ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1425/06 от 11.08.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Кастюнина О.А. Дело №2-1425/2006

Докладчик Калинский В.А. (№ 33-1462/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск 11 августа 2020 года

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинского В.А.,

при помощнике судьи Стародубцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Южно-Сахалинска о прекращении эксплуатации свалки, завершении строительства нового полигона, рекультивации существующего полигона по представлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Дуюнова В.А. на определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 января 2020 года,

установил:

18 ноября 2019 года представитель администрации г. Южно-Сахалинска Гружевская Е.В. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2021 года, которое удовлетворено определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 января 2020 года.

Не согласившись с указанным определением, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Дуюнов В.А. принес представление, в котором просил это определение отменить и вынести новое определение, которым в удовлетворении заявления администрации г. Южно-Сахалинска отказать. В обоснование своего представления прокурор указывает, что судом неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, в результате чего судебное решение не исполняется более 10 лет. Просит учесть, что должником не представлено доказательств того, что решение суда не может быть исполнено, как и доказательств принятия мер по надлежащей организации сбора и размещения отходов на территории г. Южно-Сахалинска, в связи с исполнением решения суда о прекращении эксплуатации полигона ТБО. Полагает, что судом установлен необоснованный и чрезмерно большой срок исполнения решения суда. Также считает, что у должника имеется возможность исполнения решения суда путем организации сбора, сортировки и вывоза отходов, образующихся в г. Южно-Сахалинске, на полигон ТБО в Корсаковском городском округе. Просит учесть, что действующая городская свалка является объектом, оказывающим негативное воздействие как на окружающую среду в целом, так и на граждан, проживающих на территории городского округа, поскольку не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.

В поступивших от представителя администрации города Южно-Сахалинска Вольхиной С.Н. письменных возражений, она просит определение судьи оставить без изменения, представление прокурора – без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) частная жалоба на определение суда рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Обсудив доводы представления, проверив законность и обоснованность определения судьи исходя из этих доводов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 указанного кодекса.

Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий пункта 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 25 октября 2006 года на администрацию г. Южно-Сахалинска возложена обязанность прекратить эксплуатацию свалки ТБО до 31 августа 2008 года.

Постановлением администрации Сахалинской области от 22сентября 2008 года №293-па «О долгосрочной областной целевой программе «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)» утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)», согласно которой исполнителем программы является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 04 июня 2018 года признано незаконным бездействие Правительства Сахалинской области и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области по непринятию мер к организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Признано незаконным бездействие администрации г. Южно- Сахалинска по непринятию мер к организации сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образованных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск». На Правительство Сахалинской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области возложена обязанность принять меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

На администрацию г. Южно-Сахалинска также возложена обязанность принять меры по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с предоставленной компетенцией в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Приложения № 1 к долгосрочной областной целевой программе «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009- 2015)», предусматривалось в срок до 2015 года проектирование и строительство пункта по сортировке твердых бытовых отходов и полигона твердых бытовых отходов в городе Южно-Сахалинске.

В целях реализации программы 11 августа 2010 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и администрацией г. Южно-Сахалинска заключено соглашение № 1 о возмездной передаче в собственность Сахалинской области инженерных изысканий и проектной документации на объект - полигон твердых бытовых отходов город Южно-Сахалинск, в целях его строительства. Главным распорядителем бюджетных средств по строительству объекта определено Министерство строительства Сахалинской области, заказчиком работ выступала ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области».

Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2014 года № 79 с 01 января 2014 года постановление администрации Сахалинской области от 22 сентября 2008 года № 293-па признано утратившим силу.

На основании постановления Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 415 утверждена государственная программа Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014-2020 годы» и подпрограмма № 1 к данной программе «Отходы производства и потребления Сахалинской области».

Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.

Согласно приложению № 2 к государственной программе предусматривалось проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО в г. Южно-Сахалинске в период 2014-2015 годов, а также проектирование помещения и установка спецоборудования для обработки ТБО на Южно-Сахалинском полигоне в районе карьера Известковый с финансированием средств из областного бюджета на эти цели.

В период с 2014 по 2017 годы Правительством Сахалинской области в государственную программу и подпрограмму № 1 неоднократно вносились изменения в части объектов и сроков строительства, финансирования мероприятий.

Так, строительство полигона ТБО в редакции подпрограммы № 1 от 04 апреля 2017 года предусмотрено в период 2014-2016 (2017 -1 очередь), а пункта перегрузки ТБО г. Южно- Сахалинска предусмотрено в период 2014-2017 (2018) (пункт 1.18 Приложения № 2), финансирование на строительство пункта перегрузки на 2017-2020 года не предусмотрено.

В соответствии с отчетом Контрольно-счетной палаты Сахалинской области о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Отходы производства и потребления Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014-2020 годы» за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года, первоначальное ресурсное обеспечение Подпрограммы № 1 в целом на 2015 год предусмотренное в размере 802 141, 0 тыс. руб. снижено на 434 716, 9 тыс. руб. или на 54,2 % и составило 367 424, 1 тыс. руб. Финансирование мероприятий «Строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Южно- Сахалинске» снизилось в два раза (с 309 860,3 тыс. руб. до 153 700, 8 тыс. руб.) Одновременно из ресурсного обеспечения программы исключен объект: пункт но переработке и сортировке ТБО в городе Южно-Сахалинске (223 949,3 тыс. руб.). При этом эксплуатация полигона ТБО г. Южно-Сахалинска, в отсутствие пункта перегрузки ТБО г. Южно-Сахалинска невозможна.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 06 ноября 2019 года Министерству жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и Правительству Сахалинской области предоставлена отсрочка исполнения решения Южно-Сахалинского городского суда от 04 июня 2018 года – до 30 мая 2021 года.

Руководствуясь указанными нормами закона, и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов сторон суд правомерно удовлетворил заявленное администрацией города Южно-Сахалинска требование о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, предоставив отсрочку до 31 декабря 2021 года, поскольку исполнение решения суда находится в прямой зависимости от строительства нового полигона ТБО, эксплуатация которого невозможна в отсутствие «Пункта перегрузки ТБО г. Южно-Сахалинска», ответственным исполнителем по которому является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, тогда как прекращение эксплуатации действующего полигона ТБО до ввода в эксплуатацию нового в отсутствие возникновения неблагоприятных последствий для населения городского округа Южно-Сахалинска невозможно.

Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в определении, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Доводы представления прокурора были предметом исследования, и нашли свое отражение в определении, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не влекут отмену обжалуемого определения.

При таких данных оснований для удовлетворения представления прокурора и отмены вынесенного судом определения не имеется.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 января 2020 года оставить без изменения, представление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Дуюнова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Калинский В.А.