Судья: Низов И.В. Дело № 33-3442
№ 2-143/2020
64RS0046-01-2019-006179-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Ворогушиной Н.А., Негласона А.А.
при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО8 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) на решение Ленинского районного города Саратова от 27 января 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) – ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ – УПФР) в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет пенсии.
Свои требования мотивировал тем, что ответчиком период работы истца с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя республики Азербайджан исключен из подсчета страхового стажа, так как в трудовой книжке оттиск печати, заверяющей запись об увольнении (после распада СССР), содержит наименование «Азерб. ССР». Также согласно акту камеральной проверки трудового стажа по форме СЗВ-К в общий трудовой стаж истца не включен период работы в ЗАО ИСК «Строма» с 16 марта 2000 года по 01 июля 2000 года, поскольку отсутствуют сведения о начислении страховых взносов.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд, который с учетом уточнения просил обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя республики Азербайджан, с 16 марта 2000 года по 01 июля 2000 года в ЗАО ИСК «Строма», произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения – с 17 марта 2014 года.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 27 января 2020 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Постановлено:
- обязать ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО2 период работы с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя республики Азербайджан и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с 17 марта 2014 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель указывает, что запись об увольнении истца от 13 декабря 1993 года, содержащая оттиск печати Азербайджанской ССР после распада СССР является юридически неправомерной. Кроме того, ответчик указывает, что Республика Азербайджан не является участником Соглашения от 13 марта1992 года.
Истец ФИО2, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, представителя в суд второй инстанции не направил, о причинах неявки не сообщил и не просил дело не рассматривать в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы ст. 8 указанного Федерального закона, согласно которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, а назначается страховая пенсия при наличии необходимого страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ года.
17 марта 2014 года решением ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) истцу назначена страховая пенсия по старости.
Согласно акту камеральной проверки трудового стажа по форме СЗВ-К, трудовой книжки и данных персонифицированного учета за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования период работы ФИО2 с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя из подсчета трудового стажа исключен, так как в трудовой книжке оттиск печати, заверяющей запись об увольнении (после распада СССР), содержит наименование «Азер. ССР». Кроме того, исключен период работы истца с 16 марта 2000 года по 01 июля 2000 года в ЗАО ИСК «Строма» в ввиду отсутствия в указанный период страховых взносов (л.д. 38-39).
Как следует из апелляционной жалобы, решение обжалуется ответчиком только в части удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж истца периода работы с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя Республики Азербайджан, а также обязания произвести перерасчет пенсии с 17 марта 2014 года, в связи с чем в остальной части решение судебной коллегией не проверяется.
Так, удовлетворяя требования ФИО2 о включении в страховой стаж периода его работы с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя Республики Азербайджан, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств-республик бывшего СССР от 22 июня 2004 года № 99р, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 02 октября 2014 года № 1015, Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 17 ноября 2014 года № 884н, а также сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, пенсионном деле, учетной карточке члена профсоюза, членском билете №, профсоюзном билете № от 10 ноября 1985 года, пришел к выводу о том, что вышеуказанный спорный период работы ФИО2 с 10 ноября 1985 года по 13 декабря 1993 года (до 01 января 2002 года) в тресте «Железобетон» Минпромстроя Республики Азербайджан, в отношении которого не является обязательным установление уплаты страховых взносов, подлежит включению в страховой стаж истца.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что отсутствие в архивных учреждениях Республики Азербайджан документов о работе истца в спорный период, непредставление надлежащих документов пенсионным органом не может умалять пенсионных прав работника, поскольку не зависит от его вины, и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований при наличии надлежащим образом оформленной трудовой книжки.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном толковании и применении норм материального права, а также судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодательство РФ о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Удовлетворяя вышеуказанные исковые требования ФИО2, суд первой инстанции руководствовался, Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года), согласно п. 2 ст. 6 которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Однако, суд не учел, что Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года Республика Азербайджан не подписала, участником Соглашения не является.
В соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 21 февраля 1994 года № 497, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (в том числе Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР».
Поскольку Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» утратил силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то в настоящее время стаж засчитывается в порядке ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в силу которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
В Решении Экономического Суда СНГ от 07 апреля 2005 года № 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 01 декабря 1991 года.
После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Такую же правовую позицию высказал в Определении от 15 июля 2010 года № 1011-О-О Конституционный Суд РФ, указавший, что разрешение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после 01 декабря 1991 года в страховой стаж гражданина, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием РФ и Азербайджанской Республики или специального закона.
В настоящее время какие-либо международные соглашения между РФ и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения отсутствуют.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств-республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года № 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с письмом Государственного комитета имущественных вопросов Азербайджанской Республики от 23 февраля 2016 года № 169120601203 по вопросу оформления запросов пенсионного характера соглашения между РФ и Азербайджанской Республикой в области пенсионного обеспечения в настоящее время не существует и представление документов, предусмотренных ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», является обязанностью заявителя. Заявление об истребовании документов заявитель подает лично в Минюст России или главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) РФ (услуга платная). Документы должны быть заверены Минюстом России или Главным управлением Минюста России по Саратовской области. Между тем, указанных документов суду представлено не было.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, суд ошибочно указал, что Республикой Азербайджан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку им неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, а также неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, поскольку истец работал в Азербайджанской Республике.
Поскольку Азербайджанская Республика не является участником Соглашения от 13 марта 1992 года, а также, учитывая, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, то в страховой стаж ФИО2 может быть включен период работы с 10 ноября 1985 года по 30 ноября 1991 года.
Учитывая изложенное, решение суда от 27 января 2020 года подлежит отмене в части обязания ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО2 период работы с 01 декабря 1991 года по13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя.
При этом судебной коллегией признаются необоснованными доводы истца о том, что пенсия ему должна быть назначена с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку Республикой Азербайджан данное соглашение не подписано.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о произведении перерасчета пенсии ФИО2 с момента ее назначения, то есть с 17 марта 2014 года, при этом исходит из следующего.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости истца с момента ее назначения у суда первой инстанции не имелось.
Положения как ранее действовавшей ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, так и действующей в настоящее время ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусматривают, что трудовая (страховая) пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом включения судом спорного периода с момента обращения истца за ее назначением – 17 марта 2014 года – должна быть установлена вина пенсионного органа.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Также судебная коллегия не усматривает оснований для квалификации действий ответчика как недобросовестных, поскольку разъяснение о необходимости подтверждения спорного стажа работы, исходя из сведений, содержащихся в акте камеральной проверки от 16 сентября 2013 года, истцу было дано.
На основании изложенного, выводы суда о возложении обязанности на ответчика произвести истцу перерасчет пенсии с момента ее назначения не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат положениям ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о заявительном характере перерасчета пенсии и установленным обстоятельствам дела, свидетельствующим о том, что с заявлением о перерасчете пенсии истец в пенсионный орган не обращался.
Судебная коллегия учитывает, что ФИО2 было известно о принятом ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) 17 марта 2014 года решении в части отказа включить в страховой стаж спорный период, которое истцом не было обжаловано, с учетом того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, а также исходя из требования ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в соответствии с которой перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1), судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета пенсии ФИО2 с 17 марта 2014 года у ГУ – УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) не имеется в силу закона.
При таких обстоятельствах, решение суда также подлежит отмене в части обязания ответчика произвести перерасчет пенсии ФИО2 с момента ее назначения, то есть с 17 марта 2014 года, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного города Саратова от 27 января 2020 года отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО2 ФИО9 об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО2 ФИО10 период работы с 01 декабря 1991 года по 13 декабря 1993 года в тресте «Железобетон» Минпромстроя республики Азербайджан и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с17 марта 2014 года.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Саратова от 27 января 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи