№ 33-10431/2022
Сосновский районный суд Нижегородской области
Судья Немчинова Т.П.
Дело №2-142/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 23 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кутыревой Е.Б.
судей Корниловой О.В., Гришиной Н.А.
при секретаре Кузьминой А.В.
с участием прокурора Костиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области
на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2022 года
по иску Прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области об обязании выполнить мероприятия в области противодействия идеологии терроризма,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[адрес]ФИО2[адрес] обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района ФИО2[адрес] с требованием ФИО1 предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма.
В своем иске, прокурор, ссылаясь на положениям действующего законодательства, указал, что прокуратурой [адрес] проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, в ходе которой установлено, что в деятельности ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексного плана противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы.
Однако, ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
На основании изложенного просил ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района ФИО2[адрес] в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата]г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата] в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; - внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Решением Сосновского районного суда ФИО2[адрес] от [дата] постановлено: «исковые требования прокурора [адрес]ФИО2[адрес] к ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района ФИО2[адрес] с требованием ФИО1 предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма - удовлетворить.
ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района ФИО2[адрес] предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата]г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата] в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;
- внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
В апелляционной жалобе ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района ФИО2[адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с недостаточностью срока, установленного для исполнения решения (л.д.29).
На апелляционную жалобу ответчика заместителем прокурора [адрес]ФИО2[адрес]ФИО9 поданы письменные возражения (л.д.32).
Законность и обоснованность решения суда проверены судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.
С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения. В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
28 декабря 2018 г. Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.
Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности: - проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России; - в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта; - в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Как следует из материалов дела, прокуратурой [адрес] при проведении мониторинга деятельности органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата] и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации [дата], установлено, что ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
Согласно письменного ответа главы МСУ на запрос прокурора [адрес] от [дата], следует, что мероприятия, предусмотренные Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденным Президентом РФ [дата] и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-20123 годы, утвержденным Президентом РФ [дата] до настоящего времени не выполнены (л.д.10).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями норм права, пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований, возложив на ФИО1 сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом первой инстанции срок и необходимости увеличения данного срока, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая заявленные требования, судом в силу ст.206 ГПК РФ установлен конкретный срок, в течение которого ответчик обязан выполнить мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма.
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ для выполнения ответчиком вышеуказанных действий.
Также ответчик в соответствии со ст.203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание изложенное, решение суда изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.08.2022 года.