Судья Рослова О.В. Дело № 33-2667/2022
(№ 2-144/2022)
64RS0048-01-2021-006097-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Негласона А.А., Бартенева Ю.И.
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова» о признании безработным и назначении пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 января 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова» (далее – ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова) о признании безработным и назначении пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице, взыскании судебных расходов.
Свои требования мотивировал тем, что 27 сентября 2021 года был уволен из управления ветеринарии Правительства Саратовской области в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (по собственному желанию). 30 сентября 2021 года через личный кабинет портала Госуслуг РФ обратился в подразделение по содействию занятости населения Ленинского района ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 01 октября 2021 года заявление было принято и зарегистрировано в «ПСЗН Ленинского района» без замечаний и требований дополнительных сведений и документов для регистрации в качестве безработного и начисления пособия по безработице. 01 октября 2021 года «ПСЗН Ленинского района» посредством электронной почты на адрес электронной почты направило истцу повестку о необходимости явиться на прием 08 октября 2021 года в 8 часов 15 минут к специалисту для регистрации в качестве безработного, в которой также указывалось, что непосещение в указанный день и время будет расцениваться неявкой в срок для регистрации в качестве безработного и по этой причине будет отказано в признании безработным и назначении пособия по безработице. Также указывает, что из-за поломки компьютера не имел возможности своевременно ознакомиться с вышеуказанной повесткой в Интернете. 08 октября 2021 года, отказав в назначении пособия по безработице, «ПСЗН Ленинского района» разместило в личном кабинете истца портала «Работа в России» причину отказа – «Неявка в срок для регистрации безработным». Указывает на то, что сотрудниками «ПСЗН Ленинского района» не были предприняты иные способы ознакомления его с повесткой о явке, использование которых предусмотрено «Методическими рекомендациями по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения в соответствии с Временными правилами при личном приеме граждан», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Саратовской области № 788 от 06 ноября 2020 года, а именно: почтовая связь, электронная почта, телефонный звонок, смс-сообщение, сообщение с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями (мессенджеров), а также посредством портала «Работа в России». Также полагает, что сам вызов его в «ПСЗН Ленинского района» 08 октября 2021 года в качестве претендента на статус безработного и назначения пособия по безработице противоречит «Временным правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденным постановлением Правительства РФ № 460 от 08 апреля 2020 года, полагает, что у «ПСЗН Ленинского района» не было объективных причин осуществлять его вызова 08 октября 2021 года. Кроме того, указывает, что согласно п. 5 письма Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по труду и занятости от 07 мая 2020 года № 1349-ТЗ «О направлении Методических рекомендаций по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 – введение на период распространения коронавирусной инфекции режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации либо иных ограничений на территории РФ признаются уважительной причиной неявки в центр занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных (в случае необходимости явки). Предоставление гражданами документов, подтверждающих наличие указанных уважительных причин, не требуется. Получив 08 октября 2021 года отказ в регистрации безработным, истец по истечении 7 дней вновь обратился через портал Госуслуг с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, однако также получил отказ в регистрации безработным и получении пособия по безработице на том основании, что согласно п. 4 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа. Полагает ссылку «ПСЗН Ленинского района» на положения указанной нормы Закона некорректной, поскольку в период действия Временных правил ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 применяется с учетом особенностей, установленных «Временными правилами». Полагает, что «ПСЗН Ленинского района», осознав ошибку в своей деятельности по отношению к нему, 03 ноября 2021 года приняло решение о постановке его на учет в качестве безработного с 29 октября 2021 года и назначило пособие в размере 1 125 руб. При этом, в нарушение п. 4 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» в «ПСЗН Ленинского района» для определения полагающегося размера денежной суммы пособия по безработице его не поставили в известность о необходимости предоставления имеющейся у него справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), так как для целей настоящих Временных правил условие о наличии 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, необходимо при определении размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). Вместе этого, «ПСЗН Ленинского района» взяло для начисления пособия данные по заработной плате за три месяца не по последнему месту работы в управлении ветеринарии (июль, август, сентябрь 2021 года), а за три месяца (апрель, май, июнь 2021 года) предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, а им во 2-м квартале оказался один рабочий день 30 июня 2021 года, поэтому пособие составило 1125 руб.
03 декабря 2021 года истец при перерегистрации в качестве безработного предоставил в «ПСЗН Ленинского района» справку о заработной плате за последние три месяца. В связи с чем, перерасчет размера пособия произведен с указанной даты.
Не согласившись с действиями ответчика, истец обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» обязанность признать его безработным и назначить выплату пособия по безработице с 12 октября 2021 года; произвести начисления и перерасчет начисленного пособия по безработице с 12 октября 2021 года в соответствии с фактической заработной платой за последние три месяца на последнем месте работы в управлении ветеринарии Правительства Саратовской области до 27 сентября 2021 года, взыскать с ответчика понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 января 2022 года в удовлетворении исковых требований истцу было отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. В апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Указывает на незаконность действий ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова», выразившихся в несоблюдении «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных постановлением Правительства РФ № 460 от 08 апреля 2020 года.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» выражает согласие с постановленным решением, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчика ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседание не заявил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 30 сентября 2021 года обратился в подразделение ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» - Центр занятости Ленинского района г. Саратова посредством подачи заявления в электронной форме через Единый портал государственных услуг (далее – ЕПГУ).
01 октября 2021 года истец через личный кабинет портала «Работа в России», интегрированного с ЕПГУ, и электронную почту, указанную в заявлении уведомлен о необходимости личного посещения центра занятости 08 октября 2021 года в 8 часов 15 минут для регистрации в качестве безработного и оказания государственных услуг в сфере занятости населения. Указанным уведомлением от 01 октября 2021 года истец предупрежден о последствиях неявки в органы службы занятости в указанную дату.
Судом установлено, что 08 октября 2021 года посредством личного кабинета на портале «Работа в России» ФИО1 уведомлен об отказе ему в назначении пособия по безработице в связи с неявкой в срок для признания безработным.
19 октября 2021 года истец подал повторное заявление в электронной форме через ЕПГУ о признании его безработным и назначении пособия по безработице, в чем ему было отказано на основании п. 4 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
03 ноября 2021 года ГКУ СО Центр занятости населения г. Саратова на основании поступившего 28 октября 2021 года заявления ФИО1 издан приказ № П-208099/21 о признании ФИО1 безработным и назначении ему пособия по безработице с 28 октября 2021 года в размере 75 % средней зарплаты гражданина (1500 руб.) 1125 руб., но не ниже 1500 руб. с 28 октября 2021 года по 27 января 2022 года; в размере 60% средней зарплаты гражданина (1500 руб.) 900 руб., но не ниже 1500 руб. с 28 января 2022 года по 27 мая 2022 года, в размере 45% средней зарплаты гражданина (1500 руб.) 675 руб., но не ниже 1500 руб. с 28 мая 2022 года по 27 октября 2022 года.
03 декабря 2021 года в связи с предоставлением новых документов, а именно справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) ФИО1 на основании приказа от 03 декабря 2021 года № П220895/21 изменен порядок начисления пособия по безработице. Начисление пособия по безработице в соответствии приказом производить: с 28 октября 2021 года по 02 декабря 2021 года в размере 75% средней зарплаты гражданина (1500 руб.) 1500 руб. в месяц; с 03 декабря 2021 года по 27 января 2022 года в размере 75 % средней зарплаты гражданина (36 066 руб. 75 коп.) 12 130 руб. в месяц; с 28 января 2022 года по 27 мая 2022 года в размере 60% средней зарплаты гражданина (36 066 руб. 75 коп.) 12 130 руб. в месяц, с 28 мая 2022 года по 27 октября 2022 года в размере 45% средней зарплаты гражданина (36 066 руб. 75 коп.) 12 130 руб. в месяц.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании его безработным и назначении ему выплаты пособия по безработице с 12 октября 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по отказу 08 октября 2021 года в назначении пособия по безработице в связи с неявкой в срок для признания безработным, соответствуют требованиям действующего законодательства, истцом не представлено доказательств уважительности его неявки. Также суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете начисленного пособия по безработице с 12 октября 2021 года не имеется, поскольку указанные требования являются производными от основных, кроме того действующее законодательство не содержат норм, предусматривающих возможность перерасчета размера пособия по безработице за прошлое время.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 2 указанной нормы закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 (действующих на период спорных правоотношений, далее - Временные правила) настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения в соответствии с Временными правилами при личном приеме граждан», утвержденными Приказом министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 06 ноября 2020 года № 788 «О порядке оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», уведомление граждан о необходимости посещения ГКУ СО ЦЗН производится всеми доступными способами: почтовая связь, электронная почта, телефонный звонок, смс-сообщение, сообщение с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями (мессенджеров), а также посредством портала «Работа в России».
Согласно п. 9 Временных правил, государственный орган вправе отказать в признании безработным, в случае если предоставлена недостоверная информация. Иных оснований не имеется.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, самостоятельно отозвавшие заявление в электронной форме, имеют право на повторное обращение в центр занятости населения за предоставлением им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через 7 дней со дня отказа или самостоятельного отзыва заявления в электронной форме (п. 9.1 Временных правил).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно п. 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные п. 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п. 2.1. ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Согласно приведенным разъяснениям, суд апелляционной инстанции наделен процессуальными возможностями, которые позволяют ему с достаточной степенью достоверности установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы истца судебной коллегией из ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» были истребованы следующие сведения:
- сколько раз ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <...>) обращался в ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» посредством подачи заявления в электронной форме за период с 27 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года (с указанием дат заявлений, присвоенных номеров),
- когда и какие ответы были даны ФИО1 на его заявления (с указанием причин отказа в постановке на учет и пр.),
- разъяснялось ли сотрудниками ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» ФИО1 при постановке на учет в качестве безработного право представить сведения о его среднем заработке за последние три месяца работы,
- какие решения были приняты по заявлениям ФИО1 от 28 октября 2021 года и от 03 ноября 2021 года,
- по какой причине в удовлетворении заявления ФИО1 от 28 октября 2021 года первоначально было отказано, а позднее 03 ноября 2021 года ФИО1 назначено пособие,
- действовало ли Постановление Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» на территории Саратовской области, руководствовалось ли его положениями ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» в период его действия?
В ответ на запрос судебной коллегии из ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» поступил ответ № 10-03/721 от 21 апреля 2022 года, в котором было сообщено следующее:
согласно сведениям, полученным с портала «Работа в России» и из Регистра получателей государственных услуг, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <...> обращался в 2021 году в ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» трижды с целью получения статуса безработного гражданина:
30 сентября 2021 года ФИО1 обратился в подразделение по содействию занятости населения (ПСЗН) Ленинского района посредством подачи заявления № 1506954429 в электронной форме через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ);
08 октября 2021 года ФИО1 не явился в центр занятости населения для подбора подходящей работы без уважительных причин. В связи с чем ему отказано в постановке на регистрационный учет в качестве безработного в связи с неявкой без уважительных причин в органы службы занятости в установленный срок для регистрации в качестве безработного. Фактически имел место также факт отказа ФИО1 в течение 10 дней со дня его регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы. Данная ситуация влечет отказ как в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», так и в соответствии с нормами «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 (с изм. и доп.). Дата отказа – 08 октября 2021 года. Повторное право на признание безработным у ФИО1 возникает с 08 ноября 2021 года;
19 октября 2021 года ФИО1 подал повторное заявление в электронной форме № 1546673732 через ЕПГУ о признании его безработным и назначении пособия по безработице, в чем ему было обоснованно отказано 20 октября 2021 года в связи тем, что данное заявление было подано ранее истечения месячного срока после отказа в признании его безработным;
28 октября 2021 года ФИО1 подал еще одно заявление в электронной форме № 1576397773 через ЕПГУ, в чем ему было отказано в связи тем, что данное заявление было подано ранее истечения месячного срока после отказа в признании его безработным;
В связи с ошибкой специалиста подразделения по содействию занятости населения Ленинского района по последнему заявлению ФИО1 (ранее даты 08 ноября 2021 года) приказом от 03 ноября 2021 года № Д208098/21 признан безработным с одновременном назначением пособия по безработице в размере минимальной величины - 1500 руб. в месяц на период с 28 октября 2021 года по 27 октября 2022 года.
Согласно п. 2 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства от 14 сентября 2021 года №1552, расчет среднего заработка ФИО1 для определения ему размера пособия по безработице производился органами службы занятости на основании сведений из Пенсионного фонда России, поступивших в порядке межведомственного электронного взаимодействия о доходах застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, по последнему месту работы (службы) за 2 квартал 2021 года. Таковые сведения имелись только за июнь в размере 1500 руб. «Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)» не предусматривают возможности получения органами службы занятости сведений о среднем заработке от работодателя в случае, если такие сведения поступили в порядке межведомственного взаимодействия. Тем не менее, ФИО1 в порядке исключения разрешено предоставить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, хотя «Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)» допускают такую возможность только если сведения о доходах» на который начислены страховые взносы, полностью отсутствуют. Разрешение сделано исходя из положений «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460, которые не были приведены в соответствие с Правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы).
ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» руководствовалось положениями Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 до 18 ноября 2021 года (до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
Представленный документ судом апелляционной инстанции принят в качестве нового доказательства на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследован и проверен в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: правомерны ли были действия ответчика по отказу ФИО1 08 октября 2021 года в назначении пособия по безработице в связи с неявкой в срок для признания безработным, была ли необходима его явка, надлежащим ли образом ФИО1 был извещен о необходимости явки, а также были ли ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» предприняты все необходимые меры для истребования сведений о средней заработной плате ФИО1 за последние три месяца работы ввиду того, что сведения о заработке (доходе) гражданина работодателем передаются в пенсионный орган ежеквартально.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований ФИО1 в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определил и не установил названные обстоятельства, имеющие значение для дела, не оценил имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (ст. 67 ГПК РФ).
Делая вывод о том, что истцом не исполнена обязанность по явке в срок для признания безработным, суд первой инстанции неправомерно согласился с отказом ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» от 08 октября 2021 года от постановки ФИО1 на учет в качестве безработного. Кроме того суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о правильности расчета пособия, изначально назначенного истцу, и не учел, что бремя истребования сведений о средней заработной плате гражданина, обратившегося за назначением пособия по безработице, за последние три месяца работы лежит на ответчике, а также, что ответчик не лишен был права своевременно разъяснить истцу необходимость представления сведений о его средней заработной плате при отсутствии в пенсионном органе актуальных сведений.
Кроме того, не было учтено, что действия самого ответчика по постановке истца на соответствующий учет и назначении пособия, по заявлению, поступившему до истечения месячного срока с момента первоначального отказа, подтверждают обоснованность требований о неправомерности первоначального отказа в постановке на учет и по назначению пособия в меньшем размере, опровергают доводы ответчика о необходимости явки ФИО1 в центр занятости населения, с учетом применения ответчиком положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 до 18 ноября 2021 года (до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности действий ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» сделан с нарушением закона.
Ввиду изложенного судебная коллегия находит решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 января 2022 года, подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности признания его безработным с 12 октября 2021 года, произведения начисления и перерасчета начисленного ему пособия по безработице с 12 октября 2021 года с учетом его фактической заработной платы за последние три месяца на последнем месте работы в Управлении ветеринарии Правительства Саратовской области.
В пользу ФИО1 также подлежат взысканию с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в порядке ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 января 2022 года отменить, вынести новое решение, которым:
Возложить на Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова» обязанность признать ФИО1 безработным с 12 октября 2021 года.
Возложить на Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова» обязанность назначить ФИО1 пособие по безработице с 12 октября 2021 года, произвести начисление и перерасчет начисленного ему пособия по безработице с 12 октября 2021 года с учетом его фактической заработной платы за последние три месяца на последнем месте работы в Управлении ветеринарии Правительства Саратовской области.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова» в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: