ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-144/2022 от 03.08.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Пожилов А.И. Дело № 2-144/2022

УИД 35RS0017-01-2022-000148-12

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 августа 2022 года № 33-2863/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Никольского муниципального района Вологодской области на решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителей прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области ФИО1 и ФИО2, судебная коллегия

установила:

Прокурор Никольского района Вологодской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кожаевская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Кожаевская ООШ», школа), администрации Никольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) с инвентарным номером №..., расположенного в здании по адресу: , а именно:

- приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды;

- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;

- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;

- привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства;

- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;

- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;

- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.

Требования мотивированы тем, что защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям и не готово в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Решением Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года исковые требования прокурора Никольского района Вологодской области к МБОУ «Кожаевская ООШ», администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства удовлетворены.

На МБОУ «Кожаевская ООШ», администрацию Никольского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) с инвентарным номером №..., расположенного в здании по адресу: , а именно:

- приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды;

- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;

- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;

- привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства;

- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;

- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;

- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.

В апелляционной жалобе администрация Никольского муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом достоверно не установлено, является ли имущество, находящееся в МБОУ «Кожаевская ООШ» собственностью муниципального образования Никольского муниципального района. На территории Никольского района отсутствуют организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне. Никольский район не попадает в зону химического и радиоактивного заражения и в зону возможных сильных разрушений, организаций на территории Никольского муниципального района, имеющих мобилизационные задания, не имеется, потребность в ЗС ГО №... в настоящее время отсутствует, направлять средства на его содержание нецелесообразно, поэтому администрацией района организована работа по снятию ЗС ГО №... с учета.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее ГУ МЧС России по Вологодской области) ФИО2, заместитель прокурора Никольского района Штанюк И.К. просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представители третьего лица ГУ МЧС России по Вологодской области ФИО1 и ФИО2 поддержали возражения на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок № 1309), Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, которым утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583), оценив собранные по делу доказательства, исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии и не соответствует требованиям законодательства. При этом, указал, что обязанность по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны должны нести МБОУ «Кожаевская ООШ» и администрация Никольского муниципального района Вологодской области.

Приведенные выводы судебная коллегия находит обоснованными и соответствующими закону по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно статье 6 Закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия.

В соответствии с пунктом 8 названного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно положениям пункта 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка № 1309).

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).

В соответствии с пунктом 14 Порядка № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учёт ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил № 583).

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

В силу указанных Правил № 583 оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (пункт 3.2.8); аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (пункт 3.2.21); запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений (пункт 3.5.3); оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации; ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО (пункт 4.1.1); руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4); в состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО; председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик (пункт 4.1.5); результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13; при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении № 14; кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение № 7) (пункт 4.1.6); в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный; к текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации; к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов; при текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается; ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки (пункт 5.2.1); окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет; окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год; окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год (пункт 5.2.3); мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе, оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды (пункт 6.1.1); обозначению подлежат все ЗС ГО; обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.

Как следует из материалов дела, собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: , является муниципальное образование «Никольский муниципальный район» Вологодской области. Здание передано МБОУ «Кожаевская ООШ» на праве оперативного управления 18 мая 2009 года. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

21 сентября 1994 года заполнен паспорт №-20 противорадиационного укрытия, утвержденный заведующим отделом по делам культуры Никольского муниципального района 15 ноября 2006 года по согласованию с заведующим отделом по делам ГО ЧС Никольского муниципального района 15 ноября 2006 года (л.д.14, 15).

Как следует из информации, содержащейся с письме заместителя начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) начальника управления гражданской обороны и защиты населения от 18 февраля 2022 года № ИВ-128-3313 защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №... поставлено на учет на основании ранее действовавшего законодательства СССР, правообладателем указанного ЗС ГО по сведениям журнала учета является МБОУ «Кожаевская ООШ» (л.д.12, 13).

Согласно паспорту противорадиационного укрытия ЗС ГО принадлежит МБОУ «Кожаевская ООШ», дата приемки в эксплуатацию – 01 сентября 1988 года, расположение убежища – подвальное помещение двухэтажного здания школы.

09 февраля 2009 года между муниципальным образованием «Никольский муниципальный район» и МОУ «Кожаевская ООШ» заключен договор, по условиям которого за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, находящее в муниципальной собственности, для достижения целей и выполнения задач, определенных положением.

Из акта № 1 приема-передачи основных средств от 09 февраля 2009 года следует, что в эксплуатацию МОУ «Кожаевская ООШ» передается, в том числе, помещение № 1, занимаемое школой, состоящее из нежилых комнат с 1 по 13, с 32 по 35 с подвальным помещением, расположенное на первом этаже двухэтажного кирпичного нежилого здания по адресу: .

В целях проверки соблюдения нормативно-правовых актов, а при наличии оснований - принятия мер прокурорского реагирования прокурором Никольского района 10 марта 2022 года принято решение о проведении проверки МБОУ «Кожаевская ООШ» на предмет исполнения требований Закона № 28-ФЗ, приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, срок проверки установлен с 10 марта 2022 года по 08 апреля 2022 года.

В связи с принятым выше решением прокуратурой Никольского района совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ «ОШИ с ОВЗ» условий содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенного в здании по адресу: , в ходе которой установлено следующее:

- в нарушение требований пунктов 3.2.21, 6.1.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют аварийные емкости (баки) для питьевой воды;

- в нарушение требований пункта 5.2.1, таблицы 3 пункта 5.2.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью;

- в нарушение требований пункта 5.2.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет; не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год;

- в нарушение пунктов 3.2.8, 3.5.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 в ЗС ГО частично внутренняя отделка стен помещений защитного сооружения произведена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная вагонка);

- в нарушение пунктов 4.1.1, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;

- в нарушение пункта 6.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 ЗС ГО не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;

- в нарушение подпункта «в» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», в ЗС ГО эксплуатируется 1 светильник со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренными конструкцией.

В ходе ранее проведенной проверки в 2021 года прокурором района 01 ноября 2021 года в адрес директора МБОУ «Кожаевская ООШ» выносилось представление с целью побуждения должностных лиц МБОУ «Кожаевская ООШ» принять меры к приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями, предъявляемых для приема граждан.

Результаты надзорных мероприятий в 2022 году показали, что МБОУ «Кожаевская ООШ» каких-либо мер, направленных на осуществление подготовки к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приёму укрываемых, не принято, о чем также свидетельствуют выявленные многочисленные нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.

Анализируя установленные обстоятельства, а также оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к верному выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует предъявляемым требованиям и не готово к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Возлагая обязанность по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны на МБОУ «Кожаевская ООШ» и администрацию Никольского муниципального района Вологодской области, суд обоснованно исходил из того, что собственником нежилого помещения является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», а согласно договору от 09 февраля 2009 года муниципальное образование «Никольский муниципальный район» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления по акту приема-передачи имущества от 09 февраля 2009 года передало МБОУ «Кожаевская ООШ» в эксплуатацию недвижимое имущество, расположенное по адресу: .

Согласно пункту 1.1 договора от 09 февраля 2009 года имущество, передаваемое МБОУ «Кожаевская ООШ», является муниципальной собственностью Никольского района, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 апреля 2022 года, то есть обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны лежит также и на администрации Никольского муниципального района как собственнике указанного муниципального имущества.

Право оперативного управления зарегистрировано за МБОУ «Кожаевская ООШ» 18 мая 2009 года.

Кроме того, из ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14 июля 2022 года следует, что в территориальной базе данных реестра федерального имущества информация об объекте недвижимости – защитного сооружения гражданской обороны №..., расположенного в здании школы по адресу: , отсутствует.

При этом, само по себе защитное сооружение является частью здания, находящегося у МБОУ «Кожаевская ООШ» в оперативном управлении, а здание, передаваемое МБОУ «Кожаевская ООШ», принадлежит администрации Никольского муниципального района на праве собственности.

Учитывая, что защитное сооружение содержится не в надлежащем состоянии, эксплуатирующей организацией защитного сооружения является образовательное учреждение, собственником которого является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», интересы которого представляет администрация Никольского муниципального района Вологодской области, данное сооружение является муниципальной собственностью, суд пришел к обоснованному выводу, что обязанность по устранению выявленных нарушений следует возложить на школу, как на пользователя ЗС ГО, и на администрацию Никольского муниципального района, как на собственника объекта.

Доводы подателя жалобы о том, что ответчик не является владельцем данного защитного сооружения, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд исследовал вопрос о принадлежности данного сооружения и на основе представленных доказательств пришёл к верному выводу о нахождении его в собственности ответчика - администрации Никольского муниципального района.

Действительно в соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов, но до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Но в данном случае собственником нежилого помещения, в подвальном помещении которого располагается ЗС ГО, является муниципальное образование «Никольский муниципальный район», следовательно, объект ЗС ГО не является объектом федеральной собственности.

Ссылка ответчика на отсутствие потребности в данном защитном сооружении не исключает обязанности ответчиков по устранению выявленных нарушений, поскольку сведений о снятии объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны не имеется.

Довод подателя жалобы относительно того, что на основании постановления Правительства Вологодской области от 28 мая 2018 года № 13 Никольский район отнесен к безопасным районам на территории Вологодской области, не опровергает установленных по делу юридически значимых обстоятельств и с учетом сложившейся геополитической ситуации основанием для вмешательства в решение суда не является.

Довод ответчика относительно того, что судом при разрешении спора не принято во внимание финансовое положение ответчиков, также не подтверждает незаконности судебного постановления, поскольку отсутствие у заявителя жалобы финансирования на мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от обязанностей, предусмотренных законодательством.

Ссылка в жалобе на судебные решения, состоявшиеся по другим делам, не может являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам иного дела.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Никольского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2022 года.