ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-146/2021 от 17.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Коневских О.В.

Дело № 33-5137\2021 ( № 2-146\2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

Судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 мая 2021 г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Перми на решение Свердловского районного суда г.Перми от 01 февраля 2021 года, которым постановлено:

Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от 23.07.2019г. № 362967/19 об отказе Паздникову Сергею Григорьевичу в установлении пенсии.

Включить в специальный стаж Паздникова Сергея Григорьевича периоды работы: 26.04.1986-19.09.1986, 08.02.1987-03.04.1987, 10.04.1987-08.07.1987, 08.10.1987-08.01.1988, 14.01.1988-20.02.1988, 23.03.1988-28.03.1988, 29.03.1988-30.04.1988, 01.05.1988-11.05.1988, 12.05.1988-06.06.1988, 07.06.1988-24.06.1988, 13.07.1988-22.07.1988, 21.09.1988-09.11.1988, 19.11.1988-31.01.1989, 12.02.1989-28.04.1989, 29.04.1989-02.06.1989, 20.06.1989-22.12.1989, 06.02.1990-29.04.1990, 05.05.1990-07.07.1990, 13.09.1990-29.11.1990, 05.12.1990-24.12.1990, 05.01.1991-28.02.1991, 13.05.1991-27.05.1991, 28.05.1991-01.06.1991, 02.06.1991-04.06.1991, 07.06.1991-25.07.1991, 30.07.1991-06.11.1991, 05.12.1991-29.12.1991, 03.01.1992-05.03.1992, 11.03.1992-26.03.1992, 31.03.1992-24.05.1992, 15.06.1992-18.07.1992, 23.07.1992-01.10.1992, 05.10.1992-12.12.1992, 05.03.1993-07.03.1993, 15.03.1993-26.03.1993, 21.04.1993-30.10.1993, 12.11.1993-24.07.1994, 25.07.1994-27.08.1994, 28.08.1994-10.11.1994, 22.02.1995-02.05.1995, 03.05.1995-07.06.1995, 08.06.1995-21.02.1996, 24.10.1996-31.03.1997, 01.04.1997-13.07.1997, 14.07.1997-16.08.1997, 17.08.1997-21.08.1997, 27.08.1997-11.02.1998, 17.02.1998-28.07.1998, 29.07.1998-01.09.1998, 02.09.1998-14.11.1998, 18.11.1998-27.06.1999, 28.06.1999-07.08.1999, 08.08.1999-14.08.1999, 17.08.1999-20.12.1999, 14.01.2000-29.02.2000, 27.03.2000-18.05.2000, 05.06.2000-17.07.2000, 26.07.2000-08.09.2000, 09.10.2000-11.11.2000, 27.11.2000-31.12.2000, 22.01.2001-03.03.2001, 02.04.2001-12.05.2001, 22.05.2001-05.07.2001, 16.07.2001-25.08.2001, 03.09.2001-26.10.2001, 19.11.2001-30.12.2001, 19.01.2002-05.03.2002, 18.03.2002-05.05.2002, 17.06.2002-28.07.2002, 06.08.2002-21.10.2002, 06.11.2002-07.01.2002, 03.02.2003-23.05.2003, 04.06.2003-05.08.2003, 01.09.2003-12.10.2003, 20.10.2003-07.12.2003, 15.12.2003-15.02.2004, 01.03.2004-30.04.2004, 16.05.2004-23.06.2004, 28.06.2004-08.08.2004, 06.09.2004-31.10.2004, 11.11.2004-11.01.2005, 22.01.2005-31.03.2005, 12.04.2005-21.06.2005, 01.07.2005-29.07.2005, 08.08.2005 -18.09.2005, 12.09.2005-30.12.2005, 14.01.2006-15.03.2006, 20.03.2006-23.04.2006, 13.05.2006-21.06.2006, 22.06.2006 -02.08.2006, 21.08.2006-27.11.2006, 04.12.2006-18.02.2007, 27.02.2007-11.05.2007, 16.05.2007-20.07.2007, 01.08.2007-25.10.2007, 01.11.2007-28.12.2007, 14.01.2008-01.04.2008, 07.04.2008-02.06.2008, 06.06.2008-10.08.2008, 15.08.2008-17.10.2008, 24.10.2008-10.01.2009, 14.01.2009-22.03.2009, 26.03.2009-16.06.2009, 22.06.2009-22.09.2009, 28.09.2009-20.12.2009, 23.12.2009-07.02.2010, 10.02.2010-07.05.2010, 17.05.2010-17.08.2010, 23.08.2010-07.12.2010, 13.12.2010-28.01.2011, 01.02.2011-15.03.2011, 21.03.2011-01.07.2011, 08.07.2011-28.10.2011, 03.11.2011-28.12.2011, 18.01.2012-13.05.2012, 16.05.2012-25.06.2012, 26.06.2012-07.09.2012, 14.09.2012-24.12.2012, 10.01.2013-16.02.2013, 19.02.2013-06.04.2013, 09.04.2013-22.04.2013, 23.04.2013-08.09.2013, 11.09.2013-26.12.2013, 11.01.2014-19.05.2014, 25.05.2014-17.09.2014, 21.09.2014-08.12.2014, 10.12.2014-26.01.2015, 29.01.2015-17.05.2015, 19.05.2015-22.07.2015, 03.08.2015-21.10.2015, 23.10.2015-28.12.2015, 11.01.2016-22.01.2016, 28.01.2016-17.05.2016, 21.05.2016-10.08.2016, 15.08.2016-16.09.2016, 17.09.2016-18.09.2016, 19.09.2016-27.12.2016, 16.01.2017-16.02.2017, 20.02.2017-21.03.2017, 27.03.2017-22.06.2017, 03.07.2017- 09.07.2017, 09.08.2017-06.10.2017, 21.10.2017-26.11.2017, 08.12.2017-29.12.2017, 21.01.2018-16.03.2018, 07.04.2018-10.06.2018, 23.06.2018-28.07.2018, 01.08.2018-04.09.2018, 09.09.2018-16.11.2018, 13.04.2019-12.06.2019.

Назначить Паздникову Сергею Григорьевичу досрочную страховую пенсию с 21.06.2019г.

Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснение представителя ответчика Жаворонковой Л.И., истца Паздникова С.Г., представителя третьего лица Бобровой С.А., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Паздников С.Г. обратился в суд, указав, что 21.06.2019г. он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением Управления № 362967/19 от 20.09.2019г. в назначении досрочной пенсии на основании п.15 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» отказано со ссылкой на то, что выписке ИЛСЗС за период работы в АО «ОДК-ПМ» с 01.01.1998г. по 31.05.2019г. код льготы 27-15 отсутствует. Истец с данным решением не согласен. 20.07.1982г. он был принят на работу в эксплуатационно-ремонтный цех слесарем-эксплуатационником авиационных двигателей 2-го разряда Пермского производственного объединения «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова, обслуживал авиационные двигатели. Затем 01.10.1982г. был переведён авиационным механиком 3-го разряда, 01. 06.1985г. - авиационным механиком 4-го разряда для обслуживания авиационных двигателей в том же цехе, без изменения условий работы, а 01.10.1997г. в связи с изменением и введением новых тарифных условий была установлена должность авиационного техника 4-го разряда в том же цехе (тождественная специальность и специализация). 01.10.1988г. ему был присвоен 5 разряд авиационного техника. С 01.06.1994г. был переведён уже инженером по эксплуатации авиационных двигателей Пермского производственного объединения «Моторостроитель» им. Я.М.Свердлова (был переименован В АО «Пермские моторы», затем в ОАО «Пермский Моторный завод», в настоящее время АО «ОДК «Пермские моторы, соответственно 31.12.1997г. в трудовой книжке сделана запись об увольнении в связи с переводом в «Пермский Моторный завод» и о принятии в связи с переводом инженером по эксплуатации авиадвигателей). Далее работал без изменения условий работы на том же предприятии (менялись лишь названия подразделений): с 01.04.2006г. – инженером по эксплуатации авиационных двигателей в управлении поддержки заказчика, с 01.01.2003г. переведён авиационным техником, с 01.08.2013г. авиационным техником в отделе сопровождения управления поддержки заказчика. Условия работы не менялись. В периоды работ непосредственно был занят в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов, как гражданской авиации, так и военной авиации в аэродромных условиях, вне ангара, большую часть рабочего времени находится в постоянных командировках для обслуживания авиадвигателей воздушных судов, работает по настоящее время.

Работа по специальности авиационный механик, авиационный техник, инженер по обслуживанию авиационных двигателей проходила и проходит в неотапливаемых помещениях, аэродромах, круглый год, на открытом воздухе. Нахождение в командировке составляет большую часть рабочего времени, в г.Перми нет стационарного рабочего места. Более того, работал в выходные и праздничные дни, т.е. находился вне дома, работал при низких температурах (в дождь, снег, мороз), с мазутом, бензином, авиамаслом (смеси углеводородов), при высоком уровне шума и т.д., в связи с чем ежегодно проходил медицинскую комиссию. Завод им. Я.М. Свердлова, хотя и не относится к предприятиям воинских частей, но относился предприятиям Министерства Авиационной Промышленности СССР (МАП СССР), выпускает двигатели к самолетам, которые используются в подразделениях воинских частей и на предприятиях Министерства обороны РФ и бывшего СССР. Работа подпадает под пункт списка № 459, согласно которого, к должностям, дающим право на льготную пенсию, относятся инженеры и авиационные техники всех наименований на предприятиях летно-испытательных, структурных подразделений воинских частей и предприятий обороны. (Постановление Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением").

С учетом уточнения исковых требований Паздников С.Г просил признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от 23.07.2019г., включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить пенсию с момента обращения

В судебное заседание истец не явился, представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе УПФР в Свердловском районе г.Перми (межрайонное).Выражая несогласие с постановленным по делу решением суда, ответчик указывает на то, что суд фактически установил тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации, что истец работал во вредных условиях труда, при этом суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что работа истца во вредных условиях доказательствами не подтверждена, а право на льготное пенсионное обеспечение связывается исключительно с работами по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет. Суд неправомерно посчитал, что в данном случае вид авиации обслуживаемых истцом воздушных судов юридического значения не имеет. Между тем, материалами отказного пенсионного и гражданского дела подтверждено осуществление истцом работ по оперативному и периодического (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в структурных подразделениях воинских частей на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродромов.

Судом не дана оценка, не указаны мотивы, по которым доводы Управления отклонены, в отношении отсутствия подтверждения занятости истца в особых условиях труда самим работодателем АО ОДК-ПМ. Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета работа Паздникова С.Г. работодателем отражена без указания на особые условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а с 01.01.2013 года без уплаты дополнительного тарифа страховых взносов.

Принимая во внимание исключительно записи в трудовой книжке истца и документы, не являвшееся предметом рассмотрения Управления, неверно интерпретируя сведения ИЛС, суд проигнорировал ст.ст.60,67 ГПК РФ, не дал оценку указанным обстоятельствам.

В целом ответчик просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях, поступивших в судебную коллегию, истец указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы ответчика и просит оставить решение суда без изменения.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), заслушав объяснение представителя ответчика Жаворонковой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Паздникова С.Г., представителя третьего лица Бобровой С.А., поддержавших письменные возражения по доводам ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

На основании пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В соответствии с п. 3 названного Постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в п. п. 13 - 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения п. п. 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 года N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 года и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002 года.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; также в нем указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Постановлением Совета Министров СССР N 1412 от 11 декабря 1987 года утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.

В соответствии с п. 1 указанного Положения пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Согласно разъяснениям по применению Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Совета Министров СССР от 11.12.1987 года N 1412, Министерством социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 31.01.1989 года N 1-18-И при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской СССР и Министерством авиационной промышленности СССР (Приложения N 1, N 2, N 3).

Приложением N 3 к вышеназванному инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 года предусмотрен Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Принимая во внимание, что в Список от 04.09.1991 года N 459 профессии включены под общим наименованием (авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также должен применяться Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов.

Списком N 459 от 04.09.1991 и Перечнем N 1-18-И фактически признается тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской, экспериментальной и государственной авиации, при этом Списком N 459 виды авиации не уточняются.

Согласно п. 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 года N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

В силу приведенных правовых норм, условием назначения досрочной пенсии работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является наличие у них не менее 20 лет работы по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, при наличии общего стажа работы в гражданской авиации не менее не менее 25 лет.

Как установлено судом первой инстанции и следует из дела, 21.06.2019г. Паздников С.Г. обратился в ГУ УПФР в Свердловском районе г.Перми с заявлением о назначении пенсии по п.15 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в Свердловском районе г.Перми от 23.07.2019г. Паздникову С.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в решении указано, что в выписке из ИЛСЗЛ за период работы в АО ОДК-ПМ с 01.01.1998г. по 31.05.2019г. код льготы 27-15 отсутствует (л.д.19).

Из трудовой книжки Паздникова С.Г. следует, что 20.07.1982г. он принят в ППО Моторостроитель в эксплуатационно-ремонтный цех слесарем-эксплуатационником 2 разряда, 01.10.1982г. переведен слесарем-эксплуатационником 3 разряда, 01.10.1982г. переведен авиационным механиком 3 разряда, 01.06.1985г. присвоен 4 разряд авиационного техника (механика), 01.10.1987г. в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда установлена должность авиационного техника 4 разряда, 01.10.1988г. присвоен 5 разряд авиационного техника, инженером по эксплуатации авиационных двигателей, ППО Моторостроитель преобразовано в АООТ Пермские моторы, 01.06.1994г. переведен инженером по эксплуатации авиадвигателей, 01.04.1996г. переведен в отдел эксплуатации инженером по эксплуатации авиадвигателей, 31.12.1997. уволен по переводу в ОАО Пермский моторный завод, 01.01.1998. принят в порядке перевода в отдел эксплуатации инженером по эксплуатации авиационных двигателей, 01.04.2000г. переведен в управление поддержки заказчика инженером по эксплуатации авиационных двигателей, 01.01.2003г. переведен авиационным техником, 01.08.2013г. переведен в отдел сопровождения эксплуатации АД управления поддержки заказчика авиационным техником, ОАО Пермский моторный завод переименовано в АО ОДК-Пермские моторы, 01.06.2019г. переведен в отдел сопровождения эксплуатации авиационных двигателей бюро технического обслуживания потребителей авиационных двигателей авиационным техником по планеру и двигателям 8 разряда, работает по настоящее время (л.д.20-21).

Согласно приказу по цеху 55 ППО Моторостроитель от 10.01.1983г. № С4-247 изменено название рабочей профессии слесарь-эксплуатационник 4, 5 и 6 разрядов на профессию авиационного техника соответствующего разряда, изменено название рабочей профессии слесарь-эксплуатационник 2 и 3 разряда на профессию авиационного механика соответствующего разряда (л.д.118).

Согласно приказу по цеху 55 завода им Я.М.Свердлова от 10.01.1983г. № С4-247 для приведения соответствие с ЕТКС слесаря-эксплуатационника переименовать а авиационного техника с 01.01.1983г. (л.д.119).

Из справки АО ОДК-Пермские моторы от 11.10.2017г. следует, что Паздников С.Г. работал слесарем-эксплуатационником с 20.08.1982г. по 31.12.1982г., авиационным техником с 01.01.1983г. по 30.12.1997., инженером по эксплуатации авиационных двигателей с 01.01.19998г. по 31.12.2002г., с 01.01.2003г. авиационным техником по настоящее время. На основании распоряжения директора (командировочное удостоверение) непосредственно в течение полного рабочего дня был занят на работах по оперативному и гарантийному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской и военной авиации на стоянках для самолётов, находясь в указанное время в командировках. Стационарного рабочего места Паздников С.Г. не имел и до настоящего времени не имеет. За время нахождения в командировках в указанный период Паздникову С.Г. начислялась доплата к зарплате за вредные условия в размере 8% тарифной ставки, а также предоставлялся дополнительный отпуск из расчета один календарный день за один календарный месяц нахождения в командировке. В связи с наличием в работе вредных факторов: смесь углеводородов, ультразвук (контактная передача), производственный шум высокого уровня, работа в условиях низких температур, Паздников С.Г. проходил ежегодный медосмотр, связанный с вредными условиями (л.д.22).

Согласно справке АО ОДК-Пермские моторы от 20.06.2019г. № 720/42б (л.д.23) Паздников С.Г. работал в цехе полевого ремонта (ЦПР) Пермского производственного объединение Моторостроитель им.Я.М.Свердлова (в настоящее время Управление поддержки Заказчика АО ОДК-Пермские моторы) авиационным техником с 26.04.1986г. по 31.05.1994г., инженером по эксплуатации авиационных двигателей с 01.06.1994г. по 31.03.1997г. и на основании распоряжения директора (командировочное удостоверение) непосредственно в течение полного рабочего дня был занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в структурных подразделениях воинских частей на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродромов, находясь в указанное время в командировках, в том числе и в районах крайнего севера и местностях, приравненных к районам крайнего севера.

Паздников С.Г. работал в цехе полевого ремонта (ЦПР) Пермского производственного объединение Моторостроитель им.Я.М.Свердлова (в настоящее время Управление поддержки Заказчика АО ОДК-Пермские моторы) инженером по эксплуатации авиадвигателей с 01.04.1997г. по 31.12.2002г., авиационным техником с 01.01.2003г. по настоящее время.

Из служебной записки от 10.09.2020г., составленной начальником Управления поддержки Заказчика АО «ОДК-Пермские моторы», следует, что Управление в соответствии с Положением № 055.309-2016 от 29.12.2016г. «Об Управлении поддержки Заказчика», утвержденным управляющим директором АО «ОДК-Пермские моторы», осуществляет комплекс мероприятий, включающих гарантийное и техническое обслуживание, техническое сопровождение по поддержанию летной готовности, выпускаемых и ремонтируемых авиационных двигателей в эксплуатирующих организациях Военно-Космических сил Министерства обороны РФ, гражданской авиации. Для обеспечения вышеуказанной деятельности, специалисты Управления поддержки Заказчика командируются в места дислокации организации, эксплуатирующих двигателей АО «ОДК-Пермские моторы» на постоянной основе. Паздников С.Г., стаж работы в Управлении более 38 лет, работал в цехе полевого ремонта (ЦАР) Пермского производственного объединения Моторостроитель им.Я.М.Свердлова (в настоящее время Управление поддержки Заказчика АО ОДК-Пермские моторы) в периоды и на должностях, указанных в выданных ему справках № 720/42а и № 72-/42б от 20.06.2019г. Командируясь непосредственно в эксплуатирующие организации войсковых частей, Паздников С.Г. в течение полного рабочего дня осуществлял работы по оперативному техническому (гарантийному) обслуживанию авиационных двигателей непосредственно на открытых стоянках самолетов в условиях аэродромов в самых различных районах страны. В связи с наличием в работе вредных факторов Паздникову С.Г.начисляется доплата к зарплате за вредные условия труда в размере 8% тарифной ставки, что подтверждается расчетными ведомостями, и предоставляется дополнительный отпуск до 14 календарных дней в году, отраженный в личной карточке работающего формы ОК-1-3.Паздников С.Г.ежегодно проходил медицинский осмотр, связанный с вредными условиями труда. Условия и характер выполняемых Паздниковым С.Г.работ с 26.04.1986г. по 12.06.2019г. остались без изменений. Стационарного рабочего места на территории предприятия АО «ОДК-Пермские моторы»Паздников С.Г. за период с 26.04.1986г. по 12.06.2019г. в связи с разъездным характером работы, не имел (л.д.127).

Удовлетворяя требования истца, суд, проанализировав представленные доказательства и принимая во внимание установленные фактические обстоятельства по делу, пришел к выводу, что Паздников С.Г., находясь в спорные периоды времени в командировках, работал авиационным техником и инженером по эксплуатации авиационных двигателей, в течение полного рабочего дня был занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в структурных подразделениях воинских частей на стоянках для самолётов и других открытых площадках аэродромов, т.е. работал в должности, прямо предусмотренной Списком.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, оцененным судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и установил, что в спорный период работы истец, работая в должности авиационного техника, был занят полный рабочий день на работах по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов, то есть, в должности, прямо предусмотренной Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.

При этом суд обоснованно принял во внимание подпункт "з" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665, в соответствии с которым при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, учитывается соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны, МВД и КГБ (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Под аэродромным обслуживанием судов понимается техническое обслуживание, включая текущий ремонт воздушных судов на стоянках, площадках для самолетов и в специальных помещениях, расположенных на территории аэродрома, с использованием соответствующих сооружений и оборудования. В этой связи право на досрочную страховую пенсию по старости имеют соответствующие работники предприятий, воинских частей, научно-исследовательских учебных заведений авиации и других организаций, имеющих аэродромы, занятых полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках самолетов и других открытых площадках аэродромов.

При этом, оценитвая доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия отмечает, что направление в командировку в воинские части не влечет оснований для отказа в исчислении специального стажа для гражданской авиации, поскольку предприятие, на котором трудился истец, является гражданским предприятием и производит двигатели в том числе для гражданской авиации.

Всего стаж в гражданской авиации у Паздникова С.Г. составляет более 25 лет, с 1989 года.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные период работы истца подлежат зачету в специальный стаж.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, в том числе трудовой книжки истца, архивных справок, подтверждающих непосредственную работу истца по техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день в аэродромных условиях вне специально оборудованных помещений.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что спорный период не может быть включен в специальный стаж, поскольку специальный стаж работы после регистрации граждан в качестве застрахованных лиц, подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а сведения работодателем представлены без кода льгот. Данные доводы ответчика отклоняются судебной коллегией.

Судебная коллегия отмечает, что факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии иных доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца, не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж. Необходимо учесть, что обязанность подачи сведений в силу действующего законодательства лежит на работодателе и не может быть поставлена в вину истцу при оценеке его пенсионных прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.

Поскольку в период после 01 января 2013 года Паздников С.Г. места работы и характер трудовой деятельности не менял, а судом апелляционной инстанции в последовательных действиях АО «ОДК-Пермские моторы» установлено ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж, признаются необоснованными и отклоняются.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199,328 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

Определила:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: