ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Фурсов В.Н.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-146/2021
УИД: 04RS0015-01-2021-000285-78
пост. 17.08.2021 г.
дело № 33-30673/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 октября 2021 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Вагановой Е.С.,Базарова В.Н.
при секретаре Ангушевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Сибири» к Телковой Елизавете Лазаревне о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, по апелляционной жалобе ответчика на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ПАО «Россети Сибири» удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологичского присоединения к электрическим сетям от ..., заключенный между ПАО «Россети Сибири» и Телковой Е.Л. Взыскать с Телковой Е.Л. государственную пошлину в пользу истца в размере 6000 руб.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ПАО «Россети Сибири» обратилось в суд с иском к Телковой Е.Л. о расторжении заключенного между сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ... года N ... (далее - договор технологического присоединения), возмещении судебных расходов, указав в обоснование требований, что истец как сетевая организация по условиям данного договора принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ответчика, находящихся по адресу:<...>.На письмо в адрес Бурятского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о выдаче согласования строительства объектов энергетики в охранной зоне метеостанции получен ответ об отказе в согласовании строительства. В связи с невозможностью исполнения мероприятий, необходимых для технологического подсоединения электроустановок ответчика Телковой Е.Л. направлено письмо о расторжении договора. Ссылаясь на указанное обстоятельство и отказ ответчика в добровольном порядке расторгнуть договор и компенсировать фактические затраты, истец просил расторгнуть договор технологического присоединения в судебном порядке.
Представитель истца в суд не явился.
Представитель истца по доверенности Телков Л.С. возражал против иска, ссылаясь на неисполнение истцом условий договора. ПАО «Россети Сибири» не приняло мер по разрешению вопроса, не рассмотрело иные способы технологического присоединения к сети объекта. Указывает, что планировавшаяся линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем на ее возведение ограничения не распространяются.
В апелляционной жалобе Телковой Е.Л. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления, как незаконного.
В суд апелляционной инстанции Телкова Е.Л. повторно не явилась, извещена надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщала, не ходатайствовала об отложении дела слушанием.
Представитель истца Гомбоев Б.В. возражал против отмены решения по доводам жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом, суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Телкова Е.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером:..., расположенного по адресу:<...>.
... г. между ПАО "Россети Сибири» и Телковой Е.Л. заключен договор технологического присоединения.
По условиям данного договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя <...>, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надежности - третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0,4 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств - 0 кВт.
Согласно пункту 3 указанного договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта.
Технические условия N ... для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора присоединения и приведены в приложении к договору. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения данного договора (пункт 12). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 13).
25.12.2020 г. истец обратился с заявлением в ЦГСМ-филиал ФГБУ Забайкальского УГМС о согласовании плана трассы проектируемой <...> по земельному участку с кадастровым номером ..., на котором расположена метеостанция по <...>. Из ответа начальника Бурятского ЦГМС от ... г. следует о невозможности строительства линий электропередач в охранной зоне метеостанции в связи с нарушением прав ФБГУ «Забайкальское УГМС» ввиду оказания существенного влияния на точность измерений и обременении земельного участка с кадастровым номером ....
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что у ПАО "Россести Сибири" отсутствует возможность исполнения обязательств по договору технологического присоединения в силу объективных причин, не зависящих от обязанной стороны, которые последняя не может преодолеть после их возникновения, поскольку не имеет установленной законом возможности влиять на характер принимаемых Бурятским ЦГСМ решений. Суд также сослался на то, что земельный участок, принадлежащий Телковой Е.Л., полностью входит в охранную зону метеорологической станции, представляющую собой окружность радиусом 200 метров,что свидетельствует об объективной невозможности технологического присоединения к устройствам на земельном участке ответчика.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор может быть расторгнут судом при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (здесь и далее - в редакции от 21 декабря 2018 г., далее - Правила присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил присоединения).
Следовательно, на истце лежала обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению.
В данном случае, 25.12.2020 г. истец обратился с заявлением в ЦГСМ-филиал ФГБУ Забайкальского УГМС о согласовании плана трассы проектируемой <...> и получил ответ о невозможности подключения.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиям использования территорий относятся в том числе охранные, санитарно-защитные зоны, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 13 Закона о гидрометеорологической службе в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (пункты 3 и 6).
Пункт 3 названного постановления предусматривает, что земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей), и устанавливает требования к их использованию, в соответствии с которыми в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается: возводить любые здания и сооружения; сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта; высаживать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей; устраивать стоянки автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов; сооружать причалы и пристани; перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов; бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы; выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений (подпункт "а"); в охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы, указанные в подпункте "а" данного пункта, могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции. Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Госстроем СССР (в части проектирования и строительства) поручено установить в 6-месячный срок порядок выполнения работ, указанных в подпункте "а" этого пункта, в пределах охранных зон гидрометеорологических станций (подпункт "б").
Из буквального толкования данных положений следует, что возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке и препятствует осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Вопреки доводам жалобы, вопрос о нахождении земельного участка истца, примыкающего к метеоплощадке, в границах охранной зоны территории, подтвержден объективно. В данном случае, границы земельного участка под строительство жилого дома вплотную прилегают к границам метеоплощадки. Нахождение земельного участка истца на расстоянии менее чем 200 метров от земельного участка охранной зоны метеостанции, подтверждено материалами дела и истцом в рамках настоящего спора не опровергается.
Указанное подтверждено помимо материалов дела и пояснениями допрошенной судом апелляционной инстанции представителя Бурятского ЦГМС-филиала ФГБУ «Забайкальское УГМС» по доверенности ФИО11 представив публичную кадастровую карту земельного участка, пояснила, что план трассы линии электропередачи к земельному участку истца не может быть согласован, поскольку он находится в охранной зоне, непосредственно примыкая к метеоплощадке, в связи с чем возникает угроза предоставления недостоверных сведений. Несмотря на это, администрация района, вывела указанные земли из состава земель сельхозназначения и продала участки в 2016-2017 годах гражданам, которым было заведомо известно о наличии метеостанции на берегу озера Байкал и существующих ограничениях.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования обоснованны, поскольку планируемое ответчиком строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <...> с учетом приведенных в уведомлении параметров противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего деятельность стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, и нарушает требование об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне, препятствует получению достоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: