ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-145/19 от 19.01.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

№ 33-590/2020 судья Соловьева Е.М.

№ 2-145/2019

62RS0019-01-2019-000177-66

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 марта 2020 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего – Платоновой И.В.

судей Максимкиной Н.В., Фоминой С.С.,

при секретаре Оспенниковой Н.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Плотникову Ивану Алексеевичу о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки, с апелляционной жалобой истца Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 27 декабря 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., объяснения представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Русских Н.С., представителя ответчика Плотникова И.А. – Мокину О.О., представителя администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области Шараповой Е.А., представителя администрации муниципального образования - Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области – Гудкова А.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области обратилась в суд с иском к Плотникову И.А. о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки осуществлении демонтажа самовольно возведенной постройки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Плотников И.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново. Указанный земельный участок находится в границах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника С.А. Есенина, установленной Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина В период времени с 12 ноября 2018 года по 13 ноября 2018 года специалистами Государственной инспекции в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия проведен мониторинг территории достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина «Есенинская Русь», а также зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. В ходе мониторинга выявлен факт строительства индивидуального жилого дома из пеноблоков на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения)» Государственный музей-заповедник С.А. Есенина включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Границы территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, его зон охраны, а также Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина». В соответствии с п.4 части V Приложения № 2 данного постановления режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств, проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью. Факт нахождения земельного участка ответчика в зоне охраняемого природного ландшафта подтверждается приложением к постановлению Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62, а также п.2 градостроительного плана земельного участка от 06 октября 2017 года , подготовленного администрацией муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области. Сведения о зонах с особыми условиями использования территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Вопреки требованиям указанных нормативных правовых актов, администрация муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области выдала разрешение на строительство Плотникову И.А. от 18 января 2018 года на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в границах зоны охраняемого природного ландшафта по адресу: <адрес>. Незаконность данного строительства подтверждена, в том числе, постановлением Рыбновского районного суда Рязанской области от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении №5-301/2018, возбужденном Инспекцией по указанному факту, которым установлено, что администрацией муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области совершено административное правонарушение, связанное с нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно: предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Решением Рязанского областного суда от 15 января 2019 года жалоба на указанное постановление оставлена без удовлетворения, а постановление без изменения. Истец считает, что действия Плотникова И.А. нарушают сохранность объектов культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», в исторической и архитектурной среде.

С учетом уточнения исковых требований истец просил суд обязать Плотникова И.А. привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 62:13:0520101:1224, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», путем осуществления демонтажа возведенной постройки – одноэтажного здания с капитальным основанием (ленточный фундамент), стены – газосиликатный бетон, кровля – возведена стропильная конструкция, размеры объекта: длина – 14,43м., ширина – 13,07м. за свой счет в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Определениями суда от 13 марта 2019 года, от 21 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина» и муниципальное образование – Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об отказе в их удовлетворении.

В апелляционной жалобе представитель истца Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что решение суда противоречит нормам материального права.

Ответчик Плотников И.А., представитель ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, причина их неявки не известна, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В суде апелляционной инстанции представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Русских Н.С., представитель администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области Шарапова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчика Плотникова И.А. – Мокина О.О., представитель администрации муниципального образования - Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области – Гудкова А.П. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанные нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик Плотников И.А. с 17 августа 2017 года является арендатором земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1937 +/-12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования – Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 28 февраля 2017 года № 660, земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными, блокированными, малоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-1).

18 января 2018 года ответчику Плотникову И.А. администрацией муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области было выдано разрешение на строительство .

Как следует из материалов дела Постановлением о назначении административного наказания от 12 декабря 2018 года администрация муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей. При этом судья пришел к выводу о противоречии действующему законодательству выданного Плотникову И.А. разрешения на строительство.

Проведенной Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области проверкой было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ответчиком Плотниковым И.А. ведутся строительные работы индивидуального жилого дома из пеноблоков.

Актом от 24 сентября 2019 года был зафиксирован факт продолжения строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером ; на момент осмотра возведены стены дома из газосиликатного блока, осуществляется монтаж крыши, на территории земельного участка находятся строительные материалы.

Вышеуказанный земельный участок, принадлежащий ответчику Плотникову И.А. на праве аренды, расположен в границе зоны охраняемого природного ландшафта «Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина», в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗР-2) в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 11.04.2013 года №89 «Об утверждении границ зон охраны культурного наследия федерального значения: «Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», а также в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

В ЕГРН содержатся сведения о следующих зонах охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина: охранная зона с реестровым номером (учетный ), дата внесения 08 мая 2018 года; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности с реестровым номером (учетный ), дата внесения – 08 мая 2018 года; зона охраняемого природного ландшафта с реестровым номером (учетный ), дата внесения – 28 апреля 2018 года.

Согласно сведениям, поступившим из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от 20 декабря 2019 года, на запрос суда, в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных (поворотных) точек к карте (схеме) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь – место, связанные с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», утвержденных приказом Минкультуры РФ от 30 сентября 2019 года №1449, в связи с чем не представляется возможным сообщить к какому режиму использования территории относится земельный участок с кадастровым номером .

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , с 05 июля 2017 года, с 05 февраля 2018 года и с 07 мая 2018 года действуют ограничения прав на земельный участок предусмотренные ст.56,56.1 ЗК РФ (документы-основания: документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия от 22.01.2016г. , выдан ВГБУ «ФКП Росреестра»; текстовое и графическое описание местоположения ЗОУИТ от 12 января 2018 года б/н выдан ООО «Бюро кадастровых инженеров» и текстовое и графическое описание местоположения ЗОУИТ от 14 марта 2018г. № б/н выдан ФИО13).

В судебном заседании судом первой инстанции была допрошена специалист ФИО14, которая пояснила, что произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 62:13:0520101:1224, принадлежащего Плотникову И.А., и жилой дом, распложенный на нем. Данный жилой дом представляет собой одноэтажное строение с мансардой, находится в зоне жилой застройки, он не расположен как единичное строение, вблизи него также располагаются жилые дома. На строительство данного жилого дома было получено разрешение, по этажности объект недвижимости соответствует градостроительным регламентам, данное строение не расположено в лесном массиве, в зоне открытого пространства, с экскурсионной трассы дом не просматривается, в связи с чем, он не мешает чистоте восприятия ландшафта. Какой-либо опасности для объекта культурного наследия жилой дом Плотникова И.А. не представляет, он фактически не перекрывает внешний вид музея-заповедника, так как расположен на значительном от него расстоянии.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку сведения о зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) были внесены позже даты получения Плотниковым И.А. разрешения на строительство, также как и издан приказ Минкультуры РФ от 30 сентября 2019 года №1449, утвердивший требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Так как категория земельного участка, принадлежащего ответчику на праве аренды: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка ответчика: для ведения личного подсобного хозяйства, перевода земельного участка ответчика из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» не производилось, то при возведении спорного объекта недвижимости ответчиком нарушения требований действующего законодательства допущено не было.

Судебная коллегия с выводом районного суда согласиться не может, полагает, что он противоречит нормам материального права и обстоятельствам дела.

На основании ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (ч. 2 ст. 222 ГК РФ).

22 июня 2002 года вступил в действие Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия".

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 названного Федерального закона (в редакции закона, действующего на момент спорных правоотношений) зоны охраны объекта культурного наследия - охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта - устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года установил, что объекты культурного наследия в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, находятся под государственной охраной, которая включает в себя, в том числе, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ (ст. 33).

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с установлением особых условий охраны окружающей среды, в том числе памятников природы, истории и культуры. Такие ограничения устанавливаются независимо от категории земель, к которой отнесен соответствующий земельный участок.

Подпунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина создан решением Рязанского облисполкома от 11 июня 1965 года № 304 и распоряжением Совета Министров РСФСР от 30 июля 1965 года № 2878 «О мероприятиях по благоустройству мест, связанных с именем поэта С.А. Есенина».

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» данный объект включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. № 62 утверждены границы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Согласно названному Положению, на территории музея-заповедника запрещаются работы, не связанные с деятельностью музея-заповедника, такие как: новое строительство, в том числе и жилищное; в охранной зоне музея-заповедника, среди прочих видов деятельности, не допускается: реконструкция зданий и сооружений, ведущая к искажению исторического облика населенного пункта.

В последующем Постановлением Правительства Рязанской области от 11 апреля 2013 г. № 89 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», <адрес> (далее – усадьба Есениных), а также режимы ее использования.

В силу Приложения 1 к вышеуказанному постановлению № 89 охранная зона усадьбы Есениных - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия. Охранная зона усадьбы Есениных включает два участка, охватывает мемориальное село Константиново в исторических границах, а также органично связанные с ним участки мемориального ландшафта: «Константиновское подгорье» и «Константиновское заречье», имеющие самостоятельную ценность, и являющиеся неизменным фоном всех художественно ценных видов и панорам, как внутри села, так и при въезде в него. Внутри данной охранной зоны расположены территории объектов культурного наследия федерального значения, связанные с жизнью и творчеством С.А. Есенина: «Казанская церковь 1779 г.» и «Усадьба Кашиных, где неоднократно бывал поэт С.А. Есенин».

В соответствии с Приложением № 4 к постановлению № 89 режим использования земель и градостроительные регламенты в границах охранной зоны усадьбы Есениных ОЗ-3 для сохранения открытых пространств исторических приусадебных участков с традиционным характером земледелия и парцелляций усадебных участков допускает: сохранение открытых пространств исторических приусадебных участков с традиционным характером земледелия, сохранение границ земельных участков (парцелл) внутри кварталов, прокладку подземных инженерных коммуникаций, необходимых для сохранения и функционирования регенерируемой застройки с последующей рекультивацией территории; одновременно запрещает: нарушение традиционно открытых пространств исторических приусадебных участков местоположением, планировкой, типом и характером построек и насаждений, инженерным оборудованием, благоустройством, осуществление хозяйственной и строительной деятельности, экологически опасной и вредной для объектов культурного наследия и их исторической среды, разведение костров, организацию необорудованных мест для мусора и бесхозных свалок.

Приказом Минкультуры РФ от 17 сентября 2015 года № 2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Материалами дела бесспорно подтверждается, что спорный земельный участок расположен в границах охранной зоны «Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», установленной постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. № 62, а также в границе охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович» с особым режимом использования земель и градостроительными регламентами (ОЗ-3), установленной постановлением Правительства Рязанской области от 11 апреля 2013 года № 89, в связи с чем строительство новых зданий в пределах данной зоны запрещено, за исключением воссоздания градостроительной среды обитания культурного наследия. Также запрещена хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению, искажению внешнего облика объекта культурного наследия; нарушение исторической планировки территории, искажение, изменение характерного исторического ландшафта и т.д., в связи с чем вывод суда об отсутствии нарушения требований законодательства на момент возведения спорной постройки является не обоснованным.

Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, при установленных по делу обстоятельствах не устраняет предписанный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство. Законом возможность сноса самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц, соотнесением её с разрешенным использованием земельного участка, на котором она находится.

Приходя к указанному выводу, судебная коллегия исходит из того обстоятельства, что положениями ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника земельного участка возложена обязанность возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, но лишь при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, преследует также цели предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету его охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, то выводы суда об отказе в удовлетворении требований Государственной инспекции нельзя признать верными.

Судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда о том, что Правила землепользования и застройки допускают возможность строительства жилых домов на территории спорного земельного участка, который отнесен к территориальной зоне «Ж - Жилые зоны. Зоны существующей застройки индивидуальными жилыми домами».

Судом не учтено, что согласно п. 4 пар. 2.1 раздела 2 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования - Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметров реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлений которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.

Таким образом, данные Правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты должны применяться в контексте законодательства об охране объектов культурного наследия, которое применительно к обстоятельствам дела возможности такого строительства не допускает.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Плотникову И.А. о демонтаже возведенной им постройки в <адрес>, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а в иск – удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328, 330 ч.1, п.п.1,3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 27 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Плотникову Ивану Алексеевичу о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки удовлетворить.

Обязать Плотникова Ивана Алексеевича привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», путем осуществления демонтажа возведенной постройки – одноэтажного здания с капитальным основанием (ленточный фундамент), стены – газосиликатный бетон, кровля – возведена стропильная конструкция, размеры объекта: длина – 14,43м., ширина – 13,07м. за свой счет в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Председательствующий –

Судьи-