ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1450/19-33-1979/19 от 14.08.2019 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Рыцарева А.И. 14.08.2019 г. Дело №2-1450/19-33-1979/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Ребровой И.В.,

судей – Котовой М.А. и Макаровой Л.В.,

при секретаре – Дмитриевой Е.Г.,

с участием истца – Степанова В.В. и его представителя Мариш Н.В., представителя ответчика – Карцевой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2019 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Степанова В.В. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2019 года, принятое по иску Степанова В.В. к Главному Управлению МЧС России Новгородской области об отмене дисциплинарных взысканий,

у с т а н о в и л а:

13 февраля 2019 года Степанов В.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России Новгородской области (далее - ГУ МЧС России по НО) об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 7 февраля 2019 года, указав в обоснование заявленных требований, что является начальником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новгородской области», осуществляет деятельность на основании трудового договора. Приказом начальника главного управления от 7 февраля 2019 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с предоставлением недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. С названным приказом истец не согласен и просит его отменить, указав, что 12 марта 2018 года им были поданы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении себя и супруги. 26 октября 2018 года была проведена проверка правильности заполнения данных справок, по результатам которой было установлено, что в представленных им справках отсутствует Раздел № 7, что в дальнейшем повлекло проведение проверки достоверности и полноты представленных им сведений. Раздел № 7 в представленных им справках отсутствовал, поскольку заполнение справки производилось в программном обеспечении в устаревшей версии, которую ему предоставил ранее кадровый работник. По результатам проведения проверки также было установлено, что в справке о доходах им неверно указана сумма полученного дохода в виде пенсии, размер пенсии указан в большем размере с учетом процентов по капитализации вклада, которые подлежали указанию в другой строке. Также им неверно указан размер полученного пособия по временной нетрудоспособности без разбивки по суммам от работодателя и денежных средств, полученных от Фонда социального страхования по причине недостоверных данных, представленных главным бухгалтером. Допущенные нарушения при составлении справок истец считает малозначительными и наложенное на него приказом дисциплинарное взыскание в виде выговора - не соответствующим характеру и тяжести проступка. Также истцом указано на пропуск работодателем срока для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, 18 февраля 2019 года Степанов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МЧС России по НО об отмене приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности от 14 февраля 2019 года в виде выговора за ненадлежащее хранение, эксплуатацию и поддержание исправного состояния техники ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новгородской области», указав в обоснование заявленных требований, что 1 февраля 2019 года на территории Великого Новгорода на месте дислокации техники была проведена проверка готовности к действиям по предназначению сил и средств Центра ГИМС комиссией Главного Управления МЧС России по Новгородской области. 4 февраля 2019 года им был получен обзор выявленных недостатков, после чего составлен план по устранению недостатков, большая часть мероприятий была проведена до 8 февраля 2019 года. 11 февраля 2019 года им была написана объяснительная записка о причинах выявленных недостатков с указанием на допущенные нарушения по независящим от него причинам. С актом проверки и решением комиссии, проводившей служебную проверку, он ознакомлен не был. Привлечение к дисциплинарной ответственности истец считает незаконным, поскольку вменяемые ему нарушения к его должностным обязанностям не относятся.

Определением суда от 21 февраля 2019 года указанные гражданские дела объединены в одно производство. Объединенному гражданскому делу присвоен номер №2-1450/19.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2019 года исковые требования Степанова В.В. к Главному Управлению МЧС России Новгородской области оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Степанов В.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства. В обоснование доводов жалобы, считает незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказом от 14.02.2019 года, поскольку он не является субъектом дисциплинарной ответственности. В соответствии с Уставом и Приказом МЧС РФ №555 полномочия по содержанию вверенного имущества возлагаются на начальника отдела МТО как на структурное подразделение Центра ГИМС. Дисциплинарное взыскание от 07 февраля 2019 года не соразмерно тяжести допущенного нарушения. При подаче отчетной документации, он полностью указал все доходы и сведения по сделкам за отчётный период. Допущенные ошибки при заполнении бланка отчетности являются незначительными и не образуют состав коррупционного проступка. Просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по НО считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области» является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения и входит в систему ГИМС МЧС России. Источником формирования имущества Учреждения является имущество, закрепленное на праве оперативного управления, в т.ч. имущество, приобретенное за счет средств федерального бюджета, а также иное имущество, полученное по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Источником формирования финансовых средств Учреждения являются средства федерального бюджета. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно Уставу Учреждения его начальник несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Учреждение, в том числе, руководит деятельностью учреждения и подчиненных структурных подразделений, обеспечивает правомерное, целевое, эффективное использование имущества, не допуская его ухудшения технического состояния, не связанное с его нормативным износом в процессе эксплуатации.

С 15 марта 2006 года Степанов В.В. переведен на должность начальника Центра ГИМС МЧС России по Новгородской области, с ним заключен трудовой договор.

Как следует из должностной инструкции начальника Центра, начальник Центра предоставляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супруги и несовершеннолетних детей.

Согласно статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации на работников организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) в том числе граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Согласно п.7 названой статьи Закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении (ч. 9 ст.8).

На основании ст. 12.4 Федерального закона на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- 03 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно Приказу МЧС России № 252 от 15 апреля 2013 года «О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей» на работников, замещающих должности, указанные в Перечне, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции». Также предусмотрено, что вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов в отношении работников, замещающих должности, включенные в Перечень, рассматриваются на комиссиях территориальных органов МЧС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в отношении работников, замещающих должности в организациях находящихся в ведении территориальных органов МЧС России.

Согласно утвержденному Перечню в Центрах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, начальник Центра обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом МЧС России от 21 ноября 2013 года № 745 утвержден порядок представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно названному порядку сведения о доходах и расходах представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Заполнение справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК».

Работник ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным представляет в соответствующее кадровое подразделение или иное подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МЧС России (должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений):

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

в) сведения о расходах.

В случае если работником обнаружено, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, в течение одного месяца после окончания установленного срока, он может представить уточненные сведения.

Как следует из утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 формы справки, она содержит Раздел 7. - Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки.

Приказом МЧС России от 21 ноября 2013 года № 746 также утверждено Положение об осуществлении в системе МЧС России проверки достоверности и полноты представляемых сведений о доходах и расходах. Согласно названному Положению проверка осуществляется по решению начальника территориального органа МЧС России. Основанием для проведении проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе Департаментом кадровой политики МЧС России, кадровым подразделением регионального центра, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, организации (далее - кадровое подразделение) либо должностным лицом, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.

При осуществлении проверки должностные лица соответствующего кадрового подразделения:

а) проводят беседу с гражданином (работником);

б) изучают представленные гражданином (работником) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также дополнительные материалы;

в) получают от гражданина (работника) пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

г) направляют в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях:

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином (работником) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

о соблюдении работником требований к служебному поведению;

д) наводят справки у физических лиц и получают от них информацию с их согласия;

е) анализируют сведения, представленные гражданином (работником) в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Руководитель (начальник) кадрового подразделения обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме работника (гражданина) о начале в отношении его проверки - в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

По окончании проверки руководитель (начальник) кадрового подразделения обязан организовать ознакомление работника (гражданина) с результатами проверки.

После завершения проверки руководитель кадрового подразделения представляет должностному лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

Приказом МЧС России от 31 августа 2010 года № 409 утверждено Положение о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно названному Положению, основаниями для проведения заседания комиссии являются, в том числе, представление материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.

Председатель комиссии при поступлении к нему в установленном порядке информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии в 10- дневный срок назначает дату заседания комиссии, организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в Департамент кадровой политики МЧС России и с результатами ее проверки;

Заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в МЧС России. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящего Положения. Заседания комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего или гражданина

На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в МЧС России (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «а» пункта 15 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует Министру применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 15 настоящего Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 21 - 24, 25.1 - 25.3 настоящего Положения, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

При равенстве голосов присутствующих членов комиссии решение считается принятым в пользу государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 15 настоящего Положения, для Министра носят рекомендательный характер.

Копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются Министру, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

Министр рассматривает протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.

Судом первой инстанции установлено, что, что 12 марта 2018 года Степановым В.В. были поданы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2017 год в отношении себя и своей супруги. Названные справки не соответствуют утвержденной Указом Президента РФ 23 июня 2014 г. № 460 форме справки, в них не содержится Раздел 7. - Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки.

2 октября 2018 года в территориальные органы МЧС России поступило указание о необходимости проведения анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленными должностными лицами за 2016-2017 годы. В конце октября 2018 года главным специалистом по вопросам противодействия коррупции на территории Псковской и Новгородской областей Коховой О.А. была проведена проверка представленных работниками сведений, по результатам которой была установлена неполнота представленных сведений Степановым В.В.

1 ноября 2018 года о названном факте был уведомлен начальник Главного Управления МЧС России по Новгородской области. На основании поступившего от Молева Г.В. рапорта, выявившего неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные Степановым В.В., а также отсутствие в справке раздела № 7.

15 ноября 2018 года начальником Главного Управления МЧС России по Новгородской области издано распоряжение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, представленных Степановым В.В. С названным распоряжением Степанов В.В. ознакомлен 16 ноября 2018 года, также 16 ноября 2018 года Степанову В.В. вручено уведомление о начале проверки.

16 ноября 2018 года Степановым В.В. даны объяснения по фату предоставленных им неполных сведений. 14 января 2019 года Молевым Г.В. составлен доклад по результатам проведенной проверки, согласно которому Степановым В.В. указан размер пенсии в большем размере, чем в справке, предоставленным пенсионным органом, размер пособия по временной нетрудоспособности указан в большем размере, чем в справке, предоставленной ФСС. В справках также отсутствует раздел 7. С названным докладом Степанов В.В. ознакомлен 22 января 2019 года.

На основании решения начальника главного Управления доклад по результатам проверки 15 января 2019 года передан для рассмотрения Комиссии ГУ МЧС России по Новгородской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

15 января 2019 года председателем Комиссии для рассмотрения доклада Молева Г.В. по результатам проверки в отношении Степанова В.В. принято решение о проведении заседания Комиссии 30 января 2019 года.

22 января 2019 года Степановым В.В. получено уведомление о проведении заседания комиссии. В ходе заседания Комиссии Степановым В.В. даны объяснения о том, что Раздел 7 в справках отсутствовал по причине заполнения им справок в старой версии программного обеспечения, пояснив, что безвозмездных сделок по недвижимому имуществу и транспортным средствам ни им, ни его супругой в 2017 году не совершалось. Сведения о сумме пенсии были взяты из электронной выписки по счету из личного кабинета, а сумма по листам нетрудоспособности была рассчитана главным бухгалтером Центра.

Из материалов дела также следует, что сумма пенсии была указана Степановым В.В. в большем размере в результате суммирования с процентами по капитализации вклада по счету, которые подлежали указанию в отдельной строке; а в сумму пособия по временной нетрудоспособности, полученной от ФСС, включены денежные средства, полученные от работодателя. 30 января 2019 года по результатам проведения заседания Комиссией принято решение о том, что сведения представленные Степановым В.В. являются недостоверными и (или) неполными, начальнику Главного Управления рекомендовано применить к Степанову В.В. меру дисциплинарного взыскания в виде замечания.

Также судом установлено, что 15 января 2018 года на оперативном совещании Степанов В.В. был ознакомлен с указанием заместителя Министра МЧС России о необходимости заполнения представления сведений о доходах с использованием специального программного обеспечения Справки БК в версии 2.4, указано о возможности копирования указанного программного обеспечения с сайта Президента РФ. 12 декабря 2017 года и 19 января 2018 года посредством видеоконференцсвязи проводились занятия Департаментом кадровой политики МЧС по вопросам представления сведений о доходах и заполнения соответствующей справки за отчетный 2017 год.

Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции, учитывая вышеизложенное и, исходя из того, что факт предоставления Степановым В.В. недостоверных и неполных сведений о своих доходах, а также не предоставление сведений о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки в отношении себя и супруги, нашел свое подтверждение, а также из того, что при применении к Степанову В.В. дисциплинарного взыскания ответчиком нарушений требований трудового законодательство не допущено, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 7 февраля 2019 года № 84, в виде выговора.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он сделан с учетом фактических обстоятельств дела, исследованных в суде письменных доказательств, при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия находит, что факт предоставления истцом неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе подтверждается материалами дела, а также его пояснениями, данные им в ходе судебного разбирательства.

Довод истца об отсутствии умысла на сокрытие имущества и доходов не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку цель и мотивы такого поступка по закону не имеет правового значения.

Необоснованными судебная коллегия находит доводы жалобы о том, что при наложении дисциплинарного взыскания ответчиком не была учтена тяжесть совершенного проступка, поскольку как было указано выше, предоставление сотрудником учреждения заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является грубым нарушением служебной дисциплины, которое может повлечь за собой последствия, в том числе в виде увольнения.

Отказывая в удовлетворении требований истца об отмене приказа от 14 февраля 2019 года № 104, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании нашли свое подтверждение нарушения установленного порядка содержания и хранение переданных ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новгородской области» единиц техники.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда, поскольку они подтверждаются представленными доказательствами.

Так, согласно должностной инструкции, начальник Центра руководит деятельностью учреждения, организует ресурсное обеспечение структурных подразделений, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями, обеспечивает правомерное, целевое и эффективное использование имущества Учреждения, не допуская ухудшения его технического состояния, обеспечивает правомерное, целевое и эффективное расходование средств федерального бюджета, заключает договоры на проведение работ (оказание услуг), соглашения, контракты, совершает другие сделки в пределах предоставленных полномочий и др.

В соответствии с Инструкцией по организации материально-технического обеспечения системы МЧС, утвержденной приказом МЧС России № 555 от 18 сентября 2012 года, названная Инструкция определяет порядок планирования, эксплуатации, ремонта и учета использования материально-технических средств в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), ведения хозяйственной деятельности в спасательных воинских формированиях, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ГПС МЧС России), аварийно- спасательных формированиях и подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС).

Материально-техническое обеспечение системы МЧС России представляет собой комплекс мероприятий по оснащению и обеспечению вооружением, военной и специальной техникой (далее - ВВСТ), горючим и смазочными материалами (далее ГСМ), продовольствием, вещевым и другим имуществом, техническими средствами служб тыла, поддержанию ВВСТ, запасов материальных средств и технически средств служб тыла в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее учреждения) к выполнению задач по предназначению.

Основными задачами материально-технического обеспечения системы МЧС России являются:

своевременное определение потребности, истребование материалы технических и денежных средств, получение, учет и хранение всех видов материально-технических средств, их распределение, выдача (отправка, передача) назначению, доведение установленных норм до личного состава МЧС России обеспечение правильного и экономного расходования материально-технических и денежных средств и ведение в установленном порядке соответствующей отчетности;

учет поступивших на обеспечение (укомплектование) материально-технических средств;

организация технически правильной эксплуатации техники и поддержание ее в постоянной готовности к применению по предназначению;

техническое обслуживание и ремонт техники в соответствии с требованиями нормативных и распорядительных документов МЧС России, инструкций по ее эксплуатации предприятий-изготовителей;

ввод техники в строй и закрепление ее за личным составом;

выявление нарушений в организации материально-технического обеспечения, оперативное принятие мер по их устранению;

систематический контроль состояния материально-технических средств должностными лицами территориальных органов и учреждений, в том числе специальной (комплексной) комиссией территориальных органов и учреждений, принятие мер руководителями территориальных органов и учреждений, других подразделений МЧС России по обеспечению сохранности техники, поддержанию ее в постоянной готовности к применению по предназначению;

своевременное и правильное списание техники и имущества, выработавших установленный ресурс и непригодных к дальнейшему использованию;

Руководитель учреждения, за исключением лиц, указанных в пунктах 8 и 13 настоящей Инструкции, несет ответственность за выполнение мероприятий материально-технического обеспечения и осуществляет руководство материально- техническим обеспечением учреждения (п.21).

При организации материально-технического обеспечения на руководителя учреждения возлагаются (п.22): руководство планированием хозяйственной деятельности в учреждении, организация контроля и подведения итогов выполнения мероприятий материально-технического обеспечения; организация приема и ввода в строй поступающих ВВСТ, а также их хранения, эксплуатации, поддержания в исправном состоянии; осуществление контроля технического состояния ВВСТ, проведение мероприятий по предупреждению происшествий и аварий; организация работы по предотвращению утрат, недостач материально- технических ценностей и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение полноты доведения до личного состава учреждения положенных материально-технических средств по установленным нормам; определение задач по материально-техническому обеспечению, а также выделение необходимых сил и средств для их выполнения; утверждение плана материально-технического обеспечения учреждения и представление его в органы управления МТО в порядке подчиненности; установление сроков выполнения задач по материально-техническому обеспечению; обеспечение целевого и эффективного использования материально-технических и денежных средств учреждения; обеспечение проведения инвентаризаций материально-технических средств; организация сохранности закрепленных автомобильных дорог специального значения, а также их правильного содержания и эксплуатации; принятие мер по улучшению условий повседневной деятельности и быта личного состава учреждения, рассмотрение и утверждение раскладки продуктов на неделю, организация ежедневного контроля качества и полноты выдачи пищи, еженедельный контроль качества приготовленной пищи; организация еженедельного контроля банно-прачечного обслуживания личного состава учреждения.

Руководитель учреждения осуществляет также иные полномочия в соответствии с нормативными и распорядительными документами МЧС России.

Планирование материально-технического обеспечения является основой организации материально-технического обеспечения со стороны должностных лиц территориального органа и учреждения (п.47).

При планировании материально-технического обеспечения основное внимание уделяется: поддержанию территориального органа, учреждения в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению; всестороннему и бесперебойному обеспечению боевой (профессиональной) подготовки, созданию необходимых условий повседневной деятельности и быта личного состава; организации правильного использования и содержания технических средств, продления сроков их эксплуатации и своевременного ремонта; обеспечению наиболее экономного, рационального расходования материально-технических и денежных средств.

Планирование материально-технического обеспечения должно осуществляться во взаимосвязи с финансовым планированием, а также с учетом выделенных территориальному органу, учреждению лимитов бюджетных ассигнований и наличия материально-технических средств.

Руководитель территориального органа, учреждения осуществляет общее руководство планированием материально-технического обеспечения территориального органа, учреждения (п.49).

Руководитель территориального органа, учреждения обеспечивает должностных лиц, ответственных за МТО, руководителей органов управления МТО, начальников служб МТО территориального органа, учреждения необходимыми исходными данными для планирования материально-технического обеспечения, организует взаимодействие между ними.

Под организацией эксплуатации понимается деятельность должностных лиц территориального органа, учреждения по планированию, контролю, учету, анализу и прогнозированию работы техники, поддержанию готовности техники к применению по назначению, профилактике и предупреждению ДТП. За организацию эксплуатации конкретных видов техники отвечают заместители руководителя территориального органа, учреждения по направлениям деятельности и руководители подразделений, осуществляющих непосредственную эксплуатацию (п. 145).

На основании п. 147 Инструкции основным качественным показателем является готовность техники подразделений к применению по назначению.

Готовность техники к применению по назначению определяется ее исправностью, надежностью (ресурсом до очередного среднего или капитального ремонта, качеством технического обслуживания и ремонта), наличием подготовленного экипажа (водителя), укомплектованностью положенными запасными частями, инструментом, приспособлениями и имуществом, другими необходимыми устройствами, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, необходимыми для выполнения предстоящей задачи, соответствием внешнего вида, окраски и надписей требованиям действующих руководящих документов.

Бухгалтерский (бюджетный) учет техники и имущества ведется в территориальных органах и учреждениях в установленном порядке (п. 179).

Основным документом, удостоверяющим гарантированную предприятием- изготовителем (ремонтным предприятием) техническую характеристику изделия, принадлежность ее данному территориальному органу, учреждению, отражающим комплектность, техническое состояние изделия и содержащий сведения по ее эксплуатации и ремонту является паспорт (формуляр), оформляемый по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции. При этом паспорт (формуляр) выдается на каждую единицу техники (п. 180).

Не требуют переоформления паспорта (формуляры) техники, выданные до утверждения настоящей Инструкции.

Прием и передача техники производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России (п. 181).

Перемещение (передача) техники между структурными подразделениями учреждения осуществляется на основании приказа (решения) руководителя территориально органа, учреждения.

Передача неисправной или неукомплектованной техники запрещается.

Для приемки поступившей в территориальный орган, учреждение техники, приказом руководителя территориального органа, учреждения назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель комиссии: заместитель руководителя учреждения, отвечающий за материально-техническое обеспечение, члены комиссии: начальник (заместитель начальника) подразделения, в которое передается техника, представитель подразделения материально-технического обеспечения, специалист (водитель) за которым планируется закрепление поступившей техники, лицо сдающее технику (п. 183).

Поступление и выбытие материально-технических средств, (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) - актом по установленной законодательством Российской Федерации форме (п. 184).

Кроме того, приемка и выбытие техники оформляется актом технического состояния по рекомендуемому образцу согласно приложению <...> к настоящей Инструкции. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров. О результатах приемки председатель комиссии докладывает руководителю территориального органа и учреждения.

На основании п. 185 Инструкции поступившая на штатное укомплектование и принятая комиссией техника в кратчайшие сроки проходит необходимые процедуры регистрации, страхования, технического освидетельствования, технического осмотра и другие процедуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и вводится в строй приказом руководителя территориального органа, учреждения. В приказе указываются тип, марка, штатное предназначение техники, в какое подразделение зачисляется (для спасательных воинских формирований МЧС России, кроме того, указывается группа эксплуатации), присвоенный технике государственный регистрационный знак (номер), идентификационный номер транспортного средства, номера шасси (корпуса), двигателя и фамилия специалиста, за которым она закрепляется.

Номер и дата приказа о вводе техники в строй и фамилия специалиста (водителя), закрепленного за техникой заносятся в паспорт (формуляр).

На основании п. 188 Инструкции подготовка техники к использованию включает: нанесение, при необходимости, цветографических схем в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, дооборудование специальными сигналами, средствами позиционирования, радиосвязи; нанесение (крепление) государственных регистрационных и опознавательных знаков (при введении в строй); обкатку новой и отремонтированной техники (по поступлении в территориальный орган, учреждение); установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях.

Согласно п. 195 техника должна использоваться только по штатному (табельному) предназначению с соблюдением установленных технических норм и правил. Запрещается использование техники не по назначению.

Основанием для использования техники являются соответствующие планы эксплуатации техники и решение руководителя территориального органа, учреждения на ее использование (п. 196).

Конкретный порядок использования техники территориального органа, учреждения устанавливается приказом руководителя территориального органа, учреждения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России с учетом специфики деятельности территориального органа, учреждения.

К использованию допускается только исправная, прошедшая техническое обслуживание (технический осмотр, техническое освидетельствование), подготовленная к работе техника, зарегистрированная в установленном порядке в органах, осуществляющих регистрацию, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, других документов, установленных законодательством Российской Федерации (п. 199).

В силу п.200 Инструкции при повседневной деятельности запрещается использование техники: для целей, не связанных со служебной деятельностью; не по предназначению; неисправной, не прошедшей техническое обслуживание (технический осмотр, техническое освидетельствование) и не обеспечивающей безопасность движения работы); с опознавательными знаками, надписями и обозначениями, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России.

В силу п.223 Инструкции в МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

Своевременное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации техники и должно обеспечивать: постоянную готовность техники к использованию; безопасность применения (работы); устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов; надежную работу техники в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания; минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий- изготовителей.

На основании п.240 Инструкции техника, прошедшая техническое обслуживание, должна быть исправной, заправленной положенными эксплуатационными материалами, чистой, отрегулированной, смазанной. Все агрегаты, сборочные единицы, механизмы, приборы и другое оборудование должны быть надежно закреплены, работать и соответствовать требованиям нормативно - технической документации предприятия-изготовителя.

О проведенных технических обслуживаниях и ремонтах техники делают соответствующие отметки в ее паспортах (формулярах), месячных план эксплуатации и планах-графиках проведения технических обслуживаний.

В силу п.242 ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание машин возлагается на руководителя учреждения и командиров (начальников) соответствующих структурных подразделений. Они обязаны обеспечить его проведение в установленные сроки, предоставляя при необходимо для этого время, средства и материалы.

В силу п.244 Инструкции техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:

а) для техники повседневного использования:

контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления); ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО); техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ (учений); номерные виды технического обслуживания (далее - ТО-1, ТО-2 и т.д.); сезонное техническое обслуживание (далее - СО);

б) для техники, содержащейся на хранении:

ежемесячное техническое обслуживание; полугодовое техническое обслуживание; годовое техническое обслуживание; регламентные работы.

Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) имеют целью обеспечить безотказную работу техники, снизить интенсивность изнашивания деталей, выявить и предупредить отказы и неисправности. Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) проводятся в объемах и с периодичностью, установленной соответствующим предприятием-изготовителем и (или) по результатам технического диагностирования. Указанные виды технического обслуживания могут иметь другие наименования, устанавливаемые соответствующими предприятиями-изготовителями (например, ТО-10 000, ТО-65 000 и др.).

Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы техники в осенне-зимний или весенне- летний периоды эксплуатации.

Сезонное техническое обслуживание техники заключается в проведении очередного номерного технического обслуживания и дополнительных работ в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации и инструкциями по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

При сезонном техническом обслуживании техники может проводиться: промывка, продувка сжатым воздухом, проверка и регулировка приборов системы питания двигателя; замена сезонных смазочных материалов и специальных жидкостей в агрегатах и механизмах техники; подкраска или полная окраска техники.

На основании п.251 техническое обслуживание техники при ее хранении заключается в проведении работ установленных соответствующей нормативно- технической документацией предприятия-изготовителя. Кроме того, проводится проверка состояния, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и герметизирующей оклейки, проведение других необходимых работ.

За некачественное (неполное) проведение технического обслуживания, повлекшее за собой снижение уровня безопасности использования техники, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно п.278 Инструкции под хранением техники понимается содержание исправной, полностью укомплектованной, заправленной и специально подготовленной техники в состоянии, обеспечивающем ее длительную сохранность и приведение в готовность к использованию в кратчайший срок.

Хранение техники может быть кратковременным (до одного года) и длительным (на год и более).

Постановке на хранение подлежит техника, использование которой не планируется в течение трех и более месяцев, а в особых климатических условиях - более одного месяца. Также на хранение ставятся плавсредства в межнавигационный период.

Согласно п.280 хранение техники включает: специальную подготовку техники к хранению (консервации); содержание техники на хранении (техническое обслуживание, проверю состояния и опробование, переконсервация, освежение шин, аккумуляторны: батарей, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов и деталей ограниченными сроками службы); снятие техники с хранения и подготовку ее к использованию по назначению.

При этом согласно п.281 постановка техники на хранение и снятие ее хранения осуществляются по решению руководителя территориального орган учреждения, оформляемого соответствующим приказом.

При постановке и снятии техники с хранения производится соответствуют запись в паспортах (формулярах).

При постановке техники на кратковременное хранение:

топливные баки, картеры агрегатов и механизмов заполняются ГСМ сезонных или всесезонных сортов; системы охлаждения двигателей заполняются низкозамерзающей охлаждающей жидкостью (в летний период - водой) с добавкой ингибиторов коррозии (в холодное время вода из систем охлаждения сливается); с плавсредств снимаются подвесное оборудование и предметы снабжения с последующим хранением указанного имущества на складах; аккумуляторные батареи при установившейся температуре воздуха от минус 15 °С и ниже с техники снимаются и хранятся в специальных помещениях (аккумуляторных); индивидуальный комплект ЗИП хранится, как правило, на технике, а в отдельных случаях - на складах.

При постановке техники на длительное хранение:

картеры агрегатов и механизмов техники заполняются всесезонными рабоче- консервационными маслами и герметизируются; топливные баки техники, использующей дизельное топливо, заполняются зимним, а в районах с особо низкой температурой воздуха - дизельным арктическим топливом. Топливные баки прочей техники, горючим не заполняются и обрабатываются моторным рабоче-консервационным маслом; аккумуляторные батареи снимаются и хранятся в специализированных помещениях; рессоры и колеса разгружаются; индивидуальный комплект ЗИП хранится на складе учреждения.

Материально-техническое обеспечение учреждений осуществляется в порядке централизованного снабжения и приобретения самостоятельно исходя из фактической потребности в материально-технических средствах в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год на основании плана МТО и по кодам бюджетной классификации по которым осуществляется их содержание.

Перемещение материально-технических средств между федеральными казенными учреждениями и федеральными бюджетными учреждениями МЧС России осуществляется на основании решений соответствующих должностных лиц, в том числе начальника главного управления - в отношении материальных средств федеральных казенных учреждений МЧС России, подчиненных главному управлению, и имущества, находящегося на хранении в федеральных бюджетных учреждениях МЧС России, подчиненных главному управлению.

Решения указанных должностных лиц, оформленные в виде соответствующих писем, телеграмм и нарядов на передачу материально-технических средств, являются основаниями для представления в установленном порядке необходимых документов в территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом для закрепления права оперативного управления.

В силу п.311 Инструкции реализация и списание (высвобождение) техники (имущества) осуществляются в соответствии с требованиями законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России.

Техника, отработавшая амортизационный срок службы, техническое состояние которой не отвечает предъявляемым требованиям из-за недопустимого снижения технических параметров или показателей техники безопасности, а также, если суммарные затраты на обеспечение исправного состояния техники чрезмерно высоки и ее восстановление экономически нецелесообразно, может быть представлена для ее реализации и списания в установленном порядке.

29 марта 2006 года также утверждена Инструкция по эксплуатации судов и плавсредств в организациях МЧС России, согласно которой эксплуатация судов разрешается только после их государственной регистрации и технического освидетельствования. Окраска судов, нанесение на них бортовых номеров и названий производится в соответствии с требованиями органов, осуществляющих их государственную регистрацию. Нанесение отличительной окраски судов производится в соответствии с возложенными на них функциями. Спасательные и патрульные суда выше ватерлинии окрашиваются в белый цвет. Принадлежность судов с МЧС России определяется символикой МЧС России. Полосы из трех цветов (оранжевый, голубой, оранжевый) наносятся вдоль обоих наводных бортов на всем протяжении, а эмблема МЧС Росси наносится на рубку с обеих сторон. На судах ГИМС МЧС России на полосу из трех цветов, посередине наносится эмблема ГИМС МЧС России, а в кормовой части с обоих бортов - слово ГИМС.

Руководители организаций МЧС России организуют учет подведомственных судов, их базирование, эксплуатацию, ремонт и хранение, определяют порядок использования судов, осуществляют руководство подготовкой судов к плаванию в навигационный и осенне-зимний период, а также готовность судов к действиям по предназначению.

Согласно Разделу 7 Инструкции организация хранения судов определяется приказом по организации МЧС России. Суда в период навигации и межнавигационный период в зависимости от местных условий, должны храниться на охраняемых базах для стоянки или специально оборудованных местах. Подвесное оборудование, предметы снабжения с судна снимаются и после проведения инвентаризации и ремонта консервируются в соответствии с инструкциями заводов - изготовителей. Хранение этого оборудования производится на охраняемом складе.

Как следует из Приложения № 9 к Инструкции суда ГИМС МЧС Росси должны иметь нанесенную на наружную поверхность корпусов специальную цветографическую символику. При этом, к информационным надписям и знакам относятся: слова ГИМС МЧС России, бортовой номер судна, эмблема МЧС России, номер телефона горячей линии.

28 декабря 2015 гола МЧС России издан приказ № 704, согласно которому опознавательный знак МЧС России полежит нанесению на наземные транспортные средства МЧС России - колесные и гусеничные, автомобили, автобусы, вездеходную технику, тягачи, прицепы, трактора, мотовездеходы, снегоболотоходы, снегоходы, высокоманевренные пожарно-спасательные средства.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела, 1 февраля 2019 года на территории Великого Новгорода, в том числе в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новгородской области», проводилась проверка готовности к действиям по предназначению сил и средств подчиненных подразделений ГУ МЧС России по Новгородской области.

4 февраля 2019 года начальником отдела материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Новгородской области Барановым С.И. был подан рапорт о выявленных недостатках, а именно:

- в автомобиле <...> отсутствовали пассажирские сиденья, предусмотренные конструкцией завода-изготовителя,

- автомобиль <...> требуется ремонт обивки сидений, а также покраска кузова автомобиля,

- автомобили <...> со слов начальника Центра находятся на кратковременном хранении. Хранение техники производится с нарушениями Приказа МЧС от <...><...>, техническое обслуживание техники не проводится либо проводится формально, не проводится проверка состояния автомобилей, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и герметизирующей оклейки, автомобиля находится в грязном ненадлежащем состоянии, давление в шинах не соответствует положенному, условия парковки автомобилей в боксе не позволяют провести осмотр и обслуживание данной техники так как нет доступа к узлам и агрегатам,

- грузовой автомобиль <...> на осмотр техники представлен не был, находился в боксе в неисправном состоянии, на автомобиле отсутствует АКБ, не заправлен топливом, что не обеспечивает его длительную сохранность и приведение в готовность к использованию в кратчайший срок,

- в катере Корвет-500 <...> находились предметы снабжения судна, накиданные валом (спасжилеты, канисты и т.д.), что запрещено Инструкцией по эксплуатации судов от 29 марта 2006 года, на момент осмотра нос катера находился на подложенной автомобильной шине, правым бортом соприкасаясь с другим катером, что нарушает устойчивость второго катера и может повлечь за собой нарушение целостности судов. На момент осмотра плавсредство должно находится на трейлере либо на специальных опорах,

- на 4 маломерных судах №<...> отсутствует цветографическая символика и номера телефонов горячей линии,

- снегоход <...> - отсутствует цветографическая символика,

- гидроцикл Титан с трейлером для транспортировки, квадроцикл РМ-500 с трейлером для транспортировки не зарегистрированы в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных и плавсредств в установленном порядке, отсутствует обязательное страхование, не пройден ежегодный государственный технический осмотр. При осмотре <...> обнаружены признаки его эксплуатации.

4 февраля 2019 года состоялось служебное совещание под руководством начальника главного управления МЧС России по Новгородской области, по результатам которого поручено в срок до 5 февраля подготовить и представить планы устранения выявленных недостатков.

4 февраля 2019 года Степановым В.В. утвержден план по устранению выявленных недостатков.

Согласно имеющейся на рапорте Баранова С.И. резолюции начальника Главного Управления МЧС России по Новгородской области, Тимофееву Н.В. поручено провести проверку по фактам выявленных недостатков.

Степановым В.В. об обнаруженных недостатках и причинах их появления даны объяснения, согласно которым:

в автомобиле <...> пассажирские сиденья были демонтированы и почищены моющим средством, на момент проверки находились в подсобном помещении для сушки, показать сиденья во время проверки не предлагалось;

в отношении автомобиля <...> - в связи с доведением бюджетных лимитов на 2019 года только во второй половине января 2019 года договор на техническое обслуживание техники был заключен 7 февраля 2019 года. С доведенных лимитов на 2018 год на обслуживание и ремонт автомобилей, смогли выделить и обновить только лакокрасочное покрытие. На 2019 год запланирован замена сидений;

в отношении автомобилей <...> техническое обслуживание автомобилей производится ежегодно соответствии с графиком, о чем делается запись в паспортах-формулярах транспортные средства. На момент проведения проверки паспорта транспортных средств не запрашивались и не проверялись. Раз в 10 дней проводится очищение техники от пыли и проверяется давление в шинах. Своими силами в 2018 году была произведена установка четырех гаражных ворот для защиты от ветра и пыли. Автомобили представлены на списание;

в отношении грузового автомобиля <...> аккумулятор момент проверки находился на подзарядке, шины отсутствуют, списаны и не держат должного давления. Приобрести новые шины и провести их монтаж не представилось возможным в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Израсходовать весь лимит на 2018 год на ремонт и ТО на замену одних колес на автомобиле ГАЗ считает экономически нецелесообразным, равно как и держать топливо в баках. Автомобиль представлен на списание;

в отношении катера <...> - имеется недукомплектованность судов на 72% прицепами для перевозки, из положенных 25 в наличии только 7, в связи с чем не представляется возможным хранить плавсредство в соответствии с установленными требованиями. Все снаряжение после закрытия навигационного периода храниться на складе, при проведении проверки было распределено по судам, а потом убрано;

в отношении 4 маломерных судов №<...>,3489,3472,3487 - отсутствует цветографическая символика, так как перед постановкой на хранение суда мылись при помощи специальных реагентов для удаления зеленого налета, в связи с чем некоторые наклейки пришли в негодность. Перед началом навигационного периода все суда проходят техническое обслуживание и обновляется цветографическая символика. Кроме того, на катере <...> и мотолодке <...> цветографическая схема МЧС не наносится с 2016 года по указанию начальника Главного управления, которые используются им в личных целях.

в отношении снегохода Тайга-патруль <...> – учитывая, что отсутствует приказ о штатном предназначении техники и порядка применения цветографических схем, их нанесение является нецелесообразным. Кроме того транспортное средство является самоходным, не предназначенным для движения по дорогам общего пользования, в связи с чем цветографическая расцветка на них не должна наносится;

в отношении регистрации гидроцикла Титан с трейлером для транспортировки, квадоцикла РМ-500 с трейлером для транспортировки - Центр не является государственным органом и не освобожден от уплаты госпошлины за регистрирующие действия. Ежегодно подаются заявки на финансирование. В 2018 году за счет личных денежных средств были поставлены на учет 9 единиц техники. На момент проведения проверки в отношении <...> технический осмотр был пройден, ОСАГО имелось, на момент проведения проверки документы не истребовались.

Также Степановым В.В. указано на присутствие в штате организации должностных лиц, ответственных за техническое обслуживание и хранение техники, которыми являлись П.. и Б.

Из рапорта Т. от 13 февраля 2019 года следует, что:

в автомобиле <...> момент проведения осмотра техники отсутствовали пассажирские сиденья, предусмотренные конструкцией завода-изготовителя. В настоящее время сиденья установлены на штатные места, нарушения устранены;

автомобиль <...> - требуется ремонт обивки сидений, а также покраска кузова автомобиля - <...> заключен договор на выполнение работ по ремонту автомобиле, мероприятия по устранению спланированы;

хранение автомобилей <...><...> - хранение техники производится с нарушениями Приказа МЧС от <...><...>, техническое обслуживание техники не проводится либо проводится формально, не проводится проверка состояния автомобилей, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и герметизирующей оклейки автомобиль находится в грязном ненадлежащем состоянии, давление в шинах не соответствует положенному, условия парковки автомобилей в боксе не позволяют провести осмотр и обслуживание данной техники, так как нет доступа к узлам и агрегатам. Из объяснений Степанова В.В. следует, что указанные автомобили находятся на кратковременном хранении. Вместе с тем документов, подтверждающих нахождение указанной техники на хранении, в ходе проверки представлено не было, техника находится в повседневном использовании, ежедневное техническое обслуживание техники не проводится;

грузовой автомобиль <...> на осмотр техники представлен не был, находился в боксе в неисправном состоянии, на автомобиле отсутствует АКБ, не заправлен топливом, что не обеспечивает его длительную сохранность и приведение в готовность к использованию в кратчайший срок. На момент проведения осмотра техники <...> температура воздуха ночью составляла от -4 до – 2 градусов, днем – от 0 до + 2 градусов. Из объяснений Степанова В.В. следует, что по данному автомобилю документы направлены в МЧС с предложением на списание, в связи с чем он считает нецелесообразным тратить на его ремонт финансовые средства. Однако согласование на списание от МЧС России не получено, автомобили находятся в штате, документов, подтверждающих нахождение автомобиля на ремонте, не представлено;

в катере Корвет-500 <...> находились предметы снабжения судна, накиданные валом (спасжилеты, канисты и т.д.), что запрещено Инструкцией по судов от <...>, на момент осмотра нос катера находится на положенной автомобильной шине, правым бортом соприкасаясь с другим катером, что нарушает устойчивость второго катера, и может повлечь за собой нарушение целостности судов. На момент осмотра плавсредство должно находится на трейлере либо на специальных опорах. Вариант хранения на специальных стойках/опорах не проработан, хотя актуален при минимальных финансовых затратах. Распорядительных документов, подтверждающих нахождение техники на хранении, не представлено;

на 4 маломерных судах <...> отсутствует цветографическая символика и номера телефонов горячей линии, соответствующих распорядительных документов от ГУ МЧС России по <...> об удалении символики не направлялось, и Степанова В.В. представлено не было;

снегоход Тайга-патруль <...> - отсутствует цветографическая символика - Степанова В.В. письменных объяснений по этому факту не представил, факт подтверждается;

гидроцикл Титан с трейлером для транспортировки, квадроцикл <...> с трейлером для транспортировки не зарегистрированы в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных и плавсредств в установленном порядке, отсутствует обязательное страхование, не пройден ежегодный государственный технический осмотр. Гидроцикл «Титан» с трейлером для транспортировки был передан в ФКУ Центр ГИМС в сентябре 2018 года, на учет поставлен не был. Вместе с тем соответствующее заявление о необходимости выделения дополнительного финансирования для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства не направлялось;

- при осмотре квадроцикла РМ-500 обнаружены признаки его эксплуатации. Признаки эксплуатации не указаны, дать достоверную оценку не представляется возможным, факт не подтверждается;

Согласно приказу начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <...>» <...> от <...> с <...> в связи со стопроцентным износом приказано вывести автомобили УАЗ<...> из штатной укомплектованности и поставить на кратковременное хранение до распоряжения МЧС России на передачу или списание.

Учитывая, что кратковременное хранение техники допускается до 1 года, материалами дела не подтверждается, что с <...> начальником учреждения принимались иные распоряжения о постановке техники на кратковременное (длительное хранение), в связи с чем они подлежали ежедневному обслуживанию.

Из паспортов в отношении названных транспортных средств судом первой инстанции установлено, что в 2018 году проводились только их полугодовые технические обслуживания в весеннее-осенние периоды. Также имеется отметка о постановки техники на кратковременное хранение только на основании приказа от <...>. Указанные транспортные средства, кроме <...>, признавались исправными.

Свидетель П. в судебном заседании показал, что записи о состоянии автомобиля <...> в паспорт транспортного средства в 2018 году вносились им лично. Названный автомобиль был исправен. При этом обозрев в судебном заседании паспорт транспортного средства, П. пояснил, что в паспорте имеются дописки в части неисправности транспортного средства в 2018 году, которые им не вносились.

Степанова В.В., указывая в судебном заседании, что транспортные средства <...> подлежат списанию, доказательств соблюдения установленного порядка списания техники, предусмотренного приказом МЧС России <...> от <...>, суду не представил.

Согласно письму Степанова В.В. от 24 июля 2018 года им испрашивались денежные средства для обеспечения ежемесячного технического обслуживания автомобилей на сумму 1416000 руб., в связи с чем названная техника подлежала эксплуатации. Контракт на выполнение работ по ремонту автомобилей заключен 7 февраля 2019 года.

Из показаний свидетеля Куликова А.Е. следует, что он 1 февраля 2019 года присутствовал на осмотре техники. При осмотре автомобиля Фиат было сделано замечание об отсутствии задних сидений, на их месте лежал ковер. На автомобиле <...> была пыль. На автомобиле <...> колеса были спущены, завести не смогли по причине отсутствия АКБ. В соседнем боксе также находились 2 катера, которые соприкасались бортами. В катерах, которые находились на смотровой площадке, были спасательные жилеты, вынесенные для осмотра. По катерам также было сделано замечание по надписям, поскольку где-то они выгорели, где-то облезли. Из двух снегоходов только на одном имелась наклейка.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на момент проведения проверки в нарушение требований Инструкции на автомобиле <...> на момент осмотра отсутствовала АКБ, автомобиль не был заправлен топливом; на маломерных судах <...> цветографической символики и номера телефонов горячей линии отсутствовали; в нарушение приказа МЧС России № 704 от 28 декабря 2015 года на снегоходе <...> отсутствовала цветографическая символика; сведения о государственной регистрации гидроцикла Титан с трейлером для транспортировки и снегоболотохода РМ <...> (зарегистрирован 6.02.2019г.) отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих доводы истца о том, что в отношении двух единиц плавсредств цветографическая символика снята и не наносится по указанию начальника Главного Управления МЧС России по Новгородской области, а также истребования денежных средств для оплаты госпошлины за регистрацию транспортного средства гидроцикла Титан с трейлером для транспортировки, в материалы дела представлено не было.

Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь положениями ст.ст.192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в том числе показаниям свидетелей правомерно пришел к выводу об отказе Степанову В.В. в удовлетворении требований о признании незаконным приказа №140 от 14 февраля 2019 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, так как факт нарушения истцом Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МСЧ от 18.09.2012 № 555, был установлен при рассмотрении дела. Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюден.

Оценивая соответствие тяжести совершенных истцом проступков примененным к нему взысканиям, и соблюдение работодателем положений ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, суд учел характер нарушения, обстоятельства совершения проступка, а также исходил из того, что право выбора вида дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они подтверждаются представленными доказательствами.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что он не является ответственным лицом за выполнение выявленных в ходе проверки 1.02.2019 г. нарушений, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции, вследствие чего получил надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается, так как находит ее правильной.

Также признается несостоятельным довод апелляционной жалобы истца о том, что «полномочия по содержанию вверенного имущества возлагаются на начальника отдела МТО», поскольку не нашел своего подтверждения в материалах дела.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Реброва

Судьи М.А. Котова

Л.В. Макарова