Дело № 33-4605/2020
(27RS0001-01-2020-000703-42)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 02 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей: Пестовой Н.В., Дорожко С.И.,
при секретаре: Цой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1451/2020 по исковому заявлению Управления лесами Правительства Хабаровского края к Петрушину И.Г. о взыскании неустойки и по встречному иску Петрушина И.Г. к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительным пункта договора аренды лесного участка,
по апелляционной жалобе Петрушина И.Г. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2020 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения Петрушина И.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление лесами правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Петрушину И.Г. и просило взыскать с Петрушина И.Г. неустойку за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30.03.2017 № 2915/2017 в размере 600 000 руб. в федеральный бюджет.
В обоснование иска указано то, что между управлением лесами Правительства Хабаровского края и ИП Петрушиным ИГ был заключен договор аренды лесного участка от 30.03.2017, находящегося в федеральной государственной собственности. Срок действия Договора установлен на 25 лет со дня его государственной регистрации (п. 24 Договора). Соглашением от 25.11.2019 договор расторгнут по соглашению сторон. Согласно сведениям ЕГРЮЛ 27.11.2019 Петрушин И.Г. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Пунктом 5 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. В соответствии с подпунктом «г» п. 11 Договора арендатор обязан разработать и предоставить в управление лесами Правительства Хабаровского края проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения Договора. Учитывая дату государственной регистрации Договора - 26.04.2017, 6-месячный срок для предоставления проекта освоения лесов на государственную экспертизу истек 26.10.2017. Проект освоения лесов по Договору поступил на государственную экспертизу 29.12.2017. За нарушение срока разработки и предоставления проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы арендатор уплачивает неустойку в размере 50 000 руб. за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока (подпункт «б» п. 13 Договора). В связи с изложенным, управлением начислена неустойка за не предоставление проекта освоения лесов в размере 600 000 руб. (за 12 полных месяцев просрочки). Письмами от 10.06.2019 и 17.12.2019 арендатору направлено соответствующее уведомление с требованием оплатить сумму неустойки в течение 10 дней со дня получения уведомлений. Уведомления получены арендатором. До настоящего времени неустойка не оплачена.
Петрушин И.Г. обратился в суд со встречным иском и просил признать абзац 2 подпункта «г» п. 11 договора аренды лесного участка № 2915/2017 от 30.03.3017 недействительным. В обоснование встречного иска указал, что в соответствии с п. 28 Приказа от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым предоставлены лесные участки. В соответствии с п. 30 Приказа от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества. Из чего следует, что срок действия проекта освоения лесов всегда соответствует сроку действия лесохозяйственного регламента лесничества, кроме случая, когда срок действия договора аренды лесного участка наступает ранее срока действия лесохозяйственного регламента лесничества. Срок действия договора аренды лесного участка № 2915/2017 от 30.03.2017 устанавливается с момента государственной регистрации и составляет 25 лет. Дата государственной регистрации 26.04.2017, соответственно, срок аренды лесного участка по 25.04.2042. Срок действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества - до 31.12.2018. Соответственно, срок действия проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ему в аренду ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества и установлен до 31.12.2018. Новый Лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества утвержден приказом от 15.11.2018. В соответствии с абзацем 2 подпункта «г» п. 11 Договора аренды лесного участка № 2915/2017 от 30.03.2017 новый проект освоения лесов должен быть разработан и представлен на государственную экспертизу не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, то есть не позднее июня 2018 г. При условии, что проект освоения лесов предоставляется на государственную экспертизу в июне 2018 г., а лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества утверждается в ноябре 2018 г., то в соответствии с п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов результат экспертизы будет только отрицательным. Положительный результат экспертизы проекта освоения лесов может быть только после утверждения лесохозяйственного регламента. Поэтому проект освоения лесов может быть подан на государственною экспертизу только после утверждения лесохозяйственного регламента лесничества и размещения его на официальном сайте уполномоченного органа. Таким образом, в договор заведомо заложено требование, которое однозначно приведет к получению отрицательной государственной экспертизы. Такое условие договора носит формальный характер, создает излишние трудозатраты, как арендатора, так и арендодателя. При подписании договора он не мог спроецировать данную ситуацию, поэтому договор подписал без возражений. Оспариваемое им требование пункта договора противоречит законодательству РФ. Учитывая, что срок проекта освоения лесов всегда совпадает со сроком действия лесохозяйственного регламента лесничества, то предоставление проекта освоения лесов на государственную экспертизу за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, нарушает требование п. 28 Приказа от 29.02.2012 № 69 о составлении проекта освоения лесов на основании лесохозяйственного регламента лесничества. Чтобы выполнить требование п. 28 Приказа от 29.02.2012 № 69, сначала должен быть утвержден лесохозяйственный регламент лесничества на следующий срок.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08.06.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С Петрушина И.Г. в доход бюджета Российской Федерации взыскана неустойка за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30.03.2017 № 2915/2017 в размере 300 000 руб.
С ФИО1 взыскана государственная пошлина в бюджет городского округа «Город Хабаровск» в сумме 6 200 руб.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, в удовлетворении первоначальных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные указанным во встречном исковом заявлении, на то, что в иске не указано идентификаторов лица, предусмотренных в п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, на момент окончания срока действия лесохозяйственного регламента у него уже был разработанный и согласованный проект освоения лесов. Судом не исследовались вопросы о том, что ответчик не был ознакомлен с новым проектом Лесохозяйственного регламента, истцом не представлены надлежащие доказательства размещения на официальном сайте нового проекта Лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества. Ознакомление ответчика с новым регламентом не было произведено, что не позволило своевременно разработать и представить на государственную экспертизу новый проект освоения лесов. Считает расчет истца необоснованным и некорректным, поскольку лесохозяйственный регламент действовал по 31.12.2018 включительно и без нового регламента проведение экспертизы не представлялось возможным, в данной ситуации неустойка должна быть исчислена за 5 месяцев, то есть в размере 250 000 руб. взысканная неустойка является неподъемной и не соответствует доходу ответчика, направлена на обогащение истца, обратившись в суд только в 2020 г. истец злоупотребил правом и способствовал искусственному росту неустойки. Указывает, что был введен в заблуждение спорным пунктом договора аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Лесами Хабаровского края просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на то, что исковое заявление принято к производству в соответствии с требованиями ГПК РФ, ни условиями договора, ни законодательством не предусмотрена обязанность арендодателя знакомить арендатора с лесохозяйственным регламентом, начисление неустойки за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по Договору в размере 600 000 руб. за 12 месяцев соответствует условиям заключенного сторонами договора, истцом был соблюден претензионный порядок урегулирования спора и трехлетний срок для обращения с иском.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ - лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
Согласно абзаца 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 № 24075) - проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно абзаца 28 указанного Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно абзаца 29 Приказа - проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые в том числе установлены договором аренды лесного участка.
Согласно абзаца 30 Приказа - проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ст. 331 Гражданского кодекса РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 333 Гражданского кодекса РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Из материалов дела следует, что между Управлением лесами Правительства Хабаровского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1 30.03.2017 был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной государственной собственности, № 2915/2017.
Срок действия Договора установлен на 25 лет со дня его государственной регистрации (п. 24 Договора). Государственная регистрация Договора проведена 26.04.2017.
Лесной участок передан арендатору актом приема-передачи от 07.04.2017, приложенным к Договору.
В соответствии с подпунктом «г» п. 11 Договора № 2915/2017 от 30.03.2017: арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора разработать и предоставить Арендодателю (управление лесами Правительства Хабаровского края) проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
6 месяцев со дня заключения настоящего Договора (в соответствии с п. 24 договора – со дня его государственной регистрации 26.04.2017) истекло 26.10.2017.
Проект освоения лесов на государственную экспертизу Арендатором представлен 29.12.2017 – с просрочкой на 1 полный календарный месяц (ноябрь).
Срок действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества, утвержденного приказом Управления от 22.12.2008 № 383-П, истекал 31.12.2018 и срок действия проекта освоения лесов в соответствии с абзацем 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 не должен превышать данный срок (31.12.2018).
В связи с истечением срока действия лесохозяйственного регламента 31.12.2018 в соответствии с оспариваемым во встречном иске условием Договора арендатор не позднее 30.06.2018 должен был представить арендодателю новый проект освоения лесов, который арендатор представил в Управление 26.06.2019 – с просрочкой на 11 полных календарных месяцев (июль – декабрь 2018 г., январь-май 2019 г.).
За нарушение срока разработки и представления Арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» п. 11 настоящего договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50 000 руб. для физического лица и индивидуального предпринимателя, 150 000 руб. для юридического лица за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока (пп. «б» п. 13 договора).
Согласно представленного истцом расчета ИП ФИО1 за 12 полных календарных месяцев начислена предусмотренная пп. «б» п. 13 договора неустойка за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов в размере 600 000 руб. (50 000 х 12).
Письмами от 10.06.2019 и 17.12.2019 Управление извещало ИП ФИО1 об оплате неустойки в размере согласно приложенных расчетов в течение 10 дней, чего не последовало.
Соглашением от 25.11.2019 № 2915/2019 Договор расторгнут по соглашению сторон.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ 27.11.2019 ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком по первоначальному иску (истцом по встречному) заявлено о несоразмерности предъявленного к нему размера неустойки, исчисленного из размера по 50 000 руб. за месяц просрочки, который не соотносится, ни с доходами от пчеловодства, ни с арендной платой (17 522 руб. в год), ни с убытками Управления лесами или ущербом арендуемому лесному участку, которых при нарушении срока предоставления проекта освоения лесов вообще нет.
Удовлетворяя частично первоначальные исковые требования, и, отказывая в удовлетворении встречных, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 329, 330, 333, 606 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.09.2019 № 1184, Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.09.2016 № 496, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в установленный договором срок не передал истцу проект освоения лесов и пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки, снизив ее размер до 300 000 руб., указав, что ссылка ответчика на срок действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества и на получение отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов в связи с не действием регламента, ошибочно трактует положения заключенного между сторонами договора, так как ответственность предусмотрена именно за не предоставление проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а не за получение отрицательного результата данной экспертизы и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований. Полагая размер заявленной в иске неустойки несоразмерным последствиям нарушенного обязательства, суд, учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика и компенсационную природу неустойки, применил к данному требованию положения ст. 333 ГК РФ и уменьшил размер взыскиваемой неустойки до 300 000 руб.
Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия соглашается с выводами и с решением суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика по первоначальному иску неустойки и об отказе в удовлетворении встречного иска, как соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела и совокупности исследованных доказательств, которыми подтверждено нарушение ФИО1 предусмотренной п.п. «г» п. 11 Договора аренды лесного участка обязанности по предоставлению арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы в срок 6 месяцев (не позднее 26.10.2017) со дня заключения договора (зарегистрирован договор 26.04.2017) и проекта на новый срок не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (не позднее 30.06.2018 – за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, который соответствует сроку действия лесохозяйственного регламента лесничества - 31.12.2018). Оспариваемое во встречном иске предусмотренное абзацем 2 п.п. «г» п. 11 Договора условие - не противоречит действующему законодательству, соответствует типовой форме договора аренды лесного участка, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003, носит характер нормативно-правового акта и обязательна к применению в сфере лесных правоотношений. Договор аренды подписан арендатором в полном объеме, протокол разногласий не составлялся.
Заявленный ко взысканию с ответчика размер неустойки является арифметически верным и соответствует периоду просрочки и предусмотренному пп. «б» п. 13 договора размеру ответственности за просрочку исполнения предусмотренной п.п. «г» п. 11 договора обязанности по предоставлению проекта освоения лесов.
Довод апелляционной жалобы о не указании истцом одного из идентификаторов ответчика в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ судебная коллегия отклоняет, поскольку иск Управлением лесами подан до вступления в силу данной правовой нормы в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Вместе с тем, принимая во внимание положения ст. ст. 333 ГК РФ, компенсационную природу неустойки, фактические обстоятельства дела, срок просрочки, характер вины ответчика, который в ноябре 2019 г. по соглашению сторон расторг договор аренды и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая не соразмерность, как заявленного истцом, так и взысканного судом первой инстанции размера неустойки последствиям нарушения ответчиком своих обязательств, отсутствие в материалах дела доказательств каких-либо последствий, в том числе несения Управлением лесами убытков или причинения ущерба Управлению лесами, Российской Федерации либо арендуемому лесному участку из-за нарушения срока предоставления проекта освоения лесов, а также несопоставимость даже взысканного судом размера неустойки с размером годовой арендной платы, судебная коллегия считает возможным уменьшить размер взыскиваемой с ответчика неустойки до 120 000 руб., изменив решение суда в части размера неустойки и государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса освобожден, и которая в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 подлежит взысканию с ФИО1 в бюджет городского округа «Город Хабаровск» в размере 9200 руб.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2020 года – изменить в части размера взысканной неустойки и государственной пошлины и принять в указанной части новое решение, которым:
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края неустойку за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30 марта 2017 года № 2915/2017 в размере 120 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 6 200 рублей.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: Н.В. Пестова
С.И. Дорожко