Дело № 2-143/2022
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 августа 2022 года № 33-2866/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Белозеровой Л.В., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Никольского муниципального района Вологодской области на решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца прокуратуры Вологодской области ФИО1, представителей третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области ФИО2 и ФИО3,, судебная коллегия
установила:
прокурор Никольского района Вологодской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Байдаровская основная общеобразовательная школа», (далее - МБОУ «Байдаровская ООШ», школа), администрации Никольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с инвентарным номером № 843-36, расположенного в здании по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино, а именно:
- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;
- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;
- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Никольского района по поручению прокуратуры Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ «Байдаровская ООШ» условий содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проведения проверки были выявлены многочисленные нарушения: в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью, не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет, не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год, не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах, ЗС ГО не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО, в ЗС ГО эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией.
Решением Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года исковые требования прокурора Никольского района Вологодской области к МБОУ «Байдаровская ООШ», администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства полностью удовлетворены.
На МБОУ «Байдаровская ООШ», администрацию Никольского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) с инвентарным номером № 843-36, расположенного в здании по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино, а именно:
- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;
- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;
- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
В апелляционной жалобе администрация Никольского муниципального района просит отменить решение суда о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № 843-36, отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № 843-36 в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 28 мая 2018 года № 13 «Об утверждении Перечня безопасных районов на территории Вологодской области для приема и размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в военное время» (далее – Постановление № 13) Никольский район отнесен к безопасным районам на территории Вологодской области. В связи с отсутствием необходимости ЗС ГО в 2021 году осуществлена подготовка документов по снятию ЗС ГО с учета. По мнению автора жалобы, поскольку потребности в объекте ЗС ГО не существует, восстановление ЗС ГО экономически нецелесообразно, влечет за собой риски неисполнения районного бюджета. Со ссылкой на пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» полагает, что защитные сооружения гражданской обороны независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной принадлежности предприятий являются федеральной собственностью. Полагает, что суду необходимо было исследовать вопрос, на какой орган или учреждение должна быть возложена обязанность устранить нарушения требования законодательства при эксплуатации ЗС ГО.
В возражениях прокурор Никольского района, Главное Управление Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Главное управление МЧС по Вологодской области) просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд, руководствуясь статьями 1, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок № № 1309), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, которым утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583), Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, оценив собранные по делу доказательства, исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии и не соответствует требованиям законодательства. При этом, указал, что обязанность по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны должны нести МБОУ «Байдаровская ООШ» и администрация Никольского муниципального района Вологодской области.
Приведенные выводы судебная коллегия находит обоснованными и соответствующими закону по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно статье 6 Закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия.
В соответствии с пунктом 8 названного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно положениям пункта 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка № 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).
В соответствии с пунктом 14 Порядка № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учёт ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил № 583).
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В силу указанных Правил № 583 оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации; ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО (пункт 4.1.1); руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4); в состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО; председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик (пункт 4.1.5); результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении № 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение № 7) (пункт 4.1.6); в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный; к текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации; к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов; при текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается; ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки (пункт 5.2.1); окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет; окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год; окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год (пункт 5.2.3); мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе, обозначению подлежат все ЗС ГО; обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилое здание, расположенное по адресу: Вологодская область, Никольский муниципальный район, д. Травино введено в эксплуатацию в 1987 году. Собственником здания является муниципальное образование «Никольский муниципальный район» Вологодской области, Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (л.д. 54-56).
10 октября 2003 года заполнен паспорт № 19 противорадиационного укрытия, утвержденный директором Байдаровской средней общеобразовательной школы 10 ноября 2006 года по согласованию с заведующим отделом по делам ГО ЧС Никольского муниципального района 15 ноября 2006 года (л.д.22,23).
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № 843-36, расположенное в подвале здания по адресу: Вологодская область, Никольский муниципальный район, д. Травино, постановлено на учёт, о чём МБОУ «Байдаровская ООШ» выдан паспорт убежища (противорадиационного укрытия) от апреля 2014 года. К нему приложен план размещения ЗС ГО (л.д. 62-65).
Как следует из информации, содержащейся с письме заместителя начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) начальника управления гражданской обороны и защиты населения от 18 февраля 2022 года № ИВ-128-3313 защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 843-36 поставлено на учет на основании ранее действовавшего законодательства СССР, правообладателем указанного ЗС ГО по сведениям журнала учета является МБОУ «Байдаровская ООШ» (л.д. 21).
По данным администрации Никольского муниципального района от 22 ноября 2021 года в реестре казны Никольского муниципального района на 22 ноября 2021 года числиться следующий объект недвижимости: подвальное помещение, площадью 497,8 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. ФИО4 35:16:0301006:178 (л.д.61).
24 июля 2018 года составлен акт инвентаризации, оценки сооружения и использования защитного сооружения ГО с инвентарным номером 36/843, который утвержден Главой Никольского муниципального района (л.д. 49).
Согласно данному акту комиссия проверила и оценила готовность к использованию по предназначению ЗС ГО и установила, что ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1987 году, находится на балансе Управления образования Никольского района, передано в пользование Байдаровской общеобразовательной школе. Общее состояние ЗС ГО неудовлетворительное, к приему укрываемых не готово. При этом комиссия пришла к выводу о том, что на территории Никольского района отсутствует потребность в ЗС ГО для защиты категории населения, установленных Порядком № 1309. Рекомендовано снять с учета.
12 февраля 2016 года между администрацией Никольского муниципального района (Ссудодатель) и МБОУ «Байдаровская ООШ» (Ссудополучатель) заключен договор № 5 безвозмездного пользования нежилым зданием (л.д. 32, 33).
По условиям договора нежилое помещение площадью 1705,6 к.м, расположенное по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино передается в безвозмездное пользование МБОУ « Байдаровская ООШ» (п. 1.1 договора).
Здание фактически было передано школе, что подтверждается актом приема-передачи от 12 февраля 2016 года (л.д. 34).
В целях проверки соблюдения нормативно-правовых актов, а при наличии оснований - принятия мер прокурорского реагирования прокурором Никольского района 10 марта 2022 года принято решение о проведении проверки МБОУ «Байдаровская ООШ» на предмет исполнения требований Закона № 28-ФЗ, приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, срок проверки установлен с 10 марта 2022 года по 08 апреля 2022 года.
В связи с принятым выше решением прокуратурой Никольского района совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ «Байдаровская ООШ» условий содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № 843-36, расположенного в здании по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино, в ходе которой установлено следующее:
- в нарушение требований пунктов 5.2.1, таблица 3 пункта 5.2.3 Приказа № 583 в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью;
- в нарушение требований пункта 5.2.3 Приказа № 583 в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет.; не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год;
- в нарушение пунктов 4.1.1, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 Приказа № 583 не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- в нарушение пункта 6.2.1 Приказа № 583 ЗС ГО не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- в нарушение подпункта «в» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», в ЗС ГО эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией.
В ходе ранее проведенной проверки в 2021 года прокурором района 01 ноября 2021 года в адрес директора МБОУ «Байдаровская ООШ» выносилось представление с целью побуждения должностных лиц школы принять меры к приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями, предъявляемых для приема граждан.
Результаты надзорных мероприятий в 2022 году показали, что МБОУ «Байдаровская ООШ» каких-либо мер, направленных на осуществление подготовки к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приёму укрываемых, не принято, о чем также свидетельствуют выявленные многочисленные нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.
Анализируя установленные обстоятельства, а также оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к верному выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует предъявляемым требованиям и не готово к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Возлагая обязанность по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны на МБОУ «Байдаровская ООШ» и администрацию Никольского муниципального района Вологодской области, суд обоснованно исходил из того, что собственником нежилого помещения является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», а согласно договора от 12 февраля 2016 года № 5, администрация Никольского муниципального района (Ссудодатель) на основании договора безвозмездного пользования нежилым зданием от 12 февраля 2016 года по акту приема-передачи имущества от 12 февраля 2016 года передала МБОУ «Байдаровская ООШ» (Ссудополучатель) недвижимое имущество, расположенное по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино, в безвозмездное временное пользование.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 договора от 12 февраля 2016 года № 5, вышеуказанное имущество принадлежит Ссудополучателю - МБОУ «Байдаровская ООШ» в течение всего срока действия договора, при этом, передача имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности, то есть обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны лежит также и на администрации Никольского муниципального района как собственнике указанного муниципального имущества.
Кроме того, из ответов Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 июля 2022 года и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11 июля 2022 года следует, что в реестре собственности Вологодской области и в территориальной базе данных реестра федерального имущества информация об объекте недвижимости – защитного сооружения гражданской обороны № 843-36, расположенного в здании школы по адресу: Вологодская область, Никольский район, д. Травино, отсутствует.
При этом, само по себе защитное сооружение является частью здания, находящегося у МБОУ «Байдаровская ООШ» в безвозмездном временном пользовании, а здание, передаваемое Ссудополучателю – «МБОУ «Байдаровская ООШ», принадлежит Ссудодателю - администрации Никольского муниципального района на праве собственности, в связи с чем регистрация на него самостоятельного права не предусмотрена.
Учитывая, что защитное сооружение содержится не в надлежащем состоянии, эксплуатирующей организацией защитного сооружения является образовательное учреждение, собственником которого является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», интересы которого представляет администрация Никольского муниципального района Вологодской области, данное сооружение является муниципальной собственностью, суд пришел к обоснованному выводу, что обязанность по устранению выявленных нарушений следует возложить на школу, как на пользователя ЗС ГО, и на администрацию Никольского муниципального района, как на собственника объекта.
Доводы подателя жалобы о том, что ответчик не является владельцем данного защитного сооружения, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд исследовал вопрос о принадлежности данного сооружения и на основе представленных доказательств пришёл к верному выводу о нахождении его в собственности ответчика - администрации Никольского муниципального района.
Действительно в соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов, но до
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Но в данном случае собственником нежилого помещения, в подвальном помещении которого располагается ЗС ГО, является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», следовательно, объект ЗС ГО не является объектом федеральной собственности.
Ссылка ответчика на отсутствие потребности в данном защитном сооружении не исключает обязанности ответчиков по устранению выявленных нарушений, поскольку сведений о снятии объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны не имеется.
Довод подателя жалобы относительно того, что на основании Постановления № 13 Никольский район отнесен к безопасным районам на территории Вологодской области, не опровергает установленных по делу юридически значимых обстоятельств и с учетом сложившейся геополитической ситуации основанием для вмешательства в решение суда не является.
Довод ответчика относительно того, что судом при разрешении спора не принято во внимание финансовое положение ответчиков, также не подтверждает незаконности судебного постановления, поскольку отсутствие у заявителя жалобы финансирования на мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от обязанностей, предусмотренных законодательством.
Ссылка в жалобе на судебные решения, состоявшиеся по другим делам, не может являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам иного дела.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Никольского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2022 года.