ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1429/2022 от 13.07.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июля 2022 г.

судья Линчевская М.Г.

№ 33-1895-2022УИД 51RS0001-01-2022-001454-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

06 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Киселевой Е.А.

судей

Власовой Л.И.

Исаевой Ю.А.

при секретаре Кауфман О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1429/2022 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о возложении обязанности произвести перерасчет отпускных с учетом сумм материального стимулирования и начисленных на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты,

по апелляционным жалобам ФИО1 и Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 марта 2022 г.,

Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области ФИО2, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее также УФНС по Мурманской области, Управление) о возложении обязанности произвести перерасчет сумм материального стимулирования с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, перерасчете отпускных с учетом сумм материального стимулирования и надбавок, взыскании задолженности.

В обоснование указано, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, с _ _ замещает должность – ***.

Письмом от _ _ * ей отказано в перерасчете перерасчет отпускных за 2021 год исходя из среднего заработка с учетом выплаты средств материального стимулирования, поскольку данное стимулирование, выплата которого производится за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не включено в пункты 2 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания «Федеральных государственных гражданских служащих».

В период с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ она находилась в оплачиваемых отпусках с выплатой денежного содержания, которое рассчитано без учета материального стимулирования, применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах крайнего Севера.

Просила суд, произвести перерасчет выплаченных ей сумм дополнительного материального стимулирования с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, а также учесть данное материальное стимулирование и надбавки при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания в сумме 252 409 рублей 18 копеек и причитающиеся проценты в сумме 30 156 рублей 05 копеек.

Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены частично, с УФНС России по Мурманской области в пользу ФИО1 взыскана задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 109 001 рубль 21 копейка и компенсация за несвоевременную выплату в сумме 14 606 рублей 79 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, взыскав с Управления заявленные суммы, в том числе причитающихся процентов, но с последующим перерасчетом на дату фактического расчета.

В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в иске и дополнениях к нему, а также, ссылаясь на судебные постановления Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и кассационных судов общей юрисдикции, обращает внимание, что денежное содержание гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения. Система специальных гарантий и компенсаций для работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, прежде всего это районы Крайнего Севера, направлена на возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат, а также на выравнивание уровня жизни населения в таких регионах. Районный коэффициент и процентная надбавка, являясь элементами заработной платы, обязанность выплачивать которую возложена на работодателя, подлежат начислению на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Считает, что, согласно позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письме от 18 апреля 2017 г. № 11-4ООГ-718, средства материального стимулирования гражданских служащих по правовой природе (форме) являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий. На основании Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 79-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» премии входят в состав денежного содержания гражданского служащего, поэтому к ним применяется начисление районного коэффициента и процентной надбавки.

Настаивает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении иска в заявленном размере со ссылкой на приказ УФНС по Мурманской области * от _ _ , поскольку данный локальный акт, ограничивающий начисление полярной надбавки и районного коэффициента на все виды единовременных поощрении, противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федеральному закону № 79-ФЗ.

Полагает, что ей подлежат начислению и взысканию с работодателя проценты за задержку выплаты заработной платы за все время задержки причитающихся работнику выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, т.е. с _ _ до дня фактического расчета.

В апелляционной жалобе представитель УФНС по г. Мурманску ФИО ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части удовлетворения требований, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтены правовые, организационные и финансово – экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ.

Обращает внимание, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, производится сверх установленного фонда оплаты труда, а решение вопроса о выплате средств материального стимулирования относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа, определяет его размеры с учетом оценки эффективности и качества работы конкретного гражданского служащего. Средства материального стимулирования федеральных госслужащих сверхустановленного фонда оплаты труда не являются регулярными и гарантированными законодателем и не осуществляются в пределах лимитов, а также не подлежат учету при расчете отпускных, а связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей, в связи с чем не входят в состав денежного содержания госслужащих и не учитываются при расчете выплат к ежегодному оплачиваемому отпуску и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, приказ Минфина России от 17 октября 2007 г. № 90н, руководствуясь которыми, Инспекция производит расчет отпускных выплат, не утратили юридической силы.

Полагает, что письмо Минфина России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 года № 238-7», носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативно-правовым актом, не содержит норму права, необходимую к применению при разрешении настоящего спора, в связи с чем порядок расчета месячного содержания не может быть изменен на основании документа, не имеющего юридической силы нормативно-правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционных жалоб.

В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также на равное вознаграждение за равный труд.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели независимо от их организационно-правовых форм собственности в трудовых отношениях руководствуются положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно положений, закреплённых в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленном законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовой законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного и трудового договоров.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее по тексту также Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Минфин ежегодно разрабатывал и вносил в установленном порядке проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих в Правительство Российской Федерации, которым ежегодно принимались постановления, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Принимая во внимание изложенное, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, которым определён механизм стимулирования служащих данной категории.

Согласно пункту 2 названного Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с _ _ ФИО1 замещает должность ***.

Месячный оклад ФИО1 в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в спорный период составлял ***.

Согласно выпискам из приказов о предоставлении отпуска ФИО1 предоставлялся отпуск в периоды с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ в общем количестве 67 дней с выплатой денежного содержания.

_ _ ФИО1 обратилась к руководителю с просьбой включить в расчет среднего заработка выплаты средств материального стимулирования с учетом начисленных на них районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, и произвести перерасчет отпускных за 2021 год.

Письмом от _ _ * Управлением отказано в перерасчете по основаниям того, что материальное стимулирование, выплата которого производится за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не включено в пункты 2 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания «Федеральных государственных гражданских служащих».

Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оценил представленные сторонами доказательства, и правомерно исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляемых в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем средства материального стимулирования подлежали учету при расчете денежного содержания для расчета отпускных ФИО1

При этом, проанализировав положения статей 129, 135, 146, 148, 313 Трудового кодекса Российской Федерации, суд также верно указал на необоснованность требований истца о необходимости начисления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента на суммы дополнительного материального стимулирования, поскольку в соответствии с приказом УФНС по Мурманской области * от _ _ о введении в действие Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданкой службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты и предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области», на все виды единовременных поощрений процентные надбавки и районный коэффициент не начисляются (пункт 3.4 раздела III).

Мотивы, по которым суд к указанным выводам, подробно и убедительно изложены в обжалуемом решении, оснований не согласиться с которым по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.

Несогласие ФИО1 с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в заявленном размер судебной коллегией не принимается, поскольку суд первой инстанции правильно привел в решении исчерпывающее толкование положений приведенных выше норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, на основании которых пришел к верному выводу, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Расчет суммы доплат, представленный ответчиком, судом проверен, является арифметически верным, произведен с учетом включения суммы материального стимулирования, полученной истцом в период работы. Обстоятельств, свидетельствующих о повторном удержании НДФЛ, по делу не установлено.

Кроме того, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции ФИО1 указала, что не согласна с расчетом, произведенном ответчиком, поскольку он не содержит расчет причитающихся ей процентных надбавок и районного коэффициента.

Поскольку работодателем нарушен срок выплаты отпускных в полном объеме, ФИО1 имеет право на взыскание с ответчика процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер суммы подлежащих выплате ФИО1 компенсации за несвоевременную выплату в соответствии с представленным ответчиком расчетом составил 14 606 рублей 79 копеек.

Судебная коллегия соглашается с представленными ответчиком расчетами, поскольку они выполнены в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

Требование ФИО1 о взыскании указанных процентов до дня фактического расчета не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а в судей первой инстанции указанные требования истцом не заявлялись.

Новые материально-правовые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, не могут являться предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции по смыслу абзаца 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 16 от 22 июня 2021 г. «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Доводы жалобы о необоснованной ссылке суда на положения приказа УФНС России по Мурманской области * от _ _ , не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, поскольку названный приказ является действующим, не отменен и не изменен, его положения не противоречат Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и иным нормативно-правовым актам, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе.

Давая оценку доводам ответчика о необходимости применения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, суд правильно исходил из того, что оно принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

Согласно пункту 1 данного постановления Правительства Российской Федерации, материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляется с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 гг. и в 2013 году.

В силу пункта 2 рассматриваемого постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 гг. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете.

Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд в данном случае правильно учел разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации № 238-7 принято в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году.

Учитывая, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, на Министерство финансов как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правомерно при разрешении данного спора учитывал содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.

Выплаченное истцу материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, чем выплаты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.

Ссылка ФИО1 в жалобе на судебную практику по рассмотрению аналогичных дел не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Доводы апелляционной жалобы налогового органа сводятся к несогласию с правовой позицией суда первой инстанции, однако правильность применения судами норм материального права не опровергают, основаны на субъективном ошибочном применении положений Федерального закона № 79-ФЗ, вышеприведенных положений постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763, от 7 мая 2012 г. № 601, письма Минфина Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 к спорным правоотношениям, поэтому не могут служить причиной для отмены в апелляционном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Иные доводы жалоб не влияют на существо принятого судебного постановления, вследствие чего не могут повлечь за собой его отмену либо изменение.

В целом приведенные в апелляционных жалобах доводы сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке обстоятельств дела, не опровергают выводов суда, фактически повторяют позиции, выраженные сторонами в суде первой инстанции, достаточно исследованные судом и нашедшие верное отражение и правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении, с которой судебная коллегия соглашается.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи