017 года «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки». Признать незаконным решение Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» об отказе отменить приказ от 9 октября 2017 года № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки».

Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» организовать охрану границ территории аэропортов (аэродромов) Манилы, Никольское, Пахачи, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 450 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 мая 2019 года.